Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Медицина
Размещена 03.03.2015. Последняя правка: 15.03.2015.
Просмотров - 2603

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ СТУДЕНТАМ – ИНОСТРАНЦАМ

Бублий Татьяна Дмитриевна

к. мед. н.

ВГУЗУ " украинская медицинская академия"

доцент кафедры терапевтической стоматологии

Высшее государственное учебное заведение Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия»,ассистент кафедры терапевтической стоматологии к.мед. н. Дубовая Л.И.


Аннотация:
Преподавание на английском языке терапевтической стоматологии способствует развитию высшего медицинского образования в Украине и приближает уровень обучения к общеевропейским стандартам. Одним из приоритетных направлений совершенствования учебного процесса является соблюдение соотношения студентов и преподавателей (6 к 1). Необходимо усилить контроль за качеством изучения англоязычными студентами родного языка пациента (украинский или русский) на начальных курсах обучения в академии, что даст возможность повысить качество усвоения практических навыков на клинических кафедрах. Следует уделить особое внимание оснащению рабочего места врача-стоматолога.


Abstract:
The teaching of stomatology of English language leads to the development of higher medical education in Ukraine. This approximates the level of learning to pan-European standards. The priority of improving the educational process is to respect the ratio of students and teachers (6 to 1). Quality control study of English-speaking students of the mother language of the patient makes it possible to improve the assimilation of practical skills in clinical departments. Special attention should be given to equipping the workplace of a dentist.


Ключевые слова:
англоязычные студенты; терапевтическая стоматология; пути совершенствования преподавания.

Keywords:
English-speaking students; therapeutic dentistry; ways to improve teaching.


УДК. 616.31-08:378.14

Введение. Коллектив кафедры терапевтической стоматологии направляет свои усилия на реализацию концепции развития высшего медицинского образования в Украине в соответствии с общеевропейскими стандартами и рекомендациями, основываясь на лучших традициях украинской высшей школы в сочетании с использованием новейших технологий и опыта стран Европы [1]. Преподавание студентам-иностранцам терапевтической стоматологии на английском языке дает возможность привлечь больше студентов к обучению именно в УМСА, повышает значимость английского языка в международном общении, улучшает интеграционные связи, способствует выходу системы высшего медицинского образования в Украине на качественно новый уровень, что позволяет рассматривать ее в контексте общеевропейских и общемировых стандартов. Возможность обучения на английском языке повышает престиж УМСА не только в Украине, но и за рубежом [1,2]. Таким образом, преподавание на английском языке на данной кафедре, в том числе, терапевтической стоматологии, направлено на реализацию концепции развития высшего медицинского образования в Украине в соответствии с общеевропейскими стандартами и рекомендациями. В связи с этим целью данной работы является анализ и  поиск путей совершенствования преподавания данной дисциплины в академии.

         Преподавание терапевтической стоматологии на английском языке осуществляется с 2007г. На кафедре терапевтической стоматологии обучение студентов стоматологического факультета проводится на четвертом и пятом году обучения. Ежегодно  на кафедре обучаются почти 60 англоязычных студентов.  Остается не решенная проблема  соблюдения соответствующих норм, принятых стандартов для обучения - кратность студентов на 1 преподавателя на занятии (6 к 1). Все сотрудники академии, учитывая администрацию, это хорошо понимают, но вопрос окончательно не решается. В группах с англоязычной формой обучения одновременно обучаются 10-11 студентов. В таких условиях преподавателю очень трудно уделить внимание всем студентам, которые часто имеют разный уровень базовых знаний по специальности, собственных возможностей, языковой уровень. Это не способствует эффективному усвоению дисциплины, усложняет этап контроля и исправления недостатков. Поэтому одним из приоритетных направлений совершенствования учебного процесса является соблюдение указанных норм соотношения студентов на преподавателя во время практических занятий [3].

         На кафедре терапевтической стоматологии есть достаточное количество преподавателей для обеспечения ведения занятий на английском языке, а также постоянно готовится резерв из молодых англоязычных преподавателей, аспирантов, магистров. Для качественного учебного процесса на кафедре подготовлены на английском языке все необходимые материалы для аудиторной и внеаудиторной работы студентов (тексты лекций, рабочие программы, методические рекомендации для практических занятий и т.п.).т.е. создана значительная база для освоения теоретической части предмета. Для улучшения знаний, кроме обязательной литературы, на кафедре существуют учебники и руководства зарубежных издательств в электронном варианте на английском языке, которые применяются в качестве дополнительной литературы [4].

         На всех клинических кафедрах главным звеном учебного процесса является овладение студентами практических навыков. На практических занятиях во время клинического приема и консультаций пациентов отрабатывается тактика курации больных - клиническое обследование пациента, составление плана дополнительных методов обследования, определения клинического диагноза, плана лечения, который базируется на обсуждении возможных вариантов лечебной тактики стоматолога, составление плана, этапности, последовательности манипуляций и прогнозирования результатов. К этому процессу обязательно привлекаются студенты. Студент должен выполнить опрос больного, собрать жалобы, анамнез, провести осмотр и поставить предварительный диагноз. Однако, для курации пациента необходимо  свободное  общение с пациентом на украинском или русском языке, что проблематично для многих иностранных англоязычных студентов, и поэтому требует участия преподавателя в качестве переводчика. Это уменьшает самостоятельное участие в работе студента с пациентом, а ведь большинство иностранных граждан, обучаясь на кафедре терапевтической стоматологии, заинтересованы в совершенствовании практической подготовки.  Не имея опыта, студенты часто формируют негативную мотивацию у пациентов, последние отказываются  от участия иностранных студентов в их обследовании и лечении. На этом этапе самостоятельной работы весьма важно чувство такта преподавателя.

 Таким образом, необходимо усилить контроль за качеством изучения англоязычными студентами родного языка пациента (украинский или русский) на начальных курсах обучения в академии, что даст возможность повысить качество усвоения практических навыков на клинических кафедрах.
         Следующим необходимым условием подготовки врачей-стоматологов является оснащение его рабочего места - оно должно быть современным. К большому сожалению, стоматологические установки, которые используются в учебном процессе на кафедре терапевтической стоматологии, нуждаются в существенной модернизации, не позволяют работать эргономично, сидя и в четыре руки, как это принято в странах Европы. Поэтому, основным аспектом совершенствования профессионального мастерства является учет реальных возможностей рабочих мест, доступность и широкий спектр современных стоматологических инструментов и пломбировочных материалов. Таким образом, подготовка оборудования, техническое обслуживание и оснащение рабочего места играют очень важную роль в подготовке  врача-стоматолога, особенно на терапевтическом приеме.
         Определяющей характеристикой для понимания учебной программы является самостоятельность. Понимание проблемы самостоятельности студентов в учебном процессе - это основа ответственного отношения к профессиональной подготовке будущих специалистов. С целью улучшения качества самостоятельной работы студентов сотрудниками кафедры подготовлены методические разработки для студентов, изданы учебно-методические пособия. Иностранные граждане с большой заинтересованностью пользуются литературой, подготовленной их преподавателями. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении текущего и модульного контроля. Из  числа студентов выделяются лучшие. Как правило, иностранные граждане довольно амбициозно  относятся к определению лучших в группе, каждый из них желает, чтобы отметили именно его и, таким образом, создается своеобразная конкуренция по овладению знаниями, что является положительным при подготовке специалистов.
         Таким образом, на кафедре терапевтической стоматологии ВГНЗУ «Украинская медицинская стоматологическая академия» проведена значительная работа по организации учебного процесса на английском языке, что способствует интеграции медицинского образования Украины в мировое образовательное пространство. Особенно это было важно в свете перестройки учебного процесса и создания методического сопровождения преподавания на английском языке терапевтической стоматологии, потому что такая организация обучения приближает уровень подготовки специалистов к Европейским стандартам. Обучение студентов на английском языке стимулирует преподавателей совершенствовать не только владение иностранным языком, но и свое профессиональное мастерство, что плодотворно влияет на качество учебного процесса.

Библиографический список:

1. Медицинское образование в мире и в Украине [Булах, А. П.]
2. Проблемы эффективного внедрения КМСОУП в медицинских ВУЗАХ [В.М. Запорожан, В.И. Кресюн, Ю.И. Бажора и др.] // Внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса в ВМ(Ф)НЗ Украины: результаты, проблемы и перспективы: материал Всеукр. науч.-науч. конф.- Тернополь, 2010.- С. 176-178.
3. Петрушанко Т.А. Личностно ориентированный подход как условие развития компетентности студентов-иностранцев при обучении на кафедре терапевтической стоматологии / Петрушанко Т.А., Дубовая Л.И., Бублий Т.Д. и др. // Мир медицины и биологии. - № 2(37). - 2013г. - С. 137-139.
4. Петрушанко Т.А., Дубова Л. И., Бублий Т.Д. Самостоятельная работа студентов на кафедре терапевтической стоматологии в рамках кредитно - модульной системы // Материалы учебно-научной конференции с международным участием: Современные технологии управления учебным процессом в высших медицинских учебных заведениях. - Полтава, 2014. - 167-168.




Рецензии:

3.03.2015, 10:53 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью Татьяны Дмитриевны Бублий «Основные аспекты совершенствования преподавания терапевтической стоматологии студентам−иностранцам» Представленная статья «Некоторые эффекты биологического действия мелатонина» посвящена актуальному вопросу – определению основных аспектов совершенствования преподавания одной из стоматологических дисциплин – «Терапевтическая стоматология» на английском языке. На текущий момент большинство учреждений образования и государственных учреждений образований высшей школы ведет или осваивает преподавания дисциплин на английском языке, в связи с чем все аспекты, затронутые автором статьи, являются чрезвычайно важными и актуальными. Статья построена по принципу аналитического обзора и состоит из: введения; основной части, включающей анализ опыта преподавания дисциплины «Терапевтическая стоматология» на английском языке студентам-иностранцам в течение 8 лет, материально-технического обеспечения учебного процесса, его методической составляющей и деонтологических аспектов. Статью завершает логично вытекающее из представленного материала заключение. Материал, представленный в публикации, изложен автором последовательно, логично, грамотно, легко читается и воспринимается. В тоже время к представленной публикации имеется ряд существенных замечаний: − необходимо структурировать статью, обязательно выделив «Цель работы» и обозначив «Введение» и «Заключение»; − нуждается в доработке библиографический список: 1) в нем должны быть представлены англоязычные источники и расширен спектр публикаций из стран постсоветского пространства; 2) ссылки должны быть оформлены в точном соответствиями с заявленными правилами электронного журнала «SCIARTICLE.RU». В работе встречается ряд неудачных выражений. При этом следует подчеркнуть, что указанные замечания легко устранимы и не снижают общей положительной оценки публикации. На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья Татьяны Дмитриевны Бублий «Основные аспекты совершенствования преподавания терапевтической стоматологии студентам−иностранцам» соответствует профилю электронного журнала «SCIARTICLE.RU» и межет быть рекомендована к опубликованию после устранения указанных замечаний. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И.О. Походенько-Чудакова 03 марта 2015 года

4.03.2015, 19:18 Супрун Элина Владиславовна
Рецензия: Статья Татьяны Дмитриевны Бублий «Основные аспекты совершенствования преподавания терапевтической стоматологии студентам-иностранцам» является актуальной и, бесспорно, своевременной. Согласна с представленной рецензией доктора медицинских наук, профессора И.О. Походенько-Чудакова по вопросам структуризации материала. Хочу уточнить ряд стилистических и орфографических неточностей, которые нуждаются в доработке, а именно: 1. «Остается проблемой, не решенной в течение многих лет, это соблюдение соответствующих норм», - несогласованное предложение 2. «соблюдение указанных норм соотношение студентов на преподавателя» - изменить на «соотношения» 3. «модульных контролей и т.п.).т.е. создана» - сложное предложение и сочетание , стоит переработать 4. «студенты часто формируют негативную мотивацию у пациентов, и они отказываются » - изменить «они» на «последние» или разбить на два предложения 5. «авторитет и такт » - изменить на «чувство такта» 6. «подготовка оборудования, техническое обслуживание и оснащение рабочего места играет очень важную роль» - изменить на «играют» 7. «С целью улучшения самостоятельной работы студентов » - изменить на «улучшение качества … работы» 8. «а ее результат учитываются » - изменить на «или результаты учитываются или результат учитывается» 9. «проведена значительная работа по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса» - фраза о кредитно-модульной системе появляется только в заключительной части, стоит об этом упомянуть ранее 10. «приближает уровень подготовки специалистов до уровня » - изменить на «приближает… к уровню» или перефразировать После внесения указанных правок статья рекомендуется к печати. Профессор кафедры общей фармации и безопасности лекарств Института повышения квалификации специалистов фармации Национального фармацевтического университете (г. Харьков, Украина), доктор мед наук Супрун Э.В. 4 марта 2015 г.

15.03.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Бублий Татьяна Дмитриевна:
Глубокоуважаемая Элина Владиславовна,Мы признательны Вам за рецензирование статьи и внесённые коррективы. Все указанные замечания устранили. Большое спасибо!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх