Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 19.05.2015. Последняя правка: 19.05.2015.

Роль картелей в современной экономике

Кулик Вениамин Леонидович

студент 1-го курса

Финансовый университет при Правительстве РФ

Микроэкономика

Швец Ирина Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ


Аннотация:
Данное исследование направлено на глубокий анализ сущности, функционирования, регулирования картелей в России. Также анализу подверглось законодательное регулирование картелей как в России, так и в ведущих экономических странах: Германия, Япония, Сша. Особенности развития картелей в этих странах(история развития). Ситуация с картелями на сегодняшний день, проблема всепоглощающих монополий и опасных для потребителя сговоров капиталистов. Составлены эффективные пути борьбы с данными видами монополий. И многое другое.


Abstract:
This research shows the cartel's notion, it's functions and structure. Moreover, there was represented cartel's status in the economy of the different countries. In this research were demonstrated different ways and methods to protect our economy and solute a lot of problems closely connected with the cartel conspiracy etc.


Ключевые слова:
картель; соглашение; сговор; антимонопольное;законодательство; борьба; Россия

Keywords:
monopoly; cartel; policy; gouvernment; conspiracy; law; methods; ways


УДК 338.24:336(073) 

Актуальность исследования. Картели являются неотъемлемой и важной частью современной экономики. Картельные соглашения (таковыми называются договоренности между несколькими предприятиями с целью удержаться в борьбе с более крупными предприятиями) помогают развитию как малых, так и крупных предприятий. Также картельные соглашения[1, c. 16-8] помогают выйти малым и средним предприятиям на рынок. Картели служат инструментом для предотвращения производственного кризиса, восстановления баланса спроса и предложения в какой-либо отрасли. Как один из видов монополий, картель, конечно, негативно влияет на экономику России: установка цен на рынке, ограничение выпуска и качества продукции, ограничение производственных мощностей. Также картельные соглашения являются препятствием конкуренции, потребитель в этом случае проигрывает.[5,  c. 4-6]

Существует множество примеров, когда компании или предприятия объединяются с целью захвата значительной части рынка, что позволит им свободно диктовать свои условия. Для достижения эффективного производства, высокого уровня конкуренции необходимо уничтожение или дифференцирование картелей на отдельные элементы. Этим занимается государство, проводя антимонопольную политику. Важно отметить, что картельные союзы не всегда создаются для захвата рынка, они создаются еще и для того, чтобы их участники более эффективно могли добиваться своих целей.[6, c. 390] На современном этапе существует тенденция к отклонению от традиционной практики объединения предприятий на производственной основе, когда объединение участников устанавливает производственные квоты. Картельные союзы на современном этапе все чаще обращают внимание на такие аспекты, как наиболее эффективный выход на новые рынки, взаимное координирование развития всех участников.

Необходимо отметить, что в России так же, как и в других странах, картели запрещены законом. Но на данный момент картельные соглашения (тайные сговоры) пользуются популярностью, поскольку имеется благоприятная почва для их процветания: слабо развитый правовой рычаг [4, с. 25](при сравнении с правовой системой США, это видно наглядно) , сильное стремление недобросовестных собственников бизнеса к объединению, с целью получения сверхприбыли.  На данный момент существует ответственность за участие предприятия в картельном соглашении (сговоре) в размере около 15% от всего оборота компании на рынке, также возможна уголовная ответственность отдельных лиц данного соглашения. Однако, меры, перечисленные выше, не справляются с основной задачей, то есть с систематическим уничтожением картелей.

Для борьбы с такого рода соглашениями необходимо перераспределить объем наказания: снижение или полное уничтожение уголовной ответственности, но, при этом, значительное увеличение административной ответственности всего предприятия, то есть увеличение конфискующийся доли оборота компании на рынке. Нет смыла судить или подвергать наказанию отдельные лица за картельные соглашения, поскольку эти соглашения заключались не между отдельными лицами, а между фирмами. А также урон от наказания будет значительно выше, поскольку от увольнения или осуждения одного или нескольких лиц, фирма обычно мало теряет, но, при потере доли оборота около 23-27%, фирма в полной мере ощутит наказание. Остальные предприятия несколько раз обдумают решение вступления в  картельный союз.

Следующим шагом на пути к совершенной конкуренции [7, с. 5-6] станет обеспечение неотвратимости наказания. Для начала необходимо “испортить жизнь”  картелям  увеличением внеплановых, внезапных проверок, запросов информации, а также увеличить количество привилегий участников, сдавших или раскрывших сговор первыми. Значительное увеличение такого рода привилегий послужит отличным стимулом, поскольку начинает работать психологический фактор : людям станет выгоднее обрушить данный сговор, чем находиться в нем. Система картелей сама по себе сложна[2, с. 456], следовательно сильным ударом в одну область этой системы проблему решить нельзя. Необходимо единовременное реформирование наказания, обеспечение неотвратимости наказания, поощрение добровольного выхода из картелей. Все эти меры, в своей совокупности , нанесут удар со всех сторон. Картельные союзы начнут погибать, оставляя на пепле своем благоприятную почву для развития конкуренции.

Не секрет, что в России так же, как и в других странах, картели запрещены законом. Но на данный момент картельные соглашения (тайные сговоры) пользуются популярностью. Чтобы исключить (перекрыть им дыхание) картели как монополистическую угрозу экономике, необходимо предпринять ряд мер: увеличение внеплановых, внезапных проверок, запросов информации, а также увеличение количество привилегий участников, сдавших или раскрывших сговор первыми и единовременное реформирование наказания.

Таким образом, в исследовании были изучены понятие, структура и сущность картелей, были проанализированы особенности создания и функционирования картелей в ведущих мировых странах, были выявлены проблемы функционирования картелей в России, а также были найдены пути их решения. 

Библиографический список:

1. Акимов А.Д. Картельные соглашения в условиях российского рынка // Инвестиции в России, 2008, №8, С.16-18.
2. Горфинкель В.Я. Экономика организации (предприятий): учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 456с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.03.2010).
4. Кирушенко И.Л. Правовое регулирование картелей в России // Коммерсант, 2009, №2. С.25.
5. Луценко И.Д. Караул Картель! // Экономика, 2008, №7. С.4-6.
6. Менар К.О. Экономика организаций: учебник. Спб.: Феникс, 2006. 390с.
7. Якушев О.А. Экономика России и конкуренция // Вопросы экономики, 2009, №4. С.5-6.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх