Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №18 (февраль) 2015
Разделы: Культурология
Размещена 12.02.2015. Последняя правка: 12.02.2015.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ВХОЖДЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Давыденко Екатерина Александровна

к. филос. наук

Нижневартовский государственный университет

доцент кафедры документоведения и всеобщей истории

Аннотация:
В статье рассматриваются официальные документы вхождения народов ханты и манси в состав Российского государства. Анализируется процесс социализации коренных малочисленных народов Обского Севера. Автор приходит к выводу о том, что из прошлого дошли до нас различные виды официальных письменных документов, благодаря которым мы имеем возможность узнать историю, особенности быта, правовые формы и этические нормы взаимоотношении между обществом и государством народов ханты и манси.


Abstract:
The article examines the official documents of the occurrence of the Khanty and Mansi in the Russian state. Analyzes the process of socialization of indigenous peoples of the Ob North. The author comes to the conclusion that from the past came to us various kinds of official written documents through which we have the opportunity to learn about the history, especially the life, legal forms and ethics the relationship between society and the government of the Khanty and Mansi.


Ключевые слова:
ханты; манси; ненцы; документы; история; христианство; подданство.

Keywords:
khanty; mansi; nenetz; documents; history; christianity; citizenship.


УДК 394

Сведения о хозяйстве коренного населения  северных территорий Руси приводится уже в первом письменном источнике 1483-1484 гг.– Сказании «О человецех незнаемых в Восточной стране». В книге наряду с описанием традиций и нравов северных народностей, приводятся и реальные данные о хозяйстве, пишется о том, что северные народы едят мясо, ездят на оленях, есть оленьи и собачьи упряжки.[3, с. 78]

По историческим записям в XIV – XV вв. северные народы ханты и манси, ненцы приняли подданство Москвы. На Северные территории стали съезжаться купцы и промышленники. Добытые ими богатства меха, рыба, ягоды, орехи, расходились по Руси и по окрестностям. Был организован большой Северный путь, а так же стоянки, торговые базары для сбыта натурального товара.

В своей Грамоте 1525 г. северным народам о принятии их в подданство России Иван III пишет: «А мы вас жаловати и за вас стояти и от сторон беречи хотим». В Грамоте 1597 года дается наказ посадским земским людям не обижать местных людей «чтоб их нихто, никаков человек не обидел и насильства безлепишнова и продаж им не чинили никоторыми делы». [3, с. 79]

Грамота 1525 г. считается первым  деловым документом  для народов ханты, манси, регулировавшим хозяйственные, гражданские отношения, т.е. является документом административного характера. Форма документа содержит реквизиты, что придает зафиксированной на материальном носителе информации юридическую силу.

Несмотря на поддержку и защиту Царя в это время началось растаскивание северных богатств, немногих пришлых людей волновали традиции и нравы северных народов. По мере развития органов власти на Севере были созданы первые ревизионные комиссии. В архивах Тобольска хранятся документы, в которых зафиксированы сведения о хозяйстве и быте ханты и манси, отписки воевод, челобитные русского и аборигенного населения, указы из Москвы, таможенные и ясачные книги. Это документы, созданы в период присоединения Западной Сибири и управления ее на ранних этапах.

В Центральном архиве при Оружейной палате  России хранятся исторические памятники, которые включают документы учреждений, управлявших Сибирью в XVI - XVIII вв. К таковым  относятся: Посольские приказы до 1599; Приказы Казанского дворца 1599 - 1636; Сибирские приказы 1637. Например, документы Сибирского приказа свидетельствуют о выдаче денежного и хлебного жалованья и мягкой рухляди выезжающим иноземцам, иностранному православному духовенству, послам, русским и сибирским служилым людям, а так же инородцам и др.

В документах Верхотурской приказной избы имеются грамотки воевод и отписки и письма ирбитского приказчика, дела о собранном ясаке1649 – 1682 , приходе и расходе денег. Например, книги: расходные - поминочной и ясачной казны по Томску на выдачу жалованья служилым людям и на казенное строительство.

Состав документов приказного делопроизводства включал - грамоты, приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные, именные списки. Внутри каждого вида существовало множество разновидностей. Например, именные списки служилых людей по Березову, Верхотурью, Пелыму, Туринскому острогу и Тюмени 1631 – 1637; списки служилых людей, оброчников и оружников по Мангазее 1649 – 1652;  наказы сибирских приказов воеводам и их отписки; наказные памяти.

Московское государство старалось привлечь народы в социальную среду. В начале XVI в. на царскую службу стали привлекать представителей коренного населения Обского Севера. Деятельность служилых была разнообразной - охрана рубежей, возведение городов и острогов, таможенная служба, обязанности, связанные со сбором налогов и ясака, сопровождение  грузов. Многие ханты и манси выступали в роли переводчиков-толмачей, писарей. Таким образом, коренные народы выполняли все необходимое и помогали обеспечивать нормальную жизнь северных территорий, как части Российского государства в соответствии с царскими указами и предписаниями местных воевод.

В целях установления новых порядков и хозяйственного освоения богатейшего по природным ресурсам края указом Петра I в 1708 году была учреждена Сибирская губерния. В нее вошли северные города  - Березов, Сургут. В 1775 г. указом Екатерины II создана Тобольская губерния[1, С. 120 -141].

Иметь принадлежность к служилым людям, получать жалованье, иметь оружие, пользоваться определенными льготами и статусом человека, состоящего на государственной службе, было очень престижно. Одним немаловажным условием стало в то время принятие православия.

Историки отмечают, что в XVII в.  определенная часть ханты и манси довольно безболезненно приняла православие. Обряд крещения приходил довольно просто ханты и манси подписывали коллективную челобитную с желанием присоединиться к  Греко-Российской Православно-Восточной церкви и следовать ее заветам. В  подавляющем большинстве новоявленные христиане  носили кресты, посещали по праздникам церкви, назывались данными при крещении именами, но в душе приверженцами своих богов и духов. Следует отметить, что сегодня наблюдается интересная тенденция возвращения к историческим истокам и исконным землям ханты и манси.

Крещение привлекало ханты и манси и давало возможность  получить  деньги, ткани, обувь и другие престижные вещи. Грамота 1603 г. приводит сведения о том, как после обряда крещения выдавалось по два сукна, по паре обуви, мешку провизии. [2, с. 63]

Таким образом, из прошлого дошли до нас различные виды официальных письменных источников, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю, особенности быта, правовые формы и этические нормы взаимоотношении между обществом и государством, в социальном коллективе народов ханты и манси и их планомерное вхождение в состав Российского государства. 

Библиографический список:

1. Акишин М. О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996. С. 120 -141.
2. Гемуев И.Н. Люцидарская А.А. Служилые Угры. Один из аспектов русско-угорских отношений в XVI-XVII вв. Гуманит. науки в Сибири. Humanities in Siberia. Сер., археология и этнография - Ser.: archaelogy a ethnography № 3. 1994. С. 63-67
3. Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М., 1993. с. 78-79




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх