Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 01.05.2015. Последняя правка: 03.05.2015.

Направления развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях

Воропай Каролина Ивановна

Полесский государственный университет

студентка

Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета


Аннотация:
В статье рассмотрены этапы формирования налоговой системы Республики Беларусь и основные направления её развития.


Abstract:
The article describes the stages of formation of the tax system of the Republic of Belarus and the main directions of its development.


Ключевые слова:
налоги; налоговая система

Keywords:
taxes; tax system


УДК 336.221 

Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. В нём заключён не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логик последовательного проникновения в сущность процессов и явлений, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их концентрацией в общегосударственном централизованном фонде денежных средств – государственном бюджете .

Налоги имеют большое значение для государства и общества в целом, так как они в большей степени формируют бюджет страны, который необходим для осуществления государством своих функций и удовлетворения потребностей общества. При помощи налогов содержатся армия, государственные органы, органы бюджетной сферы (медицина, образование, культура, бытовое обслуживание и т.д.), выплачивается заработная плата, пенсии, различные социальные пособия, оказывается помощь малообеспеченным семьям.

Налоговая система Республики Беларусь – это совокупность налогов РБ, сборов (пошлин); порядок их установления, введения и отмены; установление прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. В налоговом законодательстве Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь[1].

Налоговая система Республики Беларусь, ориентированная на рыночную экономику, начала формироваться в 1992 году. Изначально она базировалась на законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

Принципы и задачи налогообложения в Республике Беларусь представлены в налоговом законодательстве. Основополагающим документом является Налоговый кодекс.

 Налоговый кодекс Республики Беларусь имеет общую и особенную часть. Общая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 2004 года, особенная часть – 1 января 2010 года.

Данная законодательная база позволяет дать ответы на все вопросы налогоплательщика,  возникающие  у него в процессе выполнения своих обязательств.

В нашей стране действует двухуровневая система налогообложения, которая включает республиканский и местный уровни.

Консолидированный бюджет в основном формируется за счёт налоговых поступлений ( 86,8%). Основным налогом в Республике Беларусь является НДС. По данным министерства финансов размер его поступлений за 2014 год составил 69,8 трлн. рублей (101,1 % уточненного годового плана). В 2013 году аналогичный налог поступил в размере 52,6 трлн. рублей (100,8 % уточненного годового план).  Акцизы в 2014 поступили в размере 21,2 трлн. рублей (100,7 % уточненного годового плана), в 2013 году -  17,5 трлн. рублей (100,6 % уточненного годового плана). Так же в 2014 году было принято решение о повышении подоходного на 1%. Таким образом, на данный момент он составляет 13%[1].

На 1 января 2015 года задолженность по налогам и сборам составила 183,6 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 65,7 млрд. рублей [2].

 Республика Беларусь является членом таможенного союза с Россией и Казахстаном, что предполагает унификацию налогового законодательства. 1 июля 2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что является фактическим созданием единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. В пределах Таможенного союза не применяются таможенные пошлины, ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Участники таможенного союза при торговле товарами со странами применяют  единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования.

Следует отметить, что в 2009 году в Беларуси была введена система электронного декларирования, что позволяет налогоплательщикам сэкономить их личное время. Так же планируется создание и развитие ряда электронных сервисов и услуг, которые способствовали бы упрощению налогообложения.

Налоговая политика на 2015 год направлена на упрощение и гармонизацию налогового законодательства, повышение ее стабильности и нейтральности.

С 1 апреля 2015 года запрещено применение упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими в аренду, возмездное либо безвозмездное пользование капитальные строения и здания, сооружения,  машино-места, не находящихся у них на праве собственности хозяйственного ведения, оперативного управления. Так же расширены полномочия местных Советов депутатов, которые  в праве увеличивать, но не более чем в 2,5 раза, либо уменьшать ставки налогов на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков. Данное изменение позволит увеличить доходы бюджета приблизительно на 187 млрд.руб[1].

2 апреля 2015 года Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».  Закон принят в целях привлечения к ответственности лиц, которые не участвуют в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей, но пользуются бесплатной медициной, образованием, рассчитывают на пенсионное обеспечение в будущем. 

C 1 января 2016 года будет исключен особый порядок уплаты налога при УСН для розничной торговли (ставка 3% без уплаты НДС); введена обязанность по уплате организациями, применяющими единый налог для сельхозпроизводителей, земельного налога в отношении земельных участков, самовольно занятых и используемых не по целевому назначению, а также арендной платы за землю за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоустанавливающих документов; для индивидуальных предпринимателей закрепляется обязанность уплачивать подоходный налог с физических лиц, вместо налога при упрощенной системы налогообложения, если индивидуальные предприниматели являются одновременно физическими лицами – участниками, собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), – в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций, либо супругами, родителями (усыновителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), – в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций [1] .

Одной из приоритетных задач налоговых органов является осуществления надзора и контроля за своевременностью и правильностью исчисления налоговых взносов путём повышения налоговой дисциплины и грамотности плательщиков. Так же важной частью налогового контроля является пресечение фактов незаконного предпринимательства. Подобные случаи возникают во всех сферах финансово-хозяйственной деятельности.

Основными направлениями развития налоговой системы Республики Беларусь на 2011-2015 годы является повышение её конкурентоспособность, а именно:

  • изменение структуры и совершенствование механизмов взимания налогов и сборов с ориентацией их  на налоговые системы развитых стран;
  • упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны на международном уровне.

Таким образом, за время существования Республики Беларусь как суверенного государства налоговая система претерпела много изменений. Она была основана на классических принципах налогообложения, но адаптирована к условиям переходной экономики. Основными направлениями развития налогообложения является совершенствование налогового законодательства, внедрение и применение мировых методов налогового регулирования и контроля.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь / Режим доступа - http://www.nalog.gov.by/ (дата обращения 20.04.2015).
2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь / Режим доступа -http://www.minfin.gov.by/ (дата обращения 20.04.2015)
3. Налоги и налогообложение / Н.Е. Заяц, - Минск: Выш. шк., 2004. – 303 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх