ТПУ
студент
Колыхаева Юлия Александровна, доцент кафедры экономики, уполномоченный от ИСГТ по государственным контрактам Национальный исследовательский Томский политехнический университет
УДК 336.226.44:504(47+57)
Налог за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренный в Основах экологической политики РФ, является основным элементом системы экологических платежей в настоящее время. В связи с тем, что данных вид платежей не имеет формального отношения к налогам, ответственность за нарушение порядка и корректности уплаты такого рода сборов не может быть на ответственности плательщиков. Отчетность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду не ведется, а также отсутствует система начисления пени. Согласно ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях, нарушителям может быть выписан штраф за несоблюдение сроков внесения платежей.
Контролирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Эта служба обязана следить за правильностью и полнотой начисления и выплаты экологических платежей. База плательщиков настолько велика, что администрирование становится крайне сложной задачей для этой структуры. Наличие бытовых отходов у организации уже является основанием для уплаты экологического платежа, однако в настоящее время времени у работников Росприроднадзора хватает только на проверку наиболее крупных объектов загрязнений. Выплачиваемые загрязнителями средства являются федеральным бюджетом, а эта часть бюджета, в свою очередь, способна запустить процесс устранения нанесенного экологии страны ущерба.
Доля природоресурсных платежей в общем объеме доходов, поступающих на федеральном уровне, чрезвычайно мала, однако является немаловажным источником в формировании части бюджетов РФ. В настоящее время в России существуют такие природные платежи:
1. Водный налог. Этот сбор обязаны выплачивать все юридические или физические лица, использующие воду с определенными целями. Этот налог относится к федеральным налогам и существует с 1 января 2005 года. Водный налог взимается с целью дальнейшего восстановления используемых водных объектов. Налогами облагаются такие виды взаимодействия с водными объектами как:
Водный налог рассчитывается исходя из ряда показателей: объем воды, площадь акватории, количества древесины для сплава, количество произведенной с помощью воды электроэнергии. Налоговая база и налоговая ставка формируют сумму налога. Эта сумма должна поступать в бюджет согласно местонахождению объекта, обязанного выплачивать данный платеж. Налоговый период в случае водного налога является квартальным.
2. Платеж за использование объектов животного мира. Этот налог также относится к федеральным платежам и существует с 1 января 2014 г., он является обязательным на всей территории РФ. Налогом облагаются часть перечисленных в НК РФ видов животных и птиц, охота на которых осуществляется исключительно на основании особого разрешения. К обязательной уплате налогов по данному аспекту призываются и организации, и физические лица ( в т.ч. ЧП), имеющие лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ. Статья 333.3 НК РФ предусматривает размер ставки сбора за каждый использованный объект животного мира. Эта ставка может быть равна 0, в случае, если:
Платеж за использование объектов животного мира соизмерим с ценностью каждого из живых объектов для государства и является разовым. Сумма сбора соответствует произведению количества животных объектов.
3. Налог на использование водных биоресурсов.
Этот платеж распространяется на добычу ресурсов континентального шельфа, примыкающего к России. К обязательной уплате налогов по данному аспекту призываются и организации, и физические лица, получившие разрешение на добычу ресурсов во внутренних водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ. Исключением являются экономические зоны РФ, Азовское, Каспийское, Баренцево море, а также район архипелага Шпицберген. Объектом налогообложения в данном случае выступают различные виды рыб и биоресурсы, на отлов которых требуется разрешение. Ставка исходя из которой осуществляется расчет облагаемой налогом суммы зависит от места обитания биологического вида. Исключением тут является только морские млекопитающее и размер, не превышающий 1 т. облагаемого вида биоресурсов. Нулевая ставка устанавливается на добычу ресурсов с целью воспроизводства, акклиматизации либо в научно-исследовательских целях. Ставка сбора на добычу водных биоресурсов зависит от:
Этот сбор является разовым платежом, который выплачивается ежемесячно, равными долями, ежемесячно, не позднее 20-ого числа.
Главными функциями системы экологических платежей является повышение:
На данным момент на территории Российской Федерации осуществляется ряд мероприятий, направленных на нормирование негативного воздействия на окружающую среду. Стоит отметить, что запущенных процесс аналогичен с подходом, действующем на территории Евросоюза однако, тормозится в связи с недостатком законодательного подкрепления.
Для того, чтобы описанные выше налоговые инструменты начали свою работу необходимо:
Экологическое развитие налогообложение имеет перспективы, которые заключаются в стимулировании безопасного производства на предприятиях, а также в создании эколого-экономического органа, функциями которого были бы охрана окружающей среды и взимание экологических налогов. В таком случае можно было бы говорить о координированной работе экологов и специалистов по налогам.
Рецензии:
23.04.2015, 12:19 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Статья, безусловно, актуальна в связи с ростом техногенной нагрузки на окружающую среду.
Однако заявленная тема статьи не отражает содержания. Аннотация статьи не отражает ни актуальности, ни основной цели.
Если статья аналитическая, то следовало сделать обзор по данной тематике, если статья – практико-ориентированная, то где тогда результат?
Делать вывод о том, что налогообложение выступает инструментом экологического развития России, не корректно, поскольку налоги являются лишь инструментом природоохранного механизма, от которого зависит экологическое состояние территории, выступают инструментом экономического механизма обеспечения экологической безопасности региона.
Вызывает сомнение классификация природных платежей, автор выделяет всего 3 группы, тогда как в современной классификации система экологических налогов и платежей подразделяется в зависимости от уровня использования природных ресурсов, относительно субъектов налогов, по цели введения, которые в свою очередь имеют подвиды.
Статья не соответствует требованиям оформления, не структурирована надлежащим образом (введение, актуальность, основное изложение материала и т.д.), поэтому и стиль изложения оставляет желать лучшего.
Наблюдаются грамматические ошибки, например «В связи с тем, что данных вид платежей..».
Вывод в работе не является системообразующим в соответствии с темой.
Список литературы оформлен не в соответствии с ГОСТ.
Статья не рекомендована к публикации. Необходима кардинальная обработка материала. Автору следует более системно изучить исследования по заявленной теме, разобраться с научными категориями, изучить экологическое и природоохранное законодательство и т.д.
Д. геогр..н. Яковенко Н.В.
Комментарии пользователей:
5.05.2015, 16:50 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Спорить с предыдущим рецензентом оснований нет. Есть предложение вести речь об экологозащитной политике России. |