-
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань
магистр 2 курса института управления, экономики и финансов
Сайдашева Венера Адгамовна Кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань
УДК 330.101
В условиях рыночных отношений центральное место в современной экономической системе производства и распределения благ занимают предпринимательские структуры, для которых изыскание путей повышения эффективности функционирования является неотъемлемой частью обеспечения конкурентоспособности. Предприниматели, в силу участия в бизнесе собственного капитала, персональной ответственности и наличия возможности улучшения благосостояния, а также повышения социального статуса и творческой самореализации, лично заинтересованы в достижении высокой результативности и эффективности предпринимательской деятельности.
В источниках литературы известно несколько подходов к сравнению понятий «эффективность» и «конкурентоспособность»:
Последовательно рассмотрим каждый подход в отдельности.
Первый подход предполагает, что конкурентоспособность и эффективность это идентичные понятия. Существует такое определение понятия «конкурентоспособность предприятия», как интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. А понятие «эффективность» может рассматриваться, как способность организации исполнять задуманные цели [3]. В этом случае оба этих понятия ориентируются на достижение конечной цели, результата.
При втором подходе понятие «конкурентоспособность» рассматривается в более широком смысле, чем «эффективность». Так в данном случае эффективность рассматривается как индикатор конкурентоспособности. Чаще всего эффективность – это отношение затрат к результатам, реже – то же отношение, но с учётом временных интервалов. То есть здесь эффективность характеризуется, как отношение полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов и ресурсов, обусловившим получение этого результата [1].
Третий подход, наоборот, предполагает, что конкурентоспособность является составляющей понятия «эффективность». Существует множество мнений авторов, рассматривающих эффективность не только, как отношение результата к затратам, а в более широком смысле. Так Г. Клейнер рассматривает данное понятие, как комплексный показатель, состоящий из целевой, технологической и экономической эффективности [4]. А. Адизес определил эффективность четырьмя функциями: производство результатов, администрирование организации, определение глобального направления организации, создание ценностей внутри компании. Ю.А. Бабань расширила термин «эффективность» и отождествила его с термином «состоятельность». Автор выделила различные виды «состоятельности», такие как: экономическую, рыночную, непроизводственную, инвестиционную, финансовую, коммерческую, экологическую, социальную [2].
При данном подходе конкуренцию можно рассмотреть как «борьбу» предпринимательских структур за наибольший объем спроса, увеличение соей доли на рынке, а также состязательность за расширение клиентской базы. Конкурентоспособность предпринимательской структуры рассматривается, как совокупность характеристик самой функционирующей организации, которые определяются уровнем использования ее потенциала, организационных и социально-экономических факторов, позволяющих создавать продукцию (предоставлять услугу), которая по ценовым и неценовым характеристикам была бы более привлекательной для потребителей. Конкурентоспособность – это некая относительная и интегральная характеристика, которая отражает отличие своей продукции и услуг от продукции и услуг конкурентов и, определяющая ее привлекательность с позиции потребителя.
Следует отметить, что конкурентоспособность предпринимательской структуры при таком подходе рассматривается, как элемент, используемый при оценке ее эффективности. Конкурентоспособность оценивается лишь при сравнении с другими аналогичными предприятиями, а эффективность показывает степень достижения поставленных целей (экономический, производственных, социальных, трудовых и т.д.) при минимальных (или заданных затратах) [1].
Авторы в большей степени разделяют использование третьего подхода, поскольку понятие «эффективность» не определяется просто, как отношение полученного результата к затратам, или как достижение поставленных целей. Оно должно рассматриваться, как комплексный показатель, учитывающий все сферы деятельности предпринимательской структуры: финансовую, трудовую, производственную, организационную и другие.
Таким образом, конкурентоспособность предпринимательской структуры определяется при сравнении с другими предприятиями данной отрасли или рынка, т.е. подразумевается способность предприятия использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутренних и внешних рынках.
Рецензии:
2.07.2015, 10:46 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Название не годится! Наиболее приемлемый вариант: Проблема отличия понятий эффективность и конкурентоспособность в структуре современной экономики, на примере РФ. Вот тогда это работа магистра 2 курса. И соответственно уже под название сформировать цель, проанализировать отношение к данным понятиям у различных слоев экономически активного населения. Вот тогда это наука. А так - это внеочередной реферат!
Переработать! Статью к публикации в нынешнем виде не рекомендую.
Комментарии пользователей:
5.07.2015, 11:42 Короткова Татьяна Леонидовна Отзыв: В статье не представлен материал сравнения предприятий по эффективности и конкурентоспособности, это было бы очень интересно. В связи с этим в выводах ничего нет про варианты использования данных показателей для анализа деятельности бизнеса. Очень все расплывчато. Доработать. |