Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Маркетинг
Размещена 19.03.2015. Последняя правка: 30.03.2015.
Просмотров - 7634

Особенности развития рынка информационных услуг в России

Хрущева Светлана Валерьевна

Магистрант

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета

Кафедра "Маркетинг и реклама"

Шаповалов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, доцент; Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Зам. зав. кафедрой «Маркетинг и реклама» по НИР


Аннотация:
Развитие отрасли информационных технологий является особенно важным для любой страны. В данной статье приведен мониторинг развития информационного рынка услуг, авторами выявлено, что распространение Интернета способствует развитию данного рынка. В ходе исследования выделяются проблемы и особенности развития рынка информационных услуг в России.


Abstract:
The development of the industry of information services is especially important for any country. This article is monitoring the development of the information services market, the authors identified that the spread of the Internet contributes to the development of this market. The study highlighted the problems and peculiarities of development of the information services market in Russia.


Ключевые слова:
Информационные услуги; Интернет; информационные технологии.

Keywords:
Information services; Internet; information technology.


УДК 338

В настоящий момент самым динамично развивающимся рынком считается  рынок информационных товаров и услуг. Доля работников информационного сектора экономики США в общем числе занятых превышает 50 %. По разным оценкам, вклад информационного сектора в ВНП развитых странах в среднем составляет 18 % [4].

Опыт большинства развивающихся стран показывает, что многим государствам по сравнению с развитыми странами удалось преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития благодаря приоритетному развитию информационного производства. Это говорит о том, что изучение информационного производства, а также рынка информационных услуг и его особенностей на сегодняшний день имеет интерес, как теоретический, так и практический.

Рынок информационных услуг можно определить как систему правовых, организационных и экономических отношений, связанную с торговлей продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. На данном рынке предметом обмена или продажи выступают информационные технологии, товарные знаки, лицензии, ноу–хау, патенты, различная информация и другие виды информационных ресурсов.

Данный рынок стал одним из наиболее перспективных и прибыльных, этим он привлекает большее количество фирм. Возможности информационного обмена расширяют быстрорастущие информационные потребности разных уровней фирм, что ведет к появлению все новых информационных продуктов и стимулирует развитие различных видов информационной деятельности [4].

Представленные данные мониторинга развития рынка информационных услуг в РФ показывают рост анализируемых показателей на достаточно высоком значении при стабилизации (таблица 1) [5].

Таблица 1 – Данные мониторинга развития рынка информационных услуг в РФ

Наименование показателя

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Темп прироста за 2010-2013 гг.

Среднегод.

темп прироста

Использование Интернета

Доля организаций, использовавших Интернет, %

82,4

84,8

86,9

88,1

6,9

2,3

Число ПК, имевших доступ к Интернету, на 100 работников организаций, шт.

18

21

24

26

44,4

14,8

Доля организаций, использующих

широкополосный доступ к сети Интернет, %

56,7

63,4

76,6

79,4

40,0

13,3

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) работниками организаций

Доля работников организаций, использовавших ПК не реже 1 раза в неделю, %

45,5

38,5

36,9

36,5

-19,8

-6,6

Доля организаций, выделявших тех. средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам, %

-

13,9

14,4

22,7

63,3

31,7

Как видно из таблицы 1, рынок информационных услуг развивается динамично, с каждым годом он становится более востребованным. Доля организаций, которые используют Интернет, в общем числе обследованных организаций в 2013 году составила 88,1 %, среднегодовой темп прироста составил 2,3 % . Данный показатель свидетельствует об увеличении количества организаций, использующих в своей деятельности Интернет. Среднегодовой темп прироста данного показателя, как число ПК, имевших доступ к Интернету, на 100 работников организаций составил 14,8 %. Доля работников организаций, использовавших ПК не реже 1 раза в неделю в 2013 году составила 36,5 %, что свидетельствует о снижении этого показателя по сравнению с предыдущими периодами на 6,6 %. Это связано с тем, что в настоящее время все чаще применяются в организациях планшеты. Из таблицы видна положительная динамика роста доли организаций, выделявших технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам, среднегодовой темп прироста данного показателя составил 31,7 %. Это говорит о том, что с каждым годом руководители организаций понимают, что мобильный доступ в Интернет очень важен для их сотрудников, и поэтому они выделяют для этого средства.

Распространение Интернета хоть и способствует развитию рынка информационных услуг, но, несмотря на это, в ходе нашего исследования были выявлены некоторые проблемы развития:

- желание многих фирм не платить за информацию;

- нерыночные факторы конкурентоспособности фирмы;

- значительно низкий уровень инфраструктуры;

- низкий уровень информатизации государственных органов власти;

- низкий уровень информационного образования;

- низкий спрос на инновационные продукты (вследствие сырьевой ориентации экономики);

- слабо разработаны методики оценки эффективности применения информационных систем и информации, что тормозит процесс их внедрения в  фирмах [3].

В процессе своего функционирования, рынок информационных услуг выполняет следующие функции:

 

- способствует распространению нововведений;

- снижает трансакционные издержки фирм и населения;

- усиливает эффективность работы рыночного механизма и  снижает асимметрию информации;

- повышает производительность труда за счет внедрения новых технологий.

Национальная специфика нашей страны диктуется ее протяженностью, самой большой в мире. Самые эффективные способы преодоления пространства всегда связаны с развитием транспорта и информационных технологий, поэтому объективное свойство рынка информационных услуг в России заключается в его потенциальной неисчерпаемости.

Исходя из этого, можно выделить главные особенности рынка информационных услуг в России:

 - выдающийся кадровый потенциал;

- многократное использование информации;

- информационный продукт со временем подвергается «моральному износу»;

- значительные затраты на производство информационного продукта;

- неограниченные перспективы роста [1].

В ходе исследования, мы пришли к следующему выводу: с каждым годом растет значимость информационных технологий, увеличивается число пользователей Интернета, повышается уровень компьютеризации в организациях,  это говорит о том, что рынок информационных продуктов и услуг развивается довольно быстрыми темпами. По прогнозам экспертов исследовательской и консалтинговой компании Gartner, в будущем данный рынок станет достаточно зрелым и сможет предоставлять заказчикам необходимые им мощности и сервисы, что позволит мировым ИТ-лидерам разработать стратегические программы освоения новых технологий в открывающихся для них перспективах [2]. Из этого следует, что самое интересное в нашей необъятной стране, благодаря особенностям информационного рынка, еще только предстоит осмыслить и реализовать.

Библиографический список:

1. Гуриев Марат Особенности рынка информационных технологий в России/ РЦБ Архив [Электронный ресурс] URL: http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=97 (дата обращения 11.03.2015) 2. Информация здесь и сейчас //Инновации в технологиях и бизнесе.- 2012.-№2.- С.87 3.Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и «новой» экономике/ Информационная экономика, бизнес, общество/ Рынок информации и Интернет: направления воздействия [Электронный ресурс] URL: http://www.infeconomy.ru/theory/99-2010-03-04-05-16-39.html (дата обращения 11.03.2015) 4. Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и «новой» экономике/ Информационная экономика, бизнес, общество/ Рынок информационных услуг [Электронный ресурс] URL:http://www.infeconomy.ru/var/www/15-2010-02-18-05-02-06/404-2010-10-18-12-37-24.html / (дата обращения 10.03.2015) 5. Федеральная служба государственной статистики/ Мониторинг развития информационного общества в РФ [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.03.2015)




Рецензии:

19.03.2015, 14:02 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья написана небрежно: много описок, ошибок, неверно употребляются понятия и термины. Например,надо рынок информационных услуг, а не информационный рынок услуг информационное общество, информационный бизнес. Нет чёткого понятия приводимых словосочетаний. В аннотации описки. Нет ссылок на источники цифр (50% занятых в США...?). Необходимо дать выводы. Статья требует серьёзной доработки.

27.03.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Хрущева Светлана Валерьевна:
Татьяна Леонидовна, спасибо за Вашу рецензию. Доработала статью в соответствии с Вашими замечаниями.

28.03.2015, 9:06 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Намного лучше. См. аннотацию, опять описка "стана"! можно публиковать.
30.03.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Хрущева Светлана Валерьевна:
Татьяна Леонидовна, спасибо, исправила!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх