Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 22.04.2015. Последняя правка: 22.04.2015.

О необходимости использования многофункционального стрелкового комплекса для обучения военнослужащих стрельбе из стрелкового оружия

Гужвенко Елена Ивановна

доктор педагогических наук, доцент

Рязанское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды краснознаменное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова

доцент

Тумаков Николай Николаевич, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы. Гужвенко Василий Юрьевич, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, курсант 12 группы, воздушно-десантный факультет


Аннотация:
В современных войнах необходима быстрая манёвренность, умение сделать точный выстрел за короткое время. Чтобы подготовить хорошего стрелка, необходимы специальные условия. Разработана методика обучения военнослужащих и стрелковый комплекс.


Abstract:
In modern warfare requires a fast maneuverability and the ability to shoot accurately in a short time. To prepare a good hand, requires special conditions. The technique of training soldiers and shooting complex.


Ключевые слова:
обучение военнослужащих; скоростная стрельба; стрелковый комплекс

Keywords:
military training; speed shooting; shooting complex


УДК 517.518.23

Введение.  Неоспорим тот факт, что огневая подготовка является составной частью полевой выучки войск. Высокое качество огневой выучки личного состава обеспечивается умелым планированием, строгой методической последовательностью в обучении, правильной организацией занятий, систематическим проведением огневых тренировок и стрельб с высокой эффективностью, рациональным применением современной учебной материально-технической базы. В настоящие время в связи с развитием вооружения и военной техники современный бой стал стремительным, скоротечным и динамичным. Характерными чертами современного общевойскового боя являются: решительность целей, высокая напряженность, скоротечность и динамичность, широкое применение манёвра, наземно-воздушный характер, одновременное мощное огневое и радиоэлектронное воздействие на всю глубину построения боевых порядков сторон, быстрый переход от одних видов действий к другим, применение разнообразных способов построения боевых порядков и выполнения боевых задач, сложная тактическая обстановка.

Подразделения воздушного десанта начинают бой немедленно после приземления, как правило, не имея полных данных о противнике, действуют стремительно, чтобы уничтожить противника раньше, чем он сумеет организовать сопротивление. Научиться выполнять быстрые и точные выстрелы  помогает методика обучения специальной скоростной стрельбе, применяемая в специальных условиях, приближенных к боевым. Для имитирования условий боя разработан многофункциональный стрелковый комплекс.

Актуальность. Подготовка военнослужащих к боевым условиям – сложный процесс, включающий в себя психологическую, моральную, специальную стрелковую подготовку. Всё это наиболее эффективно формируется на специальных стрелковых комплексах, позволяющих имитировать различные реальные ситуации современного боя, отрабатывать технику стрельбы в сочетании с психологической подготовкой. Однако в военных вузах нет разработанных положений по созданию специальных стрелковых комплексов для подготовки стрелков, владеющих навыками специальной скоростной стрельбы. В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище выполнена разработка теоретических положений, создана техническая документация для построения такого комплекса, обоснованы требования по его назначению и созданы методические рекомендации по обоснованию использования специального стрелкового комплекса для обучения курсантов стрельбе из всех видов стрелкового оружия.

Занятия по огневой подготовке организовываются и проводятся на полевой, приказарменной и классной учебной материально-технической базе, на учебно-тренировочных средствах.

Полигоны являются основой учебной материально-технической базы войск и предназначены для качественного обеспечения задач боевой подготовки, достижения высокой выучки и психологической закалки личного состава соединений, воинских частей, подразделений видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации [2]. Они должны отвечать современным требованиям боевой подготовки, иметь высокую техническую оснащенность, необходимую пропускную способность и обеспечивать эффективность проведениязанятий, при этом обеспечивать выполнение требований безопасности, охраны жизни и здоровья людей, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

Перечень и количество необходимых учебных объектов для каждого полигона составляется исходя из требований нормативных правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил и потребности базирующихся на них войск, определяемой программами боевой подготовки, курсами стрельб и вождения. Сооружение и совершенствование учебных объектов полигонов производится в соответствии с перспективными и годовыми планами, а расположение их на местности – с утвержденными генеральными планами. Сооружение учебных объектов осуществляется в строгом соответствии с требованиями Альбома схем, а поставка комплектного оборудования в соответствии с установленными нормами, утвержденными соответствующими приказами.

Проанализировав характеристики полигонов ВДВ, сделаны выводы, что для обучения курсантов специальной скоростной стрельбе [2; 6] не разработаны варианты строительства полигонов, однако они необходимы, в связи с этим в РВВДКУ был спроектирован и построен специальный стрелковый комплекс для обучения скоростной стрельбе. Специальный стрелковый комплекс представляет собой тиры для разноуровневой подготовки курсантов – от начального обучения стрельбе до подготовки специалистов высокого уровня, способных решать задачи в боевых или приближённым к боевым условиях.

Тиры для подготовки стрелков начального уровня предназначены для первоначальной отработки стрелковых навыков, там построены стационарные упражнения для обучения военнослужащих в любых условиях делать быстрый и точный выстрел на дистанции ведения действительного огня, четко идентифицировать цель и принимать быстрые верные решения при огневом контакте. На начальном этапе специальной огневой подготовки производится базовое обучение, включающее одиночную и групповую подготовку военнослужащих [1].

Основные технические составляющие начального этапа специальной огневой подготовки: правила безопасного поведения с оружием; материальная часть оружия; техника стрельбы; варианты стоек и позиций удержания оружия; выхватывание пистолета из кобуры, ношение оружия в кобуре; различные варианты досылания патрона в патронник; вскидывание автомата на цель, ношение автомата на ремне; вскидывание автомата на цель; различные варианты досылания патрона в патронник; оценка результатов стрельбы; раневая баллистика; сдвоенный выстрел; множественные цели, смена скорости, перенос огня; смена магазина; устранение задержек 1-4-го типов; повороты и разворот, атака с флангов и тыла; стрельба с колена и лежа; стрельба в движении, из-за укрытия; работа с оружием одной рукой; идентификация цели в толпе; защитная стрельба; работа с автомобилем; переход с основного оружия на резервное; работа с оружием ночью; работа в паре, четверке и группе.

Когда у военнослужащих сформированы базовые навыки обращения с оружием и скоростной стрельбы, военнослужащие обучаются применению оружия при стрельбе из-за укрытий, через проемы, в ходе перемещения на фоне тактической обстановки [4]. 

Итоговый контроль стрелковой подготовки военнослужащих осуществляется в тире, представляющем собой многоуровневый комплекс со множеством переходов, световыми и шумовыми имитаторами.

 После обучения на каждом этапе сдается квалификационный экзамен с выполнением контрольных упражнений.

Вид надземной части разработанного многофункционального стрелкового комплекса – небольшой холм, все коммуникации расположены под землёй, где обучаемые высокого уровня подготовки должны выполнять боевые задачи по захвату вражеских объектов.

Документация к разработанному комплексу включает в себя описание материала, из которого изготовлен комплекс, описание решения по вентиляции, водоотведению, освещению, точки видеофиксации, центр управления, перечень упражнений для работы одиночным стрелком или группой, обслуживание тренажерного комплекса (соблюдение требований безопасности, расположение огневых точек, рикошет, пулеприемники, приблизительную стоимость объекта; регламент обслуживания и штат объекта [5].

Выполнение упражнения на комплексе является решением боевой задачи, которая может меняться в зависимости от уровня подготовки военнослужащих. Несмотря на стационарность построенных тиров и стрелкового комплекса, преподаватель может сколь угодно варьировать упражнения, выполняемые обучаемыми, не вызывая у них привыкания к мишенной обстановке [6; 7].

 

При разработке стрелкового комплекса были спроектированы и построены отдельные его элементы для различных частей тиров, оформлены полезные модели и рационализаторские предложения, внедрённые в учебный процесс.

Для отработки навыков выполнения огневой задачи при преодолении закрытой местности в условиях возможного поражения противником разработано и построено приспособление, фотография которого представлена на рисунке 4. Цель разработанного устройства – выработка у военнослужащих интуитивного восприятия неожиданного появления противника по косвенным признакам и автоматического, подсознательного приятия единственно верного решения для поражения противника при различных углах и расстояниях его положения и расположении стрелка. Достижение поставленной цели обеспечивается строго регламентированным расположением мишеней и перемещением стрелка внутри и снаружи разработанного устройства.

 Для стрелкового комплекса спроектированы и изготовлены полезные модели:

1 Концевой А.Г., Тумаков Н.Н., Гужвенко Е.И., Гужвенко В.Ю. Полезная модель: Дополнительное мишенное оборудование к учебному объекту «Многофункциональный стрелковый комплекс» для обозначения движущейся цели.

2 Безруков С.И., Тумаков Н.Н., Шапран В.Н., Гужвенко В.Ю. Полезная модель: Дополнительное мишенное оборудование к учебному объекту «Многофункциональный стрелковый комплекс» для обозначения появляющейся цели.

3 Тумаков Н.Н., Старков Р.В., Шапран В.Н., Гужвенко В.Ю. Полезная модель: Дополнительное устройство для активизации качающейся мишени «Свингер».

В стадии строительства находится подземная часть многофункционального стрелкового комплекса (рисунки 2, 3), предназначенная для решения сложных огневых и тактических задач стрелками высокого уровня, для их психологической подготовки к бою [8].

Результаты, выводы. Результаты разработки, построения и использования многофункционального стрелкового комплекса представлены в следующем виде: научно-исследовательская работа; полезные модели; рационализаторские предложения; выступления на конференциях; публикации по теме исследования.

Заключение. Практика использования многофункционального стрелкового комплекса при обучении военнослужащих специальной скоростной стрельбе показала ощутимый рост стрелкового мастерства военнослужащих, что доказано в результате педагогического эксперимента.

Библиографический список:

1. Гужвенко, Е.И. Конструирование специального стрелкового комплекса РВВДКУ с использованием средств информационных технологий. [Текст] / Е.И. Гужвенко, Н.Н. Тумаков, В.Ю. Гужвенко. Материалы IX Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Российский студент – гражданин, личность, исследователь» 27 марта 2014 года. Нижний Новгород, 2014 – С. 277-278.
2. Курс стрельб из стрелкового оружия и вооружения боевых машин Воздушно-десантных войск. [Текст] – Москва: Воениздат, 2012. – 307 с.
3. Ларин, A. Стрелковая подготовка сотрудников спецподразделений: Базовый курс. [Текст] / A. Ларин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 256 с.
4. Тумаков, Н.Н. Использование специальных стрелковых комплексов при обучении курсантов [Текст] / Н.Н. Тумаков, Е.И. Гужвенко. В сб. межвуз. уч.-метод. сборов «Современные модели подготовки сотрудников УИС: интеграция науки и практики в условиях вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» 3-4 октября 2013 года в Академии ФСИН России. – Рязань. 2013. – С. 67-74.
5. Тумаков, Н.Н. Разработка и использование специального стрелкового комплекса для обучения военнослужащих. [Текст] / Н.Н. Тумаков, Е.И. Гужвенко, В.Ю. Гужвенко. Матер. второй всероссийской межведомственной науч. Конф. «Военная наука в России и за рубежом» 20 ноября 2013 г. М.: МГИМО (У). 2013. – С. 45-49.
6. Тумаков, Н.Н. Обучение военнослужащих специальной скоростной стрельбе. [Текст] / Е.И. Гужвенко, Н.Н. Тумаков, В.Ю. Гужвенко. Материалы IV научно-методической конференции «Методы обучения и организация учебного процесса в вузе». – Рязань, РГРТУ, 2015. – С. 420-422.
7. Тумаков, Н.Н. Разработка стрелкового комплекса для обучения скоростной стрельбе с учётом психологических аспектов боевой обстановки. [Текст] / Н.Н. Тумаков, Е.И. Гужвенко, В.Ю. Гужвенко. – Балашиха. Изд-во ВТУ. 2013. – С. 76-82.
8. Тумаков, Н.Н. Психологические аспекты, важные для обучения скоростной стрельбе. Текст] / Н.Н. Тумаков, Е.И. Гужвенко, В.Ю. Гужвенко. Депонир. 23.04.2013, СРДР, серия Б, вып 103. Инв. № В7454.




Рецензии:

22.04.2015, 21:51 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Приведены основные элементы методики формирования навыков быстрой и точной стрельбы. Требования к подготовке курсантов также прописаны в статье и методика их оценки приведена. Описаны требования к составу и структуре стрелкового комплекса. В статье упомянуты рисунки 2 и 3, однако они отсутствуют.

23.04.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Гужвенко Елена Ивановна:
Дмитрий Григорьевич, спасибо большое за положительный отзыв.

22.04.2015, 22:21 Куличенко александр Иванович
Рецензия: В статье рассматривается актуальная тема, разработка документации для построения комплекса, предназначеного для обучения солдат стрельбе, в различных условиях. Обоснованы требования по его назначению и созданы методические рекомендации по обоснованию использования специального стрелкового комплекса для обучения курсантов стрельбе из всех видов стрелкового оружия.
23.04.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Гужвенко Елена Ивановна:
Александр Иванович, спасибо большое за положительную рецензию.

24.04.2015, 21:41 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья является актуальной и в теоретическом и в практическом аспектах. Авторская позиция аргументирована, четко изложена и отличается несомненной новизной. Рекомендуется к публикации
25.04.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Гужвенко Елена Ивановна:
Спасибо Вам, Галина Ивановна!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх