Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 24.02.2015. Последняя правка: 24.02.2015.
Просмотров - 10047

Бюджетное финансирование ВУЗов

Миронова Елена Павловна

ОмГАУ

студент

Лалова Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, ИЭиФ, кафедра бухгалтерского учета и финансового контроля


Аннотация:
В данной статье рассмотрены проблемы финансирования общеобразовательных учреждений, на примере высших учебных заведений. Выявлена и обоснована необходимость составления смет и финансовых планов ВУЗом самостоятельно.На основе проведенного исследования автором предлагается выделять средсва для финансирования учреждений, на основании их предоставленных смет.


Abstract:
This article deals with the problems of financing of educational institutions, as an example of higher education institutions. Identified and the necessity of budgeting and financial plans based on a university samostoyatelno.Na study author proposes to allocate sredsva financing institutions, based on their estimates provided.


Ключевые слова:
финансирование; государственная поддержка; учреждение

Keywords:
funding; government support


УДК 338.001.36

Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуются систематические и значительные капиталовложения в образование. Сегодня в Российской Федерации источники поступления  финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников.  Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.

 В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно за счет нескольких источников финансирования - из бюджетов разного уровня, в том числе из бюджета к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения, по целевым программам бюджетов других уровней, за счет собственных доходов учреждения от осуществления предпринимательской деятельности.

 Большинство государственных учреждений высшего профессионального образования находится в ведении федеральных органов власти. Поэтому их финансирование осуществляется в основном из средств федерального бюджета.

Средства, выделяемые вузам из федерального бюджета, не обеспечивают всех потребностей, связанных с проведением учебной и научной деятельности.

Примерно 80–85% бюджетного финансирования приходится на статьи «Заработная плата и начисления», «Стипендия», «Коммунальные платежи» и «Капитальный ремонт зданий» и только 10–15% бюджетного финансирования приходится на статьи, связанные с модернизацией и покупкой современного учебного оборудования, текущим ремонтом зданий, текущими расходами. Почти не финансируются статьи расходов на командировки, приобретение расходных материалов, хозяйственные расходы. В этих условиях вузы вынуждены искать дополнительные источники финансирования, учиться не только зарабатывать, но и правильно управлять денежными потоками. Любые управленческие решения, будь то открытие новых специальностей, модернизация учебного оборудования, ремонт помещений могут быть выполнены при условии обеспечения соответствующими средствами. Поэтому финансовый аспект является важнейшим в процессе управления.

С введением в действие положений федерального закона № 83-ФЗ изменилась форма финансирования бюджетных учреждений. С 2011 года им выделяют субсидии на выполнение государственного муниципального задания. Расчет потребности в финансовых ресурсах осуществляется с помощью составления планов финансово-хозяйственной деятельности, в которых учитываются все доходы учреждения, в том числе доходы от целевого финансирования из всех уровней бюджета (субсидии) и доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

Средства субсидий, выделяемых из бюджета на выполнение государственного муниципального задания нельзя отнести к средствам «прямого» бюджетного финансирования. Они являются целевыми бюджетными средствами, выделяемыми на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение части расходов бюджетного учреждения на выполнение государственного муниципального задания по оказанию образовательных услуг гражданам Российской Федерации.

Размер субсидий рассчитывается путем составления сметы расходов, необходимых на обучения 1 студента. Норматив содержит плановый размер и детальное описание направлений расходования средств субсидий в разрезе кодов бюджетной классификации расходов, утвержденные в муниципальном государственном задании. Вуз получает утвержденную сумму субсидий, на которую может рассчитывать. Предусмотренные ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм запрещено, нельзя также производить непредусмотренные государственным муниципальным заданием расходы.

Суммы финансовых ресурсов, выделяемых бюджетным образовательным учреждениям определяются уже на основании выделенных Министерству образования и науки средств, а не исходя из фактической потребности. Это определяет тенденцию сокращения бюджетных расходов  в сфере образования, в том числе через сокращение численности обучающихся за счет средств бюджетного финансирования и даже реорганизации и ликвидации учебных заведений.

Закон о бюджете не устанавливает распределение этих средств по статьям экономической классификации расходов. Это важное положение, на котором должна строиться система бюджетного финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств. Ведь Законом «Об образовании» высшим учебным заведениям предоставлено право самостоятельно определять порядок и направления расходования средств.

Исходя из вышеизложенного, я считаю, что бюджетные средства вузу можно выделять одной суммой. Вуз, зная свои основные задачи проблемы, должен самостоятельно определять основные статьи расходов, составлять и утверждать на ученом совете смету и отчитываться перед вышестоящей организацией о целевом расходовании средств.

Реализация таких подходов может не только заметно облегчить работу, но и способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности образовательных учреждений, повысить ответственность за принимаемые решения в сфере финансовой деятельности.

Библиографический список:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
2. Арзякова О.А. Управление финансовыми ресурсами государственного вуза в рыночных условиях (информационное и математическое моделирование) / О.А. Арзякова // Университетское управление. 2013. С. 49–51.
3. Михайлушкин А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода: учебное пособие /А.И. Михайлушкин. – СПб.: Питер. 2014. 196 с.




Рецензии:

28.02.2015, 13:40 Галанцева Ирина Валерьевна
Рецензия: В статью, на мой взгляд, необходимо добавить данные статистики, которые бы проиллюстрировали тезисы и выводы автора. Данная работа имеет вид общих положений и не отражает личного вклада автора. Статья не может быть рекомендована к публикации.

7.02.2016, 10:30 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "Вуз, зная свои основные задачи проблемы", так расшифруйте эти проблемы ВУЗа и будет хорошая статья.Дораотать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх