Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Искусствоведение, История, Культурология
Размещена 18.03.2015. Последняя правка: 06.04.2015.
Просмотров - 2555

Украинские керамологические студии 1970-х годов: научное наследие Ирины Сакович

Чечель Жанна Анатольевна

отсутствуют

Национальный музей-заповедник украинского гончарства

старший научный сотрудник

Аннотация:
Проанализированы основные научные работы Ирины Сакович. Выведены ключевые моменты научных исследований керамолога. Поданы новаторские идеи Сакович.


Abstract:
In article analyzed the basic scientific works of Irina Sakovich. We derived the key points of research the ceramolog. Posted innovative ideas of Sakovich.


Ключевые слова:
керамология; гончарство; Ирина Сакович; наука; народное искусство

Keywords:
ceramology; pottery; Irina Sakovich; science; folk art


УДК 7.072.2 (930.85) 

Сегодня уже не удивишь научное сообщество таким термином как «керамология». Его успешно пользуют многие исследователи керамики. 50 лет назад о гончарстве не говорили как об отдельной области исследования, его рассматривали в разных контекстах археологи, искусствоведы, этнологи и др.

Становление украинской культурной керамологии происходило постепенно, утверждение науки требовало концептуальных работ и последователей. Но несмотря на отсутствие первоначальной базы, научное сообщество не оставляло без внимания древнее ремесло. Начиная с 1950-х годов, на общегосударственном уровне внедрялись программы поддержки промыслов и ремесел. На фоне героико-патриотического подъема росло производство глиняных изделий в различных центрах Украины, России и стран Прибалтики. В 1960-1970-х годах начали внедрять новые формы работы в мастерских, заводах, цехах, во главе которых стали профессиональные художники. Они пытались внести новшества в производственную сферу. Меняли все: ассортимент, декор, формы изделий, даже их функциональное назначение существенно изменилось, с утилитарных − они превратились в декоративные. И хотя все события происходили под лозунгом поддержки народных промыслов, на самом деле, начался процесс унификации особенностей гончарных центров. На фоне удручающих экспериментов над народным искусством, сформировалась целая плеяда молодых ученых, которые своими трудами утверждали «новаторства» чиновников. Успешно защитили диссертации по проблемам исследования украинской керамики: Екатерина Матейко «Украинская народная керамика ХIХ-ХХ вв. (Историко-этнографическое исследование)», Юрий Лащук «Косовская керамика ХIХ-ХХ вв.», Ирина Сакович «Украинская советская народная керамическая скульптура», Виктор Гаврилов «Роль художественной керамики в быту (по материалам исследования народной керамики Западных областей Украины и Закарпатья)». Рекордным для искусствоведческой школы Украины стал 1969 год: поданы к защите ряд керамологичних работ: Данченко Олеся «Народная керамика среднего Приднепровья (Историческое развитие и локальные особенности)», Лащук Юрий «Украинская народная керамика ХIХ-ХХ вв.», Тищенко Александр «Древнерусская и украинская керамика Х-ХVII вв. (Особенности и принцыпы декорирования)», Щербак Василий «Современная украинская майолика (тенденции развития и локальные особенности)». Впоследствии, они все вышли в виде монографий (за исключением докторской работы Ю.П.Лащука).

К созданию энциклопедии «Советское искусство 1941-1967 годов» была привлечена Ирина Сакович, под ее авторством поданы два раздела «Керамика» и «Стекло». Статья «Керамика» содержит очень мало данных о гончарном производстве Украины. Она говорит о восстановлении керамического производства после 1945 года и работу экспериментальных мастерских при Академии архитектуры УССР и при Управлении по делам архитектуры Киева [1, с.359]. Ирина Сакович утверждала, что широкое промышленное производство декоративной керамической посуды и скульптуры сосредоточено в основном на Васильковском майоликовом и Каменобродском фаянсовом заводах. Вспоминает о большом коллективе керамистов из Львова: «це художники керамічного цеху Львівської скульптурно-керамічної фабрики Художнього фонду СРСР, а також викладачі Львівського інституту прикладного і декоративного мистецтва (А.Бокотей, Б. Галицький, О.Дерещук, Б. Горбалюк,  Т. Драган, Я. Захарчишин, З. Флінта та багато інших)»[1, с.362]. В этой публикации автор охватила лишь малую часть керамического производства Украины, без внимания остались многие гончарные центры.

Хочу отметить, что в Украине после войны первой обнародованной научной работой стала монография Ирины Сакович «Народна керамічна скульптура Радянської України» (1970). Несмотря на то, что автореферат диссертации был представлен на русском языке, книга напечатана на украинском.

В отличие от предыдущей публикации (по моему мнению, формат самого издания не позволял подать больше информации), работа более основательна. Но автору не удалось избежать досадных ошибок. Работа Ирины Сакович построена по принципу советской историографии: раздел − до Октябрьской революции, раздел − до начала Великой Отечественной войны, раздел − посвященный послевоенным годам. Складывается впечатление, что только эти исторические события были весомыми факторами в процессе формирования, изменений и становления глиняной скульптуры. На самом деле, гончарство в большей степени зависит от потребителей, которые и могут влиять на формирование ассортимента и даже цены. Кустарное производство (частное – авт.) не зависит от глобальных исторических событий, в отличие от промышленного.

К народной керамической скульптуре она отнесла детскую глиняную игрушку, лепную фигурную посуду и сюжетные композиции, которые по своему функциональному назначению разные, а значит и классифицируются иначе.

В своей монографии Ирина Сакович утверждает, что «розвиток усіх галузей народного мистецтва, зокрема керамічної скульптури, завжди відзначався творчим успадкуванням» [3, с.7], «народне мистецтво…перетворює їх (произведения искусства – авт.) на активний засіб виховання народу» [3, с.80]. По мнению исследовательницы, гончарство является не только традиционным занятием, но и своеобразным лакмусом, что проявляет различные формы сохранения традиционной подлинности: «кожний зразок народного мистецтва – це багата творча душа народу, який нагромадив величезну спадщину і багатовіковий досвід» [3, с .11]. Несмотря на откровенную заангажированность советского искусствоведения, когда все достижения прошлого нивелировались и относились на счет действующей и то время власти, автор все же говорит, что «при створенні нових з разків радянської народної керамічної скульптури, а також скульптурних виробів професійного декоративного мистецтва митці і нині звертаються до давніх народних виробів, беручи в них не окремі елементи, а насамперед принципові риси для розкриття художнього образу»[3, с.26]. Автор отмечает, что советская скульптура развивалась на традициях древнего народного искусства гончарства, это было довольно смело, особенно на фоне запрета всего украинского.

Середина 1970-х годов ознаменована выходом в свет работы керамолога Ирины Сакович «Народні традиції в українській художній промисловості». Монография искусствоведческого содержания удачно характеризует народное искусство как источник для современного производства.

Для нас важно ее восприятия керамики как источника исследования традиции, как основы современного фабричного майоликового и фарфорового производства. «На матеріалах української промисловості ми простежимо лише одну з них – звернення художників-професіоналів до скарбів народної творчості, яке в 60−70-х роках набуло нового характеру. Це не замилування народним мистецтвом як екзотичним явищем (кінець ХІХ ст.); не механічне повторення давніх речей, що часто мало місце в 20−30-х роках, коли мистці просто копіювали народні зразки; не бездумне вживання традиційної орнаментики, яке зустрічається до середини 50-х років. Особливість сучасного звернення до спадщини декоративно-прикладного мистецтва полягає в переосмисленні традиційних художніх принципів, насамперед – усталеного характеру побудови форм, узагальнення, образної подачі сюжетно-тематичних рішень, системи декорування та використання пластичних і декоративних можливостей матеріалу. Прагнення до підкресленого узагальнення, декоративності, найповнішого використання пластичних і декоративних якостей матеріалу властиве і сучасному професійному декоративно-прикладному мистецтву. [2, с.6] »

В то же время, автор стремится нивелировать влияние современного (на то время) искусства на развитие общекультурного пространства. Она опровергает влияние «западных модернистов» на творческие достижения своих современников, зато представляет народное творчество как эталон для подражания. Любой отход от реализма советская искусствоведческая школа принимает как антинародный движение, как «болезненное отношение к созданию «новых» форм изделий [2, с.6]».

Стоит заметить, что данная работа стала первой попыткой привязать систему традиционных ценностей в систему промышленного производства 1950-70-х годов. Народное творчество стало не только образцом для подражания, оно стало эталоном для большинства производственных объединений бывшего СССР. Ирина Валерьяновна попыталась объяснить не только сам процесс внедрения новых форм и декора на производстве, но и затронула смелую по тем временам версию о том, что только народная культура может влиять на систему вещей, которыми окружает себя человек. Она противопоставила народного мастера профессиональному художнику.

Как видим, еще в 70-х годах ХХ века, ученые пришли к выводу, что традиции народной культуры должны умело использоваться и тщательно исследоваться, ведь бездумное использование отдельных знаний приводит к искаженному восприятию народного наследия.

Библиографический список:

1. Сакович І.В. Кераміка\ Радянське мистецтво 1941-1967 років. Том шостий. – Київ: «Жовтень», 1968.− С.359-363.
2. Сакович І.В. Народні традиції в українській художній промисловості. – Київ: Наукова думка, 1975. – 184с.
3. Сакович Ірина Валерʼянівна. Народна керамічна скульптура Радянської України. – К.: «Наукова думка», − 1970, − 152с.




Рецензии:

27.03.2015, 10:57 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: В статье отсутствует глубина проработанности темы. Анализ научного наследия И. Сакович представлен слабо.Не совсем понятно, что важного сделала Сакович в рамках исследования керамологической проблематики. Работа требует доработки!

28.03.2015 10:10 Ответ на рецензию автора Чечель Жанна Анатольевна:
Спасибо за рецензию. Взят только период 1970-х годов, так как в это время уменьшается интерес к народному искусству как самодостаточному объекту исследований, его пытаются втиснуть в производственные рамки. Ирина Сакович среди была в числе тех исследователей, которые поменяли свое мнение именно в это время. Сознательно не поданы работы 1955-1960-х годов, где она совместно с идеологическими принципами отстаивала преимущества и влияния советской власти на народное искусство. Не поданы более поздние работы после 1980 годов, когда она начинает более глубоко изучать традиционную культуру. А это время (70-тые ХХ века) и стали в ее научном наследии переломными, она начинает мыслить и писать по-другому.

16.10.2015, 12:58 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Cтатья опубликована. Поэтому интерес представляет современное состояние украинской керамологии. Сегодня "западные модернисты" влияют на гончарное производство?

3.02.2016, 8:01 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Опубликовать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх