магистрант
Российский государственный профессионально-педагогический университет
магистрант
УДК 1
Проблемы занятости молодежи относятся к одной из самых актуальных проблем, так как занятость молодого энергичного населения - традиционно рассматривается как потенциал развития общества. Особенно данная проблема важна для современного общества в виду того, что выпускники вузов испытывают большие затруднения в поиске удовлетворяющего их места работы. Широко известно, что большая доля выпускников не работает по полученной в ВУЗе специальности, а ищет приложение своих сил в совершенно других иногда противоположных отраслях.
Доказано, что на выбор места работы и построение карьеры непосредственно влияют именно профессиональные ценности личности [1]. Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов . В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, например, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы» [2, с. 36]. Г. Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности» [3, с. 82]. По словам Г. Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а, следовательно, и выделенному с его участием мотиву.
Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [4, с. 45].
Таким образом, ценностные ориентации являются одним из значимых компонентов направленности в психологической структуре личности. Они отражают наиболее значимые характеристики окружающего мира для субъекта, определяют особенности других компонентов психологической структуры личности, особенности ее развития. Профессиональные ценности показывают характеристики профессиональной деятельности и в целом профессии, значимые для индивида, согласующиеся с его личностными и индивидуальными особенностями и позволяющие ему в дальнейшем активно развиваться.
В рамках курсовой работы для изучения профессиональных ценностных ориентация были опрошены студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета, обучающиеся на 4 курсе по специальности "Юриспруденция". В будущем эти выпускники получат квалификацию учитель права. В обследовании приняли участие 14 человек, в возрасте от 20 до 22 лет, из них 9 девушек и 5 юношей.
Для изучения профессиональных ценностей была использована методика "Якорь карьеры" (Э. Шейн), заключающаяся в оценке утверждений согласно значимости по 10-бальной шкале. Значимыми являются те ценностные ориентации, которые получили по соответствующим шкалам значения больше 6 (Рис.1).
Рис. 1 Средние значения по шкалам методики Э. Шейна "Якорь карьеры"
В результате обследования выяснилось, что наиболее значимым ориентиром в будущей профессиональной деятельности для студентов стала стабильность работы (Хср=7,54; Мо=10; Ме=8). Это говорит о том, что студенты испытывают потребность в постоянной работе, дающей стабильный заработок, социальные гарантии и их не очень привлекают авантюрные или краткосрочные проекты. Они склонны ожидать, что выбранное место работы станет также местом их будущей карьеры. При этом такая профессиональная ориентация, как правило, свидетельствует о невысоком уровне притязаний среди студентов. Однако, студенты группы в этих ожиданиях неоднородны, о чем свидетельствует наибольшее значение стандартного отклонения по данной шкале (2,7).
На втором по значимости места оказалась ценностная ориентация на автономию (Хср=6,9; Мо=8; Ме=7), которая проявляется в стремлении к независимости, самостоятельности, свободе действий. Скорее всего, данная ориентация обусловлена возрастными особенностями юношеского возраста, о чем говорит невысокое значение стандартного отклонения по данной шкале (1,5), поэтому утверждать то, что после получения образования этот ориентир станет для данных выпускников одним из доминирующих в карьере, на наш взгляд, преждевременно, особенно учитывая доминирующую ориентацию на стабильную работу.
Следующими ориентирами в карьере для студентов стали такие, как "Менеджмент" (Хср=6,5; Мо=8; Ме=7) и "Интеграция стилей" (Хср=6,2; Мо=8; Ме=6). Карьерная направленность, связанная с менеджментом, означает, что студентов привлекает работа, связанная с управлением людьми, проектами, что вполне соответствует деятельности преподавателя, занятого организацией учебно-воспитательного процесса и работой с учащимися. Однако, для будущей педагогической деятельности такая направленность вызывает настороженность, так как тенденцией профессиональной карьеры является обретение власти - возможности и способности навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Такая направленность карьеры в профессии учителя может привести к раннему формированию профессиональных деструкция по авторитарному типу, а также привести как к внутри личностному конфликту, так и к конфликту с учащимися, их родителями и коллегами по работе. Возможно, такая направленность формируется под влиянием изучения юридических дисциплин, связанных соблюдением правопорядка.
Ориентация студентов на значимость "интеграции стилей" говорит о том, что они стремятся уравновесить различные проявления жизни - профессиональную карьеру, семью, личные интересы и т.п. Это значит, что пока профессиональная карьера не играет для них большой роли, ведь они еще получают образование. Наряду с профессиональными интересами важно создание семьи, удовлетворение разнообразных интересов молодежной среды, что вполне согласуется с возрастными особенностями юношеского возраста.
В меньшей степени, но также важны для студентов оказались такие ориентации, как "служение" (Хср=5,9; Мо=7; Ме=7) и "предпринимательство" (Хср=5,9; Мо=7; Ме=6). Ценностная ориентация на служение показывает стремление студентов связать свою профессиональную деятельность с принесением пользы людям, обществу. Профессии в сфере образования и в области юриспруденции как раз относятся к таким "помогающим" профессиям, а значит существует большая вероятность, что после окончания университета выпускники свяжут свою профессиональную карьеру со специальностью, полученной в вузе.
Наряду с этим для студентов в профессиональной деятельности значима ориентация на создание новых проектов, на воплощение в жизнь новых идей, которая проявилась в относительно высоких значениях по шкале "предпринимательство". Не исключено, что кто - то из студентов попытается воплотить в жизнь свой старт-ап, тем более, что подготовленность в области юриспруденции создает для этого хорошую базу.
Вместе с тем вызывает озабоченность результат, полученной в группе, по шкале "профессиональная компетентность" - (Хср=4,3; Мо=5; Ме=5), что свидетельствует о невысокой ориентации студентов на развитие своих способностей и навыков, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Это значит, что студенты пока не стремятся стать профессионалами, знатоками своего дела, их недостаточно интересует содержательная сторона их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, полученные результаты обследования студентов позволяют деканату и преподавателям, работающим с этой группой, сориентироваться в профессиональных предпочтениях студентов и разработать мероприятия, способствующие повышению в глазах студентов значимости работника, как профессионала своего дела, например, семинары и вебинары по данной проблеме, психологические тренинги по личностному росту, экскурсии на предприятия, где студенты могут увидеть и пообщаться с настоящими профессионалами своего дела и т.д.
На проявление ценностных ориентаций в профессиональной деятельности влияет множество психологических факторов, обуславливающих личностные особенности каждого студента. Среди них, такие как уровень притязаний, самооценка, эмоциональная направленность, интересы и др. В связи с этим, в университетах деканаты и кураторы групп могли бы сотрудничать с факультетом психологии по составлению психологического портрета студентов и сопровождению их профессионального становления.
Рецензии:
18.03.2015, 14:39 Котова Светлана Сергеевна
Рецензия: Попытка определения профессиональных ценностей студентов педагогического университета, на сегодняшний день, является актуальной и значимой темой исследования как в методологическом так и практическом плане. В научной статье проанализированы необходимые научные работы ведущих исследователей, выделены особенности профессиональных ценностей студентов направления подготовки "Юриспруденция". Тема заваленной проблемы актуальна и требует дельнейших разработок.
18.03.2015, 18:33 Калашник Любовь Сергеевна Отзыв: Статья написана на достаточном научном уровне, однако хотелось бы обратить внимание автора и научного руководителя на ряд моментов: 1. весьма непрезентабельный список использованной литературы; 2. практически отсутствует теоретическая часть статьи, в которой автор высказывает собственные взгляды на проблему профессиональных ценностей ..., характеризует терминологический аппарат; 3.форма подачи выводов по статье дают возможность предполагать, что данная статья написана в качестве аналитической записки и отражает действительность конкретно взятого ВУЗа; в статье не достаточно раскрыты те аспекты. которые являются уникальными именно для формирования профессиональных ценностей студентов специализации "Юриспруденция". В нынешней редакции, по нашему мнению, статья не может быть рекомендована к публикации, так как требует существенных доработок по вышеизложенным пунктам. В целом материал перспективный. С уважением и надеждой увидеть более научный и логически выверенный вариант Вашей статьи, Л.С.Калашник |
18.03.2015, 19:30 Белова Ирина Александровна Отзыв: Спасибо большое за замечания, статья будет доработана по вашим рекомендациям в ближайшее время! |
24.03.2015, 13:07 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Отзыв, конечно, не рецензия, но все же... 1) 14 человек - это невыполнение статистического условия к минимальному размеру выборки, ошибка очень многих, даже научных гуманитарных исследований. Формальность. В Вашем случае добрать выборку не составит труда (при желании). 2) Для гуманитарного исследования одного источника недостаточно. 3) Рекомендация, построенная на этих данных, не носит доказательного (истинного) характера. Очевидные недостатки могут быть преодолены на пользу статье, если автору интересна научная истина. Рисунок, к слову, может быть раскрыт (в порядке, принятом на этом сайте). |