Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: История
Размещена 24.03.2015. Последняя правка: 27.03.2015.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА И РАЗВАЛА СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Фомин Андрей Викторович

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

соискатель

Научный руководитель: Надькин Тимофей Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и этнологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева


Аннотация:
В статье рассмотрено зарождение этнокультурного движения мордовского народа в конце 1980-х – начале 1990-х гг., показана роль в процессе национальной интеллигенции Мордовии, дана характеристика взаимоотношения движения с региональной властью.


Abstract:
The article examines the emergence of ethno-cultural movement of the Mordovian nation in the late 1980s - early 1990s, and shows their role in the process of national intelligence of Mordovia, the characteristic relationship of the movement with the regional authorities


Ключевые слова:
этнос; этнокультурное движение; национальное возрождение; национальное самосознание; мордовский (мокшанский и эрзянский) народ; Республика Мордовия.

Keywords:
ethnicity; ethno-cultural movement; national revival; national identity; Mordovian (Moksha and Erzya) nation; the Republic of Mordovia.


УДК 908

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. стал рубежным в отечественной истории с точки зрения актуализации этнического фактора, что проявилось прежде всего в возникновении этнополитических и этнокультурных движений и общественных организаций, пытающихся отстаивать для «своего» этноса особый статус и особые права. Этнограф Н. Ф. Мокшин указывает на то, что мобилизующим началом для формирования подобными движениями этнической солидарности является их апелляция к национальной культуре, как ее духовным основам, так и ценностному, бытовому укладу [6, с.  559-560]. В полной мере это относится к Республике Мордовия (до 1990 г. – МАССР, в 1990 – 1994 гг. - МССР), входящей в состав Приволжского федерального округа (ПФО). 

Весьма показательным в этом плане является этнокультурное движение мордовского народа, зарождение и становление которого приходится на вторую половину 1980-х – первую половину 1990-х гг. 
Социолог О. А. Богатова отмечает двойственный характер этнического самосознания мордвы, наличие в нем двух уровней: «граждански-правового, связанного с государственной институционализацией мордовской этничности, ее представленностью в многонациональном государстве, и культурно-языкового, отражающие существующие внутриэтнические различия, т.е. отнесении себя к мордовскому этносу при необходимости провести “этническую границу” с русскими, татарами и т.д., наряду с осознанием себя эрзянами и мокшанами» [2, с. 114]. Отметим, что именно эта «двойственность» сыграет весьма важную роль в структурировании мордовского национального движения в постсоветской России.
 
Зарождение движения возрождения мордовского народа в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.) было связано с острейшими проблемами данного этноса, среди которых ассимиляция и русификация мордвы как в самой республике так и в районах с компактным ее проживанием  в других регионах (Пензенская, Ульяновская, Куйбышевская и др. области),  широкое распространение своеобразного «этнического нигилизма», т. е. когда, например, эрзяне и мокшане даже стеснялись говорить на родном языке в общественных местах [3].
 
Среди «пионеров» этнонационального движения в Мордовии конца 1980-х – начала 1990-х гг. были три организации – «Вельмема», «Вайгель» и «Масторава» [7, с. 4-7].
 
Мордовский общественный центр «Вельмема» («Возрождение») был основан группой эрзянских преподавателей-филологов вузов республики 7 апреля 1989 г. В этом небольшом кружке сразу развернулись острые дискуссии о путях и методах национального возрождения, и вскоре его участники разделились на два направления, давших начало новым общественно-организационным структурам. В июне было проведено  учредительное собрание новой организации – Всероссийского мордовского общества родного языка «Вайгель» («Голос»), которое было зарегистрировано Министерством юстиции МССР 21 мая 1992 г. Организационное ядро «Вайгеля» образовали ученые и преподаватели мордовских вузов во главе с профессором Мордовского госуниверситета 
Д. В. Цыганкиным (возглавлял общество с 1989 по 1997 гг.) [11]. «Вайгель» стал выполнять культурно-просветительские и научно-исследовательские функции, связанные с изучением и пропагандой мордовских языков. Численность данного общества, включившего в себя преподавателей, студентов, журналистов, достигала от 60 до 80 человек [1, с. 5].
 
Более решительно настроенная часть эрзянской интеллигенции в апреле 1989 г. начала формировать другое культурно-просветительское общество под названием «Масторава» («Мать-земля»). Изначально состав «Масторавы» формировали люди, существенно отличающиеся по политическим взглядам, профессиональной направленности, уровню образования и культуры, что во многом способствовало острым дискуссиям вокруг программных установок данной организации [1, с. 130].
 
По мнению В. А. Юрченкова и Ж. Д. Кониченко, «Масторава» не только стояла у истоков мордовского национального движения, но и способствовала созданию своеобразного «протопартийного» поля, на основе которого затем возникли другие этнополитические и этнокультурные организации, среди которых Съезды мордовского народа, Фонд спасения эрзянского языка [4, с. 159].
 
Важнейшую роль в создании «Масторавы» сыграл выдающийся ученый-филолог и общественный деятель Дмитрий Тимофеевич Надькин (1934 – 1992 гг.). Председатель совета ОД мордовского (мокшанского и эрзянского) народа профессор Михаил Васильевич Мосин дал высокую оценку его деятельности и личности: «Дмитрий Тимофеевич очень трепетно относился к родной этнической культуре, хорошо знал историю своего народа и всегда стремился укрепить национальное самосознание мордвы, не ущемляя достоинства других народов. Причем Надькин отличался исключительной толерантностью, демократичностью в общении с людьми, что всегда вызывало симпатии окружающих и заметно расширяло число сторонников движения возрождения мордовского этноса» [5].
 
25 октября 1989 г. на учредительном собрании Общественного движения «Масторава» (ОДМ) были приняты проекты Устава и Программы данной организации. 17 декабря 1989 г., несмотря на противодействие со стороны обкома КПСС, «Масторава» провела в столице республики конференцию, свидетельствующим о превращении кружка интеллигенции в общественно-политическую организацию.
 
28 апреля 1990 г. «Масторава» была зарегистрирована в исполкоме Саранска под названием «Мордовское культурно-просветительное общество» (МКПО). 3–5 августа 1990 г. был проведен съезд «Масторавы», на котором Д. Т. Надькин выступил с докладом «Духовная культура мордвы и задачи общества «Масторава». В докладе в образной и эмоциональной форме были обозначены основные задачи организации: «"Масторава" через свои филиалы, клубы, инициативные группы хочет найти этих людей, разбудить, вооружить знанием, передать боль, тревогу за судьбу мордовской нации, ее культуры, призвать к действию. К действию конструктивному, созидательному, творческому» [9, с. 44].
 
В Резолюции подчеркивалось кризисное состояние мордовского этноса на современном этапе: «Съезд констатирует и объявляет всему мировому сообществу, что нынешнее состояние древнейшего народа Восточной Европы – эрзи и мокши, создавшего уникальную духовную и материальную культуру, вызывает серьезную тревогу. Как этнос он вплотную подошел к роковой черте исчезновения. В его сознании утверждается национальный нигилизм» [10, с. 45].
 
В связи с этим, резолюция содержала ряд требований: переименование тогдашней Мордовской АССР в Эрзянскую и Мокшанскую АССР; образовать в местах компактного проживания эрзян и мокшан в других субъектах РСФСР автономные административно-территориальные единицы; восстановление постоянного представительства правительства МАССР при правительстве РСФСР; установление прямых экономических и культурных связей республики с зарубежными государствами финно-угорского мира – Финляндией и Венгрией; введение обучения на родных языках в дошкольных учреждениях и в начальной школе; открытие в Саранске Национального культурного центра [10, с.  46-47]. Отметим, что данные требования в большинстве своем так и не были реализованы в тот период (а многие из указанных требований не выполнены по настоящее время).
 
14–15 марта 1992 г. «Масторава» совместно с «Вайгелем» провели Всероссийский съезд мордвы, на котором был избран Совет возрождения мордовского народа. В. К. Абрамов отмечает, что к этому времени наметились три основных направления деятельности «Масторавы»: во-первых, сбережение и популяризация мордовской традиционной культуры; во-вторых, изучение и распространение знаний о национальной истории; в-третьих, охрана и развитие эрзянского и мокшанского языков [1, с. 133].
 
За интенсивное развитие данных направлений выступал и Д. Т. Надькин, усматривая в них важный фактор преодоления духовного кризиса, о котором он, например, говорил в своем выступлении в Верховном совете РСФСР в мае 1991 г.: «Духовное состояние мордовского народа характеризуется нарастанием процессов ассимиляции эрзян и мокшан, языковой и культурной деградацией, историческим беспамятством и нигилизмом, отмеченных большей интенсивностью, чем аналогичные процессы у других крупных этносов России» [8, с. 211].
 
I Съезд мордовского народа в своей риторике и в своих решениях  и рекомендациях во многом отражал общие установки этнокультурных и этнополитических движений России начала 1990-х гг., которые исследователи А. Н. Чекушкин и А. В. Булавин характеризую следующим образом: «Важнейшим моментом всех национальных движений явилось объявление ответственности каждой республики (в нашем случае – Мордовской ССР, а затем Республики Мордовия – А. Ф.) за культурно-языковое состояние всего этноса, разбросанного по территории страны, включая диаспору. В документах национальных организаций выдвигалась задача укрепления статуса родных языков, ставился вопрос о придании им статуса государственных (вне республик – официальных) языков наряду с русским» [12, с. 57].
 
Решения I Съезд мордовского народа были фактически проигнорированы властями республики во главе с Президентом В. Д. Гуслянниковым. Очевидно, что «демократы» посчитали требования увеличения представительства мордвы в органах власти МССР всех уровней, создания ведомств, ответственных за сохранение и развитие этнических ценностей и увеличение их финансирования, предоставления статуса государственных мокшанскому и эрзянскому языкам наряду с русским языком, введение языкового ценза при замещении высших руководящих постов и  т. п. слишком высокими [13, с. 138].  По-видимому не последнюю роль в этом сыграла поддержка Съезда со стороны руководства представительной власти – Верховного Совета МССР, который возглавлял оппонент В. Д. Гуслянникова – Николай Васильевич Бирюков.
 
Тем не менее историческое значение I Всероссийского съезда мордовского народа велико, так как он стал очень мощным стимулом к этнической мобилизации мокшан и эрзян, в том числе к созданию этнокультурных организаций мордвы.
 
Следует отметить, что национальное движение было использовано в последствие в развернувшемся противостоянии законодательной и исполнительной власти в МССР в, и сыграло существенную роль в отставке первого Президента Мордовии В. Д. Гуслянниковав апреле 1993 г.  В свою очередь это привело к обострению противостояния Верховного Совета МССР с исполнительной властью и Президентом Российской Федерации в 1993 – январь 1995 г.
 
Однако с началом процесса политической и социально-экономической стабилизации в Мордовии со второй половины 1990-х гг., который связан с деятельностью на посту Главы республики Николая Ивановича Меркушкина, многие проблемы постепенно были сняты, открыты пути для всестороннего развития проживающих на территории Мордовии всех народов (русских, мордвы, татар и др.). Отметим, что уже в принятой в 1995 г. Конституции РМ Съезд мордовского народа получил право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Мордовия.

Библиографический список:

1. Абрамов, В. К. Мордовское национальное движение / В. К. Абрамов. – Саранск, 2010. – 184 с.
2. Богатова, О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме / О. А. Богатова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 340 с.
3. Истоки мордовского этноса // Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mordvarf.ru/118
4. Кониченко, Ж. Д. На пороге реформ: Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов / Ж. Д. Кониченко, В. А. Юрченков. – Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2006. – 368 с.
5. Мельникова, М. Душой болел за возрождение мордовского народа / М. Мельникова // Finugor. Сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа :finugor.ru/node/11111 (дата обращения 27.09.2014 г.).
6. Мокшин, Н. Ф. Мордовская национальная идея в прошлом, настоящем, будущем / Н. Ф. Мокшин // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: Материалы III Международного исторического конгресса финно-угроведов. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 559–560.
7. Мордовский народ от съезда к съезду / Редкол.: А. С. Лузгин и др. – Саранск, 2004. – 160 с.
8. Надькин, Д. Т. Вступая в новое десятилетие / Д. Т. Надькин // Пинкст. Кочказь произведеният. – Саранск, 1993. – С. 199–200.
9. I Съезд Мордовского культурно-просветительского общества «Масторава». Тезисы доклада Д. Т. Надькина «Духовная культура мордвы и задачи общества «Масторава» // Мордовский народ от съезда к съезду. – Саранск, 2004. – С. 41-44.
10. Резолюция Всесоюзного общества национального возрождения «Масторава» // Мордовский народ от съезда к съезду. – Саранск, 2004. – С. 45-47.
11. Цыганкин Дмитрий Васильевич. Персональная страница. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cigankin.ru/biografiya
12. Чекушкин, А. Н. Специфика и принципы формирования финно-угорских общественных объединений в российском политическом пространстве (1989–2000 гг.) / А. Н. Чекушкин, А. В. Булавин // Национально-государственная организация финно-угорских народов: опыт России и зарубежных стран : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Саранск, 24–25 июня 2011 г. – Саранск, 2011. – С. 57-63.
13. Щербакова, Т. И. Этноориентированные организации финно-угорских народов в конце ХХ – начале XXI вв. / Т. И. Щербакова // Нации и регионы в истории и культуре России : Материалы VI–VIIСафаргалиевских научных чтений. – Саранск, 2003. – С. 136-143.




Рецензии:

24.03.2015, 10:41 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Я являюсь научным руководителем Фомина А. В., поэтому не совсем корректно рецензировать данную статью. В оформлении статьи есть отдельные технические погрешности, полагаю он их оперативно исправит. Рекомендую к публикации в электронном журнале.

25.03.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Фомин Андрей Викторович:
Спасибо за рецензию. Технические ошибки испоавил

9.04.2015, 14:56 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: Довольно интересная статья, связанная с возрождением идентичности мордовского народа в ситуации распада СССР. Содержание работы полностью соответствует аннотации и названию. В достаточной степени рассмотрена деятельность трёх организаций - "пионеров" этнонационального движения в Мордовии. Единственное пожелание: вы в статье неоднократно упоминаете о эрзянах и мокшанах, в чём различия между ними? Мне как неспециалисту в этом вопросе не совсем понятен этот момент. Статью можно рекомендовать к публикации!
09.04.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Фомин Андрей Викторович:
Евгений Михайлович! Благодарю за положительную рецензию. Большая часть исследователей считает, что мордовский народ состоит из двух субэтносов - мокша и эрзя. Мордва - это не самоназвание одного из значительных по численности финно-угорских народов.При этом 2/3 мордвы - это эрзя, а 1/3 мордвы - мокша. Между ними достаточно много различий в языке, культуре и т.д., но основное, конечно то что их объединяет в один этнос. Но некоторые деятели, все-таки акцентируя на различиях, полагают, что даже не следует их объединять в единое целое - т.е. мордву. Более того, большинство мордвы-эрзи проживает за пределами Республики Мордовия (в силу различных причин), а основная часть мокши - в Мордовии. Дискуссия, не смотря на празднование в 2012 г. 1000-тия единения мордовского народа с народами Росийского государства продолжается.

14.04.2015, 11:15 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Фомина Андрея Викторовича соискателя Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева Зарождение этнокультурного движения мордовского народа в условиях кризиса и развала советской государственности. для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» Проблемы возрождения народов в постсоветский период приобрели актуальность и не потеряли её до сегодняшних дней. Изучение данного направления историками создаёт условия для восстановления исторической справедливости в отношении всех народов населявших СССР. На современном этапе необходимо создать условия, при которых каждый народ будет рассматриваться, как ценность, которую нельзя потерять. В многонациональной России проблема национальной самоидентификации малых народов особенно актуальна в свете усиливающегося процесса глобализации. Данная статья рассматривает проблемы самоидентификации мордовского народа на рубежном периоде, когда государству необходимо приложить определённые усилия и помощь в данном процессе. Автор в своей статье рассматривает не только положительные моменты процесса возрождения, но и отмечает проблемы, критически относится к действовавшим на тот момент должностным лицам. Работа содержит все основные компоненты необходимые для научных статей: широкий круг источников, их анализ, рассматривает проблему восстановления исторической справедливости, содержит выводы. В исследовании полно представлена деятельность национальных организаций по вопросам продвижения культурных ценностей. У читателя формируется представление о трудностях и проблемах в национальном строительстве мордовского народа. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к данному типу работ и может быть рекомендована для публикации. Доцент, кандидат исторических наук УО «Гродненский государственный медицинский университет» Гресь С.М.
14.04.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Фомин Андрей Викторович:
Благодарю за положительную рецензию



Комментарии пользователей:

5.04.2015, 10:10 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Статья довольно интересная. Она дает представление о начальном пути этнокультурного движения мордовского народа в Республике Мордовия, о трудностях и проблемах которые были на его пути. Мы видим, что т.н. "демократы", которые пришли к власти в начале 90-х гг. не захотели использовать его потенциал, что в конечном счете сыграло не в их пользу. К настоящему времени Движение пользуется доверием власти и играет заметную роль в консолидации гражданского общества.


Оставить комментарий


 
 

Вверх