Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 20.01.2015. Последняя правка: 20.01.2015.
Просмотров - 4881

Совершенствование финансового механизма стимулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь

Климова Наталья Петровна

магистр экономических наук

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

ассистент, кафедра финансов и кредита

Научный руководитель: Короткевич Алексей Иванович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой банковской экономики Белорусского государственного университета


Аннотация:
В статье говорится о необходимости государственного стимулирования инновационной деятельности и о возможных направлениях совершенствования такого стимулирования в Республике Беларусь. Показаны преимущества методов косвенного стимулирования над прямым государственным финансированием инноваций.


Abstract:
In article it is told about need of the state stimulation of innovative activity and about the possible directions of improvement of such stimulation in Republic of Belarus. Advantages of methods of indirect stimulation over direct public financing of innovations are shown.


Ключевые слова:
инновации; исследования и разработки; стимулы; косвенное стимулирование; прямое стимулирование; налоговое стимулирование; инновационная активность; инновационное развитие.

Keywords:
innovations; researches and development; incentives; indirect stimulation; direct stimulation; tax incentives; innovative activity; innovative development.


УДК 338.246.027.2

Общеизвестно, что роль инноваций в экономическом развитии велика, инновационное развитие не только повышает конкурентоспособность отечественной экономики, но и оказывает значительное влияние на уровень жизни в стране. Поэтому развитие инновационной деятельности давно является одним из национальных приоритетов. Влияние инноваций на рост экономики нельзя отрицать. Так, по данным Всемирного экономического форума[1], выделяется три стадии роста экономики страны за счет факторов конкурентоспособности:
1. Рост за счет базовых факторов (увеличение количества экономических институтов, улучшение инфраструктуры, налаживание макроэкономических связей, улучшение в области базового образования и конкурентоспособности).
2. Рост экономики за счет усиления эффективности (увеличение рынков сбыта, улучшение технологической оснащенности, развитие финансового рынка, содействие развитию высшему и профессиональному образованию, рост эффективности на рынке товаров и рынке труда).
3. Рост экономики за счет инноваций (внедрение новых бизнес-технологий, инновационной продукции, услуг). На третьей стадии роста экономики поддержание высоких доходов населения возможно только за счет производства новых и уникальных товаров.

По данным Всемирного экономического форума[1], переход от стадии два к третьей стадии происходит тогда, когда ВВП в среднем на душу населения за год превышает 9 -17 тыс. долл. США. Свидетельством того, что экономика страны находится на третьей стадии роста является то, что ВВП на душу населения составляет свыше 17 тыс. долл. США. Тенденция изменения данного показателя в Республике Беларусь представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Прогноз перехода экономики Республики Беларусь в стадию экономического роста за счет инноваций по критерию изменения показателя ВВП на душу населения 

     Согласно данным рисунка 1, начало перехода экономики Республики Беларусь в стадию инновационного роста возможно в 2017 году. К этому периоду необходимо подготовить базу – законодательную, технологическую, финансовую.Значительное внимание необходимо уделить вопросам финансирования и стимулирования инновационной деятельности.
     Ограниченные финансовые возможности отечественных предприятий, обусловленные отсутствием собственных финансовых ресурсов вследствие низкой конкурентоспособности продукции, низкой рентабельности продаж, а также дороговизной заемных средств в условиях экономического кризиса, инфляционных процессов, а также неразвитостью финансового сектора, не только сдерживают инновации, но и препятствуют экспортной деятельности субъектов хозяйствования. В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей республики в настоящее время является развитие системы стимулирования создания инновационных разработок и повышения эффективности использования инноваций в производстве в целях повышения конкурентоспособности белорусской продукции как на внутренних, так и на мировых рынках.
     Меры государственного стимулирования инновационной деятельности принято условно делить на две группы стимулов: прямые и косвенные.
     Прямое стимулирование инновационной деятельности заключается в непосредственном финансировании исследований, разработок, конкретных инновационных проектов за счет средств государственного бюджета или внебюджетных фондов (Белорусского инновационного фонда или инновационных фондов министерств и ведомств), предоставление грантовой помощи как производителям (предприятиям), так и разработчикам (научному персоналу). Также к мерам прямого стимулирования можно отнести осуществление инновационных проектов или выпуск инновационной продукции по государственным заказам. В рамках правительственных программ финансовые ресурсы распределяются либо прямо в целевые предприятия (программно-целевые методы) – через находящиеся под государственным управлением инвестиционные фонды или занимающиеся присуждением грантов организации, либо опосредованно – через специально отобранных посредников, таких как фонды венчурного капитала, инновационные фонды, инкубаторы и организации по трансферу технологий (административные методы).
    Косвенное стимулирование заключается в создании благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, предполагающих предоставление экономических, финансовых или административных преимуществ для инноваторов. 
        Меры косвенного стимулирования можно условно разделить на две группы мер:
     1) Финансово-экономическое стимулирование. Данная группа мер включает в себя: – Политику в области ценообразования. Например, снятие каких-либо ограничений при формировании цены на инновационную продукцию или услугу, или наоборот, установление предельных цен или норм рентабельности на сырье, материалы, использующиеся при производстве инновационной продукции. К данной группе мер можно также отнести политику по отнесению инновационных расходов на себестоимость производимой продукции в пределах установленных норм. 
     – Налоговую политику. Включает в себя широкий арсенал мер, представленный налоговыми скидками, вычетами, изъятиями, кредитами, каникулами и т.д., направленных на снижение налоговой нагрузки на предприятие-инноватора и высвобождение у него финансовых ресурсов, которые, как правило, имеют целевую направленность.
 
     – Амортизационную политику. Амортизационная политика направлена на стимулирование модернизации основного капитала путем предоставления более широких возможностей ускорения или замедления отнесения сумм инвестиционных расходов на себестоимость посредством использования инвестиционного вычета или методов нелинейного начисления амортизации.
 
     – Политику в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленную на стимулирование экспорта инновационной и высокотехнологичной продукции, создание особых льготных условий при ввозе высокотехнологичного зарубежного оборудования, используемого при создании инноваций (для проведения исследований или непосредственного производства инновационной продукции), а также на защиту внутреннего рынка посредством установления особых ввозных тарифов или использования нетарифных мер, таких как сертификация, квотирование, лицензирование и т.д. (например, квотирование импорта по определенным видам инновационной продукции в целях создания конкурентах преимуществ для отечественных товаров).
     Отдельно следуют выделить такие общеэкономические меры стимулирования, как политика в области заработной платы, содействие занятости в научно-инновационной сфере.
     2) создание организационно-правовых условий: – содействие развитию благоприятной инновационной инфраструктуры; – меры, направленные на поддержание благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвестиций; – совершенствование законодательства в инновационной и инвестиционной сферах, формирование и реализация государственных инновационных программ, совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности и т.д.Можно выделить следующие преимущества косвенных методов стимулирования:
     1) обеспечивают автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений разработок и исследований и их реализацию;
     2) не создают искусственно поддерживаемого государством рынка инноваций и знаний, которые не всегда эффективны;
     3) реализация косвенных методов гораздо менее перегружена бюрократическими препонами развития инновационной деятельности, чем прямые методы;
     4) получаемые компаниями льготы являются результатом их собственных усилий;
     5) обеспечивают единый подход к стимулированию инновационной деятельности в различных секторах экономики.
     Большинство ученых сходится во мнении, что косвенные стимулы в условиях развивающейся экономики и нестабильной экономической ситуации в целом, являются более приемлемыми, выгодными и действенными. По мнению Л. Э. Миндели, значение косвенных методов государственной поддержки определяется, прежде всего, тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, и в то же время им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. [3, с.127]. В. Р. Тугушева и  Р. Р. Юняева также отмечают, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных вливаний по сравнению с прямым финансированием[4].
     Более глубокий анализ мер так называемого прямого и косвенного стимулирования показал, что данное деление весьма условно. Так, например, Н. Ю. Криворучко относит меры в области совершенствования инфраструктуры и нормативно-правовой базы к мерам косвенной поддержки[2], а Л.Э. Миндели относит формирование  государственной  инновационной инфраструктуры к прямым мерам поддержки[3].
     По нашему мнению, спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций малорезультативны, государственная инновационная политика должна носить комплексный и взаимосвязанный характер.
     Зарубежная практика свидетельствует, что в условиях нестабильных экономических систем, характеризующихся высоким уровнем инфляционных процессов и их сильного влияния на поведение экономических агентов, рычаги прямого стимулирования со стороны государства (дотации из государственного бюджета, субвенции) должны отступить на второй план. Решающая роль здесь принадлежит рычагам косвенного стимулирования: налоговым льготам, кредиту, процентным платежам за кредит, страхованию, амортизационным отчислениям и т. д. Степень стимулирующего влияния перечисленных типов финансовых рычагов во многом зависит от состояния совокупного спроса и предложения в экономической системе, а также от природы самих этих инструментов и их существенных различий между собой. Основным рычагом косвенного стимулирования инновационной активности в производственной сфере выступают налоги и кредит (кредитные ресурсы частных финансовых институтов, а также государственный кредит). Амортизационные отчисления находятся под жестким влиянием уровня спроса в конкретных отраслях промышленности, а потому далеко не однозначны в качестве механизма стимулирования различных групп инноваций. Страхование как рычаг косвенного стимулирования эффективен лишь при условии достаточного развития инфраструктурной и нормативно-правовой базы и в случаях целевого использования средств страховых фондов для инновационной деятельности.По нашему мнению, комплексность системы финансового стимулирования инновационной деятельности заключается в том, чтобы предприятие-инноватор мог получать помощь и государственную поддержку (в прямом или косвенном, опосредованном виде) на каждом этапе инновационного процесса вплоть до коммерциализации инновационного проекта (рисунок 2).

     Рисунок 2 – Механизм финансирования инновационной деятельности предприятия 

     Заметим, что идеального источника финансирования инноваций не существует, у каждого из названных источников есть свои преимущества и недостатки.Так, в случае высокого срока окупаемости инноваций отвлечение значительных объемов прибыли может замедлить производственный процесс, к тому же многие предприятия являются низкорентабельными, поэтому не могут позволить самостоятельно финансировать инновационные проекты, особенно если они сопряжены с рисками. За три квартала 2014 года рентабельность продаж составляет всего 7,4%. При этом в Республике Беларусь по итогам 2013 года 10,6% промышленных предприятий являлись убыточными, количество убыточных предприятий увеличилось почти вдвое: с 468 в 2012 году до 875 в 2013 году. За три квартала 2014 года убыточными были 1116 организаций [5].
     Амортизация давно является одним из устойчивых источников финансирования инноваций, согласно зарубежному опыту в Беларуси существует возможность использования ускоренных методов начисления амортизации, а также применении амортизационной премии, что позволяет увеличить остающийся в распоряжении объем собственных средств, а также временно получить выгоды от эффекта «налогового щита». С другой стороны, в условиях высокой инфляции использование ускорения теряет свою значимость.
      Использование банковских кредитов в белорусской экономике с целью финансирования долгосрочных рисковых проектов является все еще слишком дорогим решением (особенно в постоянно меняющейся финансовой ситуации), а рынок венчурного финансирования все еще не достаточно развит. 

     Таблица 1- Направления совершенствования системы косвенного финансового стимулирования инновационной активности 

Группа стимулирующих мер

Направления совершенствования

Формирование себестоимости и цены

Возможность включения в затраты на производство продукции затрат на осуществление исследований и разработок в пределах установленных норм.

Налоговая политика

Переориентация фискально-ориентированной налогово-бюджетной политики на инвестиционно-ориентированную путем использования современных методов снижения налоговой нагрузки для инновационно-активных предприятий (использование налоговых льгот: налогового кредита, налоговых каникул).

Финансово-кредитная политика

становление финансово-промышленных групп, развитие нетрадиционных видов услуг, расширение роли небанковских операций, государственное регулирование ставки процента на уровне, сопоставимом со средним показателем рентабельности в отраслях реального сектора экономики.

Амортизационная политика

Предлагается предусмотреть возможность ускорения процесса амортизации с применением повышающего коэффициента от 1 до 3 к нормам – по объектам активной части основных средств, приобретаемым в процессе осуществления инновационного проекта, при условии превышения прироста объемов производства над темпами прироста затрат на модернизацию в предшествующим периоде.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирования внешнеэкономической деятельности

В целях стимулирования ввоза капитала целесообразно вернуть льготу по отмене таможенных пошлин и ввозного НДС по имуществу, вносимому в уставный фонд иностранным инвестором (льгота утратила свое действие с отменой Инвестиционного кодекса). Сегодня существует ряд льгот по отмене ввозного НДС по оборудованию для научных исследований и разработок, однако они действуют в порядке и на условиях, установленных множеством дополнительных подзаконных актов, т.е. предоставляются избирательно или списочно.


     Вопросы активизации инновационной и инвестиционной деятельности определены как один из приоритетов развития Республики Беларусь. Развитие финансовой системы служит важным фактором экономического роста и инновационной деятельности. Взаимосвязь и совместное развитие финансовых и производственных систем обеспечиваются действием разнообразных механизмов. Ограниченный доступ к внешнему финансированию, обусловленный недостаточным развитием финансовой системы, не только сдерживает инновации, но и препятствует экспортной деятельности. Этот риск особенно актуален для Беларуси. Будучи одной из стран с догоняющим типом развития экономики, она испытывает острую потребность в инвестициях в современное производственное оборудование для максимального использования фактора стоимости рабочей силы как конкурентного преимущества.В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей республики в настоящее время является повышение эффективности использования научных разработок в производстве и стимулирование инновационного развития путем применения комплексной системы стимулов.
     Сегодня экономическое, финансовое, материально-техническое состояние, в котором находятся организации, не способствуют развитию инновационных процессов в стране. Спрос на отечественную наукоемкую продукцию падает. Белорусские производители начинают терять свое место даже на отечественном рынке, уступая его более качественной продукции зарубежных фирм. Существующая экономическая ситуация в республике, законодательная база в финансово-кредитной области не способствуют привлечению инвестиций в сферу наукоемких производств.
     Учитывая необходимость активизации работы по аккумулированию средств, направляемых в инвестиционную сферу, а также исходя из опыта зарубежных стран целесообразно выработать цивилизованную концепцию стимулирования инноваций, учитывающую особенности каждого этапа инновационного процесса. Реализация инновационной политики должна быть направлена на создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала республики, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики и послужить рычагом преодоления спада в экономике.

Библиографический список:

1. Всемирный экономический форум: официальный сайт [электронный ресурс]/ http://www.weforum.org/. Дата доступа: 12.01.14.
2. Криворучко, Н.Ю. Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в промышленности: диссертация … канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.Ю. Криворучко; Дальневосточная академия государственной службы. – Хабаровск, 2006. – 176 с.
3. Основы инновационного менеджмента. Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э. // М.: «Экономика», 2006. – 518 с.
4. Тугушева В. Р., Юняева Р. Р. – Государственное стимулирование кредитования инновационной деятельности в АПК // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 469-474.
5. Официальный сайт Национального статистического комитета [электронный ресурс]/ http://www. belstat.gov.by/. Дата доступа: 12.01.14.




Рецензии:

2.02.2015, 19:16 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Материал структурирован, изложен четко и информативно. Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх