Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Психология
Размещена 26.05.2015. Последняя правка: 26.05.2015.

Особенности связи восприятия подростками конфликтов в семье с уровнем их агрессивности

Романовская Ксения Викторовна

специалист

Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара

студент - специалист

Самошкина Любовь Николаевна кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара


Аннотация:
В статье рассматриваются обобщенные теоретические и практические результаты изучения связи восприятия подростками конфликтов в семье с уровнем их агрессивности. В зависимости от конфликтов в семье анализируется и рассматривается уровень агрессивности подростков. Акцент в исследовании делается на восприятии подростками конфликтов, что, несомненно, влияет на особенности формирования личности, поведения и жизненных установок.


Abstract:
In the article examined generalized theoretical and practical results studies of connection of perception by the teenagers of conflicts in family with the level of their aggressiveness. Depending on conflicts in family analysed and considered the level of aggressiveness of adolescents. An accent in research is done on perception teenagers of conflicts, that, undoubtedly, influences on features of forming of personality, behavior and vital installations


Ключевые слова:
подростки; агрессия; агрессивность; уровень агрессивности; конфликты; восприятие; семья.

Keywords:
teenagers; aggression; aggressiveness; level of aggressiveness; conflicts; perception; family.


УДК 159.922

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных  действий, сопряженный с собой жестокостью, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием агрессии, что характеризуется действием и агрессивности, что проявляется в готовности осуществить действие. Данные деструктивные формы поведения возникают как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов.

Исследования отечественных и зарубежных ученых сводятся к тому, что агрессия – это форма поведения, которая направлена на причинение  физического или психологического вреда живому существу, а агрессивность – тенденция личности к деструктивным действиям, что набивается  в процессе развития ее в обществе [2].

На данный момент, особенную тревогу вызывают факты, что свидетельствуют про рост проявлений агрессивности среди подростков. С точки зрения общественной морали, поступки человека должны отвечать определенной норме. Пределы этой нормы заданы как вековыми моральными традициями, так и комплексом этических представлений, которые существуют теперь и в данной социально – экономической обстановке [6].

Многочисленные исследователи утверждают, что некоторый уровень агрессивности человеку, в том числе подростку, жизненно необходимый. Возникая в критической ситуации, агрессивное поведение выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения сформированного конфликта. Полное отсутствие агрессивности, приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. В то же время, если не принимать меры, из нормального явления агрессивное поведение может перерасти в деструктивное, что помешает подростку удовлетворить важнейшие потребности, свойственные этому возрасту.

На сегодняшний день выделяют целый ряд факторов, что способствуют  возникновению и закреплению проявления агрессивности. Одним из важнейших факторов выступает семья, как главный институт воспитания подростка. Семья остается главной ценностью в жизни человека, что создает, относительно независимую от социальных катаклизмов среду, атмосферу психологической защищенности. Однако заметим, что данные рассуждения характерны для неконфликтных семей. Конфликтная семья может нанести глубокие психологические травмы, сформировать негативное отношение к миру,  стать причиной деструктивного поведения [5].  

Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что дисгармоничное развитие личности, агрессивное поведение, конфликтность – это отражение пережитого подростком состояния физического, эмоционального и психологического истощения, вызванного длительной включенностью в семейные конфликты [1].

На необходимость изучения конфликтов в педагогическом процессе указывали  ученые: В. М. Бехтерев, С. Т. Шацкий, 
П. П. Блонский, А. Р. Лурия,В. М. Мясищев, ученые неоднократно предупреждали, что межличностные конфликты психологически переносятся подростками очень тяжело и болезненно, особенно если подростки становятся непосредственными участниками в конфликтующей семье. Авторы отмечают, что конфликты осуществляют разное влияние на личностное развитие подростков. С одной стороны конфликты в семье усложняют жизнь подросткам, способствуют переходу на новые более сложные уровни функционирования, с другой стороны – могут привести к нарушению гармоничных взаимоотношений  с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности [7;8].

Рассматривая агрессивное поведение во взаимосвязи с конфликтами в семье, необходимо акцентировать внимание на кризис возрастного периода. Любую ситуацию, в момент возрастного кризиса, подросток переживает труднее, что может привести к увеличению агрессивных элементов в поведении. 

В социально – психологической и педагогической литературе проблема агрессивности подростков рассматривается в исследованиях: З. Фрейда,Э. Фромма, А. Бандуры, Р. Уолтерса, К. Лоренца, Дж. Долларда, Л. БерковецомН. Миллером, 
Д. Ричардсона, А. Баса, А. Дарки,  Л. Семенюка  [4; 3; 9; 11].

Исследуя причины агрессии и агрессивности в подростковом возрасте А. Бандура и Р. Уолтерс поставили вопрос: «почему поведение некоторых подростков, которые на первый взгляд не поддавалось  действию вредных социальных и органических факторов, является асоциальным». В ранних проведенных исследованиях утверждалось, что ответ может быть найден во взаимоотношениях между родителями и детьми. Гипотеза, которая представлена  научными работниками в книге «Подростковая агрессия» ведет свое происхождение от теории фрустрации. Даная теория утверждает, что агрессивность является реакцией на ситуацию фрустрации, которая возникла путем научения. Научение в свою очередь, происходит под воздействием микро – и макросоциальных факторов.

В исследовании агрессивности подростков необходимо учитывать существования кризиса зависимости и независимости. Кризис «независимости» характеризуется негативизмом, обесценением взрослых и их требований. Кризис «зависимости» проявляется в избыточном послушании, возвращении к старым привычкам, формам поведения, интересам. Проявление того или другого поведения напрямую  зависит от климата в семье.  По нашему мнению,  поведение подростков зависит от уровня конфликтности в семье и восприятия подростками конфликтов в семье [4; 10].

Цель исследования: исследовать связь  уровня агрессивности подростков с особенностями восприятия конфликтов в семье.

Объект исследования: агрессивность подростков. 

Предмет исследования: связь уровня агрессивности подростков с особенностями восприятия конфликтов в семье.

Гипотеза исследования: уровень агрессивности подростков связан с особенностями  восприятия конфликтов в семье.

Эмпирические  гипотезы:

  1. Исследуемые  подростки, которые воспитываются в семьях с высоким уровнем конфликтности, более агрессивны;
  2. В группе 15 – 16 летних подростков  выше уровень вербальной агрессии, чем в группе подростков 12–14 летних;
  3. Возможно, что все участники  покажут приблизительно одинаковые результаты по уровню агрессивности при условии наличия или отсутствия конфликтов в семьях, что будет говорить об отсутствии связи между восприятием конфликтов в семье подростками с уровнем их агрессивности;
  4. Использование специальной психокоррекционной программы способствует снижению уровня агрессивности в подростковом возрасте и сплачивает  взаимоотношения в семье;

Организация исследования:

Исследования проводилось в школе МОУ СОШ №48  г. Днепропетровска на выборке учащихся  девятых, десятых классов. В исследовании приняли участия 60 учеников, что разделились на две группы: первая группа подростки двенадцати, тринадцати, четырнадцати лет. Вторая группа – подростки пятнадцати, шестнадцати лет. В процессе исследования мы использовали следующие эмпирические методы: тесты опросники, статистические – непараметрический критерий U Манна Уитни и метод линейной корреляции полученных эмпирических данных r – Пирсона.

Для исследования агрессивного поведения подростков, с учетом поставленных нами заданий, было необходимо определить наиболее надежные способы изучения данной проблемы. В избранный нами комплекс психодиагностических методик для исследования агрессивного поведения учеников подросткового возраста вошли:

1. Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки. Опросник позволяет определить типичные для подростка формы агрессивного поведения, что включают физическую, вербальную и косвенную агрессию.

2. Методика « Шкала семейного окружения» ( ШОС) адаптирована

С. Ю. Купряновым. Методика позволяет проанализировать основные аспекты проблемы в семье, социальный климат и отношение между членами семьи. В методики выделяются три основные шкалы: конфликтность, экспрессивность, сплоченность. С помощью данной методики можно выявить связь конфликтов в семье с агрессивностью подростков.

         3. Методика Диагностики агрессивности А. Ассингер. Методика позволяет характеризировать агрессивность личности по отношению к  окружающим, и разрешает судить о направленности агрессии.

         4. Опросник «Взаимодействие родителей с ребенком» (ВБД) подростковый вариант адаптирован И. Е. Марковской. Опросник направлен на диагностику особенностей взаимоотношения родителей и детей. В данном опроснике выбирается одна шкала – взаимодействие с отцом.

         Данные нашего исследования в целом подтвердили выдвинутые нами гипотезы.

         Для подтверждения первой гипотезы, а именно исследуемые  подростки, которые воспитываются в семьях с высоким уровнем конфликтности, более агрессивны, использовались методика Басса – Дарки ( 3 шкалы) и методика Шкала семейного отношения С. Ю Купрянова ( 3 шкалы ). Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ методики «Шкала семейного отношения»  С. Ю. Купрянова и методики Басса – Дарки

Показатель агрессии

Показатель выраженности конфликтности в семье

Сплоченность

(С)

Экспрессивность   

(Э)

Конфликт

(К-т)

1

Физическая агрессия

-0,603**

0,009

0,577*

2

Вербальная агрессия 

-0,398

0,149

0,443

3

Непрямая агрессия

-0,487

0,069

0,367

4

Общая агрессия сума

-0,622**

0,108

0,593*

 

* – статистично заметная связь на уровне p≤0,01 ** – статистично високая  связь на уровне p≤0,05.

Исследование выявило прямую взаимосвязь между уровнем физической агрессии и уровнем конфликтности в семье (r = 0,577), чем больше уровень конфликтности в семье, тем сильнее подростки проявляют физическую агрессию. Как утверждает теория социального научения,  психологический климат в семье играет большую роль в формировании личности подростка. Наблюдая за родителями в конфликтных ситуациях, возможно подросток подражает  поведению родителей, направляя физическую агрессию на более слабых или самоутверждаясь в кругу товарищей.

Взаимосвязь между уровнем вербальной агрессии и выраженной конфликтности умеренная (r = 0, 443).

Основной причиной вербальной агрессия является не только научение, но и безразличие родителей. В конфликтных ситуациях в семье подростки обычно остаются в одиночестве, что может способствовать  поиску единомышленников с похожими проблемами. Непрямая агрессия также коррелирует с уровнем конфликтности в семье на умеренном уровне (r = 0,367).

За данными исследования прослеживается высокая взаимосвязь между уровнем сплоченности семьи и уровнем конфликтности в семье (r = - 0, 603). В семье с высоким уровнем конфликтности нарушается эмоциональная связь, что характеризуется не принятием членов семьи друг друга и ростом агрессивности подростка. Также связь присутствует между уровнем сплоченности и показателями вербальной, непрямой агрессии (r = -  0,398, r = - 0,487). Связь между уровнем экспрессивности в семьях и уровнем агрессии не подтвердился.

Прямая корреляционная взаимосвязь между уровнем конфликтности в семьях и показателем агрессивности подростков отображается с помощью теста А. Ассингер. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Анализ между значениями агрессии за методикой А. Ассингер и уровнем конфликтности в семье за методикой «Шкала семейного отношения» С. Ю. Купрянова

Показатель агрессии

Показатель выраженности конфликтности в семье

Сплоченность

(С)

Экспрессивность  (Э)

Конфликт

(К-т)

1

Уровень агресси

-0,573*

-0,072

0,623**

         

 

         Согласно методике «Взаимодействие родителей и ребенка» И. М. Марковская была обнаружена прямая выраженная связь между уровнем конфликтности с отцом и уровнем агрессии подростков. Результаты исследования представлены в таблице 3. 

Таблица 3. Анализ между значениями агрессии за методикой Басса – Дарки и уровнем конфликтности в семье за методикой

«Взаимодействие родителей и ребенка»

Показатель агрессии

Показатель выраженности конфликтности с отцом

 
 

1

Физическая агрессия

0,55*

 

2

Вербальная агрессия 

0,43

 

3

Непрямая агрессия

0,35

 

4

Общая агрессия сума

0,57*

 

Исследование подтвердило выраженную связь между уровнем физической агрессии и уровнем конфликтности в семье (r =0,55).  Если говорить о возрастной динамике, то у младших подростков наиболее выражено позитивное отношение к отцу, характерной является эмоциональная близость, наибольшая степень сотрудничества с отцом, отец для младших подростков –  наибольший авторитет. Старшие подростки представляют отца менее требовательным и контролирующим, снижается степень эмоциональной близости с отцом. Для исследования вербальной агрессии в двух группах подростков используется методика Басса – Дарки. Был рассчитан средний балл уровня агрессивности для группы 12, 13, 14 летних подростков и для группы 15,16 летних подростков.

         По данным исследования было обнаружено, что уровень вербальной агрессивности в возрастной группе 15, 16 летних подростков  более высокий, чем в возрастной группе, 12, 13, 14 летних подростков (8,0 баллов в сравнении с 4,8 баллами). Менее резкое отличие по уровню физической агрессии (5,2 к 4,4 баллов) и непрямой агрессии (4,9 к 4,1 баллам). То есть, у подростков 12, 13, 14 лет отмечается рост физической и вербальной агрессии тогда, как агрессия непрямая – менее выражена.  У 15,16 летних подростков на первый план выходит вербальная агрессия, которая  превышает эту форму у 12, 13, 14 лет. Агрессия физическая и непрямая повышается несущественно. Но, в течение всего подросткового возраста наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессии: от младшего к старшему подростковому возрасту.

         Следовательно, в результате проведенного исследования нами была установлена взаимосвязь между уровнем агрессии подростков и уровнем конфликтности в семьях. По данным теста А. Ассингер из 60 подростков у 22 подростков был обнаружен высокий уровень агрессии (показатель больше 45 баллов). С целью снижения уровня агрессии предложена        коррекционная программа, в которой рассматриваются гипотезы, связанные с коррекцией.

Программа коррекционных занятий направлена на: 

         1. Снижение уровня индивидуальной тревожности, агрессивности;

         2. Развитие позитивной самооценки;

         3. Формирование осознания своих эмоций;

         4. Обучение подростков, и родителей техникам управления негативными эмоциями. Развитие контроля над деструктивными эмоциями;

Основной целью программы является коррекция психологических особенностей личности подростков, снятие  эмоционального напряжения родителей.

Психокоррекционная  программа разрабатывалась на основе работ следующих  авторов: И. В. Дубровиной, Г. В. Овчаровой,
В. В. Петрусинского,  К. Рудестама, Л. М. Семенюка.

Через месяц, после проведение  коррекционной программы, участники повторно проходили тесты – опростники.

После проведения психокоррекционной программы заметны позитивные сдвиги, существуют достоверные различия из общего балла агрессивности, так как U эмп. < U крит. (U эмп = 113, U крит = 142, p < 0,01). В результате анализа статических данных было обнаружено, что существуют отличия между общим баллом агрессивности до проведения психокорекцийной программы и после. Также, показатели свидетельствуют об отличие уровня физической агрессивности до и после коррекции (Uэмп = 108.5, U крит = 142, p < 0,01).  Эмпирическое исследование доказало, что физическая агрессия у подростков повышается в результате многих факторов, после проведения коррекции мы видим значительные изменения: подростки стали больше общаться со своими родителями и сверстниками,  процесс научения новому способу поведения, улучшил взаимопонимание. При этом, чем больше подростки начинали общаться со своими родителями и находить в семье понимание и поддержку, тем взвешенные становились потребности. Ведь как описывает теория Дж.Долларда, одной из основных потребностей личности является потребность,  в уважении и любви окружения. Уровень вербальной агрессии до и после коррекции существенно отличается U эмп.< U крит. (U эмп = 101,5 U крит = 142, U крит 171, p <  0,01).

Результаты сравнения невербальной агрессии до и после коррекции показывают умеренное различие (U эмп = 114, U крит = 142, U крит 171, p <  0,01).

Для подтверждения результатов методики Баса – Дарки, мы использовали методику Асингер. Полученные данные  подтверждают отличие до и после коррекции ( U эмп.< U крит. (U эмп = 73, U крит = 142, U крит 171, p <  0,01, p <  0,05 ). Следовательно, проявления агрессии в подростковом возрасте можно уменьшить путем принятия коррекционных мер, направленных в первую очередь на такие структурные компоненты личности ребенка как: самосознание, характер, система ценностей, умственные и творческие способности. Особенно это касается поведенческих форм агрессии, которые проявляются в межличностных отношениях и связанные с функцией самоконтроля. Те формы  проявления агрессивности, которые касаются эмоционально – аффективной сферы личности и детерминированные типом высшей нервной деятельности и темперамента, наименее уязвимые к психокоррекционному влиянию, особенно если приобрели форму устоявшегося поведения.

В гипотезе психокоррекционной программы было отмечено, что коррекция способствует снижению уровня агрессивности подростков и сплачивает взаимоотношения в семье. В эмпирической части было указано, что высокий уровень конфликтности в семье связан с агрессивностью подростков. Таким образом, мы сравнили шкалы методики ШОС, а именно: шкалу конфликтность, сплоченность и экспрессивность, чтобы выяснить существуют ли отличия.

В результате сравнения шкалы конфликтности были установлены отличия до и после коррекции Uэпр < Uкрит (Uэпр = 6, Uкрит = 142, Uкрит = 171, p < 0,01, p < 0,05. По шкале сплоченность полученые  эмпирические значения Uемп 216 находятся в зоне не значимости  (U эмп = 216, U крит = 142, U крит 171, p <  0,01, p  <  0,05 ).  Опираясь на получении результаты,  можно сделать вывод, что проведение психокоррекционной программы не повлияло на сплоченность в семье. Возможно данные результаты связаны с особенностями личности каждого члена семьи и с индивидуальным пониманием сплоченности.

Согласно полученным результатам шкалы экспрессивность отличия до и после психокоррекционной программы не установлены U эмп = 233,5 находятся в зоне не значимости. В методике взаимодействия с родителями была избранная шкала  взаимодействия с отцом. Полученные результаты показывают отсутствие отличий до и после коррекции (U эмп = 208,5  U крит = 142, U крит 171, p <  0,05 ).

Результаты по непараметрическому критерию U Манна Уитни свидетельствуют  о том, что существуют отличия в уровне агрессивности до и после проведения психокоррекционной программы. А именно: у подростков после проведения психокоррекционной программы снизил уровень агрессивности  по методике Баса – Дарки и Асингер. В методике ШОС шкала сплоченности не обнаружила отличия, психокоррекционная программа не повлияла на сплоченность в семье. Таким образом, мы можем отметить, что эмпирическая гипотеза подтвердилась частично.

Выводы: Проведенное исследование позволило расширить и уточнить знание про проявление агрессивности в подростковом возрасте.Агрессивное поведение подростка обусловлено определенным набором психологических особенностей личности, уровнем их проявления у человека.

Подростки чаще используют оппозиционную манеру в поведении, проявляя свою агрессию разными способами, чем старше становится подросток – тем больше способов и форм агрессии он может продемонстрировать социуму. Эмпирическое исследование послужило толчком к разработке программы психокоррекционной помощи семейным взаимоотношениям между родителями и агрессивными подростками. Проведенное исследования показало, что уровень агрессивности у большинства подростков,  которые принимали участие в психокоррекционных упражнениях, снизился, что дает возможность утверждать о том, что во многих семьях нормализовались отношения. Тем самым: подростки стали проявлять доброжелательное отношение к родителям и окружающим людям.

Библиографический список:

1. Андреева Т. В. Семейная психология // Т.В. Андреева. – С.: Просвещение, 2004. – 32с.
2. Бэрон Р. Д. Агрессия: Учебное пособие. / Р. Д. Бэрон , Д.С. Ричардсон – П.: Питер, 1997. – 336 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / – М.: прайм – Еврознак, 2001. – 512.
4. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитательных и семейных отношений // под ред. С. Римского. – М.: Апрель – Пресс: ЭКСМО – Пресс, 2000. 512 с.
5. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми / К.В. Бюттер – М.: Просвещение, 1997. – 416 с.
6. Дмитренко А. К. Психологія сімейного виховання / А. К. Дмитренко, П. Є .Мармазинська , О. С. Тарновська ; под. ред. А. К. Дмитренко. –Чернівці: Прут, 2001. 120 с .
7. Кондрацька Л. В. Особливості сімейних взаємин у сучасних подружніх парах / Л. В. Кондрацька, І. В. Ващенко // Наука і освіта – Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України. –Одеса, 2005. – № 3–4. – С. 13–17.
8. Левитов Н. Д. Психология подростка и воспитание его в семье / Н.Д.Левитов. – М.: Знание, 1958. – 32 с.
9. Лоренц К. Агрессия / К.Лоренц. – М.: Прогресс: Универс, 1994. – 44 с.
10. Плотонова Н. М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Плотонова. – СПб.: Учебное пособие , 2006. – 333 с.
11. Семенюк Л. М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия его корекции / Л.М. Семенюк. – М.: Просвещение, 1996. – 47 с.




Рецензии:

1.06.2015, 9:10 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Проблема рассмотрена на высоком научном уровне.Достоверна и обоснована.К публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх