лф ранхигс
студент
Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономический наук, доцент, ЛФ РАНХиГС
УДК 336.2
В условиях сложившегося формата рынка и финансирования общественного развития налоговая система выступает не только в качестве источника для выполнения государством своих функций, но и является основой механизма государственного регулирования народного хозяйства страны. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса государства в целом во многом зависит от того, насколько грамотно и обосновано построена ее налоговая система.
Если проследить динамику налоговых доходов в бюджетах различных уровнях, то можно выделить следующие основные позиции.
Формирование всех доходов консолидированного бюджета в 2013 г. на 79 % обеспечено за счет поступления налога на добычу полезных ископаемых – 23 %, налога на доходы физических лиц – 22 %, налога на прибыль – 18 % и налога на добавленную стоимость – 16 %. В 2012 г. совокупная доля указанных налогов составляла 81 %.
В федеральный бюджет в 2013 г. поступило 5 368,0 млрд руб., что на 3,9 % больше, чем в 2012 г. В общей сумме администрируемых федеральной налоговой службой России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 47 %, налог на добавленную стоимость – 35 %, акцизов – 9 %, налога на прибыль организаций – 7 %.
В 2012-2013 гг. более 89 % поступлений доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ формировались за счет четырех доходных источников: налога на доходы физических лиц; налога на прибыль организаций; акцизов; налога на имущество организаций.
Анализируя динамику налоговых доходов, можно сделать вывод, что в 2012-2013 гг. наибольший удельный вес в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет НДФЛ (39-42 %), на втором месте находится налог на прибыль (34-29 % соответственно).
На третьем месте налог на имущество организаций (9-10 %), а на четвертом месте акцизы (7,5-8 %). В 2013 г. ситуация не изменилась.
Следует отметить, что в 2012-2013 гг. более 85 % поступлений доходов местных бюджетов РФ формировались за счет трех доходных источников: налога на доходы физических лиц, земельного налога, налога на имущество физических лиц.
На основании проведенного анализа можно выделить следующие проблемы, присущие современной налоговой системе России:
- действующая налоговая система носит исключительно фискальный характер, что сдерживает реализацию иных функций налогов, в особенности стимулирующей и регулирующей;
- очевидна неблагоприятная шкала ставок подоходного налога с физических лиц;
- контроль за собираемостью налоговых платежей не эффективен, следствием чего неполучение налоговой системой от 30 до 50 % налоговых платежей.
- современная система льгот также требует пересмотра;
- частые поправки налогового законодательства и ставок налогообложения не содействуют долгосрочному вложению капиталов и развитию экономики.
- за муниципальными бюджетами и бюджетами субъектов РФ закреплены налоги, не имеющие необходимого фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15-20 % всех доходов консолидированных бюджетов регионов. Это вызывает потребность регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.
Не стоит забывать, что налоговая система должна быть не просто совокупностью налогов и сборов, а именно системой. Это означает, что ее основой должна выступать совокупность взаимосбалансированных налоговых платежей. Конечно добиться этого непросто, но это единственно возможный путь превратить налоговую систему России из набора платежей и сборов в действенную и упорядоченную систему.
На современном этапе функционирования налоговой системы все еще не созданы необходимые условия для реализации таких важных принципов, как гибкость, стабильность и многосубъектность присвоения. Это вызвано следующими факторами:
1) большая часть налогов, сборов и других обязательных платежей по-прежнему аккумулируется в бюджете страны;
2) перераспределение подавляющей части финансовых ресурсов государства проводится в централизованном порядке, что существенно снижает инициативу местных органов в формировании локальной налоговой политики;
3) регулярное изменение нормативов отчислений по регулирующим налогам нарушает принцип стабильности и соответственно заинтересованности местных органов в предоставлении системы льгот и скидок для предприятий.
Следовательно, предпосылкой для реализации на практике важнейших принципов налоговой системы должно стать рациональное распределение системы налогов, сборов и иных обязательных платежей между государственным бюджетом и местными бюджетами. Стабильность налоговой системы должна быть обеспечена стабильностью законодательной базы, посредством которой происходит регулирование элементов налогообложения, влияющих на распределение и перераспределение ресурсов не только между экономическими субъектами и государством, но и между бюджетами разных уровней. Важной экономической предпосылкой для реализации принципа многосубъектности присвоения, в налоговой системе России будет и повышение экономического уровня развития отсталых регионов страны за счет увеличения инвестиций, что позволит повысить их налоговый потенциал.
Таким образом, выполнив анализ налоговых поступлений системы, определены проблемы и выработаны направления совершенствования современной налоговой системы России.
Первое, к чему следует стремиться при формировании новой налоговой системы – это ее преемственность и стабильность. Это гораздо важнее, чем налоговые эксперименты с заранее неопределенным результатом.
Учитывая кризисные явления в экономике, происходит перекос в стороны налогообложения бизнеса, что недопустимо в рыночной экономике. В связи с этим следует произвести изменение методологического подхода при определении облагаемой базы для исчисления налога на прибыль, предполагающее исключение из налоговой базы расходов, связанных с предпринимательской деятельностью;
Кроме того реформирования требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. На данный момент основные обсуждаемые пути повышения фискальной эффективности НДС следующие:
- отмена возмещения НДС из бюджета;
- изменение методологии расчета налоговой базы по НДС;
- введение механизма электронных счетов-фактур;
- введение системы регистрации плательщиков НДС;
- введение специальных НДС-счетов.
Таким образом, современная налоговая система России не удовлетворяет потребностям экономического развития страны и требует её реформирования. Для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить изменения как в целом, так и в отдельные элементы налоговой системы, которые способствуют более полному развитию экономики государства.
Рецензии:
15.01.2015, 21:47 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Уважаемые авторы, статья написана четко и последовательно. Выводы и предложения сделаны на основе предварительного анализа поступлений бюджета страны по данным статистики, все доступно изложено.Замечаний нет. Рекомендую к изданию. Спасибо.
18.01.2015, 17:23 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий