Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №18 (февраль) 2015
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.01.2015. Последняя правка: 30.01.2015.

АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ АРБИТРАЖНОЙ ЮСТИЦИИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН И ДО ВРЕМЕН СССР НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Логинов Анатолий Викторович

аспирант

Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)

аспирант кафедры Судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности

Логинов Виктор Анатольевич, доктор исторических наук, Абхазский Государственный Университет (АГУ).


Аннотация:
В статье исследуется процесс становления и развития арбитражных судов в системе судебной власти на территории Российской Федерации и Республики Абхазия. Анализируется богатый исторический опыт Абхазского Княжества, Российских удельных княжеств, Российской Империи, СССР.


Abstract:
The article explores the process of formation and development of arbitration courts in the judiciary in the Russian Federation and the Republic of Abkhazia. It analyzes the rich historical experience of the Principality of Abkhazia, Russian fiefdoms, the Russian Empire, the Soviet Union.


Ключевые слова:
арбитражная юстиция; адаты; коммерческие (торговые) суды; арбитражные комиссии; арбитражный (хозяйственный) суд.

Keywords:
arbitration justice; adats; commercial (traders) courts; arbitration commissions; arbitration (economic) court.


УДК 340.13

С древних времен  на территории современной России существовали специализированные суды, основной задачей которых являлось разрешение споров, неизбежно возникавших в ходе ведения коммерческой (торговой) деятельности.

Первое историческое упоминание о деятельности подобного рода (т.е. существовании коммерческих судов на территории древней Руси) содержится в Уставной Новгородской грамоте от  1135 года [1 Ст. 22].

Также доподлинно известно, что в 1667 году были основаны специализированные таможенные суды, включавшие в свой состав  «лучших торговых людей» (т.е. представителей купечества).
На территории же современной Абхазии – некий сугубо исторический  интерес с позиции развития самого права могут представлять греческие колонии-полисы со своими выборными судьями, на смену которым пришли римские, сменившиеся   византийскими (которые пытались навязать свои порядки и законы абхазскому обществу, однако не преуспели в этом благодаря отпору князей и местного дворянства).

В свою очередь, после ослабления Византии появились генуэзские колонии с их судебной системой, где проходили судебные тяжбы не только купцов  с купцами, но и с самой республикой Генуя, с ее правительством и с консулами (но суд решал споры исключительно между генуэзцами).

Однако же  иностранное  влияние на Абхазию было крайне незначительным, поскольку все судебные решения продолжались  выноситься на основании Адатов.

Позднее, под влиянием Османской Империи и повсеместного распространения ислама, также прослеживаются попытки навязывания  решения судебных дел на основании норм шариата.

В заключение данного пункта можно  высказать предположение, что до присоединения к Российской Империи все судебные дела не территории Абхазии решались, основываясь на нормах обычного права (т.е. Адаты), и только после обращения Владетельного князя Абхазии Сафер-бея к с просьбой о протекторате к Императору Российской Империи Александру I и подписания последним Манифеста «О принятии Абхазского княжества в состав Российской Империи» от 17 февраля 1810, Абхазия официально включается в Российское правовое пространство.

Однако стоит, отметит, что уже в  1864 г. Абхазское княжество было упразднёно и превратилось в «Сухумский военный отдел» Российской Империи. Так же начался процесс восстановления христианства. [2]

Официальной датой создания первого коммерческого (торгового) суда в Российской Империи является 1808 г. Создают его в Одессе, а через двадцать с лишним лет – приказом Его Императорского Величества  Николая  I – утверждаются  учреждения коммерческих (торговых) судов и «Устав торгового судопроизводства», действующие до событий Октябрьской революции 1917 г [3 Ст. 9.].

Помимо Одессы,  коммерческие (торговые) суды также существовали  в Архангельске, Санкт-Петербурге,  Москве,  Феодосии,  Варшаве,  Таганроге,  Керчи и Кишиневе.

Практически все они перестали существовать после судебной реформы от 1864 г., передавшей подведомственные им дела на рассмотрение судам общей юрисдикции [4 Ст. 28.].  
К подсудности коммерческих (торговых) судов тогда было принято относились следующие категории дел [5 Ст. 173.]: торговые, вексельные, а так же о торговой несостоятельности.
Коммерческие (торговые) просуществовали в Российской Империи вплоть до издания Советской Властью Декрета N1 «О суде» от 1917 г., статьей 1, упразднявшей как  коммерческие суды,  так и судебную систему вообще.

Позже, в положении практически разрушенной рыночной системы, судебные разбирательства среди государственных организаций и  предприятий подлежали  полному запрету согласно со ст. 15 Декрета «О суде» № 2 от 1918 г., и на смену судебному устанавливается новый командно-административный порядок разрешения судебных споров [6 Ст. 347.]. Т.е. все судебные разбирательства среди гос. организаций и предприятий урегулировались в административном порядке вышестоящим органом.

Абхазская ССР 13.12.1922,  в составе Грузинской ССР – включается в ЗСФСР, а позже, уже в составе ЗФСР,  30 декабря 1922 –  присоединяется к СССР.

Е.Б. Гучуа отмечает, что Решение о включении Абхазской ССР на правах автономии в состав Грузии  носило противоправный характер, так как было  произведено без учета воли населения Абхазского ССР и  в части «прав самоопределения народа»  Конституцией СССР от 1924 г. [7 Ст. 5-6]

Переход к НЭПу  вызвал в СССР насущную необходимость отказа от малоэффективного административного способа решения хозяйственных споров.

Термин «спор, возникший из торговых отношений», заменяется термином  «хозяйственный спор», т.е. гражданско-правовой спор материального характера, возникший между двумяи более «несоподчиненными» хозяйствующими субъектами.

Присутствие соподчиненности хозяйственных субъектов в споре, а также, если одна из спорящих сторон – орган государственной власти (включая и  гражданско-правовой спор) – переводит его в область споров, возникших из административных правоотношений, и подлежит  административному порядку разрешения.

Это послужило предпосылкой появления арбитража в качестве способа разрешения экономических споров между организациями и предприятиями принадлежащих государству.

Первым шагом стало создание ведомственного арбитража 3 апреля 1922г. Постановлением Президиума ВСНХ была учреждена Арбитражная комиссия при ВСНХ, а также арбитражные комиссии при местных промбюро в губсовнархозах.

Но первый орган гос. арбитража появился значительно позже, а именно – 21.09.1922г., когда СНК РСФСР и ВЦИК утвердили Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными организациями  и учреждениями, что, в свою очередь, послужило основой для появления специализированных органов – гос. арбитражных комиссий (которые также были созданы в этом году).

Положением был определен порядок разрешения Высшей арбитражной комиссией при СТО РСФСР имущественных споров, возникших у  гос. предприятий и учреждений на местах.
Дела разрешались арбитражными комиссиями при ЭКОСО, а после – арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, при исполкомах областей и губерний.

Также – непосредственно в самой системе органов управления отдельных экономических отраслей - были созданы ведомственные арбитражные комиссии [8].
«Правила производства дел в арбитражных комиссиях» СТО РСФСР от 14 марта 1923 года являлись первым процессуальным актом, но с образованием СССР, высшим актом, определявшим принципы и компетенцию арбитражного производства специальными арбитражными комиссиями, стало «Положение об Арбитражной Комиссии при СТО СССР», утвержденное ЦИК и СНК СССР 6 мая 1924 г.

Арбитражная система стала выглядеть соответственно: Во-первых, появилась возможность обжалования вынесенных постановлений местных арбитражных комиссий путем подачи заявления в высшую арбитражную комиссию при экономическом совещании союзной республики; Во-вторых, следующим этапом стало обжалование в  Высшую арбитражную комиссию при СТО СССР, а постановление последней имел право отменить в качестве надзорной инстанции Верховный суд СССР.

Также арбитражные комиссии подлежали надзору соответствующей прокуратуры и соответствующих наркоматов.

Статьей  22 «Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик» от  29.10.1924г. устанавливается, что имущественные споры, возникшие между гос. предприятиями и учреждениями, подлежат разрешением:
- в Высшей арбитражной комиссии при  СТО СССР;
- в Высших арбитражных комиссиях при СНК СССР, а также местных арбитражных комиссиях (губернских и областных),  образованных при губернских и областных исполкомах соответственно.

Впоследствии, вследствие нормативного закрепления, арбитражная система получила четкую подведомственность, собственные производственные правила, порядок исполнения решений и т. д.
Однако в конце 20-го года – образовалась четкая тенденция к присоединению арбитражной системы к общей судебной системе.

Так, например, 6.02.1929г. постановлением ВЦИК и СНК СССР  часть хозяйственных дел переходят  на рассмотрение специально образованным хозяйственным сессиям судов. А 4.03.1931г. постановлением ЦИК и СНК – упраздняются  гос. арбитражные комиссии, в целях «укрепления единства судебной системы СССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу».

Необходимо также выделить, что арбитражные комиссии в некоем роде являлись государственными органами управления, в виду способности последних  своими постановлениями фактически задавать путь для развития  целых отраслей хозяйства в интересах плановой экономики.

Вынося решение по рассматриваемым  хозяйственным спорам, арбитражные комиссии фактически справляли свои функции от лица государства, предоставившего им соответствующие полномочия.

Далее – эволюцию арбитражной системы принято связывать с внедрением хозрасчетных отношений и возникновением необходимости закреплять хозяйственные связи на договорной основе.
Постановлениями ВЦИК и СНК СССР от марта 1931 г. – все кооперативные, государственные и хозяйственные предприятия и органы обязуются оформлять взаимоотношения по производству работ, оказанию услуг и поставке товара  заключением письменных соглашений (договоров) и нести за невыполнение условий договора установленную договором и  законом ответственность [9 Ст. 166.].  

Постановление  СНК СССР № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» от 20.03.1931г.  фактически восстановило арбитражную систему и установило, что все споры, возникшие  между хозяйственными органами из договоров, а также материально-технической и финансовой ответственности одного хозяйственного органа перед другим, будут разрешаться органами гос. арбитража.

3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК № 5/298  было утверждено Положение о гос. арбитраже, в котором определялось, что он создан для разрешения экономических (имущественных) споров между компаниями  и общественными организациями, в области обеспечения договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета, что говорит о потребности в деятельности  арбитража в качестве  органа специальной компетенции.

Т.е. постановлением ЦИК и СНК СССР от № 5/298 было: 1.  Определена система создания органов гос.  арбитража в СССР; 2. регламентированы основные параметры касаемо обязанности органов гос. арбитража по урегулированию экономических (имущественных) конфликтов, реализовывать надзор за обоснованностью и законностью вынесенных судебных постановлений, следить за исполнением судебных постановлений, предотвращать и  предупреждать экономические (имущественные)  преступления.

Также, в мае 1931г.,  в системе органов гос. управления – создается гос. арбитраж, основной задачей которого является разрешение имущественных споров между организациями, учреждениями и предприятиями социалистического хозяйства и  крепление договорной и плановой  дисциплины, а также – хозяйственного расчета [10 Ст. 26].
После своего  создания  арбитраж был представлен в СССР в 2 видах: в качестве государственного и ведомственного.

В ведомственном арбитраже решались споры организаций, которые подчинялись одному министерству (ведомству), а в гос. арбитраже – решались споры предприятий и организаций  различного административного подчинения.

6.12.1931г. СНК СССР принимает следующее постановление:
1.Во-первых, – расширяющее  компетенцию гос. арбитража при СНК СССР, возлагая на последних функцию инструктирования арбитражей, состоящих при СНК союзных республик и ведомствах СССР;
2.Во-вторых, – дающее поручение СНК союзных республик возложить на соответствующие гос. арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.
С прогрессом в  народном хозяйстве и развитием договорных связей среди организаций и предприятий – полномочия органов гос. арбитража существенно расширяется.

Постановление Совнаркома СССР от 1933 г. «О заключении договоров на 1934 год»  дало возможность  органам гос. арбитража, помимо права  разрешения экономических споров, также  разрешать  споры, возникающие при заключении соглашений (договоров)  органами, принадлежащими к различным кооперативным системам  и ведомствам.

А Постановление СНК СССР от 1939 г. «О заключении договоров на 1940 год»  также дало право  гос. арбитражу разрешать споры, возникающие в процессе согласования основных пунктов  в условиях поставки, отгрузки и принятия товаров (продукции).

После Постановления Совмин СССР от 15.03.1953г. №768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» – гос. арбитраж входит  в  подчинение  Минюста СССР.
А уже Постановлением Совмин СССР от 10.06.1954г. № 1153 «О Государственном арбитраже» – гос.  арбитраж вышел из подчинения Минюста СССР и  теперь подчинялся  Совмину СССР.
Постановлением № 824 от 23.0.7.1959г. «Об улучшении работы Государственного арбитража»  определялось, что первостепенная цель гос. арбитража – это энергичное воздействие на и предприятия, учреждения  и организации с целью повышения качества  их работы, укрепления хозяйственного расчета и выполнения поставленных хозяйственных планов.

В ведение органов гос. арбитража попадают споры между государственными, кооперативными (за исключением колхозов) и иными  общественными предприятиями и организациями.

Также было определено, что до подачи заявления в органы гос. арбитража – организации и предприятия обязуются  выдвинуть претензию к противной стороне в споре  и самостоятельно принять меры по досудебному урегулированию споров.

Решением  Совмин СССР от 1960 г.  отменялось   Положение «О Государственном арбитраже» 1931 г. и утверждалось Положение «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» [11 Ст. 127.].

В августе 1970 г. Совмин СССР было принято постановление «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» [12 Ст. 122],   согласно которому гос. арбитраж обязуется содействовать росту эффективности общественного производства, укреплению хозяйственного расчета, рационализации хозяйственных связей, повышению роли договора в хозяйственных связях.

Также необходимо упомянуть, что до 1974 г. нижестоящие арбитражные суды не состояли в подчинении у вышестоящих, а находились в подчинении  при исполнительных органах, т.е. система являлась  несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совмин СССР было принято Постановление № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража», устанавливающее, что гос. арбитраж при Совмин СССР, гос. арбитражи при Совминах союзных и автономных республик, гос. арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах – отныне будут являться единой системой гос. арбитража в СССР.

Таким образом, гос. арбитраж при Совмин СССР стал союзно-республиканским органом. Также было издано  Положение о Государственном арбитраже при Совмин СССР [13 Ст. 19.]. Т.е. фактически появился централизованный  надзор за законностью вынесенных постановлений гос. арбитража вышестоящими  гос. арбитражами; иными словами, система стала соподчиненной.

Дальнейшее  развитие  гос. арбитража знаменуется  изданием специализированного законодательства, регулирующего его деятельность уже впоследствии, после  принятия Конституции СССР от 1977г, а именно статьей 163, в которой закреплялось положение, что разрешение хозяйственных споров между организациями, предприятиями и учреждениями осуществляется органами гос. арбитража в пределах их компетенции.

Также было предписано, что порядок и организация деятельности органов гос. арбитража регулируется законом «О государственном арбитраже в СССР».

Суды арбитражной юстиции были признаны гос. органом, и его статус отныне закреплен в  Конституции СССР.

На данном этапе развития  гос. арбитраж, по сути, является  органом, решающим споры между предприятиями  и одновременно представляющим собой некую управленческую структуру, обладающую обширным кругом полномочий в сфере хозяйственных отношений, в том числе   имеющим  право принятия нормативных актов.

Порядок и Организация деятельности органов гос. арбитража впервые получили закрепление в Законе «О Государственном арбитраже в СССР», принятом Верховным Советом СССР (далее ВС РСФСР) 30 ноября 1979 г.

Этот закон лег в основу принятия  Положения «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» и «Правил  рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами» [14 Ст. 104.].

Конституционные основания деятельности  органов гос. арбитража были закреплены в  Конституции СССР от 1977г., органы гос. арбитража впервые за все время функционирования в СССР приобрели статус конституционных органов, а их работа по разрешению хозяйственных споров получила в свою очередь конституционный статус.

Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР»  дал определение следующим  задачам:
1. Организационному построению;
2. Компетенции и функции гос. арбитража.

Законодательство подверглось значительному обновлению в области регулирования  функционирования органов гос. арбитража, что, в свою очередь, повышало уровень  влияния  на организации и предприятия в процессе исполнения задач государственных проектов социального и экономического развития государства, усиления социалистической законности и общегосударственной дисциплины в сфере хозяйственных взаимоотношений.

 После принятия  нового законодательства последовали и изменения в  полномочиях гос. арбитража:
1. Указом Президиума ВС СССР «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления» в статье 9 Закона СССР «О государственном арбитраже в СССР» вносится изменение, возлагающее обязанности на органы Госарбитража решать споры между совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР (а также государств участниц СЭВ).
2. Постановлением ЦК КПСС и Совмин СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве» гос. арбитраж при Совмин СССР был реформирован в гос. арбитраж СССР, с получением  дополнительных прав.
В дальнейшем реформирование гос. арбитража определяется Указом Президиума ВС СССР от 18 февраля 1987 г. № 6544-XI, вносившим поправки, а так же дополняющим  законодательство СССР «О государственном арбитраже».

В Постановлении Совмин СССР от 16 апреля 1988 года  № 490 были регламентированы Положение «О Государственном арбитраже СССР» и Правила «Рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами», где было закреплено распространение компетенции гос. арбитражей по рассмотрению дел.
В соответствии с п.2 Постановления ВС РСФСР о введении в действие Закона РСФСР В «Об арбитражном суде»  система арбитражных судов подлежала упразднению с 1 октября 1991 г.  [15 Ст.1013-1014.].

Библиографический список:

1. Казанцев С.М. Из нашей истории // Вестник ВАС РФ. 2002. № 5. Приложение. С. 22.
2. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. № 5. Приложение. С. 9.
3. Зайдман И. Россия – Грузия – Абхазия – Южная Осетия: предыстория.// Зарубежъ. N 10, октябрь 2008г. [Электронный ресурс] http://www.rubezh.eu/Zeitung/2008/10/12.htm (дата обращения 20.06.14)
4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. № 5. Приложение. С. 28.
5. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса: Переиздание учебника 1917 г.).// Краснодар, 2003 г. С. 173.
6. Декрет о суде № 2 // Собрание узаконений РСФСР. 1917—1918. № 26. Ст. 347.
7. Гучуа Е.Б.Становление и развитие государства и права Абхазии : автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н.//Московский университет МВД России. 2011 г. с. 5-6
8. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., 1985.
9. СЗ СССР. 1931. № 10. Ст. 109; № 18. Ст. 166.
10. СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 26
11. СП Совета Министров СССР 1960. № 15. Ст. 127.
12. СП Совета Министров СССР 1970. № 15. Ст. 122.
13. СП Совета Министров СССР 1980. № 16, 17. Ст. 19.
14. СП СССР. 1980. № 16, 17. Ст. 104.
15. ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013-1014.




Рецензии:

28.02.2015, 14:22 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Интересно, поучительно .... но я в исторических моментах, тем более, Абхазии, не силен .... Статья отвечает требованиям и, я думаю, может быть рекомендована к публикации ....



Комментарии пользователей:

4.03.2015, 15:40 Логинов Анатолий Викторович
Отзыв: Большое спасибо за положительный отзыв Беляков Константин Иванович!


Оставить комментарий


 
 

Вверх