Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 21.05.2015. Последняя правка: 21.05.2015.

Роль и значение высшего образования в современной России

Максименко Светлана Романовна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Студент

Кривошапова Светлана Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса


Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос о влиянии высшего образования на экономику страны, а также необходимые для системы высшего образования изменения и улучшения.


Abstract:
This article examines the impact of higher education on the national economy, and the need for the higher education system changes and improvements.


Ключевые слова:
индекс человеческого развития; конкурентоспособность экономики; высшее образование; профессиональные стандарты; кадровые ресурсы; анализ; наблюдение; самореализация личности.

Keywords:
human development index; competitiveness of the economy; higher education; professional standards; human resources; analysis; surveillance; personal fulfillment.


УДК 338

Одним из ключевых показателей оценки развития страны в настоящее время является индекс человеческого развития, в котором кроме уровня жизни и долголетия учитывается, также уровень грамотности и образованности населения исследуемой страны. На эти показатели, безусловно, оказывает влияние система высшего образования в стране, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества. Совсем недавно образование рассматривалось как сумма знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения в учебных заведениях и реже – самостоятельно. Сегодня, образование – это отрасль экономики, хозяйства страны, которая включает в себя организации, учреждения, предприятия, обеспечивающие обучение, передачу знаний, выпуском учебной литературы. Так насколько же ценна система образования на сегодняшний день для нашей страны?

Актуальность данной проблемы состоит в том что, высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадров, а также развитии целостной, творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики страны. На данный момент, оценка уровня развития страны определяется, также образованностью её граждан. Усовершенствование системы высшего образования - это прямой путь к положительным изменениям в обществе, а также к нормальному его функционированию.

Цель работы - доказать необходимость высшего образования в современной России, показать задачи которые стоят перед российской системой образования и определить вектор развития влияния российского образования на современную экономическую обстановку.
В исследовании ставятся следующие задачи: во-первых, изучить влияние высшего образования на экономику страны; во-вторых, определить степень  влияния высшего образования на социальную сферу  и различные  отрасли деятельности людей; в-третьих, найти основные пути преобразований, необходимых в системе отечественного образования. 
Методы исследования, которые использовались в работе – анализ, наблюдение.
 
 
Для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо сформировать крепкую конкурентоспособную систему образования, для выпуска квалифицированных кадров. Ведь в настоящее время определяющим значением для успешного функционирования экономики является не что иное, как человеческий фактор. Чем больше страна имеет активных, творчески развитых и образованных специалистов, бакалавров, магистров, тем выше способность страны конкурировать на международной арене с экономиками других стран. Несомненно, значение образования для страны увеличивается. По состоянию на 2014 Россия занимает 57-ое место в оценке индекса человеческого развития(далее, ИЧР) и входит в число стран с высоким уровнем ИЧР. Россия занимает  36-ое место в оценке индекса уровня образования, входящего в ИЧР. Россия, также имеет довольно высокую долю людей с дипломом о высшем образовании,  которая составляет более  50%. Это говорит о том, что образование оказывает значительное воздействие на экономику страны
 В последние годы роль и ценность высшего образования значительно меняется, оно становится более доступным, в частности за счет развития платного образования, а также повсеместного. В это же время, отсутствует реальная связь между потребностями экономики России и наиболее популярными среди студентов специальностями. Для достижения целей по обеспечению экономики страны специалистами, которые отвечают сегодняшним нуждам страны, соответствуют времени, вузам необходимо иметь связь и налаживать сотрудничество с ведущими работодателями страны. Сегодня вузы и бизнес стремятся повысить интеграцию путем участия  работодателя в определении компетенций выпускника, организации практики и стажировок обучающихся. Поэтому, данная связь полезна в плане обеспечения эффективности высшего образования.
Социальная роль высшего образования состоит в том, что в целом, от направления его развития зависит направление развития человечества, следовательно, образование является двигателем социального прогресса. Высшее образование помогает личности удовлетворять свои естественные потребности в получении новых знаний и сведений. высшее образование помогает личности: во-первых, в получении профессии. Высшее образование помогает выпускнику реализовать себя в сфере управления. Также, образование в целом дает возможность использовать знания для интеллектуального труда. Во-вторых, высшее образование оказывает содействие в интеллектуальном развитии личности, что выражается в самореализации человека,  улучшение способности к анализу и синтезу происходящего в окружающем мире.  В-третьих, также в изменении социального статуса, в частности повышении социального статуса и улучшение материального положения, что является следствием первых двух направлений воздействия образования на личность.
Современность не стоит на месте: развиваются технологии, меняется скорость обработки информации и принятия решений.  Под влиянием этих факторов происходят реальные изменения в экономике. Высшее образования должно способствовать подготовленности человека к меняющимся условиям экономики . Для этого человеку необходимо быть способным к самообучению, у более быстрой и качественной адаптации на основании базы академических знаний, заложенных высшим образованием
Основой преобразований в сфере высшего образования является ориентация на потребности реального сектора экономики с перспективой 10-15 лет. Для этого необходимо построение системы прогнозирования потребности бизнеса в тех или иных видах работ, специальностей,  основанием для которой может служить такие основополагающие документы, как  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 г.  Согласно поправкам, предложенных правительством РФ, в ТК РФ планируется внести статью 195.2, регламентирующую применение работодателями профессиональных стандартов – требований к уровню образования, стажу работы и т.д для определенной профессии. Внедрение профстандартов является закономерной и ожидаемой инновацией. В качестве одной из составляющих профстандарта может быть не только раздел знаний, но и раздел «Умения», «Навыки» и «Личностные характеристики».  Т.е. высшее образование должно усилиться за счет практического развития знаний и перевода их в разряд умений и навыков. Это возможно в случае формирования системой высшего образования профиля компетенций по каждой из специальностей, перераспределения программ обучения в сторону практикориентированных программ, в том числе за счет организации практики и работодателей, создания модульных и смоделированных систем обучения.
 Одна из главных задач любого учреждения высшего образования – повышение и поддержание на соответствующем уровне качества образования. Качество – один из критериев, позволяющих полагать, что образовательные услуги будут оказаны в полной мере, удовлетворят потребность студента в саморазвитии и поспособствуют самореализации. Для повышения качества образования вузу необходимо иметь развитую материально-техническую базу, позволяющую реализовывать учебные программы; усовершенствования в качестве самих учебных программ; информационное обеспечение, которое предполагает использование компьютерных сетей.
 
Проанализировав информацию о местах России в международных рейтингах, таких как оценка индекса человеческого развития, уровня образования, числа граждан с высшим образованием, можно предположить, опираясь на результаты исследования,  что отечественное высшее образование способно, усилить позиции страны в мире, однако, при этом, необходимы значительные преобразования в сфере высшего образования, которые повлекут за собой преобразования и в сфере экономики, и в социальной сфере, а также окажут влияние на уровень жизни в стране. В целом, в ходе анализа, удалось выяснить, что высшее образование в России находится на верном пути в развитии, проводятся значительные для экономики страны изменения и преобразования. Высшее образование приобретает всё большую популярность и становится всё более ценным для нашей страны.

Библиографический список:

1. Беляева О.В Воздействие высшего образования на развитие личности // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1 – С. 86-86
2. Генеральное соглашение между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы /глава III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения, 3.2, 3.3
3. Концепция модернизации российского образования за 2010 г. гл.1 «1. Роль образования в развитии российского общества»: Приложение к Приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. М., 2002.
4. Смирнова Т.В. Роль российского образования в современных условиях/ Т.В.Смирнова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. , № 3 (2), с. 599–602




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх