Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 22.04.2015. Последняя правка: 22.04.2015.
Просмотров - 13065

РОССИЙСКИЙ РЫНОК УСЛУГ. СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

Лунько Максим Евгеньевич

Бакалавр

Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет

студент

Еремина Софья Леонидовна, доктор экономических наук, профессор кафедры инженерного предпринимательства Национального Исследовательского Томского Политехнического Университета


Аннотация:
Основными показателями, характеризующими современное состояние российского рынка услуг, являются: доля сферы услуг в ВВП страны, доля в мировом экспорте и импорте услуг, динамика показателей экспорта и импорта услуг, частные показатели по отраслям сферы услуг. Проведенная оценка возможностей российского бизнеса в сфере услуг на международном рынке показала, что российский бизнес отстает от зарубежных компаний, но имеет потенциал для развития, наблюдается тенденция к росту.


Abstract:
The main indicators of the current state of the Russian market of services are the share of services in GDP, the share of world exports and imports of services, the dynamics of export and import indices of services, private indicators for service industries. Assess the potential of Russian business in the service sector in the international market has shown that Russian business is lagging behind foreign companies, but has potential for development, there is a tendency to increase.


Ключевые слова:
рынок услуг; международный рынок услуг; сфера услуг; бизнес; предпринимательство; экспорт услуг; импорт услуг.

Keywords:
market services; international services market; services; business; entrepreneurship; services exports; imports of services.


УДК 338.4

Введение
Российский рынок услуг начал образовываться в первой половине девяностых годов вместе с процессом рыночных реформ и приватизации. До этого сектор услуг в большой степени контролировался государством, а в ряде секторов государство было главным поставщиком услуг. С начала девяностых годов и до сегодняшнего дня национальный рынок услуг непрерывно развивается.
Актуальность данной работы 
состоит в том, что доля услуг в ВВП развитых стран превышает 65%, а в США достигла 77%, в России – около 55%. За последние двадцать лет эта сфера стала одной из самых динамично-развивающихся сфер мирового хозяйства. Сможет ли российский бизнес выйти на международный рынок и стать одним из ключевых игроков? Что для этого нужно сделать?
Цель исследования - обосновать, что потенциал российского бизнеса на международном рынке услуг используется не полностью
Задачачи исследования:
  • проанализировать степень занятости населения в сфере услуг
  • оценить роль России на мировом рынке услуг
  • выявить проблемы в развитии российского рынка услуг
  • сделать выводы о потенциале российской сферы услуг на международном рынке
В работе использованы актуальные материалы и статистика за последние 6 лет. Применены методы анализа, синтеза, гипотезы.

Результаты исследования.

Российский рынок услуг начал образовываться в первой половине девяностых годов вместе с процессом рыночных реформ и приватизации. До этого сектор услуг в большой степени контролировался государством, а в ряде секторов государство было главным поставщиком услуг. С начала девяностых годов и до сегодняшнего дня национальный рынок услуг непрерывно развивается. Наибольшая интенсивность существовала в банковской сфере и в сфере страхования, телекоммуникации и информационных технологий, торговли, питания, туризма и сфере развлечений. Сфера услуг играет важную роль в обеспечении занятости населения, составляя 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока – около 55%, в то время как в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%. [1, с. 24]

Структура и главные качественные параметры российского рынка услуг значительно отличаются от зарубежных, в первую очередь, традиционных отраслей, которые обеспечивают перевозку и сбыт произведенных товаров.

Сегодня в России есть проблемы со статистическим учетом услуг в производстве внутри страны и в международной торговле, в частности, связанных с их классификацией. Необходимо создание национального классификатора видов хозяйственной деятельности по услугам, соответствующего международной системе.

Россия на мировом рынке услуг в основном играет роль нетто-импортера, нахолясь на 22-м месте по экспорту услуг ($58 млрд ), что составляет 1,3 % от общемирового экспорта, 14-е место по импорту услуг ($102 млрд) – 2,5 % от общемирового импорта. Это объясняется неразвитостью в нашей стране транспортной и туристической инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских и иных подобных организаций, что ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям. [2, с. 51]

По оценкам экспертов, российский рынок услуг имеет большую привлекательность для зарубежных компаний. Главным образом это касается таких стремительно развивающихся и потенциальных его секторов, как рекламного, консалтингового, строительного и транспортного. Потенциал этих видов услуг велик, но сегодня существенная доля доходов от них сосредоточена в руках зарубежных фирм.

Неразвитость наукоемких отраслей услуг не только снижает конкурентоспособность продукции российских предприятий в мире, но отрицательно сказывается на внутреннем рынке. Крупнейшие российские компании могут себе позволить оплату иностранных менеджеров и консультантов, но малому и среднему бизнесу это не по силам. Неоднократные попытки государства повторить опыт западных стран, создающих венчурные фирмы, которые обеспечивают наукоемкими услугами малый, оказались неэффективными. В отличие от развитых стран, российский крупный частный бизнес не пришел в венчурное предпринимательство. Без помощи государства и крупного бизнеса малый и средний бизнес деловых услуг с нарастающей скоростью сдает позиции зарубежным компаниям в традиционных и особенно в инновационных отраслях промышленности. Так, при наличии производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы отечественные предприятия практически вытеснены из нефтесервиса - разведки и обустройства нефтегазовых месторождений, производства бурового и прочего оборудования.

Увеличение объема сферы услуг в ВВП до уровня развитых стран преимущественно за счет торговли и услуг государства воспринимается некоторыми авторами как тупиковый путь развития. Считается, что при существующей структуре услуг трудно надеяться на достойную интеграцию России в мировое хозяйство. Даже конкурентоспособная по техническим, качественным и ценовым характеристикам продукция российских предприятий не пробьется на мировой рынок без сопровождающих ее услуг - консультационных, сервисных, финансовых, рекламных, которые принято относить к наукоемким и которые на Западе составляют от 10 до 20% экспорта.

Несмотря на отрицательные стороны, Россия имеет довольно большой потенциал в наращивании внешней торговли услугами. Наукоемкие услуги в области космоса, туризма, программирования следует отнести к перспективным сферам.

В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 2002 году экспорт услуг составлял $9,6 млрд и импорт – $17,4 млрд, в 2010 году, соответственно, – $32,2 млрд и $39,8 млрд, т.е. в 3 и в 2 раза выше. [2, с.52] 

Таблица 1. Динамика торговли услугами России за период 2000–2010 гг., $ млрд.

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Отклонение 2010 г. от 2002 г.

в абс.

в %

Экспорт

9,6

12,8

15,1

19,6

21,1

21,3

25,6

29,9

32,2

22,6

333,8

Импорт

17,4

20,7

26

28,4

29,1

29,9

30,9

34,4

39,8

22,4

228,8

В международной торговле услугами Россия находится на слабых позициях по объективным причинам и с учетом исторического прошлого и не может в данный момент полностью реализовать потенциал и преимущества этой деятельности для экономики страны. Экспорт российских услуг за рубеж может стать потенциальной сферой российских связей во внешней экономике и источником повышения доходов. Эта сфера должна быть финансируема государством и крупным бизнесом, необходимо создание и обеспечение позитивных условий для быстрого роста наукоемких областей. Услуги иностранных поставщиков могут стать основным фактором увеличения темпов роста национальных производителей, если структура импортируемых услуг будет в большой степени направлена на рост экономики, как это происходит на Западе, а на рынке России будет баланс между российскими и зарубежными интересами производителей и в большой степени удовлетворять потребителя в полноценной конкурентной среде.

Экспорт транспортных услуг России с 2002 г. по 2012 г. увеличился в 4 раза. Что касается абсолютного показателя ($8,7 млрд), то он в общем-то не впечатляет. Объем транспортных услуг нашей страны сопоставим с годовым объемом услуг, оказываемых транспортной компанией из Дании, которая входит в состав группы A.P. Moller (Maersk-Sealand). Импортируется Россией транспортных услуг примерно на сумму в $4,8 млрд. Общий показатель работы российских транспортных фирм сильно отличается от других стран мира. Российские автоперевозчики способны обслуживать 36–38% от всех грузов российской внешней торговле. Все остальные российские и зарубежные грузы «достаются» иностранным компаниям. [2, с.53]

Главными ориентирами международного объединения в сфере транспортных услуг являются интеграция транспорта России в транспортную систему Европы, создание и вклад в развитие общего транспортного пространства между странами СНГ, развитие взаимодействия в региональном плане, возрастание роли РФ в устанавливаемой общей транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона, ее участие в интернациональных проектах и программах, связанных с транспортными услугами.

Что касается международного туризма, сегодня России мешает политическая нестабильность и трудности с экономикой. В России слабо развита туристическая инфраструктура, а качество обслуживание оставляет желать лучшего. Часть этих проблем, вероятно, решает проведение Олимпийских игр в 2014 году в Сочи.

Отсутствие единого информационного поля на российском туристическом рынке и неслаженность работы государства и частного сектора привели к тому, что сфера туризма оказалась в руках коммерческих фирм, не имеющих социальной ориентированности, задач и целей. В результате этого дешевый туризм исчез вместе с возможностью посетить Россию для девяноста миллионов российских граждан из бывших республик Советского Союза.

По рекомендации ВТО в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, то есть на каждого покидающего страну человека за границу должно приходиться четыре человека, путешествующих на внутренних маршрутах туризма. Сегодня в России отношение составляет 1:15. Несмотря на то, что российские граждане предпочитают путешествия за границу, мало что привлекает иностранцев на российские курорты. Нужно стимулировать туризм таким образом, чтобы вместе с ростом внешнего туризма возрастал уровень и внутреннего туризма.

Несмотря на это, по прогнозам ВТО, за ближайшее десятилетие в России будет наивысший приток туристов (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может стать пятой страной по популярности среди туристов Европы, сразу за Францией, Испанией, Великобританией и Италией. Как оценивает ВТО, Россия обладает возможностями принять около сорока миллионов туристов из-за рубежа за год, только если будет создан уровень инфраструктуры туризма. Но сегодня потенциал России в сфере туризма совсем не реализуется, количество туристов составляет лишь 7,4 млн человек в год. 

Выводы. 
Сегодня в России есть проблемы со статистическим учетом услуг в производстве внутри страны и в международной торговле. Существует ряд проблем, связанных с классификацией услуг. По оценкам экспертов, потенциал таких стремительно развивающихся и потенциальных сфер как рекламные, консалтинговые, строительные и транспортные услуги велик, но сегодня существенная доля доходов от них сосредоточена в руках зарубежных фирм.

Существует проблема неразвитости наукоемких отраслей услуг, которая снижает конкурентоспособность российской продукции в мире и отрицательно сказывается на внутреннем рынке.

Малый и средний бизнес сдает позиции без помощи государства и крупного бизнеса в традиционных и инновационных отраслях зарубежным компаниям.

Несмотря на отрицательные стороны, Россия имеет довольно большой потенциал в наращивании внешней торговли услугами. Наукоемкие услуги в области космоса, туризма, программирования следует отнести к перспективным сферам.

В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 2002 году экспорт услуг составлял $9,6 млрд и импорт – $17,4 млрд, в 2010 году, соответственно, – $32,2 млрд и $39,8 млрд, т.е. в 3 и в 2 раза выше.

Библиографический список:

1. Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 3. – С. 23–28.
2. Будиловская О. А. Современное состояние и структура международного рынка услуг // вестник оренбургского государственного университета. – 2012. - №13. – С. 49-55.
3. Киндалов В. В. Конкурентоспособность России на мировом рынке: сфера услуг // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2014. №7. – С. 335-340.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх