Студентка
Алтайский Государственный Университет
Кафедра ПКиПТ АлтГУ.
Максимова Светлана Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, Алтайский Государственный Университет
УДК 37
После окончания школы перед выпускниками встает выбор, куда пойти и чем заниматься? В современном мире информации настолько много, что выпускнику сделать правильный выбор становится очень сложно. Очень часто, учащиеся выбирают ВУЗ не по желанию, а там где конкурс меньше, друзья учатся или рекомендуют родители[1].
Нами было проведено исследование среди выпускников сельских школ. В опросе участвовало 52 выпускника сельских школ и 25 учителей, выступивших в роле экспертов
Результаты исследования таковы: Первый блок нашего исследования включал в себя вопросы для изучения материальных ценностей выпускников.
И выяснилось, что выпускники сельских школ ставят на первое место материальные ценности, так 56% опрошенных отметили что, при выборе профессии высокая заработная плата является главным аргументом. 30% -ответили что, этот пункт не как не повлияет на их выбор. Остальная часть выпускников не дала ответа на этот вопрос. Можно отметить, что 45% выпускников считают что, наличие льгот является весомым аргументом при выборе профессии.
Исследуя мотивация выбора будущей профессии, следует отметить, что выпускники намного более ориентированы на престиж своей профессии и на возможность получать высокий заработок. «Престижность» отмечают 23 % ,высокий заработок привлекает 56% выпускников. Такие мотивы как – «общественная значимость», «семейная традиция», «легкость устройства на работу» отметили 11%. А вот выбирают свою будущую профессию по той причине, что легко получить образование по этой специальности 10%.
Можно отметить что, 44% выпускников сельских школ уверены, что они не выберут ту профессию где нет продвижения вверх по «карьерной лестнице».
Второй блок оценивал возможности и степень подготовленности учеников к выбору профессии.
И так, 53% выпускников отметили, что хорошо представляют свои сильные стороны, которые помогут им стать успешнее и знают свои интересы и способности. 27% знают свои сильные стороны, но не знают как ими воспользоваться. 20% не знают своих сильных сторон и хотели бы получит помощь в определении с профессией у специалистов.
При выборе будущей профессии, 68% выпускников готова самостоятельно сделать выбор.24%-прислушиваются к мнению родителей и 8% к мнению друзей, учителей.
81% учащихся определился с будущей профессией и 18% не готовы сделать выбор.
На вопрос о том: «что Вам мешает учиться лучше?» 56% признались что лень 21% - отсутствие интереса к учебе, 18% - отметили сложность основных предметов и перегрузка учебными занятиями и 5% - трата времени на общение с друзьями.
Уровень обучения в школе большинство выпускников считают удовлетворительным(42%), 35% высоким, 14% считают уровень обученья очень низки и хотели бы изменений. И для 9% опрошенных этот вопрос сталь затруднительным.
Основной причиной, по которой выпускники стараются учиться лучше, это что бы в последствии получать много денег 38%, 32% - чтобы больше знал и умел, 17% - меня хвалили 12% - чтоб не наказывали.
В ходе исследования было выяснено, что в школе мало уделяется внимания профессиональной ориентации выпускников.
Таким образом, работа по профессиональной ориентации должна носить системный комплексный характер – вестись совместно учителями общеобразовательных школ, психологами, медицинскими работниками; на управленческом уровне - социологами, представителями региональной службы занятости, министерства труда и социального развития и министерства образования.
Рецензии:
26.04.2015, 8:13 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: В статье представлены результаты экспериментального исследования на достаточно актуальную тему и, несомненно, представляют интерес не только для практики, но и для теории образовательной деятельности современной школы. Однако, считаю, что автору необходимо провести обработку и анализ экспериментальных данных, что позволит сделать соответствующие обобщения, возможно, выделить тенденции (хотя бы на самом элементарном уровне). Тогда и выводы будут не такими общими и универсальными, а будут нести конкретную информацию как результат конкретного экспериментального изучения проблемы. В тексте есть ошибки. Рекомендую к публикации после незначительной доработки.
8.12.2015, 16:14 Чмир Роман Александрович
Рецензия: На мой взгляд, профессиональные планы и мотивация это разные понятия. Следует изменить название статьи, к примеру: Влияние мотивации на выбор профессии выпускников сельских школ. В тексте также имеются незначительные орфографические ошибки. В целом работа интересная и заслуживает публикации. При изучении мотивации обычно используются общепринятые методики, которые автор, в зависимости от целей анкетирования, может видоизменять. Было бы правильно указать автора методики по изучению мотивации школьников которыми вы пользовались.
Комментарии пользователей:
5.05.2015, 17:00 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Социологические опросы полезны, позволяют людям, лучше знать себя, а власти управляемое население. По полученным цифрам стоит знать, какие позиции у мальчиков, а каие у девочек. Не менее важен учет уровня материальной состоятельности родителей. Стоило найти показания городов и сделать сравнение.Эти замечания добавлены к тому, что сделаны предыдущим рецензентом. |
5.05.2015, 21:52 Садыкова Надежда Ринатовна Отзыв: Спасибо за отзыв. Исследование будет продолжено. Мы учтем все замечания и дополним анкету, чтобы получить полную информацию по данным вопросам. |