Магистрант
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета
Кафедра "Маркетинг и реклама"
Шаповалов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, доцент; Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Зам. зав. кафедрой «Маркетинг и реклама» по НИР
УДК 338
В настоящий момент самым динамично развивающимся рынком считается рынок информационных товаров и услуг. Доля работников информационного сектора экономики США в общем числе занятых превышает 50 %. По разным оценкам, вклад информационного сектора в ВНП развитых странах в среднем составляет 18 % [4].
Опыт большинства развивающихся стран показывает, что многим государствам по сравнению с развитыми странами удалось преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития благодаря приоритетному развитию информационного производства. Это говорит о том, что изучение информационного производства, а также рынка информационных услуг и его особенностей на сегодняшний день имеет интерес, как теоретический, так и практический.
Рынок информационных услуг можно определить как систему правовых, организационных и экономических отношений, связанную с торговлей продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. На данном рынке предметом обмена или продажи выступают информационные технологии, товарные знаки, лицензии, ноу–хау, патенты, различная информация и другие виды информационных ресурсов.
Данный рынок стал одним из наиболее перспективных и прибыльных, этим он привлекает большее количество фирм. Возможности информационного обмена расширяют быстрорастущие информационные потребности разных уровней фирм, что ведет к появлению все новых информационных продуктов и стимулирует развитие различных видов информационной деятельности [4].
Представленные данные мониторинга развития рынка информационных услуг в РФ показывают рост анализируемых показателей на достаточно высоком значении при стабилизации (таблица 1) [5].
Таблица 1 – Данные мониторинга развития рынка информационных услуг в РФ
Наименование показателя |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Темп прироста за 2010-2013 гг. |
Среднегод. темп прироста |
||
Использование Интернета |
||||||||
Доля организаций, использовавших Интернет, % |
82,4 |
84,8 |
86,9 |
88,1 |
6,9 |
2,3 |
||
Число ПК, имевших доступ к Интернету, на 100 работников организаций, шт. |
18 |
21 |
24 |
26 |
44,4 |
14,8 |
||
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, % |
56,7 |
63,4 |
76,6 |
79,4 |
40,0 |
13,3 |
||
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) работниками организаций |
||||||||
Доля работников организаций, использовавших ПК не реже 1 раза в неделю, % |
45,5 |
38,5 |
36,9 |
36,5 |
-19,8 |
-6,6 |
||
Доля организаций, выделявших тех. средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам, % |
- |
13,9 |
14,4 |
22,7 |
63,3 |
31,7 |
Как видно из таблицы 1, рынок информационных услуг развивается динамично, с каждым годом он становится более востребованным. Доля организаций, которые используют Интернет, в общем числе обследованных организаций в 2013 году составила 88,1 %, среднегодовой темп прироста составил 2,3 % . Данный показатель свидетельствует об увеличении количества организаций, использующих в своей деятельности Интернет. Среднегодовой темп прироста данного показателя, как число ПК, имевших доступ к Интернету, на 100 работников организаций составил 14,8 %. Доля работников организаций, использовавших ПК не реже 1 раза в неделю в 2013 году составила 36,5 %, что свидетельствует о снижении этого показателя по сравнению с предыдущими периодами на 6,6 %. Это связано с тем, что в настоящее время все чаще применяются в организациях планшеты. Из таблицы видна положительная динамика роста доли организаций, выделявших технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам, среднегодовой темп прироста данного показателя составил 31,7 %. Это говорит о том, что с каждым годом руководители организаций понимают, что мобильный доступ в Интернет очень важен для их сотрудников, и поэтому они выделяют для этого средства.
Распространение Интернета хоть и способствует развитию рынка информационных услуг, но, несмотря на это, в ходе нашего исследования были выявлены некоторые проблемы развития:
- желание многих фирм не платить за информацию;
- нерыночные факторы конкурентоспособности фирмы;
- значительно низкий уровень инфраструктуры;
- низкий уровень информатизации государственных органов власти;
- низкий уровень информационного образования;
- низкий спрос на инновационные продукты (вследствие сырьевой ориентации экономики);
- слабо разработаны методики оценки эффективности применения информационных систем и информации, что тормозит процесс их внедрения в фирмах [3].
В процессе своего функционирования, рынок информационных услуг выполняет следующие функции:
- способствует распространению нововведений;
- снижает трансакционные издержки фирм и населения;
- усиливает эффективность работы рыночного механизма и снижает асимметрию информации;
- повышает производительность труда за счет внедрения новых технологий.
Национальная специфика нашей страны диктуется ее протяженностью, самой большой в мире. Самые эффективные способы преодоления пространства всегда связаны с развитием транспорта и информационных технологий, поэтому объективное свойство рынка информационных услуг в России заключается в его потенциальной неисчерпаемости.
Исходя из этого, можно выделить главные особенности рынка информационных услуг в России:
- выдающийся кадровый потенциал;
- многократное использование информации;
- информационный продукт со временем подвергается «моральному износу»;
- значительные затраты на производство информационного продукта;
- неограниченные перспективы роста [1].
В ходе исследования, мы пришли к следующему выводу: с каждым годом растет значимость информационных технологий, увеличивается число пользователей Интернета, повышается уровень компьютеризации в организациях, это говорит о том, что рынок информационных продуктов и услуг развивается довольно быстрыми темпами. По прогнозам экспертов исследовательской и консалтинговой компании Gartner, в будущем данный рынок станет достаточно зрелым и сможет предоставлять заказчикам необходимые им мощности и сервисы, что позволит мировым ИТ-лидерам разработать стратегические программы освоения новых технологий в открывающихся для них перспективах [2]. Из этого следует, что самое интересное в нашей необъятной стране, благодаря особенностям информационного рынка, еще только предстоит осмыслить и реализовать.
Рецензии:
19.03.2015, 14:02 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья написана небрежно: много описок, ошибок, неверно употребляются понятия и термины. Например,надо рынок информационных услуг, а не информационный рынок услуг информационное общество, информационный бизнес. Нет чёткого понятия приводимых словосочетаний. В аннотации описки. Нет ссылок на источники цифр (50% занятых в США...?). Необходимо дать выводы. Статья требует серьёзной доработки.