Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.04.2015. Последняя правка: 23.04.2015.
Просмотров - 2202

Акцизное налогообложение как инструмент защиты здоровья нации

Шаляпина Елена Павловна

ТПУ

студент

Колыхаева Юлия Александровна, доцент кафедры экономики, уполномоченный от ИСГТ по государственным контрактам Национальный исследовательский Томский политехнический университет


Аннотация:
На протяжении многих лет в России особо остро стоит проблема борьбы с высоким количеством курильщиков и людей, употребляющих в больших количествах алкогольные напитки. Увеличение акцизов помогает повысить здоровье нации. Одной из мер государства в решении данной проблемы является увеличение акцизного налогообложения спиртосодержащей продукции и табачных изделий.


Abstract:
For many years in Russia particularly acute problem of combating the high number of smokers and people who consume large quantities of alcoholic beverages. The increase in excise duties helps to improve the nation's health. One of the measures of the state in solving this problem is to increase the excise taxation of alcohol and tobacco products.


Ключевые слова:
акцизное налогообложение; защита здоровья

Keywords:
excise taxes, health protection


УДК 336.226.33:613.86

На протяжении многих лет в России особо остро стоит проблема борьбы с высоким количеством курильщиков и людей, употребляющих в больших количествах алкогольные напитки.

Увеличение акцизов помогает повысить здоровье нации.

Одной из мер государства в решении данной проблемы является увеличение акцизного налогообложения спиртосодержащей продукции и табачных изделий.

Акцизы, вариация косвенного налогообложения некоторых видов продуктов, взыскиваемых с налогоплательщиков, изготавливающих и реализующих подакцизную продукцию. По содержанию это второй косвенный налог. Порядок вычисления и оплаты акцизов регламентируется гл. 22 НК РФ. Алгоритм вычисления и оплаты в бюджет очень похож на порядок вычисления НДС, но имеет свои исключения. Как правило, акцизами облагаются, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета произведенной изготовителями сверхприбыли. Эти акцизы входят в устройство цены подакцизной продукции и во многом обозначают ее ценовой уровень. При отборе вида продукции, которые облагаются акцизами, следует проявлять интерес не только к фискальным резервам данного налога, но и степень доходов населения, потребляющего подакцизную продукцию. При неосновательном увеличении цен возможны негативные явления.

Экономическая сущность акцизов состоит в том, что данный вид налогов играет значимую роль при реализации фискальной функции экономической политики различных стран. Это связано с тем, что через установление акцизных сборов на продукцию с высокой рентабельностью государство получает в бюджет часть сверхприбыли от реализации такой продукции в РФ[1].

В настоящее время в РФ акцизами облагаются такие товары, как:

1) этиловый спирт, сделанный из пищевого или непищевого материала;

2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;

3) алкогольная продукция (напитки с общей долей этилового спирта более 0,5%, за исключением продуктов питания в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации);

4) табачная продукция;

5) легковые автомобили;

6) бензин автомобильный;

7) топливо дизельное;

8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) прямогонный бензин (бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии);

10) топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия[3];

11) бензол, параксилол, ортоксилол;

12) авиационный керосин.

13) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

В последние годы правительство поднимает ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Решения, принятые в 2011 году в РФ, предусматривают индексацию ставок акцизов на 2012 - 2016 годы, а также ряд конфигураций, нацеленных на развитие действующего способа налогообложения акцизами с целью увеличения эффективности.

В связи с повышением среднего значения стоимости потребительских продуктов и с учетом уровня инфляции в установленном периоде учитывается ежегодное индексирование специальных ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом быстрыми темпами по сравнению со степенью инфляции индексируются ставки акцизов на табачную и спиртосодержащую продукцию.

Однако положение российского рынка дает возможность производить индексацию ставок акциза на табачную продукцию в среднем на 40% в год (см. таблицу 1).

Таблица 1- Действующие и планируемые ставки акцизов на табачную продукцию с фильтром (без фильтра) в 2010 – 2015гг.

Ставка акциза

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Темп роста, % 2010 - 2015

01.01.2012 – 30.06.2012

01.07.2012 – 31.12.2012

Специфическая (руб./1000шт.)

205 (122)

280 (250)

360

390

550

800

940

4,58

Адвалорная (% минимальной розничной цены)

6,5

7,0

7,5

7,5

8,0

8,5

9,0

1,38

Минимальная специфическая (руб./1000шт.)

250 (104,9)

360 (143,4)

460

510

730

1040

1290

5,16

Как мы можем видеть из таблицы, ставка акциза на сигареты с фильтром (без фильтра) увеличивается. Так специфическая ставка акциза увеличилась на 5,58%, адвалорная ставка на 1,38%, а минимальная специфическая ставка на 5,16% с 2010 по 2015 гг.

Представленная налоговая политическая деятельность в отношении акцизов направленная на сигареты взаимодействует с противодействующей политикой государства по потреблению табачной продукции. Из мировой практики мы видим, что одной из наиболее эффективных мер по снижению употребления табачной продукции считается увеличение стоимости сигарет. Предполагается, что розничная стоимость пачки сигарет поднялась до 40 руб. в 2014 году. Стоимость самых популярных марок табачной продукции увеличилась соответственно с 56 до 81 руб. за пачку в 2015 г.

Акцизы на спиртосодержащую продукцию с общей долей этилового спирта свыше 9% также растут быстрыми темпами в сравнении с темпами ставок на спиртосодержащую продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин (см. таблицу 2).

Таблица 2. – Изменение суммы акциза на алкогольную продукцию в 2012 – 2015 гг.

Показатели

1 января 2012

1 июля 2012

1 января 2013

1 января 2014

1 января 2015

Темп роста с 2012 - 2015, %

За 1 литр до 9%, руб.

230

280

320

400

500

2,17

За 1 литр свыше 9%, руб.

254

300

400

500

600

2,36

Представленные в таблице данные показывают, что сумма платежа за 1 литр безводного этилового спирта до 9% с 2012 – 2015 гг. увеличилась на 2,17%. А за 1 литр безводного этилового спирта свыше 9% за этот период увеличилась 2,36%.

Министерство финансов считает необходимым в 2015 году повысить ставки акцизов на крепкий алкоголь еще на 20% - до 600 рублей за литр, на пиво сборы планируется поднять до 20 рублей, а налог на сигареты - до 960 рублей за тысячу штук плюс 9 процентов от стоимости[5].

В настоящее время существует  2 точки зрения на политику государства в области повышения акцизов.

1) Сторонники повышения акцизов считают, что их быстрое повышение поможет гражданам отказаться от курения. Основной аргумент в защиту таких налогов, вредные привычки стоят налогоплательщику не малых затрат, поэтому отучить от них можно путем увеличения акцизов. Однако опыт показывает, что большая часть людей, не изменяет своих привычек. Конечно, найдутся люди, которые смогут отказаться от алкоголя и табака. Но нет сомнений в том, что большинство  будут курить и выпивать и дальше. Спрос на спиртное, сигареты, продукты питания и топливо достаточно не эластичен, то есть люди выберут сократить иные статьи расходов, чем снизить употребление привычных товаров. Такие налоги следует рассматривать как штрафы, так как людей фактически штрафуют за «неправильный» образ жизни.

2) Противники повышения акцизов считают, что резкое увеличение налога на табачную и алкогольную продукцию не сможет отучить граждан употреблять эти товары. Со стороны экономической теории и по многим примерам в практике разных стран, увеличение налогов на вредные товары недейственный способ борьбы с ними. Повышение цен на табачную и алкогольную продукцию не изменит ситуацию, а вынудит их искать доступную альтернативу.

Приверженцы данной теории утверждают, что для государств, которые без усилий хотят собрать деньги с населения, эти налоги очень выгодны. Такие налоги защищены со стороны той группы населения, которая не употребляет алкоголь, не курит и не зависим других вредных привычек. Правительство оправдывает собственные действия вниманием о состоянии здоровья людей, чтобы создать впечатление, что главным действенным мотивом для увеличения налогов служит альтруизм. На самом деле так оно и есть. Однако, вследствие этого, на бедные слои населения ложится груз: повышение акцизов на эти товары увеличивает уровень бедности и социального неравенства[1].

Президент РФ В. В. Путин согласился, что власти должны продвигать позицию деалкоголизации населения, борьбы с курением. «Но нельзя это делать, как это было в советские времена, когда боролись с пьянством» — известил президент, заметив, что та проведенная политика не привела к меньшей алкоголизации «просто начали пить денатурат, начали гнать самогон и так далее». Президент постановил, что здесь нужна комплексная работа пропаганда здорового образа жизни, развитие спорта[2].

Подводя итог, можно сделать вывод, что на протяжении последних пяти лет государственная политика в области налогообложения направлена на повышение акцизов с целью защиты здоровья граждан. Однако данной меры недостаточно для того, чтобы снизить среди населения объем потребления алкоголя и табачных изделий. Помимо повышения акцизов необходимо применять достаточно серьезные государственные меры, направленные на оздоровление нации.

Библиографический список:

1. Консультант плюс. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129118;frame=103
2. Налоговый Кодекс РФ (глава 22)
3. Овионт информ. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.oviont.ru/useful/arts/3820/
4. Печатный и электронный журнал практическая бухгалтерия. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.buhgalteria.ru/spravochnik/tax-rates/excises/
5. Подати нет. Налоговый портал. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.podatinet.net




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх