Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Образование
Размещена 21.04.2015. Последняя правка: 21.04.2015.

Функции преподавания в модели учебного процесса дисциплины «Технология» на основе индивидуализированного обучения

Васин Евгений Константинович

кандидат педагогических наук

МБОУ Пучежская гимназия

учитель

Аннотация:
В статье рассматриваются функции преподавания в модели учебного процесса дисциплины «Технология» на основе индивидуализированного обучения. Основу такого подхода составляет функционирование деятельностного треугольника, состоящего из деятельности учителя, обучающегося и электронного образовательного ресурса. Обосновывается необходимость передачи части функций преподавателя электронному образовательному ресурсу.


Abstract:
The article discusses the function of teaching in the model of the educational process of the discipline "Technology" on the basis of individualized learning. The basis of this approach is the operation of the activity triangle, consisting of the teacher, the learner and e-learning resources. The necessity of transferring the functions of the teacher electronic educational resource.


Ключевые слова:
смешанное обучение; индивидуализированное обучение; деятельностный треугольник

Keywords:
blended learning; individualized instruction; activity triangle


УДК 372.862

Введение
. В последнее время акценты в реализации информатизации образовательного процесса в школе смещаются от решения задач инструментальной направленности в сторону решения содержательных задач. В связи с этим, наибольшими перспективами для дальнейшего развития имеют педагогические технологии, использующие возможности интегрированных сред программирования, обеспечивающих обучающимся работу с аудиовизуальной информацией, стимулирующих внедрение в школьный образовательный процесс интенсивных форм и методов обучения, ставящих своей целью формирование самоактуализирующегося обучающегося на основе индивидуального творческого подхода к самостоятельной учебной деятельности.       

Актуальность и цель исследования. Актуальность исследования определяется тем, что: информатизация образовательного процесса в школе самым существенным образом затрагивает его цели и содержание, которые должны обеспечить формирование информационной культуры выпускника школы; использование в образовательном процессе автоматизированных систем обуславливает изменение используемых методов и форм обучения, что, в свою очередь, стимулирует новое понимание дидактического процесса и установление иных принципов обучения, а также предполагает разработку и внедрение инструментального обеспечения дидактического процесса, функционирующего на основе электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Характерными особенностями предмета «Технология» являются практико-ориентированная направленность обучения (приоритет практической деятельности), интегрированность содержания знаний из различных учебных дисциплин (прежде всего, естественнонаучного цикла), реализация теоретических и практических занятий на основе проектной деятельности, самостоятельная учебная деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Эти особенности позволяют организовать учебный процесс предмета «Технология», базирующийся на потенциале современных информационных технологий, при условии, что постулируется условие индивидуализирования вышеперечисленных составляющих. Целью данного исследования является обоснование индивидуализации технологического обучения, как необходимого условия построения образовательного процесса по дисциплине «Технология» на информационной основе.

Результаты исследования. Индивидуализированное изучение дисциплины «Технология» мы позиционируем как обучение, при котором усвоение учебного материала осуществляется дистанционно, выполнение практических работ организовано в специализированных учебных мастерских образовательного учреждения по индивидуальным планам обучающихся, а учебный процесс на всех его этапах реализуется в форме самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе использования электронных образовательных ресурсов.

Из сформулированного выше определения следует, что индивидуализированное обучение является дальнейшим развитием педагогической технологии «Перевернутый урок», как одного из видов смешанного обучения. Принципиальной особенностью индивидуализированного обучения является осуществление образовательного процесса посредством деятельности трех его субъектов: обучающегося, учителя и ЭОР, используемого обучающимся при изучении определенной темы учебной программы. При этом электронному образовательному ресурсу передается часть функций преподавателя.

Взаимодействие участников образовательного процесса носит «нелинейный» характер и осуществляется в виде деятельностного треугольника, что, в свою очередь, обеспечивает «нелинейность» обратной связи между учителем и обучающимся. При этом деятельностный треугольник состоит из трех «сторон», определяемых как «обучающийся – учитель», «обучающийся – ЭОР» и «учитель – ЭОР».

В предлагаемой модели изменяется традиционная для классно-урочного образовательного процесса алгоритм действий, суть которого можно сформулировать как «коллективное изучение нового материала (в группе) – индивидуальное закрепление изученного материала в домашних условиях (дистанционно, на индивидуализированной основе) – проверка изученного материала в классе (индивидуально или в группе)».

В модели индивидуализированного обучения деятельностный алгоритм выглядит так: «индивидуальное овладение учебной информацией по изучаемой теме в домашних условиях (дистанционно, на индивидуализированной основе) – индивидуальное трансформирование самостоятельно усвоенной информации в знание путем ее использования для решения практических задач в условиях образовательного учреждения (в группе) – индивидуальный контроль усвоения изученного материала (в группе или дистанционно)».

Учебная деятельность участников образовательного процесса в рассматриваемой модели включает ряд компонентов:

1. Обучающиеся в домашних условиях путем использования комплекса ЭОР усваивают предусмотренную изучаемой темой учебную информацию. При этом ЭОР выполняют функции преподавателя в части организации учебной деятельности, актуализации опорных знаний, сообщения новой учебной информации, предоставления упражнений для ее усвоения, контроля качества усвоения изученного материала.

2. В условиях образовательного учреждения обучающиеся трансформируют усвоенную учебную информацию в личные знания (используют учебную информацию для выполнения практических работ по изучаемой теме) при консультативной поддержке учителя и комплекса электронных образовательных ресурсов.

3. Учитель осуществляет организацию, координацию и консультирование индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся дистанционно (через интернет) или непосредственно (при выполнении практических работ).

К этому следует добавить, что учитель напрямую может воздействовать на все элементы образовательного процесса и фактически управлять им, если сам создает необходимые электронные образовательные ресурсы (обладает навыками программирования).

Рассмотрим более детально функции преподавания в модели учебного процесса дисциплины «Технология» на основе индивидуализированного обучения. Будем использовать классификацию этих функций по назначению (информационная, ориентационная, мобилизационная, образовательная, развивающая, воспитательная, коммуникативная, исследовательская, конструктивная).

1. Функционирование преподавания в направлении «обучающийся – учитель».

Направление «обучающийся – учитель» предполагает взаимодействие обучающегося и учителя, осуществляющееся при реализации в учебном технологическом процессе творческой проектной деятельности, обеспечивающей трансформирование индивидуально усвоенной учебной информации в личное знание обучающегося. Опыт показывает, что наибольшая эффективность такой трансформации достигается использованием в учебном процессе метода проектной деятельности при организации содержания учебной дисциплины по модульному принципу (в виде учебных модулей).

Информационная функция учителя включает следующие составляющие деятельности: анализ информации об освоении содержания учебных модулей дисциплины «Технология», полученной по результатам проектной деятельности обучающихся (на основе реализации обратной связи);  использование критериев оценки и приёмов коррекции имеющихся у обучающихся технических, технологических и иных знаний, используемых при выполнении творческих проектов; корреляция функций учителя и комплекса ЭОР при работе обучающихся над проектом.

Ориентационная функция учителя решает задачи: формирования социально значимых нормативных отношений, обеспечивающих обучающимся правильное ориентирование в окружающем мире; выработки умений практической деятельности, соответствующих личным склонностям обучающихся, а также интересам и потребностям современного общества.

Мобилизационная функция учителя реализует деятельностные составляющие, среди которых: развитие у обучающихся потребности в постоянном расширении базы знаний технической и технологической направленности; привитие интереса к изучению дисциплины «Технология» через выполнение творческих проектов; активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся при изучении дисциплины «Технология» через творческую проектную деятельность;  формирование умений использования полученных знаний в практической преобразовательной деятельности; мобилизация внимания обучающихся при осуществлении творческих проектов по темам учебных модулей; оценивание способностей конкретного обучающегося и, используя полученные результаты, воздействие на его эмоционально-волевую сферу.

Выполняя образовательную функцию, учитель обеспечивает: демонстрацию приемов выполнения технологических операций, а также приемов безопасной работы ручными инструментами, использования дополнительного оборудования и управления станочным оборудованием; контроль усвоения приемов выполнения технологических операций и приемов безопасной работы; оказание консультативной помощи при самостоятельном осуществлении обучающимся технологического процесса.

Реализация развивающей функции позволяет учителю в процессе работы над проектом осуществлять: обучение способам умственной деятельности, классифицируемым по виду выполняемых действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и т.д.) на этапе разработки творческого проекта; обучение способам умственной деятельности, классифицируемым по форме выражения результата (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство, обоснование, аргументация) на этапе обоснования и защиты проекта; развитие сенсорной сферы личности обучающегося (восприятие свойств и явлений окружающего мира (пространство, свет, цвет, звук, запах, движение)); развитие двигательной и эмоциональной сфер обучающегося; совершенствование знаний и формирование научного мышления; целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся; формирование навыков самостоятельной работы и умений самообразования.

В процессе выполнения творческого проекта учитель осуществляет воспитательную функцию, включающую формирование нравственных и эстетических представлений, способности следовать нормам поведения в обществе и исполнять принятые в нем законы, потребностей личности, мотивов социального поведения и деятельности, ценностной ориентации и мировоззрения.

Важной является также осуществляемая учителем коммуникативная функция, которая включает: организацию вербального информационного взаимодействия между обучающимися при осуществлении проектной деятельности; консультирование обучающихся при выполнении творческих проектов; установление правильных взаимоотношений (объективных, субъективных) с коллективом обучающихся и отдельными членами группы; формирование у обучающихся умений установления и поддержания деловых контактов, а также этичного поведения в общении с партнерами. 

Особое место в работе учителя занимает реализация исследовательской функции, которая предусматривает: обнаружение психологических проблем обучающихся при решении конкретных практических задач проектной деятельности;  использование психодиагностических методов и процедур; реализацию развивающих методик личностного роста обучающихся в процессе проектной деятельности; критическое оценивание объёма и уровня учебного материала программы в соответствии с состоянием науки; возможное аннотирование и рецензирование научно-методических статей по специальности; овладение методами научно-педагогического исследования и включения в учебный процесс элементов исследования (наблюдение, дифференцированный подход в обучении, микроэксперимент и его обработка); анализ и обобщение опыта исследовательской работы.

Конструктивная функция, также реализуемая учителем в учебном процессе, обеспечивает: структурирование учебного материала;  его планирование (тематическое и поурочное); проектирование своей деятельности и деятельности обучающегося; организацию и активизацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся при реализации проектной деятельности; реализацию обратной связи при выполнении творческого проекта; контроль результатов практической деятельности; управление коллективом обучающихся при выполнении практических работ; развитие материальной базы обучения, оборудование кабинета, оснащение учебных занятий ТСО, создание электронных образовательных ресурсов.

2. Функционирование преподавания в направлении «обучающийся – ЭОР».

Направление «обучающийся – ЭОР» предполагает взаимодействие обучающегося с комплексом электронных образовательных ресурсов, осуществляющееся в учебном технологическом процессе при изучении теоретического материала в форме дистанционной самостоятельной учебной деятельности обучающегося.

Информационная функция ЭОР включает следующие составляющие деятельности: использование различных методов и средств работы с технической, технологической и профориентационной информацией учебных модулей дисциплины «Технология»; регламентация информации в соответствии с задачами учебных модулей; контроль качества усвоения технической, технологической и профориентационной  информации учебных модулей дисциплины «Технология».

Ориентационная функция ЭОР решает задачи формирования научного миропонимания, объективно отражающего современное состояние техносферы общества.

Мобилизационная функция ЭОР реализует деятельностные составляющие, среди которых: привитие интереса к изучению дисциплины «Технология» через использование в учебном процессе информационных технологий; активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся через использование информационных технологий; мобилизация внимания обучающихся при использовании информационных технологий.

Реализуя образовательную функцию, электронный образовательный ресурс обеспечивает: актуализацию опорных техно-технологических знаний, знаний использования средств ИКТ, а также способов действий на их основе; формирование новых техно-технологических понятий, правил, законов, теорий и способов действий; контроль усвоения техно-технологических понятий, правил, законов, теорий и способов действий.

Реализация развивающей функции позволяет через ЭОР организовать обучение школьников способам умственной деятельности, классифицируемым по логике (индукция, дедукция) на этапе разработки технологии осуществления творческого проекта.

В процессе изучения теоретического материала электронные образовательные ресурсы осуществляют воспитательную функцию, заключающуюся в формировании у обучающегося единой картины мира.

Осуществляемая ЭОР коммуникативная функция реализует использование коммуникационных технологий для усвоения теоретического материала; использование коммуникационных технологий при разработке творческого проекта, его обоснования и защиты.

Конструктивная функция, также реализуемая ЭОР, обеспечивает: использование межпредметных связей при овладении учебным материалом; организацию и активизацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, осуществление обратной связи и контроль усвоения при изучении теоретического материала.

Использование комплекса электронных образовательных ресурсов в качестве участника образовательного процесса обеспечивает обучающимся возможность развития умений применения средств информационных технологий в процессе самообразования, формирует информационную культуру школьников, развивает у них навыки информационного взаимодействия. 

3. Направление «учитель – ЭОР» функций преподавания непосредственно не выполняет, но для эффективного функционирования деятельностного треугольника имеет важное значение, поскольку определяет педагогические условия такого функционирования [3].

В рассматриваемой модели эти условия разделены на три группы: внешние (организационные), обеспечивающие благоприятные комфортные условия при дистанционном усвоении теоретического материала и осуществлении проектной деятельности в учебном заведении; внутренние (личностные), обусловленные персональными возможностями, способностями и мотивацией обучающихся; педагогическое сопровождение (наполнение) компонентов применяемых электронных образовательных ресурсов, формирующее достаточный уровень дидактического обеспечения учебно-воспитательного технологического процесса на всех этапах самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Внешние педагогические условия стимулируют формирование личности обучающегося, характеризующейся активностью в самостоятельной учебной деятельности, мотивированным стремлением к познанию и преобразованию окружающего мира. При индивидуализированном обучении активное включение обучающегося в образовательную среду на начальном этапе технологического обучения в 5 классе способствует его профессионально-личностному самоопределению уже к моменту завершению ступени основного общего образования.

Основным личностным педагогическим условием организации образовательного технологического процесса дисциплины «Технология» на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов является высокий уровень мотивации к познавательной творческой и практической преобразовательной технологической деятельности. Ведущие мотивы обучающегося, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с его ценностными ориентирами, определяют сначала его образовательную траекторию, а затем и траекторию личностно-профессионального развития.

Педагогическое сопровождение (наполнение) - это совокупность обоснованных педагогических воздействий используемого электронного образовательного ресурса на применяющего его обучающегося. Оно стимулирует реализацию положительной реакции обучающихся на предпринимаемые педагогические воздействия; обеспечивает формирование эмоционально-деятельностной составляющей личности посредством осуществления творческих проектов; способствует реализации принципа творческого переноса имеющихся знаний, умений и способностей личности в  практическую плоскость; целенаправленно включает в структуру творческого проектирования импровизационные задания, выполнение которых становится движущей силой творческой проектной деятельности и находит выражение в социально-значимых практических результатах [2].

При изучении дисциплины «Технология» на индивидуализированной основе необходимое качество педагогического наполнения формируется вследствие корреляции дидактических возможностей ЭОР, обеспечивающих дистанционное усвоение теоретического материала учебных модулей и развивающе-деятельностного педагогического потенциала технологии информационно-проектного учебного цикла, реализуемой учителем при  осуществлении обучающимися проектной деятельности в условиях учебного заведения.      

Дидактические возможности, которые закладываются при проектировании и реализуется при применении электронных образовательных ресурсов, определяют эффективность их функционирования. Для этого ЭОР строятся на идеях определенной целеобусловленной архитектурной композиции. Под архитектурной композицией электронного образовательного ресурса понимается структура организации и функционирования всех его компонентов.     

Основными структурными составляющими электронного образовательного ресурса являются учебно-деятельностные блоки, являющиеся прикладными компьютерными программами, которые в рамках ресурса скомпилированы в единый обучающий программный продукт. При этом они оказываются включенными в определенные функциональные отношения с пользователем (обучающимся) и между собой, реализуя функции преподавателя через свое педагогическое наполнение.       

В рассматриваемом конструкте электронный образовательный ресурс содержит семь блоков, находящихся в педагогически обусловленной функциональной взаимозависимости. Каждый блок ресурса дидактически работает на решение определенной учебной задачи, а скомпилированный из них программный продукт реализует целевую установку, предусматривающую качественное освоение определенной порции материала в рамках темы учебного модуля дисциплины «Технология».

Первый блок ресурса «Организация учебной деятельности» выполняет функции организации предстоящей пользователю самостоятельной учебной деятельности. Обучающийся персонифицирует себя в ЭОР посредством введения личных данных, выбирает по своему усмотрению уровень информационной насыщенности предстоящей работы, а также уровень сложности итогового тестирования.

Функция второго блока «Актуализация опорных знаний» состоит в обеспечении самостоятельной актуализации обучающимся опорных знаний, необходимых ему для успешного усвоения порции учебного материала, изучаемой посредством электронного образовательного ресурса.

Функционал третьего программного блока «Приобретение необходимых сведений» состоит в обеспечении обучающегося необходимой информацией, которая впоследствии станет для него новым знанием. Это техническая функция, связанная с поиском нужной информации из различных, включая сам ЭОР и интернет, источников.

Следующий блок ресурса «Присвоение собранной информации» обеспечивает присвоение (усвоение) собранной информации и перевод ее, тем самым, в форму полезной (нужной) для практического использования информации. Она становится личной знаниевой собственностью обучающегося.

Перечисленные блоки связаны линейной зависимостью – активация каждого следующего блока возможна, в соответствии с принципом этапности в обучении, только при условии успешности самостоятельной учебной деятельности обучающегося на предыдущих этапах.

Пятый деятельностный блок электронного образовательного ресурса «Трансформирование информации в знание» обеспечивает процесс трансформирования полезной информации в конкретное знание обучающегося. Знание, как форма существования информации, предполагает его применение для решения некой практической задачи. Поскольку механизм превращения информации в знание требует определенного уровня качества усвоения присвоенной информации, в этом учебном блоке предусматривается возможность осуществления обратной связи со страницей присвоения приобретенной информации – предыдущим блоком. Обратная функциональная связь обеспечивает обучающемуся возможность при необходимости вернуться к работе с приобретенной информацией с целью ее более качественного и продуктивного усвоения.

Функция шестого блока ресурса «Мониторинг качества знаний», линейно связанного с предыдущим,  состоит в обеспечении мониторинга качества полученного пользователем нового знания по теме учебного модуля. При успешном окончании работы по трансформированию полезной информации в знание обучающийся проверяет качество усвоения заявленной в ресурсе порции учебного материала. Для этого он выполняет контрольный тест выбранного уровня сложности.

В заключительном блоке «Оценка качества учебной деятельности» дается оценка самостоятельной учебной деятельности обучающегося программой компьютера – абсолютно независимая и объективная оценка качества знаний. Обучающийся получает сертификат, об успешном овладении порции материала по содержанию учебного модуля. Документ выводится на экран монитора и может быть распечатан или скопирован на съемный носитель информации.  Сертификат предоставляет право обучающемуся приступить к практической части самостоятельной учебной деятельности в производственных мастерских учебного заведения с использованием методики «Информационно-проектный учебный цикл». При этом функции преподавателя переходят от электронного образовательного ресурса к учителю (реализуется направление «ЭОР – учитель»).

В разработанной архитектурной композиции ЭОР предусматривается два уровня управления работой продукта: внутренний, осуществляемый программой и внешнее управление, осуществляемое пользователем. Подобная разноуровневость управления ресурсом, по нашему мнению, значительно усиливает его интерактивный потенциал, что, в свою очередь, способствует развитию у обучающегося иллюзии наличия у ЭОР машинного интеллекта. Подобная иллюзия повышает педагогическую статусность электронного образовательного ресурса и делает его не только эффективным при применении, но и стимулирует мотивацию школьников к изучению и использованию компьютера в качестве важнейшего средства учебной деятельности.

Обратный переход «учитель – ЭОР» осуществляется посредством использования  при выполнении проектной деятельности обучающихся методики «Информационно-проектный учебный цикл» (ИПУЦ) [1].

Ключевая идея этой методики заключатся в том, что самостоятельная учебно-производственная деятельность обучающихся по освоению практической части содержания учебных модулей программы дисциплины  «Технология» реализуется обучающимися под непосредственным управлением учителя, но с использованием при необходимости дидактических возможностей специализированных электронных образовательных ресурсов программного типа. 

Цикличность методики «Информационно-проектный учебный цикл» проявляется в том, что ее деятельностный алгоритм является универсальным для всех учебных модулей программы дисциплины «Технология». Это значит, что по такой схеме деятельности может быть освоено практическое содержание каждого учебного модуля.

Целевой производственной единицей в  методике ИПУЦ является доминантный объект практической деятельности – социально значимый вещественный результат творческого проекта, выполненного на основе содержания учебного модуля.   

Самостоятельная учебно-практическая деятельность обучающегося по созданию такого продукта последовательно осуществляется в восемь этапов, среди которых: определение доминантного объекта практической деятельности (идея проекта); дизайнерское переосмысление этой идеи;  перспективный анализ идеи и создание технологического паспорта доминантного объекта практической деятельности; освоение необходимых для его изготовления технологических знаний и умений путем выполнения тренировочных практических работ; разработка технологии изготовления доминантного объекта практической деятельности и оформление ее в виде соответствующей технологической документации; изготовление доминантного объекта практической деятельности; организация рекламной компании и защита проекта; итоговый контроль качества освоения содержания учебного модуля, по которому был выполнен проект.

В рассматриваемой методике предполагается изготовление тренировочных объектов, поэтому для основного объекта практической деятельности введено понятие «доминантный», поскольку вся учебно-производственная деятельность обучающегося направлена на то, чтобы успешно изготовить именно этот продукт.

Принципиально, что на каждом этапе этой деятельности в качестве основного средства обучения используются электронные образовательные ресурсы целеобусловленной направленности, содержательно обеспеченные соответствующим педагогическим наполнением. Корреляция их педагогических воздействий с педагогическими воздействия учителя через методику ИПУЦ обеспечивает формирование у обучающихся умений использования информационных и коммуникационных технологий в практической деятельности.

На первом этапе учебно-практической деятельности обучающиеся самостоятельно и на индивидуальной основе определяют для себя доминантные объекты практической деятельности, совершенствуя, тем самым, умения целеполагания. При этом используется имеющаяся в распоряжении учителя база данных о выполненных проектах, информациия о перспективных проектах, а также информационные возможности интернета.

На втором этапе, используя собранную через базы данных, электронные энциклопедии, интернет-ресурсы, периодические печатные издания и книги, информацию о схожих с выбранным проектах, обучающиеся подвергают выбранные объекты дизайнерскому и технологическому переосмыслению, внося изменения в цветовое решение, форму и размеры деталей, дополнительные элементы конструкции. На этом этапе обучающиеся используют специализированные электронные образовательные ресурсы, а также могут воспользоваться консультативной помощью учителя.

Далее (третий этап) обучающиеся проводят поэтапный поэлементный анализ выбранных доминантных объектов практической деятельности с целью внесения дизайнерских изменений и новых технических и технологических решений. Результатом этого исследования становится «Технологический паспорт изделия» - документ, на содержание которого будут опираться обучающиеся в своей дальнейшей учебно-практической деятельности. Третий этап – это этап самостоятельного планирования обучающимися своей предстоящей учебной и производственной деятельности.

Назначение четвертого этапа в методике ИПУЦ – самостоятельное освоение обучающимися необходимых для создания доминантного объекта практической деятельности знаний и умений. Знания приобретаются через использование специализированных электронных образовательных ресурсов с соответствующим педагогическим наполнением, а практические умения приобретаются в ходе выполнения подобранных учителем производственных заданий, которые носят тренировочный характер и обусловлены технологическими особенностями доминантного объекта практической деятельности.

На пятом этапе обучающиеся самостоятельно разрабатывают индивидуальные технологические последовательности работы над доминантным объектом практической деятельности. В этом процессе в качестве основного средства учебно-практической деятельности они используют интернет-ресурсы и специализированное программное обеспечение. Учитель оказывает необходимую консультативную помощь, а также организует учебную деятельность обучающихся по формированию навыков технологического проектирования и совершенствуются различные способы умственной деятельности школьников.

Шестой этап в методике ИПУЦ – производственный. В его ходе обучающиеся изготавливают доминантные объекты практической деятельности по своим индивидуальным планам. При этом они применяют электронные образовательные ресурсы информационного сопровождения практической деятельности: программы по разработке технологических последовательностей, тесты по правилам безопасной работы, программы-симуляторы технологических процессов, а также интернет-ресурсы технического и технологического содержания. В ходе этой работы учитель организует учебную деятельность обучающихся, направленную на  формирование умений применять информационные ресурсы для решения реальных жизненных задач.

На седьмом этапе обучающиеся самостоятельно или при консультативной помощи учителя разрабатывают и представляют материалы рекламного содержания о своих индивидуальных изделиях. Это могут быть учебные презентации, рекламные буклеты, календари или открытки. По завершении рекламной компании происходит организованная учителем публичная защита творческих проектов обучающихся. Такая самостоятельная учебно-практическая деятельность стимулирует развитие коммуникативных качеств личности обучающихся.

На заключительном этапе работы по методике «Информационно-проектный учебный цикл» осуществляется проверка качества освоения учебного модуля, по содержанию которого обучающимися выполнялись проекты, посредством использования электронных тестовых программ, включая адаптивные.

Итоговое компьютерное тестирование завершает взаимодействие между учителем и электронным образовательным ресурсом в направлении «учитель – ЭОР».

Вышеизложенное позволяет утверждать, что для продуктивной реализации деятельностного треугольника «учитель – обучающийся – ЭОР» следует использовать комплекс электронных образовательных ресурсов, состоящий из следующих компонентов: ЭОР для изучения теоретического материала; ЭОР для сопровождения проектной деятельности; ЭОР для компьютерного тестирования; ЭОР информационной поддержки, состоящих из ресурсов программного типа и ресурсов на основе HTML-кода.

Заключение.  В информационном обществе с его информационным образованием система индивидуализированного обучения может заменить традиционный классно-урочный подход, сохранив, однако, все его положительные стороны. В этом смысле перевод дисциплины «Технология», как наиболее приспособленной к такой адаптации, на индивидуализированное обучение может стать отправной точкой и экспериментальной базой перехода всего школьного образования на новую основу.

Библиографический список:

1. Васин Е.К. Организация технологической подготовки учащихся с использованием электронных образовательных ресурсов /Е.К. Васин// Непрерывное образование учителя технологии: вызовы XXI века: материалы VII международной заочной научно-практической конференции /под общей ред. О.В. Атауловой. - Ульяновск: УИП КПРО, 2012, с.167-172.
2. Васин Е.К., Романова К.Е., Червова А.А. Педагогические условия наполнения модели обучения технологии школьников / Е.К. Васин, К.Е. Романова, А. А. Червова // Педагогическое образование в России. - №1, 2014. с. 221-226
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.




Рецензии:

21.04.2015, 10:51 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию!Основания: 1.Интересная в методическом отношений связь между электронных образовательных ресурсов и простую технологическую, производственную деятельность. 2.Праксеологическое значение материального конструкта в конце обучения на основе модульного типологизирования частных задач задано в нужном информационом контексте. 3.Модульное планирование проектной деятельности учеников является удачным способом вторичного структурирования и рубрикирования,сообразно емпирического уровня обучения. 4.Направления тоже дают нужную дидактическую мотивировку обучающего моделя.

21.04.2015, 10:53 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Статья несомненно позиционирует продуктивный авторский вариант модернизации системы школьного обучения, базирующейся на компетентностном подходе, проектирующем индивидуальную траекторию обучения, исходя из актуального уровня, потенциальных возможностей каждого ученика. Особо ценным является тот факт, что автор представляет модель не просто использования возможностей трех субъектов учебной деятельности, а обеспечения их взаимодействия и возможности реализации в контексте традиционного обучения, поэтапно наращивая потенциал личностно ориентированного, индивидуализированного обучения. Практическая модель не только прошла апробацию, но и получила убедительное теоретическое обоснование, что свидетельствует о компетентности, теоретической грамотности автора. Статья рекомендуется к печати, поскольку затронутая проблема архиактуальна, информация хорошо структурирована и является ценной и в теоретическом, и в практическом аспекте. Обозначенный подход может быть трансформирован не только на другие школьные учебные дисциплины, но и в систему высшего профессионального образования. Желаю успехов.

21.04.2015, 14:15 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Автор статьи обращает внимание на один из наиболее актуальных вопросов современного образования - применение в учебном процессе электронных ресурсов. Безусловно, органичным является рассмотрение данной проблематики в контексте "функционирования деятельностного треугольника, состоящего из деятельности учителя, обучающегося и электронного образовательного ресурса". Однако в работе нет четкого определения индивидуализированного обучения. Данное понятие, на наш взгляд, многозначно и имеет несколько смысловых пластов. Следовательно, необходимо ограничить или уточнить его смысловое поле в рамках означенной проблемы. Также автору необходимо обратить внимание на опечатки. После дорабокти может быть опубликовано.

21.04.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Васин Евгений Константинович:
Уважаемая Елена Геннадьевна, опечатки в тексте статьи устранены.

21.04.2015, 18:35 Куличенко александр Иванович
Рецензия:  Статья рекомендуется к публикации. В статье рассматривается использование в образовательном процессе автоматизированных систем, что позволяет внести изменения в используемые методы и формы обучения, что, в свою очередь, стимулирует новое понимание дидактического процесса и установление иных принципов обучения. А также предполагает разработку и внедрение инструментального обеспечения дидактического процесса, функционирующего на основе электронных образовательных ресурсов.

24.04.2015, 21:54 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья интересна. Обладает актуальность несомненного практического плана. Соблюдены основные квалификационные признаки. Рекомендуется к публикации. Автору - успеха и удачи.

27.04.2015, 23:18 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Для повышения наглядности и восприимчивости материала его следует дополнить графическими иллюстрациями (структурными схемами, графами связей и т.д.). Рекомендуется к печати.
28.04.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Васин Евгений Константинович:
Уважаемый Александр Юрьевич,отсутствие графических иллюстраций объясняется исключительно ограниченностью объема статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх