Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 11.05.2015. Последняя правка: 11.05.2015.
Просмотров - 5256

Соотношение понятий «конкурентоспособность» и «эффективность»

Кабирова Гульназ Рустемовна

-

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань

магистр 2 курса института управления, экономики и финансов

Сайдашева Венера Адгамовна Кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань


Аннотация:
Существуют различные точки зрения относительно соотношения понятий «конкурентоспособность» и «эффективность», одни авторы отождествляют их, другие рассматривают как разные понятия.


Abstract:
The are a different opinion of relation of the concepts «competitiveness» and «efficiency», some authors identify it, others regards as different concepts.


Ключевые слова:
эффективность; эффект; результат; конкурентоспособность.

Keywords:
efficiency; effect; result; competitiveness.


УДК 330.101

В условиях рыночных отношений центральное место в современной экономической системе производства и распределения благ занимают предпринимательские структуры, для которых изыскание путей повышения эффективности функционирования является неотъемлемой частью обеспечения конкурентоспособности. Предприниматели, в силу участия в бизнесе собственного капитала, персональной ответственности и наличия возможности улучшения благосостояния, а также повышения социального статуса и творческой самореализации, лично заинтересованы в достижении высокой результативности и эффективности предпринимательской деятельности.

В источниках литературы известно несколько подходов к сравнению понятий «эффективность» и «конкурентоспособность»:

  1. Отождествление указанных понятий «эффективность» и «конкурентоспособность».
  2. «Эффективность» как часть «конкурентоспособности».
  3. «Конкурентоспособность» как часть «эффективности».

Последовательно рассмотрим каждый подход в отдельности.

Первый подход предполагает, что конкурентоспособность и эффективность это идентичные понятия. Существует такое определение понятия «конкурентоспособность предприятия», как интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. А понятие «эффективность» может рассматриваться, как способность организации исполнять задуманные цели [3]. В этом случае оба этих понятия ориентируются на достижение конечной цели, результата.

 При втором подходе понятие «конкурентоспособность» рассматривается в более широком смысле, чем «эффективность». Так в данном случае эффективность рассматривается как индикатор конкурентоспособности. Чаще всего эффективность – это отношение затрат к результатам, реже – то же отношение, но с учётом временных интервалов. То есть здесь эффективность характеризуется, как отношение полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов и ресурсов, обусловившим получение этого результата [1].

Третий подход, наоборот, предполагает, что конкурентоспособность является составляющей понятия «эффективность». Существует множество мнений авторов, рассматривающих эффективность не только, как отношение результата к затратам, а в более широком смысле. Так Г. Клейнер рассматривает данное понятие, как комплексный показатель, состоящий из целевой, технологической и экономической эффективности [4]. А. Адизес определил эффективность четырьмя функциями: производство результатов, администрирование организации, определение глобального направления организации, создание ценностей внутри компании. Ю.А. Бабань расширила термин «эф­фективность» и отождествила его с термином «состоятельность». Автор выделила различные виды «состоятельности», такие как: экономическую, рыночную, непроизводственную, инвестиционную, финансовую, коммерческую, экологическую, социальную [2].

При данном подходе конкуренцию можно рассмотреть как «борьбу» предпринимательских структур за наибольший объем спроса, увеличение соей доли на рынке, а также состязательность за расширение клиентской базы. Конкурентоспособность предпринимательской структуры рассматривается, как совокупность характеристик самой функционирующей организации, которые определяются уровнем использования ее потенциала, организационных и социально-экономических факторов, позволяющих создавать продукцию (предоставлять услугу), которая по ценовым и неценовым характеристикам была бы более привлекательной для потребителей. Конкурентоспособность – это некая относительная и интегральная характеристика, которая отражает отличие своей продукции и услуг от продукции и услуг конкурентов и, определяющая ее привлекательность с позиции потребителя.

Следует отметить, что конкурентоспособность предпринимательской структуры при таком подходе рассматривается, как элемент, используемый при оценке ее эффективности. Конкурентоспособность оценивается лишь при сравнении с другими аналогичными предприятиями, а эффективность показывает степень достижения поставленных целей (экономический, производственных, социальных, трудовых и т.д.) при минимальных (или заданных затратах) [1].

Авторы в большей степени разделяют  использование третьего подхода, поскольку понятие «эффективность» не определяется просто, как отношение полученного результата к затратам, или как достижение поставленных целей. Оно должно рассматриваться, как комплексный показатель, учитывающий все сферы деятельности предпринимательской структуры: финансовую, трудовую, производственную, организационную и другие.

Таким образом, конкурентоспособность предпринимательской структуры определяется при сравнении с другими предприятиями данной отрасли или рынка, т.е. подразумевается способность предприятия использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутренних и внешних рынках.

Библиографический список:

1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь, 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с.
2. Бабань Ю.А. Совершенствование бизнес-процессов в современной философии / / Финансовый бизнес. - 2002. - №6.
3. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. – М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.
4. Клейнер Г. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода / / Проблемы теории и практики в управлении. - 2002. -№6.




Рецензии:

2.07.2015, 10:46 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Название не годится! Наиболее приемлемый вариант: Проблема отличия понятий эффективность и конкурентоспособность в структуре современной экономики, на примере РФ. Вот тогда это работа магистра 2 курса. И соответственно уже под название сформировать цель, проанализировать отношение к данным понятиям у различных слоев экономически активного населения. Вот тогда это наука. А так - это внеочередной реферат! Переработать! Статью к публикации в нынешнем виде не рекомендую.



Комментарии пользователей:

5.07.2015, 11:42 Короткова Татьяна Леонидовна
Отзыв: В статье не представлен материал сравнения предприятий по эффективности и конкурентоспособности, это было бы очень интересно. В связи с этим в выводах ничего нет про варианты использования данных показателей для анализа деятельности бизнеса. Очень все расплывчато. Доработать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх