Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Образование
Размещена 21.05.2015. Последняя правка: 07.06.2015.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Куваева Евгения Николаевна

ПГУТИ

ст.преподаватель

Безгина Олеся Александровна, студентка 1 курса, ФГОБУ ВПО ПГУТИ


Аннотация:
В данной статье рассмотрена проблема информатизации образования, сущность информационного общества, изучено влияние информационных технологий на процесс обучения и оценено их место в образовательной сфере.


Abstract:
This article deals with the problem of informatization of education, the nature of the information society, studied the effect of information technology on learning and assess their place in the field of education.


Ключевые слова:
информатизация; информационные технологии; информация; современное общество; система образования.

Keywords:
informatization; information technology; information; modern society; education system.


УДК 001.8

Информатизация общества, кажется, эти слова знакомы каждому. В век высоких технологий информатизация является составляющей любой области. Но всё же не все могут дать правильный ответ на вопрос в чем же основная суть такого общества, чем же оно отличается от привычного традиционного общества. Слова французского дипломата Э. Талейрана «Кто владеет информацией – владеет миром» являются сегодня, как впрочем, и всегда, актуальными и выступают не только политическим, но в большей мере экономическим, социально-образовательным слоганом. Но информацию также необходимо не просто получить, а наиболее продуктивно ее использовать. Она пронизывает все стороны деятельности субъектов экономики и производства. Без такого важнейшего компонента уже нельзя представить современное общество, развивающиеся всё быстрее и быстрее. Рост объемов научно-технической, политической, экономической и любой другой информации, столь нужной для эффективной работы в соответствующих областях человеческой деятельности, вызывает необходимость широкого использования информационных технологий в управлении, создание компонентов её инфраструктуры.  В последние время в России все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Без образования невозможно создать общество будущего, которое развиваясь, будет идти вперед к новым достижениям. Способствовать этому как раз и должна информатизация, играющая одну из самых важных ролей «движка» прогресса. Ведь, чем быстрее будут развиваться новые технологии и ЭВМ, тем быстрее человеку придется адаптироваться к ним, изучать новые ИТ, тем самым само развиваться, и под действием прогресса самим стимулировать этот прогресс.

Сейчас общество переходит с этапа индустриального на этап информационный. Главным фактором в этом процессе выступает информация. Она является первичной материей, фундаментом любого процесса и явления. Информацию можно хранить, перерабатывать, передавать, обрабатывать. Все быстрее развивается и более широко используется и ценится интеллектуальный труд, нежели физический.

Информатизация общества – это всемирный социальный процесс, индивидуальность  которого состоит в том, что главным видом деятельности в области общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, проводящие  на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на основе различных  средств информационного обмена.

Уже давно считается общепризнанным, что немалый вклад в формирование нового общества вносит самый динамичный и деятельный компонент, область абсолютно новых, неизвестных в индустриальную эру информационно-коммуникационных технологий, который взрывает старую среду изнутри, преобразует главнейшие блоки региональной социально-экономической системы. Развитие и разностороннее применение ИКТ (аббревиатура: информационные и телекоммуникационные технологии), которые основаны на применении  как проводных, так и спутниковых каналов связи, а также современных высокоэффективных технологий обмена данными, разработка электронных сетей с выходом в интернет является глобальной тенденцией мирового развития за последние десятки лет. [2,С. 365–368] ИКТ проникает в каждую страну, город, дом и поселяется там. Государство стремится развивать технологии будущего и тратя огромные средства для достижения данной задачи. Но, к сожалению, такое развитие приходится очень затратным, но его вовсе нельзя назвать убыточным, а скорее наоборот, прибыльным. Причем прибыльным как для целого государства, так и для отдельного человека. Общество следует этим новых технологиям и идет вперед большими шагами, ускоряя свой темп из года в год.

Основную роль в повышении продуктивности использования информационных технологий играет Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», утвержденная  постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. [7]

В центре общественного внимание всегда находилась проблема образования. Люди с образованием всегда ценились  и заслуживали уважение в любом обществе. Сейчас практически каждый подросток знает, что хорошо учиться и получить высшее образование поможет во многом ему в жизни, станет его личным успехом. Но обучение это не такой уж и легкий процесс даже не с точки зрения подростка или любого обучаемого, а с точки зрения целой области, которая представляет собой непростую систему. Обучение — это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание деятельность учителя и учение деятельность учащихся), основным направлением которого является решение учебных проблем, в результате учащиеся получают знания, умения, навыки в предметной деятельности и совершенствуют свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.[1,С.30] Правильно не просто получать знания, а уметь ими воспользоваться, нужно использовать информацию наиболее выгодно, а не как говорят " в одно ухо входит, в другое выходит". Важность исследования состояния и перспектив сферы образования растет, поскольку становится ясно, что для решения стоящих перед современным обществом  глобальных проблем нужна какая-то новая созидающая сила, причиной  которой является человеческий потенциал общества. Инициатива по увеличению данного потенциала принимает преимущественное значение, а образование является ведущей составляющей этой деятельности.[4,С.1]

Уровень знаний является ключевым фактором, основой будущего общества. Поэтому в наше время особую ценность представляют люди информированные. Не сложно догадаться, что их знания и результаты  разработок становятся наиболее перспективными. На уровне рынка и производства борьба сместилась с экономического уровня на уровень культурный, где оппонентами образованного и высокоинформированного класса людей выступает класс «бедной информации», которые не способны вывести экономику страны на инновационный уровень. В основе нового информационного общества лежит уже использование не механической техники, а техники «интеллектуальной». Такого рода информационное общество еще нигде не состоялось, хотя основные технико-экономические атрибуты постиндустриальной эпохи налицо: преобладание в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во «вторичном» (промышленном) и рост доли «третичного» (сервисного) сектора экономики, тотальная компьютеризация, связанная с повсеместным распространением персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности сети Internet) и т.п. В мире произошел «информационный взрыв», который проник не только в научную сферу, но и ф сферу экономики, медицины и многие другие.


Информатизация научной сферы представляет довольно таки сложный процесс, так как предъявляются высокие требования к результатам, структуре, условиям усвоения общеобразовательной программы учащихся, а также необходимо найти подход к каждому из них, учитывая их индивидуальные качества. Главной задачей ставится воспитание личности, отвечающего требованиям информационного общества, динамично развивающейся инновационной экономики. Личность должна получить базовые наиболее важные знания, а также научиться их реализовывать. В большинстве случаем информатизация образования имеет положительный результат, повышая эффективность обучения.

Информатизация образования ставит перед собой много задач: во-первых, совершенствовать существующую систему образования, во-вторых, развивать личность с помощью новых технологий, в-третьих, активировать внутренний потенциал индивида, способствовать его самосовершенствованию и саморазвитию, в-четвертых, упростить многие процессы и задачи, с которыми сталкивается человек. Как сказал А. Эйнштейн: «Всё должно быть изложено так просто, как только это возможно, но не проще». Эти слова, можно сказать, являются слоганом развития информатизации, которая упрощает многие сложные процессы и функции. ЭВМ способствую развитию творческого потенциала композиторов, художников, писателей, журналистов и многих других профессий, особенно связанными с точными науками.

Основную и самую главную роль при реализации информатизации научной сферы играет компьютерное обеспечение. Они дают будущим поколениям знания, способствуют распространению знаний и материалов. Стоит отметить также появление искусственного интеллекта. Он позволяет не просто упростить жизнь людей, но также существенно ускорить и удешевить процесс производства. Такие системы всегда объективны и не находятся в зависимости от субъективных факторов, которые присущи человеку. В результате чего, это дает им большое преимущество в сфере информационного образования, так как они будут стоять на ступень выше по сравнению со средствами, связанными с традиционным обучением.

Особую ценность имеет такой источник как Интернет, где можно найти информацию из всех областей и на любой выбор, и пополнить свои знания. Впервые Интернет появился в конце 60-х годов 20 века как связь нескольких ЭВМ, но само понятие возникло только в конце 80-х годов. Россия впервые начала работу с глобальной сетью только в 1993 году. Основной идеей было объединение студентов, преподавателей, инженеров и многих других.

Сейчас же Интернет используется во всех сферах, которые даже трудно перечислить, так как список будет значительным. Он является своеобразной электронной библиотекой, с бесконечным количеством информации, которая к тому же дополняется каждый день. С точки зрения образования, Интернет - противоречивый источник информации, так как с одной стороны хранит полезную и легкодоступную информацию, которая помогает при обучении, с другой стороны, в нем очень много лишней информации, «мусора», который засоряет и вводит в заблуждение. Так многие преподаватели и учителя категорически против Интернета, и требует изучения своего материала исключительно по проверенным учебникам, книгам, энциклопедиям, методичкам и так далее.


Информатизация имеет также свои ограничения. Основной является конфиденциальность информации. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в Статье 2 п.6 и п.7 дано определение, что такое доступ и конфиденциальность информации, а в Статье 3, оговорено, что установлено ограничение доступа к информации о федеральных законах, также доступ ограничен к сведениям о гражданах (в. Статья 24 Конституции целиком посвящается режиму информации о частной жизни граждан. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (п. 1)).

Очень отмечает И.В. Роберт, сопоставляя  характеристики основных составляющих  парадигмы традиционной педагогической науки и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования, можно сделать  вывод, утверждающему важность  и перспективность производства  и эксплуатации ИТ в образовании.[6,C.205] ИТ созданы не для того, чтобы тратить время впустую, а для того, чтобы человек открывал для себя неизведанное и еще не постигнутое. Во многом технологии позволяют экономить время и деньги. Попытки создания информационной образовательной среды предпринимаются во многих учебных заведениях, однако, как правило, они приводят к решению технических проблем взаимоувязывания самостоятельных средств и технологий информатизации. Даже сегодня еще не решены проблемы  стандартизации  содержания и методов, характеризующих использование средств ИКТ. В ВУЗах, готовящих будущих педагогов, студентам должны быть созданы самые благоприятные условия для применения технологического потенциала современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, способности  незамедлительно принимать решения в трудных ситуациях и т.д. Хотя, к большому сожалению, в России трудно назвать уровень информатизации учебных заведений высоким. Но ей есть куда стремиться, ориентируясь на страны Европы. Самой популярной идеей нынешнего времени является внедрение дистанционного обучения.

Само явление информатизации образования начало складываться в начале 18 века, но свое широкое распространение, применение и признание получило только ближе к концу 20 века, когда термин информация стал общенаучным. В развитии вычислительной техники можно выделить 4 этапа развития: ручной, механический, электромеханический и электронный. Последний этап начался с 40-х годов 20 века и длится до сих пор. В данный период  всё больше людей отказываются от, так называемого, «бумажного мусора» и используют электронные современные технологии, которым многим представляются наиболее удобными. Во-первых, информация на электронном носителе занимает меньше места и является наиболее продуктивной, а во-вторых, не имеет отходов, а также может передаваться на огромные расстояния за секунды. Но всё же ИТ не вытесняют информацию на традиционном носителе из жизни людей, которую многие из нас используют до сих пор и будут использовать

Информатизация образования имеет также свою специфику, она имеет как ряд достойных качеств, так и свои недостатки. Так, например, использование новых электронных образовательных ресурсов является не добровольным желанием, а стандартом в учебных заведениях, когда в каждом из них изучается дисциплина, связанная с использованием ИКТ. Чтобы реализовать данную программу в учебной заведении, необходимо ее техническое оснащение, которое не является дешевым.    Автоматизированные обучающие системы не развивают логику, не учат думать личность самостоятельно, а приучают искать подсказки. Но самое главное, конечно то, что никакие технологии не заменят живого общения, никакие научные статьи и разработки не предадут живого опыта от человека к человеку, от учителя к ученику.

При внедрении новых технологий возникает проблема, связанная с приспособлением и умением использовать ИТ людьми, особенно старшими поколениями. Возникает много трудностей при адаптации к ним. Несмотря на это, в учебных заведениях существует соответствующая дисциплина - информатика, которая помогает в изучении и работе с информационными технологиями. На самом деле, информатика и ИТ тесно связаны и взаимодействуют между собой, эти понятия трудно разграничить. Под информатикой понимается область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров.

Среди нестандартных социально - педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и незначительными возможностями их понимания индивидом. Информацию нужно не просто извлечь или получить, ее в первую очередь надо понять и осознать. Попытки преодолеть это противоречие приводят к отказу от абсолютного образовательного идеала ("всесторонне развитой личности") и смене его социально - детерминированным образовательным идеалом - максимального развития способностей человека к самореализации. Крайне необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что вызывает  введение досрочной дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею беспрерывного образования возможно, только подготовив необходимые условия для самообразования: формирование организационной и правовой базы для доступа к всевозможным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием. Человек, который не владеет информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Человек может стать так называемой «белой вороной», отстать от движения жизни и прогресса вокруг него. Информационные средства и технологии становятся своего рода "продолжениями" человека (Х.М. Мак-Люэн). Рождается проблема реализации и расширения информационной культуры личности.[3,C.109-110]

Тотальная модернизация общества значительно изменила основные потребности социума. В первую очередь изменяются требования к квалификации человека, а также к его образованию с учетом изменившегося спроса на рынке, когда главное место принадлежит производству информационных товаров и услуг, а самым распространенной и высокооплачиваемой профессией становится та, которая связана с поиском, обработкой, получением и хранением информации. Всё это приводит к увеличению доли умственного труда.

Нынешние ИТ, изобретенные вовсе не для нужд системы образования, ведут к настоящей  революции в образовании. Как известно, всё новое пугает человека, и он с опаской смотрит на неизведанное. Человек подобно хищнику медленно изучает свою жертву, прежде чем завладеть ей. Но революция в образовании может отразиться на ней как отрицательно, так и положительно. Так небольшой  толчок может привести к огромным успехам. Мы уже стали наблюдателями того, как система образования проникает в сетевой мир, где уже твердо заняли свое место СМИ, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первое место в практическом внедрении сетевых технологий здесь присуща высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании). В то же время ВУЗы сталкиваются в своей работе с некоторыми противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры.[5,С.2]

 XX век начиная с 50-х годов можно охарактеризовать как время кризиса в области образования, ну и, конечно же, человек стал искать средства для  преодоления этого самого кризиса. Кризис образования можно сравнить с кризисом индустриальной цивилизации, он как бы является его частью, его проявлением. Сам же кризис индустриализма достаточно заметен. Многие проблемы, такие как проблемы экологии, преодоления нищеты, голода, безграмотности, сохранения мира распространились повсеместно, стали широкомасштабными. От решения этих проблем зависит жизнь каждого из нас и судьба планеты в целом. В последние годы становится все более ясно, что решение существенных проблем, преодоление кризиса индустриального общества подразумевает переход к цивилизации более новой.[4,С.353]

 В середине 50-х были разработаны компьютеры, которые были названы компьютерами второго поколения. Но прогресс движется вперед и уже сейчас ведется работа по созданию компьютеров пятого поколения. К сожалению, развитие ЭВМ такими темпами имеет и свои недостатки, так как программы и сами компьютеры устаревают настолько же быстро, насколько и развиваются. В результате чего, человек еще не успев освоить новую разработку, как уже ему предлагается что-то более усовершенствованное и тем самым более незнакомое и сложное.

Вывод: Информатизация образования представляет собой составную часть всемирного процесса информатизации, разворачивающегося в нашем обществе. Принимая к сведению существенную роль человеческого фактора в этом процессе, система образования играет определяющую роль в формировании и развитии экономического и культурного потенциала страны. Новая историческая обстановка предъявляет соответствующие требования к человеку, реализация которых невозможна без переосмысления существующих методов обучения и их совершенствования. Без использования информационных технологий существенные сдвиги в области образования невозможны. В результате процесс образования получает принципиально новый облик. Кабельное телевидение, специальные фильмы и программы, музыкальные концерты, художественные выставки и т.п., записанные на ленте или на диске, выход в Интернет - все это существенно расширяет возможности человека. 

Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 —Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1996. —С.30
2. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности // Проблемы современной экономики: международный научно-аналитический журнал (СПб). – 2005. – № 3–4 (15–16). – С. 365–368.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 109-110
4. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: автореф.дис. д-ра филос.наук: 09.00.08/Т.П.Воронина; Ин-т переподготовки и повышения квалификации преподавателей социал.и гуманитар. наук про МГУ им. М.В Ломоносова -М.,1995-С.1, 353
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. – С.2
6. Роберт И. Современные информационные технологии в образова­ нии: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс; 1994. – С.7,205
7. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»




Рецензии:

21.05.2015, 21:18 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья подчиняется знакомой проблематикой....Нужно изменить основной интерпретационный конструкт ПО ОТНОШЕНИЮ: 1/Информатизация-границы приложения,образовательные стандарты, ограничения использования, нормы. 2/Традиции по отношению информатизациии образовательного сектора-институциональность информационного обучения. 3/Специфика учебного содержания по отношению тотальной информатизации образовательного процесса. 4/Роль компютерного обезпечения по отношению поставленных перед образованием субстантивных проблем. Решение подобных частных задач по моему дает основание предложить статью к публикации.

07.06.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Куваева Евгения Николаевна:
Постарались исправить все замечания. Спасибо за рецензию

21.05.2015, 22:17 Васин Евгений Константинович
Рецензия: В статье не просматривается предмет исследования. Влияние информатизации общества на систему образования - это констатация факта. Необходимо конкретизировать, прежде всего, цель исследования, тогда, возможно, изменится формулировка темы. Кстати: миром будет владеть тот, кто, обладая информацией, сумеет ее продуктивно использовать. Статья требует серьезной переработки.
07.06.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Куваева Евгения Николаевна:
Постарались исправить все замечания. Спасибо за рецензию.

22.05.2015, 9:25 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Несмотря на актуальность проблемы, значительный объем представленной информации, сложно понять главные позиции автора. Есть проблемы структурной организации текста, ибо не просматривается четкая логика развития темы, прямая зависимость между заявленной проблемой, аннотацией и выводами, которые не отображают результатов конкретного исследования. Очевидно, размытость предмета исследования, его конкретной задачи (или комплекса задач) обусловили недостаточную целенаправленность статьи, концентрацию на образовательной сфере и конкретных особенностях, проблемах, тенденциях и перспективах именно влияния информатизации общества на образования (см. название статьи). Имеет место смешивание стилей изложения информации. Считаю, что статья может быть опубликована после некоторой доработки.
07.06.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Куваева Евгения Николаевна:
Постарались исправить все замечания. Спасибо за рецензию

4.06.2015, 15:17 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) В статье "ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ" Автором не учтены рекомендации предыдущих рецензентов. Ответов рецензентам тоже нет, неясно, проводилась ли автором доработка и в чем. 2) Проблема в научном исследовании разделяется на вопросы. Неясно, какие методы образования применены автором, какие критерии, общенаучные методы (например, сравнение?), сравнительные аргументы, в результате отсутствует и собственно результат в самой статье (собственно выводное, научно аргументированное суждение). Статья в представленном виде не может быть рекомендована к публикации.
07.06.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Куваева Евгения Николаевна:
1) Мы пробуем издаваться впервые в этом журнале и не знали, что после доработки нужно отвечать рецензентам. 2) Нас вдохновила первая рецензия, а именно слова "Решение подобных частных задач по моему дает основание предложить статью к публикации". 3) Постарались исправить все замечания. Спасибо за рецензию



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх