Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 16.03.2015.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ

Олексюк Мария Петровна

Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченка

ассистент

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих учителей технологий и формирования их профессиональной компетентности в области народных художественных ремесел. На основе принципов и условий формирования содержания профессионально-педагогической подготовки студентов, предложено внедрение спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания» как одного из важных компонентов подготовки специалистов образовательной области «Технологии».


Abstract:
The article deals with the technologies teachers’ training and the formation of their professional competence in the field of folk arts and crafts. Based on the principles and conditions of the content’s formation of students’ professional and educational training the author suggests the introduction of a special course “Folk Arts and Crafts and Methods of Their Teaching” as one of the important components of technologies teachers’ training.


Ключевые слова:
профессиональная деятельность; компетентность; формирование творческой личности; технологии; творческие способности; народные художественные ремесла; педагогическая подготовка.

Keywords:
professional activity; competence; formation of a creative personality; technologies; creative abilities; folk arts and crafts; educational training.


УДК 378.3(477)

Введение.Принципиальные изменения в содержании общего среднего образования и трудового обучения, введение профилизации в старших классах обусловили необходимость оперативного внедрения мероприятий для выроботки новой методики подготовки будущих учителей технологий и создания соотвествующего научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Самыми важными общетеоретическими положениями, которые способствуют разработке содержания профессионально-педагогической подготовки в целом, являются научные педагогические концепции трудового обучения и воспитания в школе – главной сфере специальной деятельности учителя технологий. Теоретические обоснования направленности личности на сферу труда и производства (А. Макаренко, В. Сухомлинский и др.), содержание технологического образования (А. Коберник, М. Корец, Л. Оршанский, В. Сидоренко, А. Терещук, В. Титаренко и др.), связи трудового обучения с основами наук (В. Стешенко, В. Терещук. А. Торубара, Д. Тхоржевский и др.), путей активизации учебно-познавательной деятельности (В. Бондарь, А. Субетто, Ю. Цина и др.) органически связаны с профессионально-педагогической подготовкой учителя технологий и определяют её содержание и стратегию развития.

Актуальность.Решение задач в сфере подготовки высококвалифицированных учителей технологий, которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня, непосредственно зависит от содержания и организации учебно-воспитательного процесса, поскольку именно в процессе его системного течения происходит профессиональное становление личности педагога.

Цели, задачи, материалы и методы. Одними из основных категорий, которые детерминируют и оптимизируют содержание профессионально-педагогической подготовки учителя технологий, являются принципы и критерии его отбора и структурное построение. На основе тщательного анализа научно-педагогической литературы и диссертаций нами предложены такие критерии выбора содержания обучения студентов народным художественным ремеслам:

1) отображение в содержании положительного опыта педагогической науки и высшей педагогической школы в сфере профессиональной подготовки учителя технологий;

2) выбор и проектирование содержания соответственно научно обоснованным дидактическим принципам;

3) соответствие содержания требованиям, которые предъявляют общеобразовательные учреждения к уровню трудовой подготовки учащихся в современных условиях, а отсюда – к учителю технологий;

4) интегративная связь теоретического материала и практической профессионально-педагогической деятельности;

5) соответствие содержания современным достижениям в науке, технике и технологии с учетом производственных и художественно-эстетических традиций региона;

6) обеспечение разноуровневой структуры содержания целостности и оптимальности учебно-воспитательного процесса;

7) гибкость и динамичность содержания, логика структурирования блоков (модулей) учебных дисциплин и интегративных связей между ними;

8) соответствие содержания принципу единого комплекса ступенчатой профессионально-педагогической, подготовки заложенной в образовательно-профессиональной программе и учебном плане на основе гармонизации и взаимосвязи всех компонентов их структуры, а также последовательность содержания учебного материала между образовательно-квалификационными уровнями;

9) развивающий характер содержания профессионально-педагогической подготовки;

10) приоритетность взаимодействия педагогической проектно-технологической и эстетической составляющей профессионально-педагогической подготовки;

11) обеспечение комплексности профессионально-педагогической подготовки благодаря: взаимосвязи и взаимодействию (межмодульной и внутреннемодульной) учебных дисциплин; основосоздающего и системно создающего характера основных учебных курсов; интегративности учебных дисциплин; структурного единства содержания на разных уровнях профессионально-педагогической подготовки; гармонизации компонентов структуры; единства содержательной и процессуальной сторон и др.;

12) содержание как составляющая активизации процесса формирования профессиональной компетентности, удовлетворение учебно-познавательной и творческо-поисковой деятельности студентов;

13) содержание как источник формирования ценностных ориентаций личности студента на основе традиций художественных ремесел и народной педагогики;

14) отображение в получении профессионально-педагогической подготовки комплексных педагогических задач, реализация которых обеспечивает готовность будущих учителей технологий к организации разных видов творческого, общественно полезного труда, реализации принципов политехнического образования, формирования творческой, информационной и экологической грамотности, развитие эстетического вкуса и национальной самосознательности, органического соединения обучения с продуктивным творческим трудом в области художественных ремесел.

 Отбор, разработка содержания и организация процесса профессионально-педагогической подготовки должна соответствовать компонентам системы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологий в процессе изучения народных художественных ремесел. Иначе говоря, спроектированное на компетентностной основе содержание профессионально-педагогической подготовки студентов предусматривает следущие условия:

1) отбор и структурирование содержания должно вытекать из логики специализации в области народных художественных ремесел, приспособленной к творческой деятельности в современных условиях с использованием автентических традиций;

2) отображение в содержании учебных дисциплин фундаментальных основ соотвествующих научных отраслей (искусствоведение, этнография, дизайн, инженерия, психология, педагогика и др.);

3) интегрирование в содержание профессионально-педагогической подготовки разных форм активной творческой деятельности (продуктивный труд в парах, небольших и больших группах, индивидуальная художественно-проектная деятельность и др.);

4) отображение в содержании принципа проблемности, аспектов мотивации студентов к творчеству, приобретение профессионально-ценностных ориентаций;

5) соответствие содержанию принципа единого дидактического комплекса профессионально-педагогической подготовки учителя технологий благодаря гармонизации и взаимосвязям всех компонентов структуры; последовательности содержания учебно-познавательного материала; структурного единства содержания на всех образовательно-квалификационных уровнях; интегративности учебных дисциплин и др;

6) гибкость и динамичность содержания и структуры учебных курсов (межмодульная и внутримодульная координация);

7) обеспечение в разноуровневой структуре содержания целостности и оптимальности осуществления учебно-воспитательного процесса.

С целью реализации названных принципов и условий отбора и проектирования содержания, нами определены учебные дисциплины (инвариантные и вариативные), направленные на формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел, а также проанализирован Отраслевой стандарт высшего образования специальности «ПМСО. Трудовое обучение» [2]. Этот анализ позволил выделить блоки учебных дисциплин, на базе которых предлагается осуществлять формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел:

1) блок дисциплин эстетической подготовки – эстетика, рисунок, композиция, компьютерная графика;

2) блок дисциплин проектно-технологической подготовки – основы проектирования и моделирования изделий; технологический практикум;

3) блок дисциплин педагогической подготовки – педагогика; психология; основы теории технологического образования; теория и методика обучения технологиям; теория и методика внешкольного образования; педагогическая практика.

Известно, что важное  значение в подготовке будущего учителя технологий имеет эстетическая подготовка. Эмпирический опыт свидетельствует, что проблемы эстетического образования и воспитания органически связанны с проектно-технологической подготовкой учителя технологий. В процессе исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологий установлено, что эстетическое образование, а на его основе и эстетическое воспитание, должны основываться на сформированных эстетических отношениях личности с окружающим природным и искусственным предметно-технологическим миром и обществом, которые сложились в процессе общественно-исторической практики [8] и содержать  такие диалектически взаимодействующие компоненты, как деятельность, научные знания и общение (коммуникация). Их взаимодействие в учебно-познавательном процессе формирует у студентов эстетическую культуру, мировоззрение, вкусы и чувства.

 Подготовка учителя технологий к творческой, художественно-трудовой деятельности, формирование его профессиональной компетентности является целостным процессом, объединенным общностью педагогических целей, задач, функций, направленных на достижение конечного результата. Поэтому отбор и построение содержания эстетической подготовки будущего педагога предусматривали органическую связь и взаимодействие с проектно-технологической и педагогической подготовкой, а также использование компетентностного подхода к её реализации в активно развивающей учебно-воспитательной среде.

 Исследование структуры и содержания эстетической подготовки дало возможность прийти к выводу, что компетентностный подход к управлению педагогическим процессом этой подготовки будущего учителя технологий в профессионально-развивающем режиме должен осуществляться на принципах функционального единства с выше названными блоками учебных дисциплин.

Анализ структуры и содержания эстетической подготовки будущих учителей технологий показывает, что с первого курса студенты входят в многоаспектный и разновекторный мир эстетической деятельности, исследуя основные категории, законы, закономерности, принципы эстетики. Они знакомятся с основными этапами развития эстетической мысли, сущностью эстетического как общечеловеческой ценности. У студентов формируется правильное представление о предметном мире, эстетической среде, художественных ценностях, их роли в формировании личности, ее духовно-практической деятельности, а также основные аспекты органической взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, формы эстетической деятельности в системе "человек - природа - культура ".

Относительно проектно-технологической подготовки, выяснено, что важным условием достижения профессиональной компетентности в области народных художественных промыслов является сформированность у студентов практических умений проектирования будущего декоративно-прикладного изделия, а также подготовка конструкторско-технологической документации и его изготовление.

Возможность в процессе проектирования не обращаться к создаваемому в материале объекту, исследование его свойств и характеристик на практике - одно из условий эффективности проектирования. Эта фундаментальная особенность проектирования обеспечивается с помощью научных знаний, в которых уже установлены основные закономерности, дающие основание сделать вывод о принципиальной возможности проектируемого изделия выполнять возложенные на него функции [4, с. 28].

Итак, в процессе проектирования создается общий вид изделия, осуществляются необходимые расчеты, которые обеспечивают его принципиальное функционирование. Следующий этап - конструкторский, когда осуществляются необходимые расчеты конкретных конструктивно-технических характеристик спроектированного изделия, которые учитывают специфические условия его изготовления, и выполняются рабочие чертежи согласно регламентированным требованиям. В конце разрабатывается технология изготовления изделия, в случае необходимости осуществляется корректировка конструкции деталей (для повышения технологичности) с учетом специфики организации производственного процесса. Эти объяснения являются абсолютно необходимыми, поскольку идет речь о применении метода проектов при создании декоративно-прикладных изделий с использованием традиций народных художественных ремесел.

Относительно профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел, то целесообразно говорить о проектно-технологическом методе обучения, который в соответствии с логикой этой подготовки находит свое персонифицированное выражение в технологическом проекте, формируя умения и навыки собственно проектирования, конструирования и технологии изготовления декоративно-прикладного изделия, а также его экономического обоснования, презентации и тому подобное. Поэтому основными дисциплинами, направленными на реализацию проектно-технологического метода обучения, на наш взгляд, являются: "Основы проектирования изделий" и "Технологический практикум".

Стоит отметить, что основным компонентом, подсистемой целостной системы профессионального образования будущего учителя технологий является педагогическая подготовка, направленная на формирование профессиональной компетентности в организации творческой деятельности школьников в области народных художественных ремесел. Эта подготовка, взаимодействуя с эстетической и проектно-технологической, должна выполнять важнейшую творческо-педагогическую функцию: формировать в развивающей среде учебно-воспитательного процесса готовность студента к будущей педагогической деятельности и высокий уровень его профессиональной компетентности.

Исследование показало, что компетентностный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя технологий в высшей школе предопределяет построение учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает целенаправленное профессиональное развитие студента как активного, творческого субъекта познавательной деятельности на пути достижения им главного результата - высокого уровня профессиональной компетентности, эстетической и проектно-технологической культуры, широкой эрудиции, социальной значимости педагога и личности. Поэтому, проектируя эстетическую, проектно-технологическую и педагогическую подготовку учителя технологий, ее содержание и формы, необходимо исходить из главного и определяющего аспекта педагогического процесса - системной целостности обучения и единства содержательной и процессуальной сторон формирования профессиональной компетентности студентов в области народных художественных ремесел.

Анализ литературных источников и результаты эмпирических исследований показали, что проектирование должно основываться на основных системосоздающих педагогических факторах, таких, как цель, закономерности, принципы и содержание профессионального образования будущих учителей технологий, а также учитывать специфику и условия формирования профессиональной компетентности студентов в активно-деятельностном режиме при изучении эстетических, проектно-технологических и педагогических учебных дисциплин. Компетентностный подход к овладению отобранными учебными дисциплинами делает возможным процесс развертывания системного содержания художественно-трудовой подготовки будущих учителей технологий в логической взаимосвязи с ее процессуальной стороной - целью обучения, деятельностью преподавателей и студентов, формами, средствами и методами обучения в их единстве, множественности, разнообразии, упорядоченности, организованности и активности. Направленность художественно-трудовой подготовки на формирование профессиональной компетентности студентов во взаимосвязи и взаимодействия всех ее элементов показывает, что перечисленные выше педагогические факторы образуют целостную систему профессиональной подготовки нового поколения учителей технологий в области народных художественных ремесел.

Обстоятельный анализ содержания учебных дисциплин показал, что непосредственному изучению орнаментов, колористики и технологии изготовления традиционных декоративно-прикладных изделий (характерных для региональных, местных народных художественных ремесел) уделено недостаточно внимания, а в процессуально-педагогической подготовке - лишь вскользь раскрываются особенности организации творческого художественно-трудового процесса с использованием народных традиций в общеобразовательной школе или внешкольном учебно-воспитательном заведении. Острая потребность устранения указанных проблем обусловила разработку и апробацию спецкурса "Народные художественные ремесла и методика их преподавания", структура и содержание которого имеют интегративные связи эстетического, проектно-технологического и методического характера. Именно спецкурс, который является дополнительным интегрирующим компонентом эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, стал важным фактором формирования профессиональной компетентности студентов. Структура и содержание спецкурса учитывали особенности профессионально-педагогической деятельности учителя технологий и специфику обучения различным видам народных художественных ремесел.

Содержание спецкурса было направлено на ознакомление студентов с историческими, этнографическими, искусствоведческими, художественно-проектными и технологическими особенностями отечественных художественных ремесел; проектированием и технологией изготовления декоративно-прикладных изделий с учетом региональных традиций художественных ремесел; учебно-воспитательными возможностями творческой художественно-трудовой деятельности школьников; формами, методами и средствами обучения учащихся различным видам народных художественных ремесел и тому подобное. Изучение спецкурса сделало возможным приобретение студентами знаний об истории основных центров народных художественных ремесел Украины, специфики их становления и развития, морфологии и орнаментике традиционных декоративно-прикладных изделий, технологии их формообразования и декорирования, особенности организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников,  а также способствовало формированию умений проектировать, производить и представлять современные декоративно-прикладные изделия на основе этнодизайнерского подхода, обеспечивать материально-техническую, технологическую, методическую, наглядную оснащенность учебно-воспитательного процесса в школе.

Результаты, выводы. Таким образом, на основе анализа и учета принципов и условий формирования содержания профессионально-педагогической подготовки студентов, нами выделены блоки учебных дисциплин, на базе которых предлагается осуществлять формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологий в области народных художественных ремесел. Разработан, обоснован и внедрен в учебную практику спецкурс "Народные художественные ремесла и методика их преподавания", который направлен на интеграцию эстетической, проектно-технологической, педагогической составляющих профессиональной подготовки будущих учителей технологий и позволяет успешно организовывать творческую деятельность школьников в области народных художественных ремесел.

Библиографический список:

1. Бондар В.І. Дидактика : підруч. [для студ.] / В.І. Бондар. – К. : Либідь, 2005. – 264 с.
2. Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти / Постанова Кабінету міністрів України за № 1392 від 22 листопада 2011 р. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http : // zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ 1392-2011-п#n9.
3. Сидоренко В.К. Проектно-технологічний підхід як основа оновлення змісту трудового навчання школярів / В.К. Сидоренко // Трудова підготовка в закладах освіти. – 2004. – № 1. – С. 2 – 4.
4. Субетто А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: Проблемы и пути их разрешения / А.И. Субетто. – М.; СПб.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – 70 с.
5. Сухомлинський В.О. Розмова з молодим директором / В.О. Сухомлинський. – К. : Рад. шк., 1977. – (Вибрані твори : у 5 т. / В.О. Сухомлинський; Т. 4. – С. 392 – 626)
6. Терещук А.І. Методика організації проектної діяльності старшокласників з технологій: метод. посіб. для вчителів, навч. прогр., варіат. модулі / А.І. Терещук, С.М. Дятленко. – К.: Літера ЛТД, 2010. – 128 с.
7. Тхоржевський Д.О. Методика трудового та професійного навчання: підруч. У 3 ч. / Д.О. Тхоржевський. – К.: РННЦ „ДІНІТ”, 2000 – 2001. – Ч. 1: Теорія трудового навчання. – 248 с.; Ч. 2: Загальні засади методики трудового навчання. – 186 с.; Ч. 3: Методика технічної праці у 5 – 9 класах. – 219 с.
8. Філософський енциклопедичний словник // Інститут філософії імені Григорія Сковороди НАН України; під керівництвом В.І. Шинкарука. – К. : Абрис, 2002. – 742 с.




Рецензии:

17.03.2015, 15:58 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статью рекомендуется к опубликованию.Основания: 1.Актуальность проблематики.... 2.Технологическая подготовка учителей имеет мултидисциплинный характер.... 3.Стиль автора и использование научный доводов и доказательств... 4.Систематизация дисциплин, имеющие парадигмальное значение по отношению подготовки будущих учителей технологий. 5.Большие возможности, которые дают етнология и етнография по отношению формирования технологической компетентности.

18.03.2015, 6:07 Котова Светлана Сергеевна
Рецензия: Содержание научной статьи актуально и соответствует тематике конференции. Научная работа рекомендуется к опубликованию.

18.03.2015, 18:53 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья хорошо структурирована, тема актуальна. применение компетентностного подхода к проектированию содержания обучения, описанное в статье, не подлежит сомнению и подтверждается выводами автора. Статья рекомендуется к публикации.

20.03.2015, 7:17 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья актуальна, выполнена в соответствии с требованиями к научным работам. Может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

17.03.2015, 17:41 Олексюк Мария Петровна
Отзыв: Очень признательна за положительную рецензию.


5.04.2015, 16:56 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. Совершенствование подготовки кадров, освоение передового опыта ценны, этим соображениям подчинен замысел написания статьи. В рамках преставившегося предмета рассмотрения показывается широта с учетом множественности вариантов действий, возможностей. Но, если заголовок статьи оговаривает внимание автора к "содержанию", то оно фактически к средствам, методам, результативным. Статью стоит опубликовать, предлагается скорректировать заголовок.


Оставить комментарий


 
 

Вверх