Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: История
Размещена 25.01.2015. Последняя правка: 29.01.2015.
Просмотров - 2835

СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВСКОЙ АССР ОТ ВЫНУЖДЕННОЙ «ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ» ПРИ СТАЛИНЕ К НОВЫМ ГОНЕНИЯМ ПРИ ХРУЩЕВЕ

Надькин Тимофей Дмитриевич

доктор исторических наук, доцент

ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева"

профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения

Кабанов Игорь Владимирович аспирант, Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск


Аннотация:
Статья посвящена особенностям реализации курса на «либерализацию» в отношении Русской православной церкви в годы войны с Германией и первые послевоенные годы, последствиям новых гонений на религию в «хрущевскую оттепель» на территории Мордовии.


Abstract:
The article is devoted to the peculiarities of the implementation of the policy of "liberalization" in the attitude of the Russian Orthodox Church during the war with Germany and the early postwar years, the implications of the new persecution of religion in the "Khrushchev thaw" on the territory of Mordovia.


Ключевые слова:
Советская власть; Русская православная церковь; Мордовская АССР; Великая Отечественная война; послевоенный период; религиозное сознание; антицерковная пропаганда

Keywords:
The Soviet state; the Russian Orthodox Church; Mordovian ASSR; the Great Patriotic war; the post-war period; the religious consciousness; anti-Church propaganda.


УДК 908

Рассмотрение специфики взаимоотношения власти и общества, реакция политических лидеров на вызовы общества, особенно в   критические периоды истории, остается актуальной темой.

Годы Великой Отечественной войны показали, что большевистская власть все же смогла поступиться, казалось бы, незыблемыми постулатами и ответить положительно на вызов многомиллионной массы советского общества, не утратившей веру в Бога. Послевоенный же период характеризуется совсем неоднозначно. С одной стороны, восстановление разрушенного войной народного хозяйства в условиях «холодной войны» потребовало нового «закручивания гаек» и упора на внутренние ресурсы при относительно терпеливом отношении к росту религиозного сознания; а с другой стороны, смерть «тирана» в марте 1953 г. и приход в власти Н. С. Хрущева и начало «оттепели» в конечном итоге привели к более чем двум десятилетиям новых попыток искоренения религии.    

Следует отметить, что неудачное для Советского Союза начало войны с Гитлеровской Германией и ее союзниками, поражения первых месяцев и фактическая утрата контроля утрата над значительными территориями поначалу не оказало существенного влияния изменение отношения советско-партийного руководства к Русской православной церкви. Лишь с конца 1942 – начала 1943 гг. И. Сталин и его окружение стали склоняться к смягчению политики в отношении РПЦ и других конфессий. Очевидно, что немалое влияние на это оказала патриотическая позиция Русской православной церкви. Во время войны Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенный ей за два послеоктябрьских десятилетия урон. Как справедливо полагает Архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов) «Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонений на религию» [2, с. 283].

К началу 1941 г. на территории Мордовской АССР (МАССР) не осталось ни одной действующей церкви. Однако несмотря на полное прекращение церковно-приходской жизни на территории автономии к концу 1930-х гг., у значительной части населения сохранились достаточно устойчивые религиозные настроения, которая активно откликнулась на изменение курса Советской власти в религиозной сфере в годы Великой Отечественной войны. Ситуация изменилась в 1944 г., когда в республике в связи изменением конфессиональной политики стали функционировать 4 церкви. На 1 июня 1945 г. в Мордовии были зарегистрированы органами власти и допущены к проведению церковных служб 7 священников, 2 дьякона и 1 псаломщик [6, с. 153].

С 1944 по 1945 г. было подано 278 заявлений от верующих из разных районов МАССР с просьбой об открытии церквей. Однако в 1945 г. на территории республики действовало только семь церквей, из которых одна в г. Саранске и шесть – в селах и деревнях) [3, с. 157]

В послевоенные годы продолжался поток ходатайств со стороны верующих об открытии церквей. Так, с 1947 по 1950 г. от верующих поступило 270 ходатайств из 154 населенных пунктов республики. К августу 1946 г. на территории МАССР действовало уже 19 церквей и молитвенных домов, к концу 1947 г. – 27 церквей, было зарегистрировано 39 священников. Власть старалась держать под жестким контролем духовную жизнь граждан и поэтому большинство ходатайств не удовлетворялись [3, с. 149].

Об уровне религиозного сознания городского населения Мордовской АССР в послевоенный период свидетельствуют данные А. И. Белкина об исполнении религиозной обрядности в церквях и их сопоставлении с материалами статуправления на 1948 г.  Например, в г. Рузаевка на 481 рождение было 314 крещений (64,7%), на 270 браков – 27 венчаний (10%), на 205 смертей – 128 отпеваний (62,4%); в г. Темникове на 822 рождения – 318 крещений (38,8%), на 265 браков – 64 венчания (24%), на 318 смертей – 69 отпеваний (21,7%) [5, с. 68].

«Хрущевская оттепель» затронула многие стороны советского общества, вселив надежду на позитивные изменения в жизни. Однако она не только не распространилась на конфессиональную жизнь, но, напротив, обернулась для РПЦ и других религиозных общин в Советском Союзе новой волной гонений. Хрущевский «штурм небес», как справедливо замечает О. В. Грашевская, «стал частью глобального идеологического проекта - построения коммунистического общества в СССР, одним из условий которого представлялось преодоление «религиозных пережитков» населения» [4, с. 14]. В стране возобновилась антицерковная пропаганда, вновь началась травля священнослужителей со стороны партийных, советских и профсоюзных организаций. От трагических событий 1920-х - 1930-х гг. новую антирелигиозную кампанию отличало отсутствие широкомасштабных репрессий, а также проведение целенаправленной политики на подрыв укрепившегося за предшествующий период экономического положения РПЦ.

Следует отметить, что со стороны местных властей до середины 1950-х гг. сохранялось более или менее спокойное отношение к проблемам верующих и духовенства. Однако после появлением известных партийных постановлений, касающихся научно-атеистической пропаганды, Мордовский обком КПСС обязан был обратить свое внимание на религиозную ситуацию в республике.

Во многом изменению отношения органов власти к РПЦ способствовало принятие ЦК КПСС постановлений «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля 1954 г.) и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 ноября 1954 г.) [7, с. 71–80]. В последующих партийных документах (Постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» (январь 1960 г.), Программа и Устав КПСС, принятых на XXII съезде партии в 1961 г., Постановление Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии» (июнь 1963 г.) и др. [7, с. 82–92]) акцент все больше и больше смещался на установки овладения марксистско-ленинской теорией, ведения решительной борьбы с религиозными предрассудками. Предписывалось еще шире развернуть научно-атеистическую работу, усилить контроль по ограждению детей и подростков от влияния Церкви, от принуждения родителями детей к совершению ими религиозных обрядов и т.п.

О священниках снова стали говорить, как об «антисоветском элементе», который надо было контролировать. Так, с начала 1958 г. в МАССР стали все чаще говорить о якобы большой «засоренности» кадров местных священнослужителей, тем более что из 37 священников, официально зарегистрированных в республике в 1958 г., 19 в прошлом были репрессированы и отбывали наказание в лагерях, 1 был раскулачен в годы коллективизации и 1 находился в немецком плену в годы Великой Отечественной войны. Причем 6 священников из репрессированных были осуждены по 2 раза, а один – 4 раза [3, с. 170].

Со следующего, 1959 г. в республике работа по ограничению деятельности и влияния Церкви находит свое логическое продолжение. Если до этого власть всячески препятствовала открытию новых храмов, то теперь она начинает их закрывать. Были закрыты 3 церкви и на 1 января 1960 г. в Мордовии осталось 24 действующих православных храма [3, с. 173].

Тем не менее, несмотря на антирелигиозную пропаганду, в Мордовии продолжались посещение православных храмов, отправление религиозных обрядов (венчание, крещение, отпевание усопших). Например, в 1957 г. число умерших всего составило 8559 чел., а число отпеваний умерших – 2076 (т.е. более 24%), в 1959 г. – соответственно 7994 и 1743 (т.е. 21,8%) [3, с. 176; 8, с. 65]

В «хрущевскую оттепель» продолжался процесс постепенного сокращения действующих православных храмов и количество самих священников в Мордовии. Несмотря на то, что на 1 января 1962 г. еще оставалось 20 церквей, не во всех из них проводились ежедневные службы. Из 43 священников, зарегистрированных на территории автономной республики на 1 января 1956 г., на 1 января 1962 г. осталось 20, при этом 17  не имели никакого духовного образования [3, с. 179].

Конечно, уровень религиозности населения Мордовской АССР в 1960 – 1980-е гг. снижался, вырастали новые поколения людей, воспитанные на идеях атеизма. Молодежь тщательно властями оберегалась от воздействия религии и Церкви. Основными носителями религиозных взглядов оставались, как правило, люди старших возрастных групп, преимущественно женщины. При этом конечно, религиозность жителей сельской местности была выше, чем в городах. Однако процессы урбанизации все больше и больше охватывали и пока еще аграрно-индустриальную автономную республику.

Численность городского населения республики неуклонно росла, размывалась основа православной религии – население сел и деревень. Несмотря на все издержки, большая часть населения все же верила в коммунистическую пропаганду, особенно в период заметных позитивных изменений в жизни советского общества в 1970-х – начале 1980-х гг. 

Библиографический список:

1. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы / В. А. Алексеев. – М. : Политиздат, 1991. – 400 с. 2. Архиепископ Константин (Горянов) Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны // Научный православный взгляд на ложные исторические учения: матер. совместной конференции Русского культ.-просветит. фонда им. Св. Василия Великого и Института Российской истории РАН. – М. : Русский издат. центр, 2011. – С. 283–305. 3. Белкин, А. И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-е – начале 60-х годов ХХ века (по материалам русского православия) : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 – Отечественная история / Александр Иванович Белкин. – Саранск, 1995. – 250 с. 4. Грашевская, О. В. Политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1940 - 1980-х гг.: центр и местные власти : На материалах Мурманской области : автореферат дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 – Отечественная история / Оксана Викторовна Грашевская. – Мурманск, 2005. – 20 с. 5. Мордовия в послевоенный период. 1945 – 1953 гг. : монография : в 2 т. Т. 1 / [В. А. Юрченков и др.] ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве РМ. – Саранск, 2012. – 468 с. 6. Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. : в 2 т. Т. 2 / под общ. ред. В. А. Юрченкова ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве РМ. – Саранск, 2005. – 424 с. 7. О религии и церкви : сб. документов. – М. : Политиздат, 1965. – 128 с. 8. Разживин, В. Ф. Народ Мордовии: социокультурная динамика (первая половина ХХ – начало ХХI столетия / В. Ф. Разживин, И. В. Широкова. – Саранск, 2007. – 288 с.




Рецензии:

29.01.2015, 14:56 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Надькина Тимофея Дмитриевича доктора исторических наук, доцента ФГБОУ ВПО "Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева; Кабанова Игоря Владимировича аспиранта, Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Советская власть и русская православная церковь на территории Мордовской АССР от вынужденной «либерализации» при Сталине к новым гонениям при Хрущеве для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» Данная работа посвящена очень интересной теме взаимоотношения советской власти с русской православной церковью. В статье правильно замечено, что при советской власти гонения на РПЦ в межвоенное время были особенно сильные. Однако во время Великой Отечественной войны происходит значительная трансформация во взглядах Советской власти. Сталин стремился всеми доступными средствами достичь единства православного населения. В статье на основе статистических данных прослеживаются изменения, которые характерны для всей территории СССР. Работа изобилует большим количеством данных, что свидетельствует о глубоком научном подходе. При этом, на мой взгляд, необходимо уточнить некоторые слабые позиции. Автор справедливо замечает, что при Хрущёве происходит возврат на позиции атеистической пропаганды, а чем это было вызвано, в работе не отмечается. В целом статья соответствует требованиям журнала и после внесения некоторой корректировки может быть опубликована. Доцент, кандидат исторических наук УО «Гродненский государственный медицинский университет» Гресь С.М.

29.01.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Надькин Тимофей Дмитриевич:
Уважаемый Сергей Михайлович! Благодарим Вас за рецензию. В ближайшее же время внесем в статью необходимые коррективы. Надькин Т.Д., Кабанов И. В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх