Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 30.04.2015. Последняя правка: 01.05.2015.

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Савка Ирина Владимировна

ЛНУ им.Ивана Франка

ассистент

Аннотация:
Проанализировано принцип профессиональной направленности в высших учебных заведениях. Выявлено особенности принципа профессиональной направленности подготовки будущих специалистов международного права. Приведены примеры субъектной и объектной трактовки принципа профессиональной направленности. Рассмотрено формирование качеств личности и профилизация содержания учебных дисциплин. Обосновано интеграционный подход к реализации принципа профессиональной направленности обучения.


Abstract:
The principles of professional orientation in higher education are analyzed. The features of the principle of professional orientation training of future specialists of international law are revealed. The examples of subjective and objective interpretation of the principle of professional orientation are given. The formation of personality traits and profiling the content of academic disciplines are considered. An integrated approach to the implementation of the principle of professional orientation training are justified.


Ключевые слова:
профессиональная направленность; профессиональная подготовка, специалисты международного права; интеграционный подход.

Keywords:
professional orientation; vocational training, specialists of international law; integration approach.


УДК 378.4.016:341]-044.247

Введение.
Подготовка специалистов с высшим образованием предполагает сочетание профессиональной мобильности и узкоспециальной подготовки в конкретной области знания или практической деятельности. Это определяет проблему развития принципа профессиональной направленности в теории и практике высшего профессионального образования. Профессиональная направленность обусловлена необходимостью использования будущими специалистами научных знаний, полученых в профессиональной деятельности.

Актуальность.

Анализ научно-педагогических источников показывает, что в последнее время профессиональной направленности обучения в педагогической науке уделяется значительное внимание. Исследование сущности и реализации принципа профессиональной направленности проводились рядом исследователей (С. Батышев, А. Беляева, С. Гончаренко, Г. Гуревич, А. Дубинчук, Е. Ильин, И. Козловская, М. Махмутов, В. Попков, Н. Самарук, А. Столяренко, Ю. Тюнников и др.). В то же время, несмотря на довольно значительное количество исследований, вопросы применения принципа профессиональной направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов международного права не стало предметом специального исследования.

Цель статьи – обосновать принцип профессиональной направленности при подготовке будущих специалистов международного права, выявить его сущность и особенности.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи: на основе анализа психолого-педагогических исследований выявить сущность принципа профессиональной направленности в образовании; выявить особенности принципа профессиональной направленности подготовки будущих специалистов международного права; обосновать принцип профессиональной направленности содержания подготовки будущих специалистов международного права в контексте интеграционного подхода.

Материалы и методы. Для выяснения сущности принципа профессиональной направленности мы опираемся на определение принципа как исходной руководящей идеи. В логическом смысле принцип - центральное понятие, основание системы, предполагающей обобщения и распространения этого положения все явления в области, из которой данный принцип абстрагирован [7].

Для удобства представляют две группы принципов обучения - классические и современные, причем такое разделение является весьма условным. К классическим принципам дидактики можно отнести: принципы научности, сознательности и самостоятельности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности, связи теории и практики. Все они сохраняют свое значение и для современной дидактики. Профессиональную направленность можно отнести к современным принципам, который проходит процесс развития и становления,

Функционально-содержательная сущность принципов обучения состоит в том, что они «содержат в себе теоретическое и практическое начала, связь закона и цели. Инвариантным здесь является понятие связи, чрезвычайно важно для характеристики системообразующего начала в принципах обучения. Принцип способен быть передатчиком признаков одного компонента системы другому, механизмом взаимодействия их в процессе обучения. При этом принцип в его конкретном смысле определяет рамки их взаимодействия»[5, с.32]. Каждый принцип выполняет по отношению к другому определенные функции, которые являются одновременно и его функциями в процессе обучения. Поэтому взаимосвязаные принципы обучения являются системно-целостные в суммарном значении.

Одно из толкований профессиональной направленности обучения – это «ориентация на формирование социальной и психологической направленности личности на профессиональную деятельность» [2, с.41]. С другой стороны профессиональная направленность выступает как «основа связи общего знания и способов его применения с определенными конкретными знаниями и приемами его использования на уровне одной профессии (группы профессий)» [2, с.42]. Слабая профессиональная направленность, дублирование учебного материала, несогласованность изучение родственных тем во времени породили идею профилизации общеобразовательных знаний, формирования инвариантных и вариативных частей содержания образования.

Под профессиональной направленностью обучения конкретной дисциплине понимают ориентацию содержания, форм, методов и средств обучения на формирование профессиональных знаний, умений и качеств личности [8, с.89]. Таким образом, сущность принципа профессиональной направленности в высшем образовании имеет субъектное и объектное трактование: с одной стороны он рассматривается как формирование определенных качеств личности, с другой  как профилизация содержания учебных дисциплин.

Рассмотрим особенности принципа профессиональной направленности с позиций формирования профессиональных качеств будущих специалистов международного права. Системный анализ профессиональной направленности [6, с.402] позволяет выделить такие ее особенности: профессиональная направленность, как сложная система выстраивается из компонентов и структур, имеет определенную внутреннюю организацию; она является элементом более сложной системы (структуры личности в контексте мотивации профессиональной деятельности); профессиональная направленность является динамичной системой, все процессы которой находятся во внутреннем единстве и взаимосвязи; целостность профессиональной направленности предопределяет ее структурное единство, выделение тех интегративных, системообразующих качеств, свойств, характеристик вокруг которых объединяются и другие свойства; профессиональная направленность выполняет важные функции: во-первых, выступает в роли средства для удовлетворения потребностей личности, во-вторых, является средством развития знаний, умений, способностей человека; профессиональная направленность является динамичным образованием, которое изменяется в соответствии как с собственными предпочтениями и убеждениями личности, так и с воздействиями различных внешних факторов и поставленных задач.

Поскольку профессиональная направленность является понятием интегративным, динамичным, системообразующим, в ее структуру могут входить потребности, интересы, убеждения, мотивы и другие качества личности, касающиеся будущей профессиональной деятельности. Основой профессиональной направленности личности является устойчивое доминирование потребности или интереса [3, с.175]. Потребность составляет психологическую основу доминанты мотивационной сферы и проявляется в более высокой сенситивности к новизне стимула. В частности, в потребности заниматься будущей профессиональной деятельностью так, как профессия является стороной самореализации личности. Профессиональная деятельность специалиста по международному праву не просто позволяет предоставлять профессиональные услуги. Прежде всего, она позволяет реализовать собственный творческий потенциал и создает условия для его развития. Кроме того, профессиональная деятельность предоставляет специалисту международного права определенный социальный статус.

Осознание потребностей является условием формирования интересов личности. Интересы, в том числе профессиональные, являются важными регуляторами поведения. Они направляют личность на овладение выбранной профессией, на осознание общественной и личностной значимости и привлекательности профессии. Профессиональные интересы специалиста международного права выражаются в намерении глубже познать свою профессию, в добросовестном отношении к овладению профессиональными умениями и навыками, в психологической и практической готовности работать по профессии. Это прежде всего интересы к будущей профессии, к объектам профессиональной деятельности, к себе как к будущему специалисту, к профессионально-ориентированных знаниям.

Убеждения как качество личности возникают на основе определенного уровня сознания и становятся активной побудительной силой. Они через личный опыт направляют будущих специалистов международного права к выработке собственных взглядов и критериев, важных для их профессиональной деятельности и способствуют формированию профессиональных убеждений. Причем, убеждения отличаются от понимания тем, что они касаются чувств и воли человека, реализуются не только в его сознании, но и в поведении.

Для определения побудительной основы профессиональной направленности будущих специалистов международного права следует рассмотреть сущность и содержание феномена мотива. В результате осознания и переживания потребностей у человека возникают определенные побуждения к действию, благодаря которым эти потребности удовлетворяются. То есть мотив – это побудительная причина действий и поступков человека; в основе мотива лежит потребность, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения.

Если понимать мотив в рамках отношений «человек – профессиональная деятельность», то можно выделить следующие основные параметры: существует столько разных мотивов, сколько содержательных отношений «человек – профессиональная деятельность»; люди различаются по индивидуальным проявлениям тех или иных мотивов; у разных людей возможны различные иерархии мотивов. Необходимо выяснить, на основе каких возможностей и активизирующих воздействий возникают различия в мотивах, а также возможности их изменения путем целенаправленного вмешательства. Поведение человека во времени мотивируется разными или всеми возможными мотивами – прежде всего, высокими в иерархии (то есть сильными), которые при определенных условиях наиболее всего связаны с перспективой достижения соответствующего целевого состояния; мотив остается действенным, т.е. мотивирует поведение личности до тех пор, пока она не достигнет желаемого результата, который соответствует отношению «человек – профессиональная деятельность», или не приблизится к нему настолько, насколько позволяет ситуация, которая, изменившись, не окажет другой мотив актуальным и в конечном итоге станет доминирующим [9].

Среди значительного количества мотивов, побуждающих будущих специалистов международного права к профессиональной деятельности следует отметить мотивы выбора профессии и учебного заведения; мотивы, основанные на интересе к выбранной профессии; общественные мотивы – осознание потребности в общественно значимой деятельности; мотивы достижения – осознание потребности в самоутверждении; мотивы материального вознаграждения – осознание потребности в материальном обеспечении и тому подобное.

Указанные выше качества будущих специалистов международного права формируются в процессе учебной деятельности. Понятно, что эти качества динамически изменяются. Их можно изменить с помощью сознательной, целенаправленной работы, которая учитывает индивидуальные свойства личности и проявляется в учебной и практически ориентированной деятельности студентов, которая максимально моделирует их будущую профессиональную деятельность.

Итак, профессиональная направленность будущих специалистов международного права определяется взаимодействием потребностей, интересов, убеждений, мотивов. Именно их взаимодействие обусловливает, определяет и раскрывает сущность и содержание профессиональной направленности как явления, которое имеет свои особенности. Субъектное понимание профессиональной направленности будущих специалистов международного права позволяет рассматривать ее как постоянный поиск человеком профессионального назначения. Через профессиональную направленность реализуются способности, знания и умения личности, касающиеся будущей профессиональной деятельности.

Объектное понимание принципа профессиональной направленности касается содержания подготовки будущих специалистов международного права. Профессиональная направленность содержания обучения рассматривается как форма специфической междисциплинарной связи. Одним из средств реализации профессиональной направленности является профилизация как целенаправленная реализация междисциплинарных связей общенаучных и специальных дисциплин. Рассматривают теоретический, практический и мировоззренческий уровни профилизации содержания обучения [1].

Междисциплинарные связи – это установление и проявление взаимосвязанных фактов или явлений, которые изучаются разными предметами, попытка согласовать, скоординировать эти сведения. Но эта гигантская работа заранее обречена на низкий коэффициент полезного действия. Междисциплинарные связи, как средство совершенствования учебного процесса, устанавливаются для уже сложившейся группы предметов [4]. Значительно большие возможности, чем междисциплинарные связи имеетинтеграция. В процессе интегрированного обучения создается целостная система профессиональных знаний, которым присуща высокая степень осознания, мобильности и прочности.

И. Козловская определяет интеграцию знаний как процесс формирования содержания образования на основе проблемного подхода, который направлен на развитие профессиональных и личностных качеств будущего специалиста [4, с.29]. Профессиональной направленности содержания важно придерживаться именно в процессе проблемного обучения. Объектами познавательной деятельности будущих специалистов международного права становятся интегрированные знания (идеи, теории, законы, факты, комплексные проблемы) экономики, права, страноведения, иностранных языков и других дисциплин. Интегрированный подход к формированию содержания обучения положительно меняет диапазон применения знаний и умений, способствует формированию широких познавательных интересов и активности студентов.

Реализация принципа профессиональной направленности содержания подготовки будущих специалистов международного права в контексте интеграционного подхода обеспечивает сохранение логической и содержательной целостности и единства дисциплин по общественно-экономическом, фундаментальном и профессиональном циклов, усвоение в процессе обучения научных понятий и принципов, развитие профессиональных умений и навыков, использование во время формирования основ профессионального мастерства всей системы научных знаний, оптимальное соотношение индуктивного и дедуктивного методов обучения. Обеспечить реализацию этих условий невозможно без использования интеграции содержания обучения.

Реализация принципа профессиональной направленности в обучении происходит в тесной взаимосвязи с другими дидактическими принципами: системности, который рассматривает компоненты и структуру системы, ее содержание и внутреннюю организацию; гуманизации образования, детерминантом которой является формирование духовного потенциала будущих специалистов; личностная ориентация, предусматривающая уникальность личности, создание благоприятных условий для развития её творческих возможностей и профессионального самоопределения; связи обучения с жизнью и практической деятельностью, ведь именно практика, с одной стороны, дает толчок к познавательной деятельности, а с другой, является критерием истинности знаний.

Выводы. На основе анализа исследуемой проблемы выявлена сущность принципа профессиональной направленности, который имеет субъектное и объектное тактирование. Профессиональная направленность рассматривается как формирование определенных качеств личности и как профилизация содержания учебных дисциплин. Выявлены особенности принципа профессиональной направленности подготовки будущих специалистов международного права. Субъектное тактирование профессиональной направленности предполагает ориентацию на формирование социальной и психологической направленности на профессиональную деятельность. Объектное тактирование принципа профессиональной направленности касается сочетания общественно-экономической, фундаментальной и специальной подготовки. Обоснованно принцип профессиональной направленности содержания подготовки будущих специалистов международного права в контексте интеграционного подхода. Одним из важнейших аспектов реализации принципа профессиональной направленности является профилизация и взаимосвязь научных и профессиональных знаний. Вся система знаний должна рассматриваться с позиции важности для специалистов международного права.

Заключение. К дальнейшим направлениям исследования относим определение и обоснование основных этапов развития принципа профессиональной направленности в профессиональной педагогике.

Библиографический список:

1. Ахмерова Р.У. Реализация принципа профессиональной направленности обучения в вузе средствами профилизации общенаучных дисциплин. – Автореф. дисс., к.анд. пед. наук., Казань, 1988. – 16с.
2. Дубинчук О.С. Дидактичнi основи профiлювання природничо-наукової пiдготовки учнi в професiйно-технiчних училищ. // Педагогiка: Наук.-метод. зб. – К.: Освіта, 1993. – С.39-46.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.: (Серия «Мастера психологии»)
4. Козловська І.М. Теоретичні та методичні основи інтеграції знань учнів професійно–технічної школи: Монографія / За ред. С.У.Гончаренка. – Львів: Світ, 1999. – 302 с.
5. Махмутов М.И., Безрукова В.С. Специфические принципы обучения в процессе осуществления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки // Научные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах: Сб. науч. трудов. – Л-д: ВНИИ ПТО, 1986. – С.29-41.
6. Москалюк О.І. Зміст і структура професійної спрямованості майбутніх соціальних педагогів: аналіз у контексті системного підходу // Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми // Зб. наук. пр. – Випуск 10 / Редкол.: І.А. Зязюн (голова) та ін. - Київ-Вінниця: ООО“Планер”, 2006. – С.399-405
7. Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образо¬вания : учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. –– М. : Академческий Проект, 2004. –– 432 с.
8. Самарук Н.М. Професійна спрямованість навчання математики як умова вдосконалення економічної підготовки в рамках багатоступеневої освіти // Вісник Черкаського університету: Зб. наук. праць. Педагогічні науки. − Черкаси, 2006. − Вип.. 89. − С.87-91
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1: Пер. с нем. / Под ред Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – 423 с.




Рецензии:

30.04.2015, 17:01 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Статья написана на высоком научном уровне, автор четко и логично обосновывает свои выводы, аргументирует. Статья рекомендуется к печати и дальнейших Вам успехов.

30.04.2015, 18:37 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья четко структурирована, содержание полностью отражает поставленные автором цели и заявленные проблемы. Написана хорошим научным стилем.Не подлежит сомнению вывод автора о том, что одним из важнейших аспектов реализации принципа профессиональной направленности является профилизация и взаимосвязь научных и профессиональных знаний. Хотя и несколько декларативно данное заявление в общем аспекте содержания статьи. Однозначно рекомендуется к публикации.

30.04.2015, 22:02 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья актуальна. Логика изложения четкая. Материал хорошо структурирован. В тексте есть опечатки, после устранения которых статья может быть рекомендована к печати.

01.05.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Савка Ирина Владимировна:
Опечатки устранены.

9.05.2015, 20:11 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тюрина Валентина Александровна Рецензия. Статья актуальна, содержательна, хорошо структурирована, положения статьи аргументированы. Статья рекомендуется к печати. Удачи и успехов.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх