Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №18 (февраль) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 12.02.2015. Последняя правка: 12.02.2015.

Повышение интереса к информационным технологиям за счёт использования профессионально ориентированных заданий

Гужвенко Елена Ивановна

доктор педагогических наук, доцент

Рязанское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды краснознаменное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова

доцент

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности изучения информатики в военном вузе. Представлена необходимость использования профессионально ориентированных заданий.


Abstract:
The article discusses the features of the study of computer science at the military college. Presented the need for career-oriented tasks.


Ключевые слова:
информатика; обучение; военный вуз; задачи профессиональной направленности

Keywords:
computer science; training; military college; tasks of a professional orientation


УДК 37.047

Введение. В современных условиях развитая личность, владеющая знаниями и умениями использования средств информационных технологий в профессиональной деятельности становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Это особенно актуально для военнослужащих, чья деятельность связана с выполнением различных задач, решение которых зачастую наиболее продуктивно осуществимо с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Постоянные изменения, происходящие в обществе, требуют от военнослужащих качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к решению любых проблем. В связи с этим главной ценностью при обучении военнослужащих становятся развитие их способностей творчески использовать знания, полученные при изучении информатики, решать профессиональные задачи, возникающие в повседневной служебной деятельности. Государству сегодня нужен не только сильный военный, способный выполнить приказ, но и грамотный специалист, человек, готовый к разработке, принятию и созданию нового, способный не только воспроизводить готовые решения, но и привносить в решение разнообразных профессиональных задач что-то новое, решающий специальные задачи с использование прогрессивных методов. Это может быть, если военнослужащие должны иметь не только уровень подготовки студентов гражданских высших учебных заведениях, но и быть ориентированными на использование полученных знаний в военной службе.

Как показывает анализ литературы по проблемам вузовской подготовки высшая школа не всегда успешно справляется с социальным заказом в подготовке специалистов, а именно:

-          у выпускников вузов недостаточно сформированы установки на творческое целенаправленнее использование полученных знаний в сфере использования информационных технологий применительно к профессиональной деятельности;

-          выпускники военных вузов не всегда используют в своей служебной деятельности возможности средств информационных технологий, ограничиваясь привычными стандартными методами их использования;

-          существуют большие затруднения в выборе оптимальных средств решения специализированных задач с использованием информационных технологий, в основном выпускники используют репродуктивный характер их применения;

-          недостаточно сформирован интерес обучаемых к изучению информационных технологий;

-          зачастую отсутствует или слабо выражены познавательная активность и потребности курсантов в самостоятельном получении знаний.

 В связи с этим и для осуществления специальной ориентации знаний военнослужащих представляется целесообразным  разработка и использование в учебном процессе разнообразных заданий по профилю их профессиональной деятельности.

В связи с этим в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (военном институте) было принято решение разработать систему практических задач военной направленности по информатике и информационным технологиям, направленную на формирование готовности будущих офицеров спецназа к использованию знаний по информатике в профессиональной деятельности. Задания должны охватывать весь курс практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине, а также к каждому занятию должна быть вариативная часть, чтобы преподаватель мог использовать задания в соответствии с подготовкой подразделения, каждого курсанта.

Разработанное учебное пособие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности [1] содержит теоретические сведения по изучаемым вопросам; практикум – краткие теоретические сведения, которые потребуются к конкретному занятию, ссылки на ранее приведённую информацию и примеры выполнения заданий, а также большой перечень специальных заданий военной направленности (к каждому занятию около 30 % дополнительных заданий и заданий повышенной сложности) [2].

После апробации использования практикума и пособия будет разработан электронный учебно-методический ресурс по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», основанный на использовании системы практических заданий по информатике, которые необходимо уметь решать офицеру подразделений специального назначения и знать курсанту при обучении в вузе.

Имеющаяся в вузе методика обучения информатике основана на использовании системы профессионально ориентированных задач, которые можно решить средствами информатики, это позволяет готовить выпускников вуза к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Курсанты изучают прикладное программное обеспечение в профессиональной деятельности: переводчики – системы автоматизированного перевода, сервисы on-line перевода, интеллектуальные информационные технологии, информационные технологии поддержки принятия решений, информационные технологии экспертных систем в армии, автоматизированные системы управления войсками (АСУВ)  и другие вопросы. Изучаются различные виды и примеры АСУ, подробно знакомятся с автоматизированной системой управления войсками «Андромеда‑Д», основами работы АСУВ, концепцией автоматизированной системы управления боевыми действиями Сухопутных войск АСУВ, способами выбора цели АСУВ, постановкой задач АСУВ, технологией, протоколами и форматами передачи информации, функциональным составом АСУВ. Кроме того изучают цифровое поле боя, работу коммуникатора пехотинца АСУВ, аппаратно-программное обеспечение АСУВ. Также изучают основы работы в геоинформационных системах, их основные возможности, решают тактические задачи с использованием карт местности: создание тактических знаков и нанесение их на карту, получение справочной информации об объекте электронной карты, работа со слоями и отдельными объектами, выполнение расчётов по карте. Курсанты, используя электронную карту, создают опорный пункт подразделения, располагая необходимые объекты. Выполнение этих операций вплотную связано с профессиональной деятельностью курсантов, умение работать с картами в бумажном виде (топография) и в электронном (информатика) позволяют повысить уровень знаний сразу по нескольким специальным дисциплинам.

Для выполнения расчётов с использованием ГИС «Интеграция» используя карту курсанты должны выполнить следующие задания:

-          вычислить площадь определённого населенного пункта, предварительно найдя его на карте; определить плотность населения в этом населённом пункте, если известно, сколько там проживает человек;

-          рассчитать длину дороги между населённым пунктом и местом соединения грунтовой дороги, проходящей через этот населённый пункт, с асфальтовой дорогой;

-          длину дороги от одного населённого пункта до другого;

-          кратчайшее расстояние от  одного населённого пункта до другого (по прямой);

-          используя знание топографических знаков, найти на карте вышку, определить расстояние от неё до паромной переправы;

-          расстояние между паромными переправами;

-          расстояние от паромной переправы до ГЭС;

-          площадь закрытого водоёма;

-          время передвижения группы военнослужащих по дороге от одного населённого пункта до другого, если задаётся время суток и способ передвижения (пешком, на автомобиле, скрытно, в походной колонне и пр.), среднюю скорость передвижения необходимо определить самостоятельно, используя знания специальных дисциплин;

-          время передвижения группы военнослужащих по кратчайшему пути от одного населённого пункта до другого, если задаётся время суток и способ передвижения (пешком, на автомобиле, скрытно, в походной колонне и пр.), среднюю скорость передвижения необходимо определить самостоятельно, используя знания специальных дисциплин;

-          определить как быстрее группе перемещаться (в конкретном случае) по дороге или по прямой;

Используя вычисленные данные, определить координаты группы военнослужащих, если они будут перемещаться по дороге от одного населённого пункта в другой с известной скоростью.

Определить, с какой скоростью должны двигаться военнослужащие, чтобы дойти за определённое время до конкретного объекта на карте.

При выполнении заданий курсанты должны уметь находить объект по координатам, по названию, оценивать скорость передвижения военнослужащих в определённых условиях, задаваемых преподавателем.

При подготовке к занятию по использованию геоинформационных технологий в деятельности военнослужащего курсанты готовят не только материал по информатике, но и отвечают на контрольные вопросы, связанные с профессиональной областью деятельности, ответы на которые необходимы на занятии. Таким образом, курсанты понимают необходимость изучения информатики и повторяют сведения, изученные ранее на специальных кафедрах.

Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) военного специалиста на занятии позволяет изучить новые возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности военнослужащего. Знакомясь с АРМ специалиста профессионального отбора курсанты выясняют возможности изучения абитуриентов и военнослужащих с использованием АРМ, что будет полезно при изучении психологии.

Заключение

Проблема формирования способности будущих офицеров использовать знания, полученные при изучении информатики в профессиональной деятельности является актуальной в условиях модернизации российской системы военного образования.

Использование разработанных практикума и учебного пособия по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» показало важность применения практико-ориентированных задний военной направленности при обучении курсантов, так как выявлено значительное повышение мотивации к изучению информатики, возросла успеваемость курсантов не только на информатике, но и на специальных дисциплинах, где обучаемые применяли полученные знания, процесс формирования знаний по информатике у будущих офицеров показал также их высокую готовность к профессиональной деятельности.

 

Библиографический список:

1 Гужвенко, Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Гужвенко. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 246 с.

2 Гужвенко, Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: практикум / Е. И. Гужвенко. – Рязань: РВВДКУ, 2015. – 287 с.




Рецензии:

14.02.2015, 19:32 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.Основания: 1.Научный стиль автора по отношению ясной контекстуальной линий разработки. 2.Оперативное применение информационных технологиях в поле специализированного военного обучения. 3.Наличие и применение системмы профессионально ориентированных заданий на основе принятой концепций автором дает возможностей дальнейшого развития.

14.02.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Гужвенко Елена Ивановна:
Спасибо большое за рецензию. Очень приятно. Вам - успехов, удачи и всего самого хорошего.

15.02.2015, 17:13 Пустовалова Наталья Ивановна
Рецензия: Проблема повышения интереса к информационным технологиям в процессе развития личности раскрываемая в данной статье является очень актуальной, так как, несмотря на достаточное владение ИКТ, студенты, а потом и выпускники вузов не всегда могут применить имеющиеся знания на занятиях по информатике и в своей будущей профессиональной деятельности. Для решения данной проблемы автор приводит пример использования в учебном процессе военного вуза разнообразные задания по информатике, которые доказывают их практико-ориентированное направление и подтверждают их профильность.. Статья заслуживает внимания преподавателей информатике не только вузов, но и колледжей и рекомендуется к публикации

16.02.2015, 9:32 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Работа интересна и актуальна. В первую очередь, она посвящена вопросам применения учебного пособия автора в практической деятельности. Считаю, что в названии этот момент должен быть отражен. Тогда содеражание и тема статьи будут соотносится в большей степени.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх