Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Юриспруденция
Размещена 18.05.2015. Последняя правка: 18.05.2015.
Просмотров - 2600

Формы деятельности негосударственных пенсионных фондов в механизме организационного и правового обеспечения в Украине

Ткалич Игорь Александрович

Академия труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины

аспирант кафедры административного, финансового и хозяйственного права юридического факультета Академия труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины

Научный руководитель: Беляков Константин Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного, финансового и хозяйственного права юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины


Аннотация:
В статье сформулировано определение «административная форма деятельности негосударственного пенсионного фонда» и охарактеризованы формы их деятельности; исследовано классификации административных форм деятельности негосударственных пенсионных фондов и предложена их авторская классификация


Abstract:
The paper is the definition of "administrative form of private pension fund" and characterized form of their activities; studied classification of administrative forms and the authorized classification of administrative forms of private pension funds


Ключевые слова:
формы деятельности; негосударственные пенсионные фонды; административное право; правовые и организационные формы

Keywords:
forms of activity; private pension funds; administrative law;legal and organizational forms


УДК: 35.087.43

Введение. Осуществление административно-правовых полномочий в сфере негосударственного пенсионного обеспечения реализовывается негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ) в соответствующих формах. Разнообразие таких форм обусловлено широким кругом функций, в соответствующих направлениях деятельности НПФ. Для повышения эффективности механизма организационного и правового (административно-правового) обеспечения деятельности негосударственного пенсионного обеспечения необходимо усовершенствование существующих и создании альтернативных организационных форм деятельности НПФ.

Основная часть. Отдельные вопросы деятельности негосударственных пенсионных фондов изучали многие украинские и российские ученые, в частности: А. Бахмач, И. Васькович, В. Геец, В. Грушко, Т. Кирьян, Э. Либанова, И. Ломанов, А. Нечай, В. Новиков, А. Палий, В. Поникаров, В. Яценко и другие. Однако современные формы деятельности негосударственных пенсионных фондов является малоисследованными, что обусловливает актуальность данной статьи.

Целью статьи является анализ механизма административного и правового обеспечения деятельности негосударственных пенсионных фондов и разработка на его основе классификации их форм в реализации. Для достижения поставленной цели представляется необходимым: 1) сформулировать определение «административная форма деятельности негосударственного пенсионного фонда»; 2) охарактеризовать формы деятельности НПФ; 3) исследовать существующие классификации и предложить авторскую классификацию административных форм деятельности НПФ.

Как отмечает украинский исследователь системы социального страхования С. И. Бандур, повысить уровень пенсионного обеспечения населения призваны негосударственные пенсионные фонды, развитию которых сегодня уделяется большое внимание [4, c. 98]. Однако, если в профессиональных кругах действительно значительное внимание уделяется негосударственному пенсионному обеспечению, то на практике органы государственной власти уклоняются от содействия процессу организации и развития НПФ. В частности, существуют проблемы нормотворческого, организационного и экономического характера, от решения которых в немалой степени зависит, будут ли украинские пенсионеры иметь надлежащее пенсионное обеспечение в будущем.

Считаем необходимым дать описание, критическую оценку и рекомендации по вопросу форм деятельности НПФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Значительную роль в функционировании и развитии НПФ играют формы их деятельности, которые являются не только элементом механизма административно-правового ее обеспечения, но и внешним выражением всей деятельности указанных субъектов. Административные формы деятельности НПФ отражают действия по привлечению вкладчиков, управлению вкладами, осуществлению пенсионных выплат и тому подобное.

Ю. Н. Старилов определяет форму управления как внешнее выражение его содержания, пределы конкретных управленческих действий [9, с. 305]. Управляющее воздействие в деятельности НПФ пенсионных фондов имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя характеризует деятельность НПФ так сказать изнутри, то есть осуществление руководства органами управления НПФ. В свою очередь, внешнее управление проявляется в отношениях с вкладчиками.

Таким образом, административную форму деятельности НПФ представляется возможным определить как внешнее выражение содержания организационно-правовых и управленческих действий, реализуемых НПФ, на основании чего определяются особенности административного воздействия НПФ на деятельность и поведение других субъектов правоотношений.

Заметим, что НПФ создаются на основании решения учредителей и не имеют целью получение прибыли для ее дальнейшего распределения. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение является для пенсионных фондов исключительным видом деятельности. Осуществление пенсионными фондами другой деятельности, не предусмотренной законом, запрещается. В Украине НПФ приобретает статус юридического лица и право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению с момента его регистрации в Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и получения соответствующего свидетельства.

Единственным органом управления пенсионного фонда является совет (совет фонда), который формируется в количестве не менее пяти человек учредителями фонда. Совет фонда должен быть сформирован в течение трех месяцев со дня регистрации НПФ. Полномочия совета фонда установлены законом и прописываются в уставе фонда [6, c. 54].

Для обеспечения своей деятельности НПФ пользуется услугами определенных законодательством лиц, на основании соответствующих договоров, заключаемых с ними советом фонда.

Пенсионный фонд действует на основании устава. Устав пенсионного фонда утверждается учредителями фонда. Изменения в устав вносятся советом фонда по согласованию с его учредителями.

Инвестиционная декларация пенсионного фонда разрабатывается и утверждается советом фонда и определяет его инвестиционную политику. В ней отображаются основные направления инвестирования пенсионных активов и ограничения инвестиционной деятельности с ними, установленные в пределах определенных законодательством общих требований и ограничений инвестиционной деятельности. Инвестиционная декларация обязательна для применения лицами, осуществляющими управление активами пенсионного фонда и хранителем.

В соответствии с Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» НПФ могут образовываться в трех организационно-правовых формах, в частности: открытые пенсионные фонды, корпоративные пенсионные фонды и профессиональные пенсионные фонды [8].

Итак, организационно-правовая форма образовании НПФ определяет особенности порядка образования НПФ, учредительный состав, но не оговаривает особенности осуществления административно-правовых полномочий и направления управленческого воздействия. Значением административной формы деятельности НПФ являются: 1) непосредственно влияет на тип управленческих связей между НПФ и другими субъектами, с которым он вступает в правоотношения (какое положение занимает НПФ в этих правоотношениях – равноправное, руководящее или обязательственное); 2) влияет на последствия, которые влекут за собой осуществление управленческих действий НПФ; 3) определяет характер и виды административных функций и полномочий НПФ.

Рассматривая административные формы деятельности НПФ, следует согласиться с мнением украинского ученого В. Б. Аверьянова, по значению возникающих последствий, которые возникают в результате осуществления форм управленческой деятельности, выделяют правовые формы управления и организационные (неправовые) формы [1, с. 192]. На наш взгляд, для деятельности НПФ характерны оба вида форм, в связи с чем представляется необходимым рассмотреть их подробнее.

Как считает В. Н. Горшенев, признаками правовой формы управления являются: 1) выражается в осуществлении операций с нормами права в связи с решением определенных юридических дел; 2) осуществляется уполномоченными органами государства и должностными лицами в пользу заинтересованных субъектов права; 3) закрепляется в соответствующих правовых актах – официальных документах; 4) регулируется процедурно-процессуальными нормами, 5) обеспечивается соответствующими способами юридической техники [10, с. 8]. Кроме того, в случае несоблюдения объектом управления повелений субъекта управления последний может использовать принуждение.

В. К. Колпаков к правовым формам управления относит: издание нормативных актов управления, индивидуальных актов управления, актов применения норм права, административное распорядительство [7, с. 278].

По определению Д. Н. Бахрах, неправовые формы управленческой деятельности – это такие формы, применение которых не влечет юридических последствий, они не создают новых и не изменяют старых административно-правовых отношений [5, с. 370]. Неправовые формы деятельности НПФ в общих чертах основаны на действующем законодательстве, однако их содержание отражено в подзаконных нормативных актах, чаще всего носят локальный характер. То есть определение конкретных неправовых форм деятельности относится к компетенции органов управления НПФ, а их сущность выражается в направленности на организацию внутренней деятельности.

Как справедливо отмечает Ю. П. Битяк, форма управления – это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляют органы исполнительной власти для реализации поставленных перед ними задач. Формы управленческой деятельности прямо или косвенно обусловлены теми юридическими предписаниями, с помощью которых государство регулирует деятельность исполнительной власти. По мнению автора, формы закрепляются в Конституции Украины, законах, положениях, стандартах, других нормативно-правовых актах. Неправовые формы управления не фиксируются так точно, как юридические формы управленческой деятельности, но как предпосылки, так и последствия их осуществления могут фиксироваться и юридически [3, с. 132, 137]. По результатам применения неправовых форм управления могут составляться разного рода юридические документы, в частности, служебные записки, акты, протоколы, списки и другие. Что касается предпосылок их осуществления, то неправовые формы деятельности НПФ часто основаны на распоряжениях, приказах, постановлениях и других видах правовых форм управления (юридических актах).

Отдельные исследователи к неправовым формам также относят: проведение совещаний, обсуждений, проверок, разработку проектов планов, прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление мероприятий по повышению качества и эффективности управленческого труда [2, с. 265].

Таким образом, классификация форм деятельности НПФ на правовые и неправовые носит условный характер. Все формы деятельности негосударственных пенсионных фондов тесно связаны и направлены на выполнение их целей, задач и функций.

Анализ законодательства Украины в сфере негосударственного пенсионного обеспечения позволяет выделить следующие управленческие действия, реализуемые НПФ в пределах правовой формы: 1) выдача приказов и распоряжений о кадровых назначениях и перемещения работников, а также направленных на решение других кадровых задач (командировка, отпуск и т.п.); 2) утверждение устава НПФ, определение основных направлений деятельности; 3) принятие приказов о проведении внутреннего аудита и тому подобное.

Организационными (неправовыми) формами деятельности НПФ в соответствии с Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» являются: 1) заключение договоров об администрировании пенсионного фонда – с администратором имеющим лицензию на осуществление деятельности по администрированию пенсионных фондов; об управлении активами пенсионного фонда – с компанией по управлению активами или с другим лицом, получившим лицензию на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке – деятельности по управлению активами институциональных инвесторов (деятельности по управлению активами); об обслуживании пенсионного фонда хранителем – с хранителем; 2) образование совета НПФ, избрание его председателя; 3) организация и проведение заседаний совета и других органов НПФ, заслушивание отчетов о деятельности отдельных подразделений и отделов; 4) разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы НПФ; 5) обнародование информации о деятельности НПФ, представление отчетов в контролирующие и надзорные органы и тому подобное [8].

Заключение. Подводя итоги, следует отметить, что сегодня в Украине фактически существует две административные формы деятельности НПФ – правовые и организационные (неправовые). В связи с этим, в контексте административного реформирования системы негосударственного пенсионного обеспечения назревает потребность в расширении этих форм и приведении их в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. В частности, целесообразно в Законе «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотреть такие административные формы деятельности НПФ, как: 1) заключение административных договоров с государственными органами, реализующими политику в сфере пенсионного обеспечения населения и другими субъектами негосударственного пенсионного обеспечения; 2) участие в законотворческой деятельности: разработка проектов нормативных актов в сфере регулирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, внесение предложений по совершенствованию положений соответствующих нормативно-правовых актов; 3) взаимодействие с другими финансовыми институтами и общественными фондами и их объединениями; 4) международное сотрудничество в сфере негосударственного пенсионного обеспечения: обмен положительным опытом с другими странами, проведение совместных совещаний и конференций, посвященных проблемам повышения эффективности системы негосударственного пенсионного обеспечения, повышение квалификации руководителей и работников НПФ в других государствах и тому подобное.

Предложенные дополнения в действующее законодательство Украины будут способствовать расширению сферы деятельности НПФ, укреплению их административно-правового статуса и повышению эффективности механизма организационного и правового (административно-правового) обеспечения деятельности НПФ.

Библиографический список:

1. Авер’янов В. Б. Адміністративне право України [Підруч. : У двох томах] : [Том 1.] Загальна частина / Ред. колегія: В. Б. Авер янов (голова). – К.: Видавництво Юридична думка, 2004. – 584 с.
2. Административное право / [под ред. А. Е. Лунева]. – М. : Юрид. лит. – 1970. – 597 с.
3. Адміністративне право України [Підручник для юрид. вузів і фак. / Ю. П. Битяк, В. В. Богуцький, В. М. Гаращук та ін.]; За ред. Ю. П. Битяка. – Харків : Право, 2000. – 520 с.
4. Бандур С. І. Система соціального страхування в Україні : сучасний стан та шляхи розвитку / С. І. Бандур, О. О. Кучинська // Зайнятість та ринок праці. Міжвідомчий наук. збірник. Вип. 9. – К., 1999. – С. 98-107.
5. Бахрах Д. Н. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов – М.: Норма, 2005. – 800 с.
6. Кабанов В. Негосударственные пенсионные фонды : социально-экономический аспект / В. Кабанов, А. Ткач, К. Фесенко // Финансовые услуги. – 2001. – № 11–12. – С. 52-55.
7. Колпаков В. К. Адміністративне право України / В. К. Колпаков : Навчальний посібник / – К. : Юрінком Інтер, 2004. – 544 c.
8. Про недержавне пенсійне забезпечення: Закон України від 09 липня 2003 року. № 1057-ІV. // Відомості Верховної Ради України. – 2003. – № 47–48. – Ст. 372.
9. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты / Ю. Н. Старилов. – М. : Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА М), 2002. – 728 с.
10. Теория юридического процесса / Под общей редакцией профессора В. М. Горшенева. – Х. : Издательство при Харьковском государственном университете издательского объединения „Вища школа”, 1983. – 196 с.




Рецензии:

18.05.2015, 19:42 Шопина Ирина Николаевна
Рецензия: Статья посвящена весьма актуальной в условиях неуклонного старения населения теме - формам деятельности негосударственных пенсионных фондов. Автор анализирует сложившиеся в правовой науке подходы к сущности указанных форм и достаточно аргументированно формулирует свои предложения относительно законодательного закрепления административных форм деятельности негосударственных пенсионных фондов. Статья отличается как достаточной глубиной научных обобщений, так и практической направленностью, и может быть полезна как ученым, так и практикам.

19.05.2015 8:08 Ответ на рецензию автора Ткалич Игорь Александрович:
С нетерпением слежу за продвижением моего скромного труда. Хотя просмотров 46, рецензия, к сожалению, только одна. Спасибо большое уважаемая Ирина Николаевна за позитивную оценку статьи !!! На наш взгляд тема архиактуальна именно сегодня и именно для Украины. Потому и исследуем.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх