Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Физическая культура
Размещена 28.02.2015. Последняя правка: 29.03.2015.

Об учебной и учебно-методической литературе в области физической культуры и спорта

Балдухаева Инна Иосифовна

к.п.н.

ФГБОУ \

преподаватель

Аннотация:
Статья посвящена учебной литературе, используемой при подготовке специалистов по физической культуре и спорту высшего и среднего профессионального образования, а именно учебнику «История физической культуры» под редакцией С.Н. Комарова.


Abstract:
The article is devoted to the educational literature that is used by training specialists on physical culture and sport of the higher and secondary professional education, namely the textbook «History of Physical Culture» under the editorship of S. N. Komarov.


Ключевые слова:
физическая культура и спорт; подготовка кадров; профессиональные умения или компетенции; работа с учебной и учебно-методической литературой; В.В. Столбов; Г.С. Деметер; А.Б. Суник; Б.Р. Голощапов; С.Н. Комаров.

Keywords:
physical culture and sport; personnel training; professional skills competencies; work with educational and methodical literature; V.V. Stolbov; G.S. Demeter; A.B. Sunik; B.R. Goloshchapov; S.N. Komarov


УДК: 37

Развитие физической культуры и спорта становится сегодня важным социальным, экономическим и политическим фактором в жизни России. Разумеется, большое внимание оказывается подготовке кадров для  физкультурно-спортивного движения: изменились требования к образованности личности и её жизненным ценностям, чтобы быть востребованным, надо быть инициативным, самостоятельно мыслящим, способным предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения проблем. Для современного рынка труда и работника, отвечающего его требованиям, важны не только собственно профессиональные умения или компетенции, сколько социальные, межличностные умения, в том числе умения поиска, обработки и использования новейшей информации из различных и, прежде всего, смежных областей деятельности.

Профессиональное образование и обучение ставит на первое место поиск новых методов обучения и обеспечение его высокого качества. Но и отказываться от проверенных временем способов подготовки компетентного специалиста не стоит. Под одним из таких способов подразумевается работа с учебной и учебно-методической литературой, способной не только снабдить обучающихся необходимой информацией по изучаемой дисциплине, но и развивать интерес к предмету в целом, а в широком смысле – к профессиональному совершенствованию, расширению кругозора.

Коснёмся истории развития физической культуры и спорта, поскольку общеизвестно, что история не только даёт картину произошедшего и указывает тому причины, но и способствует лучшему пониманию современных событий, а также даёт возможность прогнозировать пути дальнейшего развития, в нашем случае физической культуры и спорта. Необходимой литературы, в том числе учебной, достаточно. Это, прежде всего, работы Виталия Васильевича Столбова – выдающегося представителя советской и российской спортивной науки, общепризнанного историка физической культуры и спорта, автора и соавтора классических учебников для студентов высших и средних специальных учебных заведений, начиная с 1974 года. Это труды Георгия Степановича Деметера – лауреата премии Спорткомитета СССР, автора более 200 научных работ по истории спорта и спортивного движения, Александра Борисовича Суника – также автора более 200 работ по проблемам истории физической культуры, спорта,  олимпийского движения и историографии истории физической культуры, Бориса Романовича Голощапова – специалиста высокого уровня в области истории спорта, автора ряда учебных пособий для студентов высших учебных заведений. Безусловно, всем известны работы Николая Федотовича Кулинко, Людмилы Алексеевны Финогеновой, Натальи Юрьевны Мельниковой и многих, многих других, кого, без тени сомнения, мы называем авторитетными специалистами в области истории физической культуры, спорта, международного и олимпийского движения, учёными, оказавшими влияние на развитие истории физической культуры и спорта как науки и учебной дисциплины.

И между тем, есть авторы, которые не отличаются щепетильностью и внимательностью при написании учебной литературы, авторы, допускающие фактические ошибки, неточности. Количество обладателей такой ошибочной информации в разы увеличивается, поскольку она изучается будущими специалистами в области физической культуры и спорта. Какое же количество будет иметь неправильную информацию, когда тренеры и педагоги будут ей щедро делиться со своими учениками и воспитанниками?

Речь идёт об учебнике «История физической культуры» Сергея Николаевича Комарова, Клары Андреевны Цатуровой, Юрия Федотовича Курамшина, Тамары Михайловны Антоновой, Надежды Геннадьевны Василевской, рекомендованом учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки «Физическая культура», изданном в Москве в издательском центре «Академия» в 2013 году.

Нет возможности да и цели детально обсуждать материал учебника, остановлюсь на отдельных фактах. На странице 170 авторы указывают, что спортсмены СССР, дебютируя на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году «набрали одинаковое количество очков с многолетним фаворитом олимпийских состязаний командой США, уступив первенство лишь по золотым медалям». Однако в приложении 1 на странице 229 указано количество завоёванных обеими командами медалей: СССР – 22 – 30 – 19, США – 40 – 19 – 17. Итог команд одинаковым язык не поворачивается назвать, разве 71 и 76 одинаковое количество, тем более, что место в неофициальном командном  зачёте определяется по количеству золотых медалей, завоёванных командой!

На странице 227 дана таблица «Хронология летних Олимпийских игр», где 9 графа – страны-победительницы в неофициальном командном зачёте, а 10 графа – медали: золотые, серебряные, бронзовые. При этом на 231 странице в 9 графе почему-то указаны 4 страны (США, Китай, Великобритания и Россия), в 10 графе соответственно – 46 – 29 – 29, 38 – 27 – 23, 29 – 17 – 19 и 24 – 26 – 32. Вопрос: почему указана страна, не вошедшая в тройку победителей или в заявленной таблице названия граф указаны неверно? На странице 233 данной же таблицы победители зимних Олимпийских игр 1980 года в Лейк-Плэсиде (США) упоминаются в следующем порядке ГДР (9 – 7 – 7), СССР (10 – 6 – 6), США (6 – 4 – 2). Разве в неофициальном командном зачёте места в призовой тройке определяются по общему количеству медалей? Как упоминалось выше – по количеству золотых медалей, завоёванных командой. Тогда почему команда СССР стоит после команды ГДР?

В учебнике указанных выше авторов 238 страниц, включая оглавление, 9 – отведено таблицам в конце издания, 1 – списку использованной литературы, 3 – оглавлению, 226 – информационный материал, 85 из них посвящено хронике Олимпийских игр, соответственно на рассказ об истории развития физической культуры и спорта – 141 страница. Дело, конечно, не в количестве страниц, отведённых тому или иному материалу, а в том, что отдельная информация нуждается в пояснении. Так, например, в главе 6 «Физическая культура Русского централизованного государства» на странице 73 в четвёртом абзаце упоминаются новые виды физических упражнений и игр, в числе которых «гигантские шаги». Следует признать, что современная молодёжь недостаточно хорошо знает отечественную историю, и, если всем известны ходьба на ходулях, лазанье по столбам, благодаря масленице, то «прыжки с подкидных досок» и «гигантские шаги» неплохо было бы разъяснить.

Хотелось, чтобы материалу о физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне», к которому страна возвращается вновь, почётным спортивным званиям и отличиям уделилось больше внимания…

В статье не ставится задача опорочить или очернить имена авторов учебника, безусловно, их труд достоин высокой оценки, но стоит внимательно относиться к тому, что станет служить официальной информацией при подготовке специалистов в той или иной области. А, что касается истории (и спорта в том числе) – это наука точная, нельзя изменить произошедшего, да и вправе ли мы это делать?

Библиографический список:

1. История физической культуры : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / [С.Н. Комаров, К.А. Цатурова, Ю.Ф. Курамшин и др.] ; под ред. С.Н. Комарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. – ( Сер. Бакалавриат).




Рецензии:

26.04.2015, 7:55 Павлов Сергей Никлаевич
Рецензия: В статье поднимается важная проблема, касающаяся современного образования. Наивно надеяться на повышение профессионального уровня специалистов, если мы не гарантируем правильность и фактологическую достоверность источников, к которым адресуют преподаватели студентов. Авторы учебной и учебно-методической литературы должны нести ответственность за материалы и информацию, предложенную в качестве учебника или учебного пособия. Статья и структура соответствуют требованиям, тема актуальна. Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

25.04.2015, 14:24 Поляк Дина Анатольевна
Отзыв: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проблема качества учебников продолжает оставаться злободневной. Автором проведено детальное изучение учебной литературы по истории физической культуры и спорту. Выявлено множество фактических ошибок в учебнике С.Н. Комарова. Немаловажным является и то, что И.И. Балдухаева не только критически проанализировала данное учебное издание, но и предлагает ему альтернативу.


26.04.2015, 7:51 Павлов Сергей Никлаевич
Отзыв: Сегодня много говорят о проблемах в образовании: о ЕГЭ, о стоимости образовательных услуг, о профессиональном уровне выпускников. Однако качество и уровень образования зависят от многого: условий обучения, педагогического мастерства преподавателей и в том числе учебной литературы. В учебном процессе всё важно, и, если мы хотим иметь хороших специалистов (в любой области), это «всё» должно контролироваться. Абсолютно согласен с автором статьи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх