Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Разделы: Образование
Размещена 07.04.2015.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Безземельная Татьяна Александровна

к.э.н.

Классический приватный университет

доцент

Аннотация:
В статье определены ключевые факторы мотивации студентов при выборе магистерских программ отрасли знаний «Специфические категории», дана оценка наиболее важным мотиваторам при непосредственном обучении по этим программам, а также определены направления совершенствования процесса предоставления образовательных услуг.


Abstract:
In the article the key factors of motivation of students at the choice of the master's degree programs of the field of the knowledge «Specific categories» are certain, estimation of most essential factors of motivation at the direct teaching on these programs is given, and also directions of perfection of process of grant of educational services are certain.


Ключевые слова:
факторы мотивации; магистры; специфические категории; коэффициент мотивации; анкетирование; направления совершенствования предоставления образовательных услуг

Keywords:
factors of motivation; master's degrees; specific categories; coefficient of motivation; questionnaire; directions of perfection of grant of educational services


УДК 37.062.2

Выбор будущей профессии – важный шаг, однако большинство из нас делает этот выбор в возрасте 17-18 лет, в то время как осознание своего настоящего призвания наступает несколько позже. Магистерские программы отрасли знаний «Специфические категории» – это шанс откорректировать собственный выбор, что становится возможным не только при получении второго высшего образования, но и при выборе магистерской программы после получения диплома бакалавра.

Целью статьиявляется определение ключевых факторов мотивации студентов при выборе магистерских программ отрасли знаний «Специфические категории», а также наиболее важных мотиваторов при непосредственном обучении по этим программам для разработки направлений совершенствования процесса предоставления образовательных услуг

Результаты исследования

Отрасль знаний «Специфические категории» насчитывает 26 специальностей (табл. 1). Классический приватный университет г. Запорожья (Украина) имеет лицензию на подготовку магистров по шести специальностям, а именно: «Бизнес-администрирование», «Административный менеджмент», «Управление учебным заведением», «Педагогика высшей школы», «Медиа-коммуникации» и «Прикладная экономика». По всем названным специальностям, кроме «Прикладной экономики», подготовка профессионалов образовательно-квалификационного уровня «магистр» осуществляется на основе базового или полного высшего образования любого направления подготовки или специальности, т.е. у студентов есть возможность изменить выбранную ранее профессию.

Классический приватный университет (КПУ) основан в 1992 году. Институт управления, являясь структурным подразделением университета, осуществляет подготовку высококвалифицированных и востребованных на современном рынке интеллектуального труда специалистов с 19 июня 2008 года. Преподавание дисциплин четырех из шести пролицензированных специальностей отрасли знаний «Специфические категории» осуществляется преподавательским составом Института управления.

Таблица 1. Перечень специальностей образовательно-квалификационного уровня «магистр» отрасли знаний «Специфические категории»

Наименование специальности

код специальности

Управление социальным заведением *

8.18010001

Управление в сфере правопорядка *

8.18010002

Судебная экспертиза *

8.18010003

Консультирование *

8.18010004

Экологическая политика и право *

8.18010005

Внешняя политика *

8.18010006

Украиноведение *

8.18010007

Искусствоведение *

8.18010008

Биржевая деятельность *

8.18010009

Качество, стандартизация и сертификация **

8.18010010

Интеллектуальная собственность **

8.18010011

Управление инновационной деятельностью **

8.18010012

Управление проектами **

8.18010013

Управление финансово-экономической безопасностью **

8.18010014

Консолидированная информация **

8.18010015

Бизнес-администрирование **

8.18010016

Экономика окружающей среды и природных ресурсов **

8.18010017

Административный менеджмент **

8.18010018

Медиа-коммуникации **

8.18010019

Управление учебным заведением **

8.18010020

Педагогика высшей школы **

8.18010021

Образовательные измерения **

8.18010022

Высокие технологии *

8.18010023

Прикладная экономика *

8.18010024

Интероперабельность и безопасность на железнодорожном транспорте *

8.18010025

Охранная деятельность и безопасность **

8.18010026

Примечание.

* Специальности, по которым осуществляется подготовка профессионалов образовательно-квалификационного уровня магистр на основе базового или полного высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, определяемых центральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством образования и науки Украины.

** Специальности, по которым осуществляется подготовка профессионалов образовательно-квалификационного уровня магистр на основе базового или полного высшего образования любого направления подготовки или специальности.

Источник: [1].

Выпускники магистратуры «Управление учебным заведением» (УУЗ) могут работать преподавателями высших учебных заведений, методистами заочных школ и отделений, научными сотрудниками, руководителями подразделений в сфере образования и производственного обучения, инспекторами учебных заведений, а также служащими в аппаратах центральных и местных органов государственной власти в сфере образования. Популярна эта магистратура среди директоров и завучей общеобразовательных школ, а также учителей, планирующих в ближайшем будущем занять административную должность.

Выпускники магистратуры «Педагогика высшей школы» (ПВШ) могут осуществлять такие виды профессиональной деятельности: образовательная (педагог в сфере образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров); научно-исследовательская (в различных научно-исследовательских и образовательных учреждениях); организационно-управленческая (менеджер системы педагогического образования). Сферой трудоустройства магистра педагогики высшей школы являются учреждения и заведения, подчиненные Министерству образования и науки Украины: высшие учебные заведения различных уровней аккредитации и форм собственности, научно-педагогические учреждения, заведения по повышению квалификации и последипломного образования. Как правило студентами этой программы являются преподаватели ВУЗов, колледжей, техникумов, а также учителя общеобразовательных школ, желающие получить повышение квалификации в период между аттестациями.

Профессиональная деятельность магистра по бизнес-администрированию (БА) заключается в подготовке и принятии стратегических решений в пределах своей компетенции; стратегическом управлении организацией в целом и ее структурными подразделениями; реализации функций управления путем осуществления преимущественно эвристических, аналитических и координационных операций управленческой деятельности; управлении подчиненными более низких должностных уровней. Магистр по бизнес-администрированию может адаптироваться к таким направлениям функционального управления как: экономическое; технико-технологическое; маркетинговое; учетно-контрольное; внешнеэкономическое; научно-исследовательское; учебно-методическое. Выпускники магистратуры могут осуществлять управленческую деятельность в составе следующих профессиональных групп: руководители предприятий, учреждений и организаций; руководители других основных подразделений в других сферах деятельности; руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений; руководители проектов и программ.

Особой популярностью магистерская программа «Бизнес-администрирование» пользуется среди практикующих руководителей различных уровней управления, предпринимателей, сотрудников коммерческих организаций, планирующих вертикальный карьерный рост и желающих получить знания и навыки инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов. Учебный план специальности включает как управленческие, так и экономические дисциплины, а курсовая работа выполняется в виде исследовательского (консультационного) проекта. Также эту магистратуру иногда выбирают бакалавры экономических направлений: «Учет и аудит», «Экономика предприятий», «Маркетинг», «Финансы и кредит» и др.

Профессиональная деятельность магистра специальности «Административный менеджмент» (АМ) на первичных должностях заключается в реализации общих функций управления путем осуществления преимущественно эвристических и администраторских процедур труда; принятии стратегических и тактических решений в пределах своей компетенции; руководстве подчиненными, компетенция которых не выше специалиста и бакалавра. Выпускник магистратуры может занимать должности «Менеджера (управителя) по административной деятельности», «Менеджера (управителя) по персоналу», «Инженера по организации труда», «Инженера по подготовке кадров», «Консультанта по рационализации производства», «Специалиста по связям с общественностью и прессой».

Как правило, эту магистерскую программу выбирают бакалавры направлений «Менеджмент», «Социология», «Психология», «Иностранная филология», «Право», что обосновано практически полным отсутствием в учебном плане специальности экономических дисциплин. Также достаточно популярной эта магистерская программа является среди людей, давно окончивших ВУЗ и желающих получить второе высшее образование, но уже в сфере управления, для достижения в дальнейшем целей карьерного роста.

Для определения коэффициента мотивации мы использовали метод анкетирования на основе самооценок. Участникам было предложено оценить факторы мотивации по шкале от 0 до 1, в зависимости от силы их влияния на мотивацию к получению второго образования. Факторы мотивации были разделены на три группы: качество обучения, условия обучения и перспективы, открывающиеся после получения диплома. Средние оценки по группам и коэффициент мотивации рассчитывались по формуле:

где К – коэффициент мотивации по группе факторов или обобщающий показатель;

Х1, Х2…Хn – факторы мотивации;

n – количество факторов мотивации.

В анкетировании приняли участие 75 человек, что составляет 80% от общей численности студентов четырех специальностей. Результаты обработки анкет приведены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты самооценок студентов магистратуры отрасли знаний «Специфические категории» по определению коэффициента мотивации

Группа факторов

Наименование факторов мотивации

Специальности

УУЗ

ПВШ

БА

АМ

среднее значение

оценка по группе

коэффициент мотивации

среднее значение

оценка по группе

коэффициент мотивации

среднее значение

оценка по группе

коэффициент мотивации

среднее значение

оценка по группе

коэффициент мотивации

Качество обучения

Уровень доступности учебного материала

0,91

0,83

0,77

0,95

0,87

0,77

0,58

0,62

0,62

0,78

0,68

0,65

Полезность получаемой информации

0,91

0,92

0,85

0,87

Стиль и методы преподавания

0,78

0,93

0,82

0,80

Применение информационных технологий

0,72

0,70

0,37

0,40

Условия обучения

Оснащение аудиторий, обеспечение общественного питания

0,55

0,73

0,50

0,73

0,33

0,49

0,50

0,51

Наличие и достаточность методического обеспечение учебных дисциплин

0,80

0,77

0,40

0,60

Уровень оплаты образовательных услуг

0,65

0,60

0,37

0,20

Организация учебного процесса (график, расписание)

0,73

0,80

0,73

0,70

Качество программного обеспечения

0,82

0,85

0,48

0,80

Социально-психологический климат в академической группе

0,87

0,96

0,82

0,50

Перспективы

Карьерный рост

0,73

0,77

0,60

0,72

0,70

0,78

0,80

0,81

Интересная и доходная работа

0,58

0,50

0,68

0,60

Дальнейшее самосовершенствование и самообучение

0,94

0,90

0,92

0,90

Совершенствование умений и навыков

0,88

1,0

0,85

1,0

Анкетирование показало, что наиболее мотивированными к получению второго высшего образования являются студенты специальностей «Управление учебным заведением» и «Педагогика высшей школы» (коэффициент 0,77). Студенты специальностей «Административный менеджмент» и «Бизнес-администрирование» показали более низкие результаты: 0,65 и 0,62 соответственно. Но в целом можно сказать, что уровень мотивации будущих магистров достаточно высок.

В наибольшей степени студентов мотивируют перспективы дальнейшего карьерного роста и самосовершенствования, что являлось ожидаемым результатом в виду индивидуальных характеристик абитуриентов, проявляющих интерес к обучению на специальностях отрасли знаний «Специфические категории». Сравнительно низкая оценка мотивационного фактора «Интересная и доходная работа» обоснована сложной экономической ситуацией в национальной экономике и на рынке труда в частности. Возможность карьерного роста после окончания обучения выше других оценили студенты специальностей «Управление учебным заведением» и «Административный менеджмент», что связано, в большинстве случаев, с наличием у студентов статуса управленцев на момент обучения.

Мотивационные факторы группы «Качество обучения» заняли второе место по силе мотивации. Высокие оценки полезности получаемой информации, а также стиля и методов преподавания еще раз подтверждают высокий профессиональный уровень преподавательского состава Института управления КПУ. Сравнительно низкую оценку доступности учебного материала студентов специальности «Бизнес-администрирование» можно объяснить различным уровнем базовой подготовки по экономическим дисциплинам (а иногда и полным ее отсутствием), что ставит перед преподавателями задачу адаптации учебного материала к возможностям студенческой аудитории. Фактор «Применение информационных технологий» по-разному оценен студентами педагогических и управленческих магистратур, хотя объем и качество этих технологий для всех специальностей примерно одинаковы. То есть то, что достаточно для педагога, совершенно не достаточно для экономиста и управленца. На этот факт следует обратить внимание при дальнейшем совершенствовании процесса преподавания.

Наиболее низкие оценки получили мотивационные факторы группы «Условия обучения», при этом оценки внутри группы существенно различаются. Меньше других факторов студентов мотивируют обеспечение общественного питания и уровень оплаты образовательных услуг. В здании университета располагаются два кафе и один буфет, на территории находятся киоски, предлагающие напитки и продукты «быстрого питания». Говорить о недостаточном объеме услуг общественного питания не приходится, но на уровень цен и полезность некоторых продуктов администрации ВУЗа следует обратить внимание. Стоимость образования в меньшей степени мотивирует студентов специальностей «Бизнес-администрирование» и «Административный менеджмент», так как она несколько выше, чем для двух других специальностей.

Анкетирование выявило проблемы недостаточности методического обеспечения учебных дисциплин специальностей «Бизнес-администрирование» и «Административный менеджмент», низкое качество программного обеспечения дисциплин специальности «Бизнес-администрирование», а также сравнительно низкий уровень комфортности социально-психологического климата в академических группах специальности «Административный менеджмент». Организация учебного процесса, а именно составление расписания и графика занятий, сессий и каникул, всеми участниками опроса были оценены достаточно высоко.

Выводы

Таким образом, учитывая полученные результаты, направлениями совершенствования предоставления образовательных услуг Институтом управления Классического приватного университета в отрасли знаний «Специфические категории» должны быть:

-  пересмотр и адаптация преподавателями учебного материала дисциплин специальности «Бизнес-администрирование» с учетом различного уровня базовой подготовки студентов по экономическим предметам с целью повышения доступности учебного материала;

-  совершенствование качества и расширение объема применения информационных технологий в процессе преподавания дисциплин специальностей «Бизнес-администрирование» и «Административный менеджмент»;

-  рассмотрение возможности предоставления субсидированных услуг общественного питания студентам ВУЗа;

-  разработка и совершенствование методического обеспечения учебных дисциплин специальностей «Бизнес-администрирование» и «Административный менеджмент»;

-  привлечение студентов специальности «Административный менеджмент» к участию в общественных мероприятиях с целью улучшения социально-психологического климата в студенческих коллективах.

Библиографический список:

1. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях образовательно-квалификационных уровней «специалист» и «магистр»» от 27 августа 2010 г. № 787. [Электронный ресурс] // Верховный Совет Украины [сайт]. [2010]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/787-2010-п. (дата обращения:30.03.2015).
2. Образовательно-квалификационная характеристика магистра специальности специфических категорий 8.000009 «Управление учебным заведением» квалификации 12 «Руководитель предприятия, учреждения и организации (в сфере образования и производственного обучения): утверждена Приказом Министерства образования и науки Украины от 21.02.2006 г. № 114 / Разраб. Науменко И.М., Петренко В.Л., Плахотнюк Н.Г., Присенко М.А., Таланова Ж.В. Киев: Министерство образования и науки Украины, 2006. 28 с.
3. Образовательно-квалификационная характеристика магистра специальности специфических категорий 8.000005 «Педагогика высшей школы» квалификации 231 «Преподаватель университетов и высших учебных заведений» (официальное издание): утверждена Приказом Министерства образования и науки Украины от 31.03.2005 г. № 193. / Разраб. Красильникова А.В., Левковский К.М., Науменко И.М., Носенко Э.Л., Петренко В.Л., Присенко М.А. Киев: Министерство образования и науки Украины, 2005. 24 с.
4. Образовательно-квалификационная характеристика магистра специальности специфических категорий 8.000013 «Бизнес-администрирование» квалификации «Магистр по бизнес-администрированию» (официальное издание): утверждена Приказом Министерства образования и науки Украины от 03.02.2005 г. № 75. / Разраб. научно-методической комиссией по направлению «Экономика и предпринимательство» Министерства образования и науки Украины и Киевским национальным экономическим университетом. Киев: Министерство образования и науки Украины, 2005. 29 с.
5. Образовательно-квалификационная характеристика магистра специальности специфических категорий 8.000007 «Административный менеджмент» квалификации 1475.4 «Менеджер (управитель) по административной деятельности» (официальное издание): утверждена Приказом Министерства образования и науки Украины от 20.12.2004 г. № 953. / Разраб. Малиновская Н.Н., Науменко И.М., Петренко В.Л., Плахотнюк Н.Г., Синицина Н.Г., Таланова Ж.В. Киев: Министерство образования и науки Украины, 2004. 28 с.




Рецензии:

8.04.2015, 1:32 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему. Содержит несомненное приращение научного знания и выраженную авторскую позицию достойно аргументированную. Соответствует квалификационный признакам. Рекомендуется к публикации.

8.04.2015, 7:33 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи достаточна интересна, но она, на наш взгляд, в самой работе раскрыта не в полной мере. Текст носит в большей степени информационный характер, но не исследовательский. Следовательно, необходимо либо изменить название, либо скорректировать содержание.

11.04.2015, 0:41 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: На наш взгля, статья требует авторской корректировки, а именно: 1) В статье очевидные противоречия между данными таблицы и выводами, для чего автору рекомендуется, как это принято для научных статей, дополнить выводные формулировки соответствующими данными, например: " В наибольшей степени студентов мотивируют перспективы дальнейшего карьерного роста и самосовершенствования (коэф-т мотивации = ...) и т.д. по всем позициям. Если автору доступна возможность графического представления, статья выглядела бы значительно аргументированнее в силу наглядности. 2) Автор использует психологическую методику, статью подает в раздел "Образование", значит, необходимы ссылки или перечень соответствующих (психологических) источников. 3) Наименование (тема "Совершенствование...") статьи и содержание (анализ результатов самооценки...) не соответствуют, это очевидное различие отразилось и в выводах, логика которых не увязывается с результатами, представленными в статье. Возможно, начать корректировку автору имеет смысл с аналитического описания результатов анкетирования с подтверждением выводных формулировок с конкретными цифрами. 4) Непонятно,какую научную информацию несет представленный перечень специальностей с указанием, кодов, если содержание посвящено анализу результатов психологической методикой обучаемых. К сожалению, статья в представленном варианте не может быть рекомендована к публикации.

6.04.2016, 1:58 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Статья несомненно носит актуальный характер, но изложение довольно сжато, было бы интересно увидеть развернутое изложение позиции автора по представленной теме.



Комментарии пользователей:

9.05.2015, 20:28 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Тема статьи актуальна, так как после подключения к "Болонской конвенции" образовательной системе России следует осваивать подготовку магистров. Внешне, особых трудностей нет, раз в стране была аспирантура, которая все еще скромно сохраняется. Специфика в том, что в магистратуре учатся не всецело за счет государства, а за плату. Но платежеспособность не гарант способностей, умения. Приходится противопоставлять слабостям интереса обучающихся максимально доступных средств потребной информации. У опроса обучающихся социологическая ценность. Оригинален перечень подготовки специалистов. Примечательно, что производственных специальностей нет, вместо которых экономическая и управленческая. Публикация поможет обмену опытом.


Оставить комментарий


 
 

Вверх