Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 15.04.2015. Последняя правка: 14.04.2015.

В плену голубого экрана

Кудашкина Наталья Петровна

ГБОУ СОШ 2091 Москва

педагог-психолог

Аннотация:
Проблема бесконтрольного просмотра телевизора детьми актуальна на сегодняшний день. Как оградить ребенка от потока лишней информации? как правильно смотреть телевизор, выбрать мультфильмы и телепередачи для ребенка. Как не стать заложником голубого экрана, научиться дружить с телевизором? подробно в рассмотрим в статье.


Abstract:
The problem of unsupervised TV viewing by children today. How to protect your child from the flow of unnecessary information? how to watch TV, choose cartoons and TV shows for children. How not to become a hostage of the blue screen, learn how to make friends with the TV? details to consider in the article.


Ключевые слова:
дети; телевидение; интернет.

Keywords:
children; television;Internet.


 УДК 37.048.3

Телевидение вошло в нашу жизнь стремительно, буквально заполнив все пространство вокруг. Тихие семейные вечера с чтением книг, газеты за завтраком, настольные игры канули в прошлое. Все чаще, телевизор в наших домах  не просто развлекает, а даже является членом семьи. Едва открыв глаза, мы тянемся за пультом – доброе утро! Наши дети, не отстают от нас, требуя все новой и новой порции мультиков. Мне приходилось наблюдать за восхищенным взглядом малышей, прикованным к голубому  экрану - вот уж действительно, волшебный магнетизм!

Черно-белые воспоминания.

Во времена советского детства телевидение было скромнее, у большинства людей имелись маленькие не приметные черно-белые ящики, являющиеся признаком достатка и современности.

Детские телепередачи можно было пересчитать по пальцам, они были ограничены по времени и мы, тогдашние дети, ждали их целый день, а иногда и неделю. Телевизор, был для нас, скорее событием, чем обыденностью и оставаясь, где-нибудь на даче, мы, конечно, скучали без привычных «Спокойной ночи малыши» и «В гостях у сказки». Счастливчиками, были те, у которых имелись импортные телевизоры, транслирующие картинку в цвете. Таким детям, завидовали, у них часто собиралась в доме детвора и с замиранием сердца впитывала приключения Тома и Джерри и прочие диснеевские шедевры.  

Прошли годы. Мы, тогдашние дети, а теперь сами – родители, вдоволь не насмотревшись в детстве, восполняем этот пробел. Причем, современных родителей можно поделить на тех, кто строго ограничивает просмотр телевизора, считая его врагом и виновником всех несчастий и тех, кто абсолютно либерален. Есть и такие, которые считают его спасением от шумных игр детей. Разыгрался малыш, не беда – посадите его перед телевизором. Любую другую игру можно забросить, а телевизор ребенок  смотрит часами, позволяя взрослым наслаждаться тишиной. Всем хорошо, в доме стоит мир и спокойствие. Так ли опасен телевизор для наших детей?

Эффект отсутствия.

Детские психологи, отмечают: угрозу для здоровья детей несет в себе не сам телевизор, а неограниченный его  просмотр. Чаще всего, телевизор выступает неким фоном, который работает с утра до вечера, а многие люди даже уснуть не могут, без мельканий и бурчаний телевизионных событий. Даже взрослый человек, не в силах удерживать внимание, смотря десятую телепередачу подряд, а что уж говорить о ребенке? Нередко, телевизионный шум, так утомляет, что попросту начинает болеть голова. Взрослому человеку проще, чувствуя дискомфорт, просто нажал на кнопку и избавился от надоедливого шума. С детьми все обстоит иначе. Сначала, мелькание картинок и звуков, быстро меняющиеся события, полностью поглощают сознание ребенка. В какой – то момент, происходит щелчок и мозг малыша, просто не в состоянии воспринимать шквал информации, отключается. При этом, нарастающее возбуждение не позволяет мозгу перейти в режим отдыха и, как волна, накрывает ребенка. Внешне это может проявляться, как полное отсутствие, либо повышенная нервная возбудимость. Ребенок, в какой-то момент, начинает просто истерить, либо отключается от мира, любыми возможными ему способами.

Малыши, не накопив достаточный уровень психологической зрелости, не могут противостоять шквалу телевизионной атаки. Ребенку трудно понять, что цветная картинка и динамичная музыка, попросту раздражает. Быстрая смена событий, образов, музыки, слов действуют на ребенка, как удав на кролика, парализуют волю. В плену телевизора, как немой зритель, ребенок постепенно… тупеет, а потом становиться безынициативным поглотителем информационного мусора. Страшная вырисовывается картинка, не правда ли?

Скука от непонимания.

Сложно предугадать тот момент, когда внимание ребенка начинает рассеиваться, а перенапряжение мозга достигает своего пика. Нормы, рекомендуемые детскими педиатрами и физиологами,  являются средними. Все решает индивидуальность ребенка и его возраст.

Попробуйте понаблюдать за малышом. Интересен ли ему фильм, или телепередача? Запомните простое правило – интересное ребенок запоминает легко, без усилий, а скучное пропускает мимо.  Детские психологи утверждают, что скучным является непонятное, недоступное ребенку. По мнению детского психолога и специалиста по раннему развитию, Елены Поплавской, на размышления наталкивает малыша, лишь то, что он понимает, что представлено простыми образами и словами. Только такую информацию он может запомнить и усвоить. Читая ребенку Гомера и Шекспира, мы обнаружим в какой-то момент, что он отстает в развитии от сверстников, полезнее и понятнее ему стихи А. Барто и «Колобок».

То же самое, мы можем сказать про телевидение. Критерии полезности и познавательности подскажет сам ребенок. Присмотритесь к малышу – способен ли он воспринимать предлагаемую ему информацию, извлекать из нее пользу. Если ребенок с интересом смотрит мультфильм, после рассказывает всем, о том, что увидел, переносит сюжеты в игры, значит, увиденное  пошло на пользу, прошло сквозь душу ребенка. Помните, что родительская цензура, тут просто необходима. Сцены жестокости, насилия, асоциального  и безнравственного поведения не допустимы. Ребенок, как губка впитывает жестокость и насилие с экрана, зарабатывая невроз, депрессию и страхи, переходящие в ночные кошмары и энурез. Не веселая перспектива!

На вкус и цвет, товарищей нет.

Посмотрим на телевидение, не как на представителя индустрии развлечений, а как на источник знаний. Родители часто упрекают телевизор в том, что формирует у детей роль пассивного зрителя, удава, который заглатывает все, что дают. Это действительно так, если бездумно щелкать каналы, не обращая внимание, на содержание программ и их нужность. А можно посмотреть на это с другой стороны. Просмотр телевизора требует от нас, родителей обдуманного использования, так же как поиск хорошей книги и одежды для ребенка. В век новых информационных технологий и интернета, это совсем не сложно. Пересмотрите программу передач, не поленитесь найти для ребенка что-то познавательное, интересное. Это, могут быть не только мультики, но и программы о путешествиях, кулинарные шоу и многое другое. Сейчас, задачу родителям облегчило кабельное и интернет телевидение, с детскими каналами и огромным выбором передач. Прислушивайтесь к малышу, наблюдайте за реакцией на просмотр фильма. Поговорите о том, что пересмотрели вместе, обсудите с ребенком телепередачу. Вы, как внимательный родитель сразу поймете, что осталось в душе и произвело впечатление, а что прошло, как песок, сквозь пальцы.

Вредные ….мультики.

Да, да! Не боевики и сериалы с бесконечной чередой событий. Хотя и они не несут детям особой образовательной ценности. Именно мультики, должны насторожить родителей. Особенно пагубен для психики малышей, так называемый мультяшный юмор. Вот герой, расплющенный плитой, становиться плоским, как блин, а чрез минуту уже, как ни в чем не бывало, гонится за обидчиком. Прищемили палец, он раздулся и покраснел, как коленное железо – не надолго! Все эти метаморфозы не понятны малышу. Формируется искаженное понятие о том, что причинить боль другому, значит повеселиться! Ребенок искренне не понимает, почему удар сковородкой по голове, оказывается больным, а вовсе не смешным.  Другая опасность – превращения самих героев, их возможность летать. Многие дети очень доверчивы и воспринимают волшебство с экрана, как руководство к действию. Трагичных случаев не избежать. Так, одна девочка, насмотревшись мультиков о феях Винкс, спрыгнула с балкона третьего этажа, думая, что сможет летать, как любимая героиня. Хорошо, что трагедии случаются редко, но родители, всегда должны объяснять своему ребенку, что есть мир реальный со своими законами, а есть волшебство и сказка.

Золотое время.

Так сколько же времени, безопасно для здоровья и психики, ребенок может провести перед телевизором? Четких норм, реально выполнимых в наших условиях, нет. Рекомендации о 30 - 40 минутах в день для старших дошкольников и  50 - 60 минутах для младших школьников, весьма устарели. Вряд – ли, найдется увлекательный детский сериал, помещающийся в этот временной отрезок. Важно помнить следующее. Если телевизор помогает ребенку расти, не являясь фоном и дополнением, а так же единственным собеседником и другом ребенка, не отнимает время от основных важных занятий – беспокоиться не стоит. Не стоит забывать, что смотря телевизор, ребенок все же не научиться общаться. Человек, не умеющий, а главное не чувствующий потребности в общении обречен на одиночество. Интернет, телевизор и одиночные компьютерные  игры, способны спасти от одиночества лишь взрослых людей, создавая мир иллюзии и счастья, а ребенка они могут привести к совершенно другим последствиям. Основы коммуникативных навыков закладываются в детстве, мы учимся дружить, любить, помогать и жить в мире, сложном и многогранном. Наши друзья остаются с нами навсегда, требуют нашего внимания и участия. Ребенок, выросший в изоляции, испытывая эмоциональный голод, будет вынужден искать поддержки в виртуальном мире телевидения и интернета, все больше отдаляясь от настоящей жизни. 

Телевизор, не так прост, как нам кажется. Задача родителей – научиться управлять им. Превратить необходимый атрибут современной жизни в доброго друга, открывающего удивительные страны, увлекательные фильмы и незабываемые  впечатления. 

Библиографический список:

1. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье советы психотерапевта. - СПб.: КАРО, 2010. - 304 с.
2. Справочник педагога - психолога 01, 2013




Рецензии:

15.04.2015, 19:51 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Данная статья написана на актуальную тему, однако стиль изложения более эмоционально-публицистический, чем научный. Также мы бы рекомендовали автору пересмотреть структурные элементы статьи и привести их в соответствие с требованиями журнала.Список литературы, представленный всего 2мя источниками (оформлены не в соответствии с требованиями), также ставит под сомнение научность данного исследования. Вышеизложенные замечания могут быть легко устранены автором статьи, но в данном варианте я рекомендую статью только к доработке. Желаю успехов и надеюсь в ближайшем будущем иметь возможность увидеть обновлённый вариант статьи. С уважением, Л.Калашник

16.04.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Кудашкина Наталья Петровна:
Спасибо за замечания. Соглашусь с Вами, что статья не претендует на научность, но цель публикации - обратить внимание читателей на данную проблему, позаботиться о психологическом здоровье детей.

16.04.2015, 6:46 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема работы очень и очень актуальна, во многом эмоциональна, так как в каждом вызывает собственную рефлексию. Этим, по-видимому, и объясняется повышенный эмоциональный градус статьи. Она обладает скорее характеристиками публицистической работы, чем научной. Автору необходимо композиционно перестроить содержание, пересмотреть библиографию.
16.04.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Кудашкина Наталья Петровна:
Благодарю за замечания и оценку. Пересмотрю содержание статьи и библиографию.

16.04.2015, 21:13 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Тема статьи в целом актуальна, но еще более актуальной была бы оценка влияния компьютеров и компьютерной зависимости на психическое здоровье ребенка. Статья написана популярным стилем, что не соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. Оформление статьи также не соответствует требованиям журнала. Выводы отсутствуют, как и какие-либо предложения. Статья носит декларативный характер. Рекомендуется к доработке по критерию научности и систематичности изложения результатов исследования.



Комментарии пользователей:

9.05.2015, 20:35 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Автор статьи пожалел своих критиков и не указал, что кроме телевизоров есть еще мобильный телефончик, который соперничает с телевизором по нанесению вреда здоровью.


23.06.2015, 9:53 Кудашкина Наталья Петровна
Отзыв: Соглашусь с Вами. Тема зависимостей (телефон - интернет) особая, заслуживает отдельной статьи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх