Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Менеджмент, Экономика
Размещена 07.04.2015. Последняя правка: 09.04.2015.
Просмотров - 4484

Современное состояние развития франчайзинга в Республике Беларусь

Козлова Алеся Васильевна

Полесский государственный университет

студент

Онищук Александр Васильевич, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассматривается сущность франчайзинга как способа ведения бизнеса, анализируется развитие франчайзинга в Республике Беларусь, определяются его проблемы и перспективы развития.


Abstract:
This article deals with the essence of franchising as a way of doing business, analyzes the development of franchising in the Republic of Belarus, determines its problems and prospects.


Ключевые слова:
франчайзинг; предпринимательство; бизнес-модель

Keywords:
franchising; entrepreneurship; business model


УДК 338.2

В современном мире существует множество проявлений франчайзинга. Компании, чью продукцию потребляют миллионы людей по всему миру каждый день, используют данную модель ведения бизнеса для продвижения своих товаров и услуг. К ним относятся сети ресторанов и кафе Subway, KFC, Pizza Hut, сеть магазинов одежды Mexx и другие. В настоящее время франчайзинг широко используется более чем в 70 отраслях экономики и признается во всем мире как один из наиболее эффективных способов ведения бизнеса.
В настоящее время в Республике Беларусь проводится активная политика по совершенствованию малого бизнеса. Наиболее эффективным способом развития малого предпринимательства является его интеграция в более мощные производственные сети других систем, и франчайзинг является одной из форм такой интеграции. Это обуславливает актуальность рассмотрения данной темы.

Франчайзинг как система впервые появился в США в ХХ веке и изначально являлся для производителей методом расширения рынка сбыта продукции. Позже франчайзинг стали использовать независимые оптовые и розничные предприятия для повышения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других предприятий. В 30-е годы ХХ века франчайзинг начали использовать нефтедобывающие компании при открытии сети автозаправочных станций. Использование франчайзинга для этих компаний способствовало успешному выходу из кризиса 30-х годов, так как за короткое время основным методом предоставления их продукции стали организации, заключившие с ними договоры по системе франчайзинга. Наибольшего успеха в использовании франчайзинга удалось достичь в 50-х годах ХХ века братьям Макдональдам. Сегодня их сеть включает более 14 тыс. предприятий в различных уголках мира.

Франчайзинг (от англ. franchising – «льготное предпринимательство») – это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках [1, c.102]. То есть это способ «аренды», при которой одна сторона предоставляет другой стороне право вести бизнес, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Субъектами договора франчайзинга (франшизы) являются по меньшей мере две стороны. Первая сторона, – франчайзер или франшизодатель – как правило, крупная корпорация, обладающая известным торговым брендом и играющая значительную роль на рынке сбыта данного вида продукции. Франчайзер предоставляет другой стороне (франчайзи) право вести бизнес на платной основе под своей торговой маркой на определенный срок. Франчайзи или франшизополучатель – это обычно небольшая организация, приобретающая у франчайзера право на осуществление коммерческой деятельности. Франшизодатель и франшизоплучатель связаны между собой системой договоров, в основе которой лежит франшиза – генеральное соглашение, дающее исключительное право франчайзи использовать бизнес-концепцию и торговый бренд франчайзера на оговоренных условиях.

Согласно данным Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь в данное время в Беларуси зарегистрировано около 130 договоров франчайзинга. Основную часть из них занимают договоры в сфере розничной торговли (69%). На договоры франчайзинга в области услуг общественного питания приходится 12% всех договоров, в сфере услуг – 9% и в сфере услуг для бизнеса – 10% [2]. Данные показатели являются крайне низкими в сравнении с количеством франчайзинговых договоров в развитых странах мира. Например, в США и Европе объемы продаж через франчайзинговые сети исчисляются триллионами долларов и составляют около 20% ВВП. Однако именно низкая насыщенность рынка розничных услуг Беларуси знаменитыми брендами обуславливает низкий уровень конкуренции, что делает белорусский рынок привлекательным для развития франчайзинга. Сейчас в Беларуси на основе договора комплексной предпринимательской лицензии существуют такие бренды, как TOPSECRET, Opinions, «Оранжевый верблюд». Из национальных брендов, использующих франчайзинговую модель ведения бизнеса необходимо отметить сеть магазинов белья «Milavitsa». В настоящее время розничная сеть «Milavitsa» включает более 600 магазинов в 23 странах мира. Ведущей на  белорусском рынке франчайзинга определенно считается компания «НТС», которая представляет сеть розничных магазинов «Родная сторона». Эта компания  первой заключила договор франчайзинга в Беларуси и сегодня имеет наибольшее количество действующих договоров франчайзинга в нашей стране.

Основными причинами низкого уровня развития франчайзинга в Беларуси являются:

  • Сложность нормативно-правового регулирования договоров комплексной предпринимательской лицензии. Помимо Гражданского Кодекса Республики Беларусь франчайзинг регламентируется Законами РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и другими актами;
  • Сложность оформления отношений по договору франчайзинга. Договор комплексной предпринимательской лицензии необходимо зарегистрировать в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь, что требует уплаты пошлины. При этом, срок регистрации договора может значительно превысить срок регистрации самой организации;
  • Низкий уровень знаний субъектов предпринимательской деятельности о принципах ведения бизнеса по договору франчайзинга;
  • Слабое развитие кредитования франчайзинга и др.

В 2011 году начала свою деятельность Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг», созданная для популяризации и развития франчайзинга в Беларуси. Данная организация призвана расширять и совершенствовать область применения франчайзинга в Беларуси, развивать профессиональный и творческий потенциал специалистов, занятых в области бизнеса с применением франчайзинговых методов, развивать программы профессиональной подготовки специалистов. Ассоциация ставит перед собой цель объединить тех, кто не просто решил использовать франчайзинг в своем бизнесе, но и заинтересован создавать, развивать и совершенствовать белорусский рынок франчайзинга. Деятельность Ассоциации направлена на поддержку и защиту франчайзи, так как именно его успешность гарантирует успешность всей сети [3].

В качестве положительных сторон использования франчайзинга необходимо отметить, что бизнес-модель франшизодателя является успешно зарекомендованной на рынке, имеет надежных покупателей, что дает уверенность приобретателю франшизы в успешности предприятия. Использование известного бренда франчайзера также гарантирует приток лояльных клиентов. Затраты на рекламу и маркетинговое продвижение продукции берет на себя франчайзер, что значительно уменьшает расходы франчайзи. Для франшизодателя важна успешность всех его франчайзи, поэтому организация-франчайзер постоянно следит за эффективностью их работы, разрабатывая новые технологии ведения бизнеса, занимаясь поисками новых поставщиков, оптимизируя бизнес-процессы.

Несмотря на все преимущества франчайзинга имеют место также и некоторые недостатки данной модели ведения бизнеса. Так, например, франчайзи в силу заключенного договора обязан выполнять все требования франчайзера, связанные с ассортиментом продукции, клиентской политикой, выбором поставщиков, что невсегда бывает возможно с учетом региональных особенностей. Также франчайзи необходимо уплачивать различные взносы, включающие плату за заключение договора франшизы, ежемесячные взносы, плату за рекламу и прочие. Компания-франчайзер имеет право расторгнуть договор франшизы в одностороннем порядке в случае неудовлетворенности его исполнением и обязать франчайзи компенсировать убытки в судебном порядке.

Проведя анализ уровня развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь, а также преимуществ и недостатков ведения бизнеса данным способом можно сделать вывод о том, что белорусский рынок заинтересован как в привлечении иностранных франшиз, так и в совершенствовании собственного опыта. Внешние условия в Республике способствуют развитию франчайзинга. За последние годы количество инвесторов, желающих разместить свои средства в продвижение белорусского бизнеса значительно выросло. Государство заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, «Белфранчайзинг» включен в программу развития предпринимательства на 2013-2015 годы. Основными задачами для Беларуси является развитие экспорта, привлечение инвестиций, продвижение бизнеса в регионах. Франчайзинг является удобным инструментом для решения всех этих задач.

Библиографический список:

1. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг / С.Ю. Ягудин, - Москва: ЕАОИ, 2008.-272 с.
2. Официальный сайт Белорусского национального центра интеллектуальной собственности / Режим доступа - http://www.belgospatent.org.by/ (дата обращения 28.03.2015).
3. Официальный сайт Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» / Режим доступа - http://belfranchising.by/ (дата обращения 28.03.2015).




Рецензии:

7.04.2015, 23:45 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Название статьи не соответствует ее содержанию, поэтому его необходимо заменить. Не раскрыты ни проблемы, ни перспективы. Даже вывод начинается словами "Проведя анализ уровня развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь, а также преимуществ и недостатков ведения бизнеса данным способом", а не проблем и перспектив развития франчайзинга. Есть ошибки: "в Национальной центре". Непонятна актуальность (дата обращения 28.03.2013) двухлетней давности к материалам официальных сайтов. В таком виде статья к публикации не рекомендуется. Необходима доработка, хотя материал интересный и изложен вполне доступно и последовтельно.

09.04.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Козлова Алеся Васильевна:
Здравствуйте! спасибо за рецензию. замечания были учтены, ошибки исправлены. Также изменено название статьи.

9.04.2015, 17:27 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Статья достаточно качественная, рекомендую дополнить научной литературой и можно публиковать.
09.04.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Козлова Алеся Васильевна:
Уважаемая Татьяна Александровна, спасибо за рецензию. Библиографический список дополнен научной литературой.

9.04.2015, 21:42 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: После доработки рекомендуется к публикации.

31.05.2015, 18:56 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная актуальная статья. Рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх