Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 10.01.2015. Последняя правка: 08.01.2015.
Просмотров - 5719

Проблемы формирования современной налоговой системы

Фролова Ксения Владимировна

лф ранхигс

студент

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономический наук, доцент, ЛФ РАНХиГС


Аннотация:
Данная статья просвещенна проблемам формирования современной налоговой системы Российской Федерации. На основе анализа динамики налоговых доходов, предложены пути решения существующих проблем современной налоговой системы.


Abstract:
This article id dedicated to the problems of the formation of a modern tax system of the Russian Federation. Based on the analysis of the dynamics of tax revenues, the ways of solving the existing problems of the modern tax system.


Ключевые слова:
Налог; консолидированный бюджет; государство.

Keywords:
tax; consolidated budget; the state.


УДК 336.2 

В условиях сложившегося формата рынка и финансирования общественного развития налоговая система выступает не только в качестве источника для выполнения государством своих функций, но и является основой механизма государственного регулирования народного хозяйства страны. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса государства в целом во многом зависит от того, насколько грамотно и обосновано построена ее налоговая система.

Если проследить динамику налоговых доходов в бюджетах различных уровнях, то можно выделить следующие основные позиции.

Формирование всех доходов консолидированного бюджета в 2013 г. на 79 % обеспечено за счет поступления налога на добычу полезных ископаемых – 23 %, налога на доходы физических лиц – 22 %, налога на прибыль – 18 % и налога на добавленную стоимость – 16 %. В 2012 г. совокупная доля указанных налогов составляла 81 %.

В федеральный бюджет в 2013 г. поступило 5 368,0 млрд руб., что на 3,9 % больше, чем в 2012 г. В общей сумме администрируемых федеральной налоговой службой  России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 47 %, налог на добавленную стоимость – 35 %, акцизов – 9 %, налога на прибыль организаций – 7 %.

В 2012-2013 гг. более 89 % поступлений доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ формировались за счет четырех доходных источников: налога на доходы физических лиц; налога на прибыль организаций; акцизов; налога на имущество организаций.

Анализируя динамику налоговых доходов, можно сделать вывод, что в 2012-2013 гг. наибольший удельный вес в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет НДФЛ (39-42 %), на втором месте находится налог на прибыль (34-29 % соответственно).

На третьем месте налог на имущество организаций (9-10 %), а на четвертом месте акцизы (7,5-8 %). В 2013 г. ситуация не изменилась.

Следует отметить, что в 2012-2013 гг. более 85 % поступлений доходов местных бюджетов РФ формировались за счет трех доходных источников:  налога на доходы физических лиц, земельного налога,  налога на имущество физических лиц.

На основании проведенного анализа можно выделить следующие проблемы, присущие современной налоговой системе России:

-     действующая налоговая система носит исключительно фискальный характер, что сдерживает реализацию иных функций налогов, в особенности стимулирующей и регулирующей;

-     очевидна неблагоприятная шкала ставок подоходного налога с физических лиц;

-     контроль за собираемостью налоговых платежей не эффективен, следствием чего  неполучение налоговой системой  от 30 до 50 % налоговых платежей.

-     современная система льгот также требует пересмотра;

-     частые поправки налогового законодательства и ставок налогообложения  не содействуют долгосрочному вложению капиталов и развитию экономики.

-     за муниципальными бюджетами и бюджетами субъектов РФ закреплены налоги, не имеющие необходимого фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15-20 % всех доходов консолидированных бюджетов регионов. Это вызывает потребность регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

Не стоит забывать, что налоговая система должна быть не просто совокупностью налогов и сборов, а именно системой. Это означает, что ее основой должна выступать совокупность взаимосбалансированных налоговых платежей. Конечно добиться этого непросто, но это единственно возможный путь превратить налоговую систему России из набора платежей и сборов  в действенную и упорядоченную систему.

На современном этапе функционирования налоговой системы все еще не созданы необходимые условия для реализации таких важных принципов, как гибкость, стабильность и многосубъектность присвоения. Это вызвано следующими факторами:

1) большая часть налогов, сборов и других обязательных платежей по-прежнему аккумулируется в бюджете страны;

2) перераспределение подавляющей части финансовых ресурсов государства проводится в централизованном порядке, что существенно снижает инициативу местных органов в формировании локальной налоговой политики;

3) регулярное изменение нормативов отчислений по регулирующим налогам нарушает принцип стабильности и соответственно заинтересованности местных органов в предоставлении системы льгот и скидок для предприятий.

Следовательно, предпосылкой для реализации на практике важнейших принципов налоговой системы должно стать рациональное распределение системы налогов, сборов и иных обязательных платежей между государственным бюджетом и местными бюджетами. Стабильность налоговой системы должна быть обеспечена стабильностью законодательной базы, посредством которой происходит регулирование элементов налогообложения, влияющих на распределение и перераспределение ресурсов не только между экономическими субъектами и государством, но и между бюджетами разных уровней. Важной экономической предпосылкой для реализации принципа многосубъектности присвоения, в налоговой системе России будет и повышение экономического уровня развития отсталых регионов страны за счет увеличения инвестиций, что позволит повысить их налоговый потенциал.

Таким образом, выполнив анализ налоговых поступлений системы, определены проблемы и выработаны направления совершенствования современной налоговой системы России.

Первое, к чему следует стремиться при формировании новой налоговой системы – это  ее преемственность и стабильность. Это гораздо важнее, чем налоговые эксперименты с заранее неопределенным результатом.

Учитывая кризисные явления в экономике, происходит перекос в стороны налогообложения бизнеса, что недопустимо в рыночной экономике. В связи с этим следует произвести изменение методологического подхода при определении облагаемой базы для исчисления налога на прибыль, предполагающее исключение из налоговой базы расходов, связанных с предпринимательской деятельностью;

Кроме того реформирования требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. На данный момент основные обсуждаемые пути повышения фискальной эффективности НДС следующие:

-     отмена возмещения НДС из бюджета;

-     изменение методологии расчета налоговой базы по НДС;

-     введение механизма электронных счетов-фактур;

-     введение системы регистрации плательщиков НДС;

-     введение специальных НДС-счетов.

Таким образом, современная налоговая система России не удовлетворяет потребностям экономического развития страны и требует её реформирования. Для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить изменения как в целом, так и в отдельные  элементы налоговой системы, которые способствуют  более полному развитию экономики государства. 

Библиографический список:

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/ (дата обращения 04.01.2015).
2. Трунин И. Нужна ли отмена НДС в России? // Вопросы экономики, 2008. № 9. С.44-49.




Рецензии:

15.01.2015, 21:47 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Уважаемые авторы, статья написана четко и последовательно. Выводы и предложения сделаны на основе предварительного анализа поступлений бюджета страны по данным статистики, все доступно изложено.Замечаний нет. Рекомендую к изданию. Спасибо.

18.01.2015, 17:23 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх