ПолесГУ
студент
Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета
УДК 336.145
Во всех странах существуют местные бюджеты, в задачи которых входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.
Актуальность данной темы заключается в том, что во многих государствах наблюдается тенденция перехода экономических и социальных процессов от центральных уровней государственной власти к местным органам. Это привело к тому, что роль местных бюджетов увеличивается, а сфера их использования расширяется.
Финансовой основой местных органов власти являются их бюджеты. Права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты в интересах населения.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, объем продукции и услуги которых являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [1].
Большую роль местные бюджеты играют в выполнении общегосударственных экономических и социальных задач – главным образом в распределении средств государственного бюджета на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Местные органы власти Республики Беларусь самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение [2].
Рассмотрим состав и структуру бюджетов местных органов власти на примере города Пинска за 2012-2014 гг.
Доходы каждого местного бюджета формируются за счет налогов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Проведем анализ доходов бюджета города Пинска за 2012-2014 гг.
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонение 2014/2012 |
||||
Млрд. руб |
Уд. вес,% |
Млрд. руб |
Уд. вес,% |
Млрд. руб |
Уд. вес,% |
Млрд. руб |
% |
|
Налоговые доходы |
321,76 |
45,3 |
399,23 |
45,2 |
464,31 |
38,4 |
142,55 |
44,3 |
Неналоговые доходы |
34,16 |
4,8 |
49,83 |
5,6 |
83,06 |
6,9 |
48,90 |
143,1 |
Безвозмездные поступления |
353,81 |
49,9 |
433,59 |
49,1 |
659,94 |
54,7 |
306,13 |
86,5 |
Итого доходов |
709,73 |
100 |
882,65 |
100 |
1207,31 |
100 |
497,58 |
70,1 |
Примечание: Источник - собственная разроботка на основе [3].
По результатам таблицы 1 общие доходы города Пинска с каждым годом увеличиваются, если в 2012 г. они составляли 709,73 млрд. руб., то в 2013г. -882,65 млрд. руб., что на 24,4% больше, а в 2014г. уже 1207,31 млрд. руб., что больше на 70,1% по сравнению с 2012г.
Основным источником формирования налоговых доходов являются налоги на доходы и прибыль в 2012-2013 гг. , а в 2014 г. – налоги на товары.
К основным источникам, за счет которых формируются неналоговые доходы бюджета города Пинска, относятся доходы от осуществления приносящей доходы деятельности. Данные доходы в 2014 г. составили 70,7% всех неналоговых поступлений и по сравнению с 2012 г. увеличились на 48,21 млрд. руб. или на 161,0%.
Результаты таблицы 1 показывают, что наибольшими темпами увеличение дохода города происходит за счет увеличения неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, они увеличились соответственно в 2013г. на 45,9% и 22,5 % и в 2014г. на 143,1% и 86,5% по сравнению с 2012г.
В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений: налоговых поступлений в 2012г. -321,76 млрд. руб., в 2013г. -399,23 млрд. руб., в 2014г. -464,31 млрд. руб.; безвозмездных поступлений в 2012г. -353,81 млрд. руб., в 2013г. -433,59 млрд. руб., в 2014г. уже 659,94 млрд. руб.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что доходы бюджета города Пинска формируются в основном за счет безвозмездных поступлений и в 2014 г. они составили 54,7% от общего объема доходов. На втором месте стоят налоговые доходы, и можно заметить, что за период 2012-2014 гг. они постепенно снижаются. В формировании бюджета неналоговые доходы участвуют незначительно, однако их доля постепенно растет с 4,8% в 2012 г. до 6,9% в 2014 г.
Расходы бюджета являются главным элементом, обеспечивающим нормальное функционирование региона и страны в целом.
Рассмотрим состав и структуру расходов города Пинска в соответствии с функциональной классификацией расходов (таблица 2).
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонения 2014/2012 |
||||
Млрд. руб |
Уд. вес,% |
Млрд. руб |
Уд. вес,% |
Млрд. руб |
Уд. вес,% |
Млрд. руб |
% |
|
Общегосударственная деятельность |
12,29 |
1,8 |
17,65 |
2,0 |
25,15 |
2,1 |
12,86 |
104,6 |
Национальная оборона |
0,04 |
0,0 |
0,05 |
0,0 |
0,04 |
0.0 |
0 |
0 |
Национальная экономика |
14,90 |
2,2 |
19,07 |
2,2 |
16,58 |
1,4 |
1,68 |
11,3 |
Жилищно-коммунальные услуги |
107,48 |
15,6 |
155,87 |
17,6 |
302,59 |
25,4 |
195,11 |
181,5 |
Здравоохранение |
297,02 |
42,9 |
369,61 |
41,7 |
443,75 |
37,2 |
146,73 |
49,4 |
Физическая культура, спорт, СМИ |
30,74 |
4,4 |
40,25 |
4,5 |
57,11 |
4,8 |
26,37 |
85,8 |
Образование |
209,88 |
30,4 |
264,90 |
29,9 |
317,22 |
26,6 |
107,34 |
51,1 |
Социальная политика |
18,53 |
2,7 |
18,23 |
2,1 |
29,28 |
2,5 |
10,75 |
58,0 |
Всего расходов |
691,09 |
100 |
885,63 |
100 |
1191,74 |
100 |
500,65 |
72,4 |
Примечание: Источник - собственная разроботка на основе [3].
Изучив данные таблицы 2 можно сделать вывод, что расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2012 г. они составляли 691,09 млрд. руб., то в 2014 г. уже 1191,74 млрд. руб., что на 500,65 млрд. руб. ил на 72,4% больше по сравнению с 2012 г.
Из результатов таблицы 2 следует, что основная часть расходов бюджета города Пинска приходится на здравоохранение, в 2014 г. их доля составила 37,2% от общего объема расходов бюджета. Если проследить динамику изменения удельного веса расходов на здравоохранение, то можно увидеть, что они постепенно сокращаются. Основными расходами в области здравоохранения являются расходы на медицинскую помощь населению (96,3% в 2014 г. от общих расходов на здравоохранение), наименьшую долю занимают расходы на другие вопросы в области здравоохранения (3,7% в 2014 г.).
Второе место по удельному весу в общем объеме расходов бюджета города занимают расходы на образование и составляли 26,6% в 2014 г. Удельный вес расходов на образование также сокращается с каждым годом. Основные расходы в области образования приходятся на общее среднее образование, в 2014 г. они составляли 156,34 млрд. руб. или 49,3% от расходов на образование. Затем идет дошкольное образование 127,70 млрд. руб. или 40,2% в 2014 г. Незначительную роль играют расходы на дополнительное образование детей и молодежи 8,1% и другие вопросы в области образование 2,4% в 2014 г.
Также значительную долю расходов бюджета города Пинска имеют расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, и их доля постепенно увеличивается в общем объеме расходов. Таким образом, в 2012 г. они составляли 15,6%, в 2013 г. – 17,6%, а в 2014 г. – 25,4%. Основную долю в расходах на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2014 г. занимали расходы на жилищно-коммунальное хозяйство 48,6% и расходы на благоустройство населенных пунктов 45,8%. Наименьшую долю имели расходы на жилищное строительство – 3,6% и другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг – 2%.
Наименьшую долю в расходах бюджета города Пинска занимают такие расходы, как расходы на общегосударственную деятельность, национальную оборону, национальную экономику. Данные расходы в сумме составляли примерно 3% в 2014 г. от общего объема расходов бюджета города.
Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета города Пинска имеют социальную направленность и расходуются на здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное услуги и жилищное строительство.
Если сравнить доходы и расходы по годам, то можно увидеть, что в 2012 г. был профицит бюджета (доходы превышают расходы) и составлял +18,64 млрд. руб., в 2013 г. наблюдался дефицит бюджета (расходы превышают доходы) и составлял -2,98 млрд. руб., в 2014 г. профицит бюджета города Пинска +15,57 млрд. руб.
С точки зрения автора бюджет является основным источником, обеспечивающим нормальное функционирование региона и страны в целом.
Для местных бюджетов Республики Беларусь свойственно преобладание налоговых доходов и безвозмездных поступлений, а в расходной части основным направлением использования бюджетных средств является социальная сфера, и в первую очередь это такие направления как здравоохранение и образование.
Важной задачей для местных бюджетов является решение проблем, связанных с нерациональным использованием ресурсов, поэтому следует сократить расходную часть бюджета за счёт отдельных непроизводительных расходов и отказаться от финансирования наименее важных программ. Также необходима оптимизация структуры доходов, имеется в виду соотношение налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений в бюджет. Можно предложить использовать комплексный подход в решении данных вопросов: совершенствование местных бюджетов в соответствии с международными правилами, использование накопленного отечественного опыта. Также для того, чтобы повысить заинтересованность местных органов власти в увеличении собственных доходов можно предложить предоставление помощи из вышестоящих бюджетов на кредитной основе, то есть обязательно условие возвращение средств. Кредитный метод финансовой помощи будет благоприятно влиять на рациональное использование средств, а также на максимальное получение собственных доходов.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий