ГБОУ СОШ 2091 Москва
педагог-психолог
УДК 37.048.3
Телевидение вошло в нашу жизнь стремительно, буквально заполнив все пространство вокруг. Тихие семейные вечера с чтением книг, газеты за завтраком, настольные игры канули в прошлое. Все чаще, телевизор в наших домах не просто развлекает, а даже является членом семьи. Едва открыв глаза, мы тянемся за пультом – доброе утро! Наши дети, не отстают от нас, требуя все новой и новой порции мультиков. Мне приходилось наблюдать за восхищенным взглядом малышей, прикованным к голубому экрану - вот уж действительно, волшебный магнетизм!
Черно-белые воспоминания.
Во времена советского детства телевидение было скромнее, у большинства людей имелись маленькие не приметные черно-белые ящики, являющиеся признаком достатка и современности.
Детские телепередачи можно было пересчитать по пальцам, они были ограничены по времени и мы, тогдашние дети, ждали их целый день, а иногда и неделю. Телевизор, был для нас, скорее событием, чем обыденностью и оставаясь, где-нибудь на даче, мы, конечно, скучали без привычных «Спокойной ночи малыши» и «В гостях у сказки». Счастливчиками, были те, у которых имелись импортные телевизоры, транслирующие картинку в цвете. Таким детям, завидовали, у них часто собиралась в доме детвора и с замиранием сердца впитывала приключения Тома и Джерри и прочие диснеевские шедевры.
Прошли годы. Мы, тогдашние дети, а теперь сами – родители, вдоволь не насмотревшись в детстве, восполняем этот пробел. Причем, современных родителей можно поделить на тех, кто строго ограничивает просмотр телевизора, считая его врагом и виновником всех несчастий и тех, кто абсолютно либерален. Есть и такие, которые считают его спасением от шумных игр детей. Разыгрался малыш, не беда – посадите его перед телевизором. Любую другую игру можно забросить, а телевизор ребенок смотрит часами, позволяя взрослым наслаждаться тишиной. Всем хорошо, в доме стоит мир и спокойствие. Так ли опасен телевизор для наших детей?
Эффект отсутствия.
Детские психологи, отмечают: угрозу для здоровья детей несет в себе не сам телевизор, а неограниченный его просмотр. Чаще всего, телевизор выступает неким фоном, который работает с утра до вечера, а многие люди даже уснуть не могут, без мельканий и бурчаний телевизионных событий. Даже взрослый человек, не в силах удерживать внимание, смотря десятую телепередачу подряд, а что уж говорить о ребенке? Нередко, телевизионный шум, так утомляет, что попросту начинает болеть голова. Взрослому человеку проще, чувствуя дискомфорт, просто нажал на кнопку и избавился от надоедливого шума. С детьми все обстоит иначе. Сначала, мелькание картинок и звуков, быстро меняющиеся события, полностью поглощают сознание ребенка. В какой – то момент, происходит щелчок и мозг малыша, просто не в состоянии воспринимать шквал информации, отключается. При этом, нарастающее возбуждение не позволяет мозгу перейти в режим отдыха и, как волна, накрывает ребенка. Внешне это может проявляться, как полное отсутствие, либо повышенная нервная возбудимость. Ребенок, в какой-то момент, начинает просто истерить, либо отключается от мира, любыми возможными ему способами.
Малыши, не накопив достаточный уровень психологической зрелости, не могут противостоять шквалу телевизионной атаки. Ребенку трудно понять, что цветная картинка и динамичная музыка, попросту раздражает. Быстрая смена событий, образов, музыки, слов действуют на ребенка, как удав на кролика, парализуют волю. В плену телевизора, как немой зритель, ребенок постепенно… тупеет, а потом становиться безынициативным поглотителем информационного мусора. Страшная вырисовывается картинка, не правда ли?
Скука от непонимания.
Сложно предугадать тот момент, когда внимание ребенка начинает рассеиваться, а перенапряжение мозга достигает своего пика. Нормы, рекомендуемые детскими педиатрами и физиологами, являются средними. Все решает индивидуальность ребенка и его возраст.
Попробуйте понаблюдать за малышом. Интересен ли ему фильм, или телепередача? Запомните простое правило – интересное ребенок запоминает легко, без усилий, а скучное пропускает мимо. Детские психологи утверждают, что скучным является непонятное, недоступное ребенку. По мнению детского психолога и специалиста по раннему развитию, Елены Поплавской, на размышления наталкивает малыша, лишь то, что он понимает, что представлено простыми образами и словами. Только такую информацию он может запомнить и усвоить. Читая ребенку Гомера и Шекспира, мы обнаружим в какой-то момент, что он отстает в развитии от сверстников, полезнее и понятнее ему стихи А. Барто и «Колобок».
То же самое, мы можем сказать про телевидение. Критерии полезности и познавательности подскажет сам ребенок. Присмотритесь к малышу – способен ли он воспринимать предлагаемую ему информацию, извлекать из нее пользу. Если ребенок с интересом смотрит мультфильм, после рассказывает всем, о том, что увидел, переносит сюжеты в игры, значит, увиденное пошло на пользу, прошло сквозь душу ребенка. Помните, что родительская цензура, тут просто необходима. Сцены жестокости, насилия, асоциального и безнравственного поведения не допустимы. Ребенок, как губка впитывает жестокость и насилие с экрана, зарабатывая невроз, депрессию и страхи, переходящие в ночные кошмары и энурез. Не веселая перспектива!
На вкус и цвет, товарищей нет.
Посмотрим на телевидение, не как на представителя индустрии развлечений, а как на источник знаний. Родители часто упрекают телевизор в том, что формирует у детей роль пассивного зрителя, удава, который заглатывает все, что дают. Это действительно так, если бездумно щелкать каналы, не обращая внимание, на содержание программ и их нужность. А можно посмотреть на это с другой стороны. Просмотр телевизора требует от нас, родителей обдуманного использования, так же как поиск хорошей книги и одежды для ребенка. В век новых информационных технологий и интернета, это совсем не сложно. Пересмотрите программу передач, не поленитесь найти для ребенка что-то познавательное, интересное. Это, могут быть не только мультики, но и программы о путешествиях, кулинарные шоу и многое другое. Сейчас, задачу родителям облегчило кабельное и интернет телевидение, с детскими каналами и огромным выбором передач. Прислушивайтесь к малышу, наблюдайте за реакцией на просмотр фильма. Поговорите о том, что пересмотрели вместе, обсудите с ребенком телепередачу. Вы, как внимательный родитель сразу поймете, что осталось в душе и произвело впечатление, а что прошло, как песок, сквозь пальцы.
Вредные ….мультики.
Да, да! Не боевики и сериалы с бесконечной чередой событий. Хотя и они не несут детям особой образовательной ценности. Именно мультики, должны насторожить родителей. Особенно пагубен для психики малышей, так называемый мультяшный юмор. Вот герой, расплющенный плитой, становиться плоским, как блин, а чрез минуту уже, как ни в чем не бывало, гонится за обидчиком. Прищемили палец, он раздулся и покраснел, как коленное железо – не надолго! Все эти метаморфозы не понятны малышу. Формируется искаженное понятие о том, что причинить боль другому, значит повеселиться! Ребенок искренне не понимает, почему удар сковородкой по голове, оказывается больным, а вовсе не смешным. Другая опасность – превращения самих героев, их возможность летать. Многие дети очень доверчивы и воспринимают волшебство с экрана, как руководство к действию. Трагичных случаев не избежать. Так, одна девочка, насмотревшись мультиков о феях Винкс, спрыгнула с балкона третьего этажа, думая, что сможет летать, как любимая героиня. Хорошо, что трагедии случаются редко, но родители, всегда должны объяснять своему ребенку, что есть мир реальный со своими законами, а есть волшебство и сказка.
Золотое время.
Так сколько же времени, безопасно для здоровья и психики, ребенок может провести перед телевизором? Четких норм, реально выполнимых в наших условиях, нет. Рекомендации о 30 - 40 минутах в день для старших дошкольников и 50 - 60 минутах для младших школьников, весьма устарели. Вряд – ли, найдется увлекательный детский сериал, помещающийся в этот временной отрезок. Важно помнить следующее. Если телевизор помогает ребенку расти, не являясь фоном и дополнением, а так же единственным собеседником и другом ребенка, не отнимает время от основных важных занятий – беспокоиться не стоит. Не стоит забывать, что смотря телевизор, ребенок все же не научиться общаться. Человек, не умеющий, а главное не чувствующий потребности в общении обречен на одиночество. Интернет, телевизор и одиночные компьютерные игры, способны спасти от одиночества лишь взрослых людей, создавая мир иллюзии и счастья, а ребенка они могут привести к совершенно другим последствиям. Основы коммуникативных навыков закладываются в детстве, мы учимся дружить, любить, помогать и жить в мире, сложном и многогранном. Наши друзья остаются с нами навсегда, требуют нашего внимания и участия. Ребенок, выросший в изоляции, испытывая эмоциональный голод, будет вынужден искать поддержки в виртуальном мире телевидения и интернета, все больше отдаляясь от настоящей жизни.
Телевизор, не так прост, как нам кажется. Задача родителей – научиться управлять им. Превратить необходимый атрибут современной жизни в доброго друга, открывающего удивительные страны, увлекательные фильмы и незабываемые впечатления.
Рецензии:
15.04.2015, 19:51 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Данная статья написана на актуальную тему, однако стиль изложения более эмоционально-публицистический, чем научный. Также мы бы рекомендовали автору пересмотреть структурные элементы статьи и привести их в соответствие с требованиями журнала.Список литературы, представленный всего 2мя источниками (оформлены не в соответствии с требованиями), также ставит под сомнение научность данного исследования. Вышеизложенные замечания могут быть легко устранены автором статьи, но в данном варианте я рекомендую статью только к доработке. Желаю успехов и надеюсь в ближайшем будущем иметь возможность увидеть обновлённый вариант статьи. С уважением, Л.Калашник
9.05.2015, 20:35 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Автор статьи пожалел своих критиков и не указал, что кроме телевизоров есть еще мобильный телефончик, который соперничает с телевизором по нанесению вреда здоровью. |
23.06.2015, 9:53 Кудашкина Наталья Петровна Отзыв: Соглашусь с Вами. Тема зависимостей (телефон - интернет) особая, заслуживает отдельной статьи. |