Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Менеджмент, Методика преподавания
Размещена 03.04.2015.
Просмотров - 4475

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Короткова Татьяна Леонидовна

д.э.н.

НИУ "МИЭТ"

профессор

Аннотация:
Опыт реализации в университете программ по направлению подготовки «Менеджмент», свидетельствует об эффективности использования в учебном процессе интерактивных форм обучения (ИФО). В статье анализируются виды, принципы и практика использования ИФО в процессе подготовки студентов по данному направлению.


Abstract:
Experience in implementing programs at the University of direction of training "Management", demonstrates the effectiveness of the use in the educational process of interactive forms of training, management, the practice of using. The article analyzes the types, principles and practice of using interactive forms of training in the process of preparation of students in this area.


Ключевые слова:
интерактивные формы обучения; менеджмент; практика использования

Keywords:
interactive forms of training, management, the practice of using


УДК 378.147

Объектами профессиональной деятельности будущих менеджеров являются процессы управления и реализацииуправленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм, а также в органах государственного и муниципального управления. Успешная реализация карьеры выпускников обусловлена такой вузовской подготовкой, которая обеспечивает формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессионально-прикладных компетенций, связанных с их будущей профессией. В ФГОС ВО предусмотрено, что при разработке и реализации общеобразовательных программ по направлению Менеджмент вуз должен ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей рынка. Подготовить квалифицированного специалиста, обладающего умениями и навыками организационно-управленческой; административной; информационно-аналитической и предпринимательской работы без активных и интерактивных элементов учебного процесса представляется весьма проблематичным.

Интерактивные методы обучения в ВУЗе – это средства включения в процесс освоения и приобретения знаний всех участников обучения, путем активизации взаимоотношений студентов во время занятий, как с преподавателями, так и друг с другом. Основная роль при этом отводится учащимся, а роль преподавателя сводится к мотивации их работы на достижение основных целей конкретного учебного занятия.

Критерием эффективности ИФО можно считать достигаемый уровень усвоения материала и сохранности приобретенных знаний, умений и навыков на долгое время [4].

Факторами эффективности интерактивных видов учебных занятий является то, что помимо услышанного, например, на обычной лекции, при активизации обучения включаются механизмы выполнения реального действия: имитации реальной действительности; театрализованного выступления; участия в дискуссии; наблюдения за конкретным действием; а также просмотр видео; демонстрация слайдов и анимации в системе мультимедиа и др. (рис. 1). Весь набор этих факторов можно объединить в несколько групп в зависимости от уровня их абстрагирования, т.е. степени отвлечения в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей изучаемого объекта с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

В первую группу включим факторы воздействия, связанные с примитивным чувственным восприятием, например, чтение, слушание. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование, поскольку лишь обращает внимание слушателей на существующие явления и проблемы

Вторая группа – это факторы более высокого уровня абстрагирования (просмотр видео, рисунков, слайдов). При включении их в процесс обучения акцент делается на конкретные свойства и поведение изучаемого предмета, и главные аспекты проблемы.

Ещё выше уровень воздействия факторов, входящих в третью группу (знакомство с образцами, наблюдение за явлениями, процессами), поскольку при этом студенты отвлечены от не связанной с рассматриваемой темой информации, и сосредоточены на очень узкой тематике, которую изучают с позиций выявления свойств и отношений ей присущей.

Факторы, входящие в четвёртую группу, объединены по их способности активизировать и стимулировать учебный процесс путем вовлечения студентов в дискуссии и выступления. Во время этих занятий студенты участвуют в обсуждении проблем в рамках темы, что способствует усилению мыслительной деятельности и запоминанию материала через ассоциативные механизмы памяти.

Пятая группасостоит из факторов воздействия на обучающихся через   мысленное выделение, вычленение некоторых элементов познаваемой предметной области и отвлечение их от прочих элементов данной области знаний. При этом умственная деятельность студента направляется на объект рассмотрения, включая существенные принципы и закономерности его функционирования и развития.

В результате воздействия группы факторов менее абстрактных и более конкретных (1 группа факторов, рис 1) студенты приобретают способность воспроизводить элементарные действия (определять, описывать, пояснять). Группа факторов более высокой абстракции (группа 2 и 3) стимулирует напряжение памяти и мыслительной деятельности. К таким действиям относятся: демонстрация  образцов, изучаемых объектов, явлений; применение методов и средств аналитической работы; выполнение процессов, требующих повышенных знаний и умений. 

 


Факторы более высокого порядка абстрагирования (группа 4 и 5) ещё больше повышают эффективность обучения, помогая выполнять такие высокоинтеллектуальные задачи, как анализ тех или иных явлений и систем; разработка и принятие решений; создание моделей и конструирование объектов; экспертное оценивание процессов, проблем, целей и задач.

Таким образом, занятия, проводимые в интерактивном режиме,  помогают формировать компетенции и их элементы, в том числе:

- формируют интерес к изучаемой дисциплине;

- помогают лучше усваивать материал определенной темы в рамках учебной дисциплины;

-развивают интеллектуальную самостоятельность для индивидуального поиска путей и вариантов решения проблемы;

- обучают работе в команде и терпимости к критической точке зрения;

- учат уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;

- способствуют установлению благоприятного взаимодействия между учащимися;

- формируют у студентов профессиональные компетенции и конструктивные идеи, мнения, отношения, профессиональные и жизненные навыки.

Для успешного решения этих задач необходимо соблюдать ряд принципов подготовки, организации и внедрения интерактивных форм обучения (Табл. 1).

 

Таблица 1 - Принципы проведения интерактивных форм обучения

№ п/п

Название принципа

Условие соблюдения

1

Принцип всеобъемлющего охвата процессом обучения всех студентов.

Соблюдается при условии активности всех участников

2

Принцип  равенства всех  участников вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта.

При создании обстановки, ставящей всех участников в равноправное положение

3

Принцип  соблюдения права  на  высказывание своего  мнение абсолютно по любому вопросу.

Предоставление права голоса всем участникам по всем обсуждаемым темам

4

Принцип  стимулирования умственной деятельности путём предоставления информации к размышлению.

Создание творческой обстановки и поощрение выступающих на занятиях студентов

5

Принцип  недопустимости прямой критики личности.

Комментироваться может исключительно идея.

Для внедрения интерактивных форм обучения студентов университета дисциплинам в рамках направления Менеджмент были выбраны те, которые наиболее эффективны при создавшихся в вузе условиях и отвечают требованиям программ обучения [1]. При этом учитывалась специфика общеобразовательных программ и учебных дисциплин, а также регламентации, предусмотренные образовательными стандартами. Формы активизации учебного процесса в вузе должны удовлетворять следующим требованиям:

- ИФО должны быть непродолжительными по времени, т.к. ограничены сеткой часов учебных занятий и их академическими рамками;

- процесс подготовки ИФО отличается повышенной трудоёмкостью; насыщенной информационной, документальной и технической оснащенностью;

- современный уровень развития информационных технологий обязывает применять электронные средства обучения, такие как программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, электронные тренажеры, программные средства для математического и имитационного моделирования, информационно-поисковые справочные системы, электронные учебники, экспертные обучающие системы, средства автоматизации профессиональной деятельности,  интернет;

- желательно проводить психологическое и профессиональное тестирование для формирования команд и групп студентов, выполняющих коллективные задания;

- необходимо выделять специальное время на презентации, обсуждение и оценку заданий в интерактивной форме;

- очень важно умение преподавателя направлять в нужное русло и стимулировать активность студентов.

Наиболее полно указанным требованиям при обучении студентов менеджменту отвечают следующие выбранные для формирования соответствующих компетенций и активизации обучения ИФО:

дискуссии по докладам, подготовленным студентами на заданную тему, во время которых студенты оппонируют мнению собеседника, аргументируя свои позиции. Формируют способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания (компетенция ОПК-4) [2];

- имитационное моделирование. Модели, применяемые во время занятий, описывают управленческие и бизнес-процессы так, как они проходили бы в действительности и развивают способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2) [2];

- разбор, анализ и принятие решений по  бизнес-ситуациям в конкретной среде и системе взаимоотношений,помогающие трансформировать проблему в набор решаемых бизнес-задач. При этом студенты обучаются методам принятия решений при управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6) [2];у нихформируетсяспособность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7)[2];

- бизнес-симуляция, т.е. разработка интерактивных моделей экономической системы по управлению компанией. Развивает способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5)[2] и способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6) [2];

- деловые игры (ДИ) как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности менеджера (в том числе, кризисных) методом поиска новых способов решения управленческих и хозяйственных задач в организации.Поскольку ДИ являются системной и комплексной формой интерактивного обучения, они обладают многофакторным воздействием на формирование целого ряда компетенций. Например, таких, как владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций; владение навыками  стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности; умение применять основные методы финансового менеджмента; способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений и др.[2, 3].

- вебинары, - это интерактивные семинары, которые направлены на обеспечение взаимосвязи и общения через интернет в онлайн режиме при изучении учебной дисциплины. Вебинары предоставляют как студентам, так и преподавателям множество возможностей. Во время аудио и видео общения, на экранах отображаются фотографии выступающих. Весь вебинар записывается на компьютер, а его данные сохраняются. Процедуру управления любыми дискуссиями, обсуждениями, спорами и учет статистики можно предварительно настраивать.Всем участникам предоставляется возможность общения в реальном времени. Для демонстрации графиков, рисунков, набросков, статистических диаграмм руководитель вебинара располагает доской и инструментами для рисования.

Таким образом, использование ИФО требует большой подготовительной работы, связанной с разработкой сценариев, вспомогательных материалов, технологии проведения; с изучением теоретического материала и разбором проблемных вопросов на заданную тему. При этом, преподаватель выступает в различных качествах, являясь, образно выражаясь, «сам себе режиссёром», что требует от него больших, как моральных, так и физических  сил. Эффективность ИФО зависит от качественной подготовительной работы и умения преподавателя стимулировать активность студентов и их вовлеченность в процесс. Опыт внедрения ИФО в учебный процесс выявил следующие трудности их проведения:

-  неоднородность  студенческой аудитории  по  психографическим и поведенческим параметрам  часто диктует необходимость коррекции процесса в сторону его упрощения;

-  не всегда достигается главная цель ИФО, а именно, вовлечение в процесс всех учащихся ввиду их различной теоретической подготовки и заинтересованности в результатах;

 - временные рамки учебных часов обязывают использовать сокращенные варианты ИФО;

- для повышения эффекта  от занятий в интерактивной форме  желательно проводить их с ассистентом, как лабораторные работы.

Библиографический список:

1.Короткова Т.Л. Исследования в менеджменте. Пособие для магистров. М.: Курс: ИНФРА-М, 2013. 256 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры).
4. http://www.openlesson.ru/ О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями.




Рецензии:

3.04.2015, 22:34 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.

4.04.2015, 17:21 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная статья. По степени актуальности, новизны, практической ценности статья рекомендуется к опубликованию.

07.04.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Короткова Татьяна Леонидовна:
Уважаемый Андрей Олегович! Благодарю за рецензию, надеюсь она будет полезна для участников учебных процессов. Т.Л.

5.04.2015, 17:17 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Интересная, полезная статья. Рекомендуется к опубликованию.
07.04.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Короткова Татьяна Леонидовна:
Уважаемая Елена Петровна спасибо за положительный отзыв. Т.Л.

5.04.2015, 23:03 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.Основания: 1.Интерактивные методы являются предметнами по своему приложению. 2.В сфере икономического образования они дают возможность повысить ниво комуникативного баланса между субектами... 3.Стиль автора убедителен, в контекстуальном аспекте дает нужные научные доводы. 4.Подобная стаьтя имеет возможности для етапной верификации и апробации на основенапример дидактического експеримента.
06.04.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Короткова Татьяна Леонидовна:
Уважаемый Георгий! Спасибо за содержательную рецензию! Успехов. Т.Л.

6.04.2015, 8:34 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья интересна и актуальна. Содержание и структура работы соответствует указанной теме. рекомендуется к печати.
06.04.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Короткова Татьяна Леонидовна:
Уважаемая Елена Геннадьевна! Благодарю за положительную рецензию. Т.Л.



Комментарии пользователей:

5.04.2015, 10:14 Короткова Татьяна Леонидовна
Отзыв: Уважаемый Андрей Олегович! Благодарю за рецензию, надеюсь она будет полезна для участников учебных процессов. Т.Л.


6.04.2015, 9:23 Короткова Татьяна Леонидовна
Отзыв: Уважаемая Елена Петровна спасибо за положительный отзыв. Т.Л.


9.05.2015, 19:56 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статься важная, ценная, претензий к содержанию нет. Пожелание на будущее такое. Следует оговорить, что до трансформационных изменений в России описанные приемы особо не применялись, такая дисциплина не преподавалась, специалистов по управлению не готовили вообще. Но на последних курсах подготовки производственников их знакомили с организацией завода или фабрики, управленческой структурой, действиями начальников. Но все это в привязи к отрасли. Теперь же эта подготовка внеотраслевая. Если прежде, чтобы стать начальником цеха, не говоря о директоре, следовало поработать бригадиром, а если директором, таким начальником, то теперь выпускники ищут предпринимателей, устраиваются на работу, не глядя на технико-технологическую специфику работы фирмы. Разработка демонстрационных способов обучения должна учитывать состав профессий, отраслей, хотя все не учесть и не задать.


9.05.2015, 19:57 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статься важная, ценная, претензий к содержанию нет. Пожелание на будущее такое. Следует оговорить, что до трансформационных изменений в России описанные приемы особо не применялись, такая дисциплина не преподавалась, специалистов по управлению не готовили вообще. Но на последних курсах подготовки производственников их знакомили с организацией завода или фабрики, управленческой структурой, действиями начальников. Но все это в привязи к отрасли. Теперь же эта подготовка внеотраслевая. Если прежде, чтобы стать начальником цеха, не говоря о директоре, следовало поработать бригадиром, а если директором, таким начальником, то теперь выпускники ищут предпринимателей, устраиваются на работу, не глядя на технико-технологическую специфику работы фирмы. Разработка демонстрационных способов обучения должна учитывать состав профессий, отраслей, хотя все не учесть и не задать.


12.05.2015, 10:23 Короткова Татьяна Леонидовна
Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович! Спасибо за содержательный отзыв! Согласна с Вами в том, что отраслевая специфика должна быть отражена в ИФО. С уважением Т.Л.


Оставить комментарий


 
 

Вверх