Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 28.03.2015.
Просмотров - 2729

К вопросу об эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования культуры радиационной безопасности учащихся общеобразовательной школы

Семенова Анна Александровна

к.э.н.

кгпу им. В.П. Астафьева

доцент

Аннотация:
Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поискового метода» и др.


Abstract:
The creation of a culture of radiation safety of students of secondary schools will be effective subject to the implementation of innovative forms and methods in the learning process: lessons-tours; organization of role-playing games; using the "search method", etc.


Ключевые слова:
радиационная культура; радиационная безопасность; ролевая игра; урок-экскурсия; поисковый метод

Keywords:
radiation culture; radiation safety; roleplay; lesson-excursion; search method


УДК 372.8

С течением времени, человечество, с одной стороны, все более осознает свою прочную связь с окружающей средой, зависимость своего существования и дальнейшего развития  от ее состояния, с другой - неизбежность мирового экологического кризиса - в случае сохранения нынешних тенденций загрязнения природной среды.

Особое место среди всех экологических проблем занимает проблема ионизирующего воздействия на природу и человека. Вопросы радиационной безопасности являются одними из наиболее важных в плане обеспечения экологической безопасности населения в целом.

В последние годы в России принят ряд законов в области ядерной энергетики и радиационной безопасности населения, а также утверждена федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 года.

Законодательно закреплены три принципа радиационной безопасности [1], смысл которых сводится:

1. Во-первых, к запрещению всех видов деятельности, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением.

2. Во-вторых, к не превышению допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан.

3. В – третьих, к поддержанию на возможно низком и достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья населения, включая персонал, от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, в науке и медицине [2].

При этом средством для поддержания радиационной безопасности служит радиационная культура (культура радиационной безопасности), под которой понимается совокупность качеств, принципов, отношений и поведения отдельных лиц, организаций, институтов, которая служит средством поддержания и совершенствования радиационной безопасности [3].

Таким образом, знания, навыки и умения по защите от ионизирующего облучения должны стать составной частью модели личности безопасного типа. В условиях современной цивилизации этот факт уже не должен вызывать сомнений.

Особенно актуально, на наш взгляд, рассмотреть вопросы формирования культуры радиационной безопасности в Красноярском крае, ведь на его территории находятся все разновидности источников ионизирующего излучения, определяющих радиационную обстановку, а также ядерно- и радиационноопасные объекты (Горно-химический комбинат, полигон «Северный», хранилища отработанного ядерного топлива, химико-металлургический завод и другие).

Согласно Концепции радиационной безопасности в Красноярском крае уровень формирования культуры такой безопасности остается на низком уровне. Большая часть жителей не обладает элементарными знаниями в области вопросов воздействия ионизирующего излучения на человека и окружающую его среду [4].

Мы считаем, что одной из причин такого низкого уровня грамотности в этой области является неэффективность преподавания вопросов радиационной безопасности в школе. На уроках ОБЖ внимание в основном уделяется действиям в условиях аварии на радиационно опасном объекте, тогда как в первую очередь речь должна идти о безопасности в обычной жизни.

Целью занятий по теме «радиационная безопасность» должно стать формирование знаний, навыков, умений учащихся в области защиты от неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения. Необходимо изменить и используемые методы обучения.

Мы провели педагогический эксперимент, целью которого было доказать эффективность применения инновационных методов обучения и внеурочной деятельности для формирования культуры радиационной безопасности учеников 10х классов общеобразовательной школы (на примере школы №103 г. Железногорска Красноярского края).

Наш эксперимент был условно разделен на три этапа:

Первый – выявить уровень знаний учащихся в области радиационной безопасности и разделить классы на экспериментальный и контрольный. Для оценки уровня подготовки учащихся мы использовали шкалу оценки сформированности знаний. 

Уровни сформированности

Оценка компетенций

Уровень 4

Учащиеся отмечают существенные стороны предметов и явлений, правильно формулируют определения понятий, приводят примеры

Уровень 3

Учащиеся правильно формулируют определения понятий, но без каких-либо пояснений, примеры не приводят

Уровень 2

Учащиеся отмечают некоторые единичные  стороны предметов и явлений, описывают отдельные факты, но не могут сделать выводы

Уровень 1

Учащиеся приводят только единичные правильные примеры без каких-либо пояснений, в определениях допускают неточности

Уровень о

Учащиеся не дают ответов или они ошибочные

На втором этапе мы проводили занятия с использованием инновационных методов с экспериментальным классом. В частности, мы использовали поисковый метод, организовывали ролевые игры, проводили уроки-экскурсии. 

Третий этап заключался в проведении контрольного теста с учениками обоих классов для определения эффективности нашей работы.

В ходе констатирующего теста выяснилось, что уровень знаний учащихся в основном удовлетворительный. Однако в обоих классах отсутствовали ученики с наивысшем уровнем знаний. В целом ученики 10А показали выше результат по сравнению с 10Б. Это связано с тем, что в 10 «А» академическая успешность по данному предмету выше, чем в 10 «Б». По результатам теста 10Б стал экспериментальным, а 10А – контрольным классом.

 

На протяжении месяца мы проводили с учащимися занятия по различным темам, касающимся радиационной безопасности:

  • влияние радиации на здоровье человека;
  • уроки катастрофы в на Чернобыльской АЭС;
  • радиационная безопасность в Красноярском крае;
  • знаки радиационной опасности и способы защиты от радиации;
  • нормы радиационной безопасности;
  • правила поведения при аварии на радиационно- и ядерноопасных объектах;
  • радиационная безопасность в г. Железногорске.

 В ходе этих занятий мы использовали наглядные схемы, рисунки, плакаты, фотографии для более качественного усвоения материала учащимися. Мы также провели два практических занятия («Продукты и радиация» и «Оценка уровня радиации в школе») и дважды организовывали экскурсии во внеурочное время с целью демонстрации учащимся важности проблемы радиационной безопасности и развитию у них навыков защиты от излучения в условиях нормальной жизни (экскурсии в музей Горно-химического комбината и Городской музей (экспозиция «Чернобыльский рубеж», где учащиеся приняли участие в игре «Объект «Укрытие», проводимая работниками музея). Дополнительные занятия проводились в рамках реализации школьного и регионального компонентов базисного учебного плана (курс по выбору учащихся).

По окончании нашего эксперимента мы провели контрольный тест на знания в области радиационной безопасности. Тест показал, что знания учащихся 10Б не только улучшились, но и стали намного превышать показатели 10А.  А 10% учащихся 10Б показали максимально возможный результат по тесту. 

Таким образом, в ходе практического исследования мы доказали, что применение инновационных методов обучения и внеурочной деятельности являются эффективным для формирования культуры радиационной безопасности в общеобразовательной школе.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 утв. МИНЗДРАВ РОССИИ, 1999
2. Материалы саммита по физической ядерной безопасности 2012 года «Культура физической ядерной безопасности» (www.mid.ru)
3. Постановление Администрации Красноярского края от 12 декабря 1998г. №85-П «О концепции радиационной безопасности населения Красноярского края»




Рецензии:

29.03.2015, 5:06 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: В статье приводится описание особенностей организации учебного процесса в общеобразовательной школе по безопасности жизнедеятельности. Предлагаются интерактивные и активные методы обучения вопроса радиационной безопасности. Приводится краткое описание формирующего эксперимента в 10-м классе школы. Материал статьи соответствует названию, приведено описание эксперимента, четко прослеживается позиция автора. Рекомендации автору - в следующей статье уделить больше внимания инновационным методам обучения.Статью, безусловно, можно рекомендовать к публикации.

29.03.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Семенова Анна Александровна:
Спасибо Вам за рецензию!

29.03.2015, 16:27 Сычикова Яна Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью кандидата экономических наук Семеновой Анны Александровны «К вопросу об эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования культуры радиационной безопасности учащихся общеобразовательной школы» Статья Семеновой Анны Александровны «К вопросу об эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования культуры радиационной безопасности учащихся общеобразовательной школы» посвящена формированию культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ. Применение инновационных методов обучения и внеурочной деятельности являются эффективным для формирования культуры радиационной безопасности в общеобразовательной школе. Методом исследования автором был выбран педагогический экчперимент. Список библиографии содержит 3 источников, состоит из нормативных документов. Статья написана на высоком научном уровне с использованием соответствующего тематике терминологического аппарата. В ней четко обозначен личный вклад автора в решение заявленной научной проблемы. Статья рекомендуется к публикации в журнале «SCI-ARTICLE.RU» после внесения ряда уточнений: 1. Список литературы нужно расширить, включив в него современные исследования ученых по данной тематике. 2. Конкретизировать эксперимент – для каких классов проводился, сколько учеников принимали участие, какие конкретно результаты были достигнуты. 3. Следует более детально описать инновационные методы, применяемые в ходе проведения эксперимента для большего соответствия статьи заявленной теме. Соответственные правки нужно внести и в выводы статьи.



Комментарии пользователей:

29.03.2015, 12:31 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Хотелось бы обратить внимание автора на различие между темой и содержанием и выводное суждение, а именно: в статье приведены результаты прикладного эксперимента, без опоры на соответствующую теорию, показана эффективность частного примера "по теме «радиационная безопасность»", который из статьи автора невозможно однозначно идентифицировать с общим подходом "инновационные методы обучения". "Поисковый" метод если является авторским, этого тоже в статье не показано, а "урок" и "практическое занятие" являются известными и не новыми в общей педагогике. Таким образом, статья в названии заявляет "инновационные", а в своем содержании описывает частный эксперимент по частному содержанию без аргументации той методики, которую можно было бы представить как инновационную. Для вывода по принципу "от частного к общему" этого недостаточно.


Оставить комментарий


 
 

Вверх