Бакалавр
Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет
студент
Еремина Софья Леонидовна, доктор экономических наук, профессор кафедры инженерного предпринимательства Национального Исследовательского Томского Политехнического Университета
УДК 338.4
ВведениеРоссийский рынок услуг начал образовываться в первой половине девяностых годов вместе с процессом рыночных реформ и приватизации. До этого сектор услуг в большой степени контролировался государством, а в ряде секторов государство было главным поставщиком услуг. С начала девяностых годов и до сегодняшнего дня национальный рынок услуг непрерывно развивается. Наибольшая интенсивность существовала в банковской сфере и в сфере страхования, телекоммуникации и информационных технологий, торговли, питания, туризма и сфере развлечений. Сфера услуг играет важную роль в обеспечении занятости населения, составляя 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока – около 55%, в то время как в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%. [1, с. 24]
Структура и главные качественные параметры российского рынка услуг значительно отличаются от зарубежных, в первую очередь, традиционных отраслей, которые обеспечивают перевозку и сбыт произведенных товаров.
Сегодня в России есть проблемы со статистическим учетом услуг в производстве внутри страны и в международной торговле, в частности, связанных с их классификацией. Необходимо создание национального классификатора видов хозяйственной деятельности по услугам, соответствующего международной системе.
Россия на мировом рынке услуг в основном играет роль нетто-импортера, нахолясь на 22-м месте по экспорту услуг ($58 млрд ), что составляет 1,3 % от общемирового экспорта, 14-е место по импорту услуг ($102 млрд) – 2,5 % от общемирового импорта. Это объясняется неразвитостью в нашей стране транспортной и туристической инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских и иных подобных организаций, что ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям. [2, с. 51]
По оценкам экспертов, российский рынок услуг имеет большую привлекательность для зарубежных компаний. Главным образом это касается таких стремительно развивающихся и потенциальных его секторов, как рекламного, консалтингового, строительного и транспортного. Потенциал этих видов услуг велик, но сегодня существенная доля доходов от них сосредоточена в руках зарубежных фирм.
Неразвитость наукоемких отраслей услуг не только снижает конкурентоспособность продукции российских предприятий в мире, но отрицательно сказывается на внутреннем рынке. Крупнейшие российские компании могут себе позволить оплату иностранных менеджеров и консультантов, но малому и среднему бизнесу это не по силам. Неоднократные попытки государства повторить опыт западных стран, создающих венчурные фирмы, которые обеспечивают наукоемкими услугами малый, оказались неэффективными. В отличие от развитых стран, российский крупный частный бизнес не пришел в венчурное предпринимательство. Без помощи государства и крупного бизнеса малый и средний бизнес деловых услуг с нарастающей скоростью сдает позиции зарубежным компаниям в традиционных и особенно в инновационных отраслях промышленности. Так, при наличии производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы отечественные предприятия практически вытеснены из нефтесервиса - разведки и обустройства нефтегазовых месторождений, производства бурового и прочего оборудования.
Увеличение объема сферы услуг в ВВП до уровня развитых стран преимущественно за счет торговли и услуг государства воспринимается некоторыми авторами как тупиковый путь развития. Считается, что при существующей структуре услуг трудно надеяться на достойную интеграцию России в мировое хозяйство. Даже конкурентоспособная по техническим, качественным и ценовым характеристикам продукция российских предприятий не пробьется на мировой рынок без сопровождающих ее услуг - консультационных, сервисных, финансовых, рекламных, которые принято относить к наукоемким и которые на Западе составляют от 10 до 20% экспорта.
Несмотря на отрицательные стороны, Россия имеет довольно большой потенциал в наращивании внешней торговли услугами. Наукоемкие услуги в области космоса, туризма, программирования следует отнести к перспективным сферам.
В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 2002 году экспорт услуг составлял $9,6 млрд и импорт – $17,4 млрд, в 2010 году, соответственно, – $32,2 млрд и $39,8 млрд, т.е. в 3 и в 2 раза выше. [2, с.52]
Годы |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение 2010 г. от 2002 г. |
|
в абс. |
в % |
||||||||||
Экспорт |
9,6 |
12,8 |
15,1 |
19,6 |
21,1 |
21,3 |
25,6 |
29,9 |
32,2 |
22,6 |
333,8 |
Импорт |
17,4 |
20,7 |
26 |
28,4 |
29,1 |
29,9 |
30,9 |
34,4 |
39,8 |
22,4 |
228,8 |
В международной торговле услугами Россия находится на слабых позициях по объективным причинам и с учетом исторического прошлого и не может в данный момент полностью реализовать потенциал и преимущества этой деятельности для экономики страны. Экспорт российских услуг за рубеж может стать потенциальной сферой российских связей во внешней экономике и источником повышения доходов. Эта сфера должна быть финансируема государством и крупным бизнесом, необходимо создание и обеспечение позитивных условий для быстрого роста наукоемких областей. Услуги иностранных поставщиков могут стать основным фактором увеличения темпов роста национальных производителей, если структура импортируемых услуг будет в большой степени направлена на рост экономики, как это происходит на Западе, а на рынке России будет баланс между российскими и зарубежными интересами производителей и в большой степени удовлетворять потребителя в полноценной конкурентной среде.
Экспорт транспортных услуг России с 2002 г. по 2012 г. увеличился в 4 раза. Что касается абсолютного показателя ($8,7 млрд), то он в общем-то не впечатляет. Объем транспортных услуг нашей страны сопоставим с годовым объемом услуг, оказываемых транспортной компанией из Дании, которая входит в состав группы A.P. Moller (Maersk-Sealand). Импортируется Россией транспортных услуг примерно на сумму в $4,8 млрд. Общий показатель работы российских транспортных фирм сильно отличается от других стран мира. Российские автоперевозчики способны обслуживать 36–38% от всех грузов российской внешней торговле. Все остальные российские и зарубежные грузы «достаются» иностранным компаниям. [2, с.53]
Главными ориентирами международного объединения в сфере транспортных услуг являются интеграция транспорта России в транспортную систему Европы, создание и вклад в развитие общего транспортного пространства между странами СНГ, развитие взаимодействия в региональном плане, возрастание роли РФ в устанавливаемой общей транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона, ее участие в интернациональных проектах и программах, связанных с транспортными услугами.
Что касается международного туризма, сегодня России мешает политическая нестабильность и трудности с экономикой. В России слабо развита туристическая инфраструктура, а качество обслуживание оставляет желать лучшего. Часть этих проблем, вероятно, решает проведение Олимпийских игр в 2014 году в Сочи.
Отсутствие единого информационного поля на российском туристическом рынке и неслаженность работы государства и частного сектора привели к тому, что сфера туризма оказалась в руках коммерческих фирм, не имеющих социальной ориентированности, задач и целей. В результате этого дешевый туризм исчез вместе с возможностью посетить Россию для девяноста миллионов российских граждан из бывших республик Советского Союза.
По рекомендации ВТО в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, то есть на каждого покидающего страну человека за границу должно приходиться четыре человека, путешествующих на внутренних маршрутах туризма. Сегодня в России отношение составляет 1:15. Несмотря на то, что российские граждане предпочитают путешествия за границу, мало что привлекает иностранцев на российские курорты. Нужно стимулировать туризм таким образом, чтобы вместе с ростом внешнего туризма возрастал уровень и внутреннего туризма.
Несмотря на это, по прогнозам ВТО, за ближайшее десятилетие в России будет наивысший приток туристов (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может стать пятой страной по популярности среди туристов Европы, сразу за Францией, Испанией, Великобританией и Италией. Как оценивает ВТО, Россия обладает возможностями принять около сорока миллионов туристов из-за рубежа за год, только если будет создан уровень инфраструктуры туризма. Но сегодня потенциал России в сфере туризма совсем не реализуется, количество туристов составляет лишь 7,4 млн человек в год.
Выводы.
Сегодня в России есть проблемы со статистическим учетом услуг в производстве внутри страны и в международной торговле. Существует ряд проблем, связанных с классификацией услуг. По оценкам экспертов, потенциал таких стремительно развивающихся и потенциальных сфер как рекламные, консалтинговые, строительные и транспортные услуги велик, но сегодня существенная доля доходов от них сосредоточена в руках зарубежных фирм.
Существует проблема неразвитости наукоемких отраслей услуг, которая снижает конкурентоспособность российской продукции в мире и отрицательно сказывается на внутреннем рынке.
Малый и средний бизнес сдает позиции без помощи государства и крупного бизнеса в традиционных и инновационных отраслях зарубежным компаниям.
Несмотря на отрицательные стороны, Россия имеет довольно большой потенциал в наращивании внешней торговли услугами. Наукоемкие услуги в области космоса, туризма, программирования следует отнести к перспективным сферам.
В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 2002 году экспорт услуг составлял $9,6 млрд и импорт – $17,4 млрд, в 2010 году, соответственно, – $32,2 млрд и $39,8 млрд, т.е. в 3 и в 2 раза выше.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий