Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Философия
Размещена 25.03.2015. Последняя правка: 24.03.2015.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.

Рамазанов Марат Энверович

Уральский государственный экономический университет

аспирант

Матвеева Алла Ивановна, доктор философских наук, профессор Уральского государственного экономического университета


Аннотация:
Интеграция на Евразийском пространстве происходит, в первую очередь на экономической основе. Чтобы союз был надёжным и долгосрочным, необходимо помимо экономических аспектов интеграции учитывать и другие составляющие — культурные, духовные. В статье речь идёт о желательности возрождения ценностей, являвшихся основой классического евразийства.


Abstract:
Integration in Eurasia is going primarily on economic basis. It is necessary in addition economic integration aspects consider other components for a long-term union. We are talking in the article about reviving values of classical Eurasianism.


Ключевые слова:
евразийство; ЕАЭС; Евразийский Экономический Союз; интеграция в Евразии.

Keywords:
Eurasianism; Eurasian Economic Union; Eurasian integration.


УДК 740

Глобализация на нашей планете проникает во многие сферы деятельности — науку, культуру, экономику, политику. Ее становление происходит разными способами, например, через централизацию, путём создания общемировых надгосударственных структур — ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО. Результатом такой глобализации становится попытка одной страны (в конкретном случае США) диктовать условия остальным участникам процесса. Есть и другой способ становления глобализации. Это взаимодействие крупных региональных надгосударственных организаций на основе равных партнёрских отношений. Правда, пока эти региональные надгосударственные организации сами в процессе становления, но уже сегодня можно видеть промежуточные результаты — ШОС, ЕАЭС. БРИКС - яркий пример глобализации этого типа тоже пока находится в процессе становления. 

В статье основное внимание будет уделено интеграционному процессу на евразийском пространстве. Во многом именно здесь строится основание для альтернативной модели глобализации. Несмотря на то что Китай также имеет свой евразийский проект, пожалуй, даже более глобальный, сосредоточимся на интеграционном проекте России в Евразии. Под евразийским пространством в этом случае можно подразумевать ту территорию, о которой шла речь в работах классиков евразийской мысли. То есть территории, некогда входившие в СССР и Российскую империю. 

После распада Советского Союза можно было наблюдать дезинтеграцию, некий «процесс развода» на Евразийском пространстве. Сегодня этот процесс замедлился и даже пошёл в обратном направлении. Пускай не все бывшие участники СССР имеют желание в нем участвовать, но хотя бы то, что часть бывших советских республик обратила свой взор друг на друга, а не куда-то за океан, уже говорит о том, что процесс дезинтеграции закончен и намечен новый курс на интеграцию, хотя в несколько ином составе и с немного другими целями. 

Евразийский союз — это далеко не возврат к временам СССР и не имперские амбиции России. Это результат экономических и культурных связей, это география, в конце концов. Сегодня Евразийский союз сугубо экономический. Уже этот промежуточный результат можно занести себе в актив странам-участницам процесса, так как экономический союз позволяет быть более конкурентоспособными на мировой арене. Санкции, затрагивающие экономики отдельных участников временны, нужно думать стратегически, находя выгоду для народов на десятилетия вперёд.

Но что будет далее с евразийской интеграцией? В плане расширения более-менее ясно. Будут появляться новые участники — Киргизия, Таджикистан, возможно, Узбекистан. Не исключено присоединение к процессу Абхазии, даже Украины (полностью или частично). А Н. А. Назарбаев вообще говорил о приглашении в союз участников, не входивших в СССР, например, Турции. [6] Ряд стран Большой Евразии, не получавших приглашение, сами в той или иной мере заинтересованы в интеграционных процессах с Россией. Речь о таких странах, как Сирия и Сербия. [5] 

Но это всё внешние контуры. Можно спрогнозировать, что союз в будущем станет, в том числе и валютным. Возможно, даже политическим, хотя это вызывает неприятие у некоторых участников ЕАЭС, и военным (уже имеется ОДКБ). В результате может получиться некий аналог Европейского Союза. Но, как мы можем наблюдать ЕС испытывает разного рода проблемы — экономические, культурные. Поэтому полностью копировать такой вариант не стоит. Интеграцию нужно проводить с учётом ошибок партнеров из Европы. 

Экономическую сторону вопроса обсуждать сейчас не станем, а вот на вопросах ценностей остановимся подробнее. «Плавильный котел», который вроде бы стал успешным методом для США, оказался губительным для Европы, где «ингредиенты» не очень-то захотели смешиваться в плане культуры. В результате - конфликты на религиозной почве. Для евразийского пространства «плавильный котел» также не подходит. Здесь будет более справедливо говорить о неком дружном и симбиотическом «общежитии народов». 

И, конечно, если мы хотим иметь нечто большее, чем экономический проект, нужна идеологическая основа. Идеология построения коммунистического общества, как бы она ни была хороша или плоха — осталась в прошлом. «Самодержавие, православие, народность» именно в таком виде тоже не подойдут для развития Евразийского союза хотя бы потому, что никакого самодержавия на евразийском пространстве давно нет, да и православие исповедуют не во всех уголках региона. Однако какие-то элементы из идеологии СССР и Российской империи будут полезны для будущего Евразийского союза. За основу можно взять ценности, о которых говорили классики евразийства, изучаемые евразийцами современности. 

Раз уж интеграция началась с экономики, то справедливо говорить о ценностях экономических в первую очередь. Во-первых, необходим финансово-экономический суверенитет для союза. Возможно, к нему мы сможем прийти не сразу в момент, но он нужен. Капиталистическая модель в чистом виде себя изживает, значит, нужно сосредоточиться на построении смешанной модели экономики с разумным сочетанием частного и государственного. Об этом говорили еще классики евразийского движения: «Евразийство учитывает те положительные стороны, которые несет в себе обобществление. Не уничтожая личной корысти, оно значительно таковую ограничивает. Оно есть путь превращения хаоса частных и почти всегда противоречивых, конкурирующих усилий в космос общего дела.» [1]. 

Схожие мысли имеются и у основного идеолога неоевразийства, А. Г. Дугина: «Экономическая структура России должна основываться на православном учении о личности, где личность представляет собой не только индивидуальное, но и соборное начало, сочетающее частную ответственность с коллективной на основе особой хозяйственной этики, национальной философии хозяйства.» [2].

Не сильно отличается представление об экономических ценностях евразийства у создателя движения Новая Евразия, Юрия Кофнера: «В области экономической: 1. Обеспечение финансово-экономического суверенитета стран-участниц Евразийского Союза. 2. Построение социальной смешанной экономики с правильным сочетанием частных и государственных начал. 3. Отход от сырьевой зависимости и реиндустриализация экономики. 4. Экономическое и демографическое освоение Сибири, Дальнего Востока и Севера.» [3]

Везде говорится о разумном сочетании частного и государственного элементов экономики и нигде нет речи о чистой рыночной экономике или чистом социализме советского типа.

Говоря о возрождении евразийских ценностей, будет неразумно не затронуть национальный вопрос. Последние 3 десятилетия очаги национализма вспыхивали на разных участках евразийского пространства. И судя по всему, вопрос этот остается далеко не решенным. Классик евразийства, князь Николай Трубецкой употреблял такой термин, как общеевразийский национализм:

«Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию - Евразией, ее национализм - евразийством... В применении к Евразии это значит, что национализм каждого отдельного народа Евразии (современного СССР) должен комбинироваться с национализмом общеевразийским, т.е. евразийством. Каждый гражданин евразийского государства должен сознавать не только то, что он принадлежит к такому-то народу (или к такой-то разновидности такого-то народа), но и то, что самый этот народ принадлежит к евразийской нации. И национальная гордость этого гражданина должна находить удовлетворение как в том, так и в другом сознании. Сообразно с этим должен строиться национализм каждого из этих народов: общеевразийский национализм должен явиться как бы расширением национализма каждого из народов Евразии, неким слиянием всех этих частных национализмов воедино.

Между народами Евразии постоянно существовали и легко устанавливаются отношения некоторого братания, предполагающие существование подсознательных притяжении и симпатий (обратные случаи, т. е. случаи подсознательного отталкивания и антипатии, между двумя народами в Евразии очень редки). Одних этих подсознательных чувств, разумеется, недостаточно. Нужно, чтобы братство народов Евразии стало фактом сознания, и притом существенным фактом"[4].

Пожалуй, только такой национализм, о котором говорил классик можно и нужно поощрять на самом высоком уровне. Но самое главное, чтобы народы евразийского пространства понимали и воспринимали идею общеевразийского национализма сами.

Авторский коллектив евразийцев воспринимал народы региона в схожем ключе: «Отмечая и утверждая геополитическую неразъединимость национальностей Союза, евразийцы заявляют в то же время о признании ими принципиального равенства каждой отдельной национальности, в моральном и духовном отношениях, всем другим. За каждой национальностью признается право на действительно свободное духовное и культурное развитие, в меру ее сил и возможностей, и на действительное самоуправление в рамках общегосударственного целого. Все они вместе образуют особую многонациональную культуро-личность, обладающую тем качеством, что ее культура не отменяет отдельных национальных культур, но вбирает их в себя и на основе их образует высшую, наиболее полную и всем национальностям Евразии свойственную культуру, называемую евразийской». [1].

Это очень актуально для строящегося Евразийского союза. Нет ничего плохого в том, что люди идентифицируют себя со своим народом и для них важно, что они русские, казахи, белорусы, татары, киргизы. Замечательно, что люди чувствуют свою неразрывную часть со своими родными странами и воспринимают себя как граждане России, Казахстана, Белоруссии, Армении. Но при всем этом важно, чтобы люди себя воспринимали не только, как часть народа и своей страны, но и осознавали себя частью Евразии, Евразийского союза. Чувствовали свою причастность к его победам, считали бы общеевразийское пространство своей Родиной. Это и есть общеевразийский национализм, о котором писал в свое время Н. Трубецкой. Важно, чтобы на всем пространстве от Еревана до Мурманска и от Калининграда до Чукотки все граждане Евразийского Союза чувствовали себя как дома.

Несколько слов о культурных ценностях евразийского пространства. Здесь важно сохранение традиционной культуры всех стран и народов, входящих в Евразийский Союз. У народов не должно быть страха раствориться на большем пространстве. Людям нужно понимать, что их культура представляет ценность для всего евразийского пространства и не потеряется где-то на его задворках. Важны традиционные ценности и традиционные религии. Идея толерантности, как господствующая, особенно в том виде, в котором она имеется в Европейском Союзе неприемлема для евразийского пространства в силу исторических и культурных причин. Да и в Европе толерантность сыграла не самую лучшую роль, во многом стала причиной сегодняшних противоречий внутри региона.

Почему важно уделять внимание традиционным религиям? Потому что это духовная основа общества. Сколько угодно можно критиковать современное положение дел в традиционных конфессиях, да и религии в целом, но отрицать, что человеку нужна духовная основа бессмысленно. Хотя бы для того, чтобы человек не убивал, не воровал, стремился к нравственной жизни. В той или иной мере традиционные религии эту функцию выполняют.

В заключение хочется отметить, что успех региональной интеграции на евразийском пространстве будет во многом зависеть от того удастся ли возродить евразийские ценности или нет. Если народы восстановят несколько ослабшую местами духовную, культурную, историческую связь, то союз будет надежным и долгим. В противном случае вряд ли интеграция получится успешной и долгосрочной. Одна лишь экономическая целесообразность для элит не сможет стать мощным скрепляющим цементом Евразийского союза, каким может стать духовная связь народов Евразии. 

Библиографический список:

1. Авторский коллектив. Декларация, формулировка, тезисы. Брюссель, 1932.
2. Дугин А. Г., Манифест современного евразийского движения. - //Основы Евразийства — М.: «Аркготея -Центр», 2002.
3. Кофнер Ю. Идеологические основы Новой Евразии. Москва, 2015// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yeurasia.org/2015/01/30/kofner_newrasia_idea/
4. Трубецкой Н. С., Общеевразийский национализм. - //Наследие Чингисхана — М. Аграф, 2000.
5. Турция, Индия, Израиль, Вьетнам и Сирия намерены вступить в Таможенный союз//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/polit/244874
6. Турция потенциальный член ЕАЭС?// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://politobzor.net/show-26132-turciya-potencialnyy-chlen-eaes.html




Рецензии:

25.03.2015, 16:47 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья ценна тем, что показывает усиленные действия России по приближению к себе, единения с собой государств, которые не довольны претензиями власти США на моровое господство, ее действиями против неугодных себе государств через европейское сообщество. Активизируется процесс интеграции, противоположный распаду СССР, даже всего социалистического лагеря. в данном случае капиталистический или социалистический характер государства роли не играет, объединения сугуб добровольные с сочетанием интересов своего государства и остальных из объединяющихся. Статья достойна публикации без каких-то изменений или дополнений. Но автору в последующем стоит обратить внимание на следующее. Если прежде определяли, какой строй будет в мире будущем: капиталистический, социалистический или их сочетательный (конвергентивный), то это отходит в пользу концепции глобализации, которая об этих предшественниках не наслышалась. но этот новый подход не придает значения сохранению дифференцированности государств по экономической мощи на развитые, полуразвитые и отстающие. Не учитывается удвоение жителей земного шара каждые 50 лет при том, что прирост господствует каждые 50 лет с опережением в этом слабо развитых стран, мусульманских стран развитых, христианских. Как влияет забота власти на сохранение, подъем среднего в стране уровня жизни на внешнюю политику? Если все это учесть и разобрать, то у евразийской интеграции покажутся дополнительные ценности.

26.03.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Рамазанов Марат Энверович:
Спасибо, Оганес Александрович! Учту ваши рекомендации в дальнейшей работе.

26.03.2015, 0:58 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна,логична, обладает авторской новизной. Соответствует основным квалификационным критериям. Рекомендуется к печати

26.03.2015, 1:00 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: автор поднимает важн7ый вопрос и пытается решить. Вопрос подлинного решения остается открытым, но сама попытка оформленная в соответствии с основными квалификационными критериями заслуживает внимания. Рекомендуется к печати
26.03.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Рамазанов Марат Энверович:
Спасибо за рецензию, Галина Ивановна!

14.04.2015, 12:13 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: В статье поднята довольно интересная тема евразийской интеграции как альтернативы американской модели глобализации. Автор последовательно рассмотрел экономические, географические, идеологические и культурные факторы евразийской интеграции. Не вполне согласился бы, что экономические интересы здесь определяющие. Как показывает история, если у народов разная культура, нет духовных точек соприкосновения, то экономические интересы могут объединять только на краткосрочный период. В целом, работу можно рекомендовать к публикации!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх