Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 04.04.2015.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Мирошин Дмитрий Григорьевич

кандидат педагогических наук, доцент

ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России

профессор

Костина Ольга Валентиновна, Российский государственный профессионально-педагогический университет, старший преподаватель кафедры технологи машиностроения


Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы технологизации образовательного процесса студентов вузов при изучении технических дисциплин. Предлагается модульная технология обучения, как средство технологизации образовательного процесса. Описывается опыт применения модульной технологии обучения для изучения дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации»


Abstract:
In the article the questions technologizing of the educational process of University students in the study of technical subjects. Proposed modular technology education, as a means technologizing of the educational process. Describes the experience of us-ing modular technology education for studying the «Мetal-Cutting machines and automation»


Ключевые слова:
технологизация образования; модульная технология обучения; модульный блок; учебный элемент; лабораторный практикум

Keywords:
technology education; modular education technology; modular unit; an educational element; laboratory workshop


УДК 37.022

Выдвижение на первый план вопросов технологичной организации образовательного процесса в вузе с учетом его личностной ориентации и индивидуальной дифференциации в зависимости от уровня подготовленности студентов обус­ловливает необходимость применения различных педагогических технологий, направленных на индивидуальную дифференциацию процесса обучении студентов в вузе. Индивидуальную дифференциацию учебного процесса в вузе можно рассматривать в аспекте личностной ориентации содержания обучения в соответствии с когнитивным потенциалом студента и аспек­те индивидуализации темпа изучения дисциплины. Интеграция обоих аспектов в рамках учеб­ного процесса в вузе позволяет проектировать индивидуально-дифференцированные образовательные траектории студентов вуза. Проектирование индивидуально-дифференцированных образовательных траекторий студентов обусловливает применение для организации и осуществления учебного процесса в вузе индивидуально дифференцированных образовательных технологий. Одной из современных образовательных технологий, обладающих требуемым потенциалом, является модульная технология обучения. Сущность ее состоит в относительно самостоятельном изучении студентами учебного материала дисциплины, структурированного на логически завершенные дидактические единицы, получившие название модули (модульные блоки) [1].

Модульные блоки структурируются на шаги, соответствующие этапам деятельности сту­дента по изучению содержания дисциплины. Каждому шагу соответствует строго определен­ный спектр навыков, формируемых у студента в результате прохождения шага, а каждому на­выку или группе однопорядковых навыков соответствует учебный элемент, являющийся мини­мальной дидактической единицей [1, 3]. Учебные элементы представляют собой брошюры, рас­крывающие в логической последовательности основные пункты содержания обучения в виде отдельных абзацев, сопровождаемых иллюстрациями. Темп изучения модульной программы индивидуализируется в рамках графика прохождения дисциплины [2].

В нашем университете модульная технология используется для обучения студентов анализу конструкции металлорежущих станков в рамках лабораторного практикума дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации».

Разработана и успешно применяется модульная программа лабораторного практикума, включающая в базовом варианте 5 модульных блоков, соответствующих пяти лабораторным работам, предусмотренным рабочей программой дисциплины. В модульные блоки входят учеб­ные элементы, раскрывающие конструкцию типовых металлорежущих станков (токарно-винторезного, горизонтально-фрезерного, вертикально-сверлильного, зубофрезерного и плоскошлифовального), принцип действия и приемы работы этих станков, методику прове­дения лабораторных экспериментов, последовательность выполнения лабораторной работы и формы представления результатов лабораторной работы.

Базовая модульная программа может быть индивидуализирована как на уровне логически завершенных модульных блоков, так и на уровне учебных элементов, что обусловливает ее со­держательную гибкость, вариативность и позволяет проектировать индивидуальную образова­тельную траекторию для каждого студента в соответствии с особенностями его личности.

Процесс обучения состоит из четырех этапов: входной контроль; изучение содержания мо­дульных блоков и текущий контроль; выполнение лабораторной работы и промежуточный кон­троль; итоговый контроль.

Для входного контроля используются тесты, позволяющие выявить уровень сформированности опорных знаний и умений студентов по дисциплинам, предшествующим дисциплине «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации». Входное тестирование производится на первом учебном за­нятии. Результаты входного тестирования используются для индивидуализации базовой мо­дульной программы. Если результаты входного контроля отрицательные, то студенту предла­гается изучить инструкционные карты, раскрывающие содержание входного контроля. Таким образом, для каждого студента формируется индивидуальный учебный пакет, включающий комплект учебных элементов, соответствующий индивидуальной образовательной траектории студента, разработанной с учетом его личностных качеств и базового уровня сформированности знаний и умений, и строго заданную последовательность изучения учебных элементов.

Изучение содержания модульных блоков проводится в рамках самостоятельной работы сту­дентов в последовательности, заданной модульной программой и в соответствии с графиком прохождения дисциплины. График изучения дисциплины включает время для самоподготовки и точки текущего контроля уровня сформированности знаний и умений, который производится после изучения каждого учебного элемента.

На основании результатов текущего контроля делается вывод о возможности перехода сту­дента к изучению следующего учебного элемента. Если результаты текущего контроля поло­жительные, то студент переходит к изучению следующего учебного элемента, если же отрица­тельные - студент возвращается к изучению неусвоенного учебного элемента. Таким образом, процесс изучения учебных элементов позволяет получать в рамках графика изучения дисцип­лины неизменно высокий и одинаковый для всех студентов уровень сформированности знаний и умений по дисциплине.

После усвоения содержания учебных пакетов в соответствии с графиком изучения дисцип­лины проводится лабораторный практикум. В рамках лабораторного практикума студенты вы­полняют пять лабораторных работ в соответствии с методикой, усвоенной при изучении соот­ветствующих учебных элементов, и оформляют протоколы результатов экспериментов, формы заполнения которых также рассматривались в ходе изучения модульной программы.

Промежуточный контроль в виде тестирования проводится после выполнения каждой ла­бораторной работы. Тестовые задания промежуточного контроля приведены в соответствие с учебными элементами, входящими в модульный блок, поэтому на основании результатов конт­роля делается вывод об уровне сформированности знаний и умений студента и, при необходи­мости, студенту предлагается повторить неусвоенные учебные элементы.

После выполнения всех лабораторных работ производится итоговый контроль по лабора­торному практикуму, заключающийся в проведении семинара по защите результатов лабора­торных работ.

Опытно-поисковая работа по апробации разработанной модульной технологии велась два года, в течение которых обучение прошли 78 студентов очной и заочной форм обучения. Резуль­таты опытно-поисковой работы свидетельствуют, что уровень подготовки большинства студен­тов, обучаемых посредством применения разработанной модульной технологии лабораторного практикума, оценивается максимальным количество баллов по пятибалльной шкале. Основы­ваясь на результатах опытно-поисковой работы, можно говорить о продуктивности применения модульных технологий для индивидуальной дифференциации процесса обучения студентов вуза.

Библиографический список:

1. Кроше, Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения / Э. Кроше. — Женева: Бюро проф.-тех обучения Международной организации труда. - 1998.-124 с.
2. Мирошин Д.Г., Костина О.В. модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образова-ния. 2014. № 1. С. 86 – 90.
3. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса. - 1989. - 272 с.




Рецензии:

5.04.2015, 23:08 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.Основания: 1.Интердисцилинарность проблематики, хотя основные научные доводы и доказательств нужно в какой то степени верифицировать. 2.В методологическом отношений схема исследования не лишена логики, нужно одинако обдумать корелационных механизмов анализа. 3.Модульное обучение дано в сжатом конструкте, хотя переходы ясны как намерение.

6.04.2015, 11:51 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна и интересна, однако содержание не в полной мере ей соответствует. Необходимо скорректировать название работы, усилить выводы. После доработки статья может быть рекомендована к печати.

12.04.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Мирошин Дмитрий Григорьевич:
Уважаемая Елена Геннадьевна. Спасибо за оценку нашей статьи. В статье идет речь о технологизации с целью индивидуальной дифференциации учебного процесса. Инструментом технологизации мы предлагаем модульную технологию обучения, которая относится к деятельностно-ориентированным технологиям полного усвоения учебного материала. Практический аспект технологизации заключается в описании особенностей применения модульной технологии обучения (МТН-концепция) в условиях вуза,где господствует лекционно-семинарская система. Выводы мы конечно усилим, но не все экспериментальные данные еще получены и обработаны. Наша статья посвящена скорее потенциалу модульных технологий в образовательном процессе вуза с уклоном в практический аспект. Спасибо еще раз.

27.04.2015, 23:21 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Как для научной статьи явно не хватает, как минимум, иллюстративного материала. После доработки рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх