Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 14.05.2015.

Страховые взносы предприятия, как фактор торможения экономики.

Данилова Олеся Владиславовна

БашГУ

студент

Ибрагимова З.Ф., кандидат экономических наук, доцент кафедры МРГУ БашГУ, Саиджалолов С., студент БашГУ


Аннотация:
В работе дана оценка тенденции уровня страховых взносов для малого бизнеса, а также предложен оптимальный уровень, обеспечивающий максимальную эффективность, как в развитии малого бизнеса, так и в пополнение государственного бюджета


Abstract:
The paper assesses trends in the level of insurance premiums for small businesses, and provides the optimum level for maximum efficiency, as small business development, and in the completion of the state budget


Ключевые слова:
малый бизнес; ИП; страховые взносы; налогообложение.

Keywords:
small business; entrepreneurs; insurance premiums; taxation.


УДК 338

Главной статьей дохода государства и бременем его гражданина являются налоговые платежи.  Налоги – это обязательный и индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти. При помощи налоговых платежей государство консолидирует, а затем распределяет средства в отрасли, где они необходимы. Распределяя средства в армию, полицию, управление, образование, производство, гражданское общество оно обеспечивает себя защитой и независимостью.

Основную налоговую нагрузку несут предприниматели. Независимо от типа коммерческой организации и сферы деятельности в Российской Федерации никто не освобождается от уплаты налогов. Уязвимым звеном в этой цепи является малый бизнес.  К малому бизнесу по российскому налоговому кодексу относятся предприятия с численностью работников за календарный год до 100 человек (до 15 человек – микропредприятие) и с выручкой не более 400 000 000 рублей (не более 60 000 000 рублей – микропредприятие). Малый бизнес наиболее чувствителен к изменениям в налоговом законодательстве. Так в 2013 году, с повышением страховых взносов (пенсионного и медицинского) с 17 000 рублей до 35 000 рублей, более 600 000 ИП свернули свою деятельность (часть сместилась в теневую экономику). Таким образом, государство не только не увеличило поступления от налоговых сборов, а напротив сократило, получив резко-негативную реакцию со стороны предпринимателей. Государству стало необходимо инициировать законопроект, который позволял бы остановить массовую ликвидацию малого бизнеса в России. Для достижения этой цели, перед государством стояли следующие противодействующие задачи:

  1. уменьшить пенсионные налоговые сборы с бизнеса, обладающего малыми доходами;
  2. не сокращать поступления в ПФР.

Решение поставленных задач было реализовано в законопроекте о дифференцированных страховых взносах. Таким образом, предприятия с доходом до 300 000 рублей в год обязаны платить страховые взносы по следующей формуле:

1МРОТ * 12 * (26% (Пенсионный фонд России) + 5,1% (ФФОМС)

  Из этого следует, что организация с около нулевым доходом будет платить следующий минимум (МРОТ в 2014 году 5 554 рублей):

Таблица 1. Динамика страховых взносов бизнеса с малым уровнем дохода

Год

2012

2013

2014

Страх.взносы (Руб.)

17 000

35 000

20 727

Снижение ставки с 2013 до 2014 года составило порядка 59%, при том, что ее рост с 2012 до 2013 год составил 206%.

Второй немаловажной особенностью законопроекта является повышение страховой ставки для предприятий, обладающих доходом свыше 300 000 рублей в год. Ставка рассчитывается по формуле: 1МРОТ * 12 * (26% (Пенсионный фонд России) + 5,1% (ФФОМС)+1%(От доходов дополнительно).

Важной особенностью страховых взносов заключена в существовании лимита, выше которого они не поднимаются. Максимальная сумма взносов составит 142 000 рублей (8 МРОТ). Из этой суммы 20 727 рублей необходимо заплатить до 31 декабря 2014 года, а остаток в размере 121 299 рублей оплатить до 1 апреля 2015 года. Таким образом, предприятия с хорошими доходами остаются в невыгодном положении.

Положительные стороны налоговой дифференциации:

  1. Теоретически данный законопроект государства логичен по своей сути. Теперь у бизнеса с маленьким уровнем дохода больше шансов выйти на уровень приемлемый.
  2. В свою очередь от стабильно развивающегося бизнеса, обладающего достаточным уровнем дохода, государство получит намного больше средств, в отличие от ИП, действующего не больше года.

Отрицательные стороны налоговой дифференциации:

  1. Высокий уровень страховых взносов для предприятии препятствует дальнейшему развитию, независимо от его уровня развития.
  2. Увеличение оттока в теневую экономику предприятий с достаточным уровнем дохода.
  3. Нежелание ИП превышать планку дохода в 300 000 рублей.

Когда предприятие получает около нулевой доход или доход, который покрывает лишь издержки, оно должно иметь право на нулевую ставку страховых взносов. Это не противоречит экономической логике. Государство обеспечивает условия для развития бизнеса и после того, как бизнес обосновался и начал работать, он должен отчислять государству налоги, как плату за благоприятные условия.  Именно в этот момент государство должно усиливать налоговое бремя. Бизнес не сможет развиваться там, где возникают искусственные издержки (налоги) без какого-либо дохода.

Библиографический список:

1. Белокрылова, О.С. Экономика предприятия: конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 224 C.
2. Вестник высшей школы. – 2010. – № 67.
3. Грейбил М.М. Налоги и налогообложение малого бизнеса: Автореферат. – М., 2012. – 143 C.
4. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 862 C.
5. Николаева П.П. Бизнес в России. – М.:Инфра-М, 2013. – 405 C.




Рецензии:

16.05.2015, 21:26 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Не являясь специалистом в сфере налогообложения, я запуталась в Ваших цифрах и формулах. От какой базы надо считать 5,1% в ФФОМС и 1% соответственно? Почему 8 МРОТ составляют 142000 руб.? Почему Вы страховые взносы отождествляете с налогами? Все работодатели отчисляют страховые взносы от фонда оплаты труда, а для расчета налогов принимаются соответствующие налоговые базы. Разве сейчас страховые взносы регулируются Налоговым кодексом РФ? Разве сворачивание 600000 ИП, которые не могут сделать отчисление на свою пенсию и медицинское обслуживание, является тормозом развития экономики? Других факторов торможения экономики в статье я не увидела. И о какой экономике идет речь? Статья требует доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх