Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 18.03.2015. Последняя правка: 18.03.2015.

Социальные и экономические последствия табачной политики России

Гучмазова Ариана Петровна

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Студентка 4 курса

Цаллагова Людмила Маратовна; профессор экономики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова


Аннотация:
Резкое повышение акциза – это один из наиболее благоприятных факторов для развития нелегальной торговли, так как это приводит к стремительному росту цен, вследствие чего легальная продукция становится менее доступной для потребителей. Облагаемые налогом и контрабандные сигареты, легко “взаимозаменяемы". В России есть все предпосылки для развития незаконных поставок табачных издклий.


Abstract:
The sharp increase in excise tax is one of the most favorable factors for the development of illicit trade, as it leads to a rapid increase in prices, and as a result legal production becomes less available to consumers. Taxable and smuggled cigarettes, easily interchangeable". In Russia there are all preconditions for the development of illegal supplies of tobacco products.


Ключевые слова:
Табачная политика; акцизные ставки; нелегальная продукция; контрабанда; налоговые поступления.

Keywords:
Tobacco policy; excise taxes; illegal production; smuggling; tax revenues.


УДК 338

Почти весь объем табачных изделий, содержащийся в обороте России, производится внутри страны[9]. Табачная промышленность в России представляется одной из самых стабильных отраслей экономики. Рост акцизов в 2008-2011гг составлял в среднем на 20-25% в год,  что позволило бюджету увеличить поступления на 119%. Однако закон, принятый в сентябре 2013 года, предусматривает индексацию ставок акцизов на 2014 – 2016 годы в среднем на 40% в год [6].

Резкое повышение акциза – это один из наиболее благоприятных факторов для развития нелегальной торговли, так как это приводит к стремительному росту цен, вследствие чего легальная продукция становится менее доступной для потребителей. Облагаемые налогом и контрабандные сигареты, легко “взаимозаменяемы”[5]. Как показывает международный опыт, в странах, где резко повышали акцизы, число курильщиков практически не изменялось, однако значительная доля рынка табачной продукции быстро уходила «в тень». Исследования Международного центра по налогам и инвестициям совместно с Oxford Economics показали, что если цена пачки сигарет превышает 8% дохода потребителя, он старается найти более дешевую альтернативу [3]. В 2012 г. средний россиянин тратил на сигареты около 5% располагаемого дохода, более низкодоходная часть населения – 7%. С повышением акцизов и ростом цен Россия может вскоре столкнуться с характерными для Европы проблемами, где доля теневого рынка превышает 10%, хотя по международным стандартам, степень  коррупции здесь является низкой, а налоговое администрирование и  регулирование  эффективным. Прибыль от контрабанды сигарет огромна. Ирландия ввела самый высокий в ЕС налог на табачные изделия, однако это не только снизило реальные поступления на 8% с 1999-2012, но и расширило незаконный рынок до 28% в 2012г [8, 1].

Успешный опыт японской акцизной политики показал, что увеличение бюджетных поступлений вместе с улучшением качества здоровья населения – следствие умеренной политики, а не жесткой и агрессивной. Эта налоговая стратегия привела к устойчивому увеличению налоговых поступлений, которые в 2012 году были на 12%  выше, чем в 1999 году в реальном выражении, при одновременном сокращении распространенности курения с 34% до 21% [1].

Сегодня в России сложились благоприятные условия для развития нелегальной продукции. 60% всех потребителей табачных изделий приобретают сигареты среднего и нижнего ценового сегмента. Таким образом, в случае увеличения цен на законную продукцию, больше всего пострадает именно эта часть курильщиков [2]. Наиболее удобные страны для поставок нелегального товара - страны Таможенного союза, где действует режим свободной экономической зоны. К тому же границы Таможенного союза могут расшириться. В России есть все предпосылки для развития незаконных поставок из этих стран: низкий таможенный контроль между этими странами, снижение ценовой доступности сигарет, а также огромный разрыв в налоговых режимах. В 2012 г. ставка акциза на сигареты с фильтром в Республике Беларусь составляет 50% от ставки в РФ, на сигареты без фильтра — 6%, в Казахстане, соответственно, 52% и 32%. Возможно также возникновение на территории России нелегальных производств и появление контрафактной продукции, поскольку оборудование более 100 закрытых табачных фабрик осталось не утилизированным[5, 8].

В соответствии с исследованием компаний «БАТ- Россия» и TNS в России наблюдается устойчивая тенденция распространения контрабанды и контрафакта. В третьем квартале 2013 г. доля нелегальной табачной продукции составила 0,9% от общего объема. В 2012 г. этот показатель был на уровне 0,3%. Трехкратный рост обусловлен как распространением сигарет из Беларуси и Казахстана, так и появлением контрафакта[7]. Более того, если в 2011 году это были преимущественно области, граничащие со странами Таможенного союза, то теперь незаконные изделия можно найти  в Москве, Сибири и на Урале. Для России каждый потерянный процент легального рынка стоит 3,4 млрд. руб. По мере роста ставки до 2015 цена этого процента будет ежегодно увеличиваться на 600 млн. руб.[4].

На основании проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что существенное повышение уровня налогообложения табачных изделий главным образом заставит курильщиков переключиться на незаконную табачную продукцию. Отсюда необходимо учитывать:

- акцизные ставки следует установить таким образом, чтобы добиться оптимального уровня налоговых поступлений на долгосрочной основе, т.е. умерено повышать ставки   акцизного налога, в соответствии с ростом доходов населения. 

- осуществлять контроль за сбором акцизов легче при использовании специфической налоговой системы c коррекцией на инфляцию,  поскольку это помогает увеличить поступления в условиях роста цен на рынке;

- акцизные ставки на сигареты, необходимо сопоставлять с аналогичными показателями в соседних странах, чтобы у людей не было стимулов заниматься контрабандой;

- необходимо проводить активную  работу с партнерами по Таможенному Союзу по унификации   акцизных ставок на табачные изделия, что сделает импорт из этих стран менее привлекательным;

-  усилить контроль на границе может быть достаточно затратным для госбюджета, учитывая протяженность границ;

- следует ужесточить законодательство и наказание (как производителей, так и распространителей) за производство и реализацию контрафактной продукции;

 - необходимость проведения грамотной и взвешенной   антитабачной пропаганды и здорового образа жизни, особенно среди молодежи – потенциальных курильщиков.

Библиографический список:

1. International Tax and Investment Center. Global “best practice” in tobacco tax Policy: insight from tax practitioners around the World. Special report, Sept. 2013
2. Голова И. Планку пора снижать// [Электронный ресурс] Российская газета. 2013 http://www.rg.ru/2013/12/03/tabak.html
3. Грибцова Ю., М. Кунле, Никольский А. Как повышение акцизов сказалось на продажах сигарет и алкоголя.// [Электронный ресурс] Ведомости, 2013 http://www.vedomosti.ru/companies/news/20800441/akciz-pyanstvu-ne-pomeha#ixzz2qvUYzNo5
4. Каким будет мир без легальной табачной индустрии? БАТ-Россия. http://www.batrussia.ru/group/sites/BAT_7YLHWS.nsf/vwPagesWebLive/DO986MBJ?opendocument&SKN=1
5. Международный центр по налогам и инвестициям (ITIC). Нелегальная торговля табачными изделиями и методы борьбы с ней. 2011.
6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. // [Электронный ресурс] КонсультантПлюс.http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129118
7. Отраслевой портал Unipack.Ru. Российский табачный рынок 2013: резкий рост нелегальных продаж. Декабрь 2013.http://article.unipack.ru/47842/
8. Отчет о корпоративной ответственности БАТ–Россия. 2012.
9. Ситуация на рынке табачной продукции (для журнала "Эксперт") http://tebiz.ru/pr-mi/pr-markettobaccoproducts-1.php




Рецензии:

28.03.2015, 21:20 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Содержание статьи не соответствует заявленному названию, поэтому в таком виде к публикации не рекомендуется. Использованный материал и проведенные автором исследования безусловно интересны, поэтому должны найти отражение в другой статье.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх