Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Образование, Экономика
Размещена 26.05.2015. Последняя правка: 26.05.2015.

Особенности образовательного кредита в России

Терехова Юлия Андреевна

.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

студент

Левкина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры международного бизнеса и финансов, Владивостокский университет экономики и сервиса


Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос о выгодности и доступности образовательного кредита в Российской Федерации, а также перспективы его развития.


Abstract:
This article examines the impact of expediency and availability of educational credit in Russian Federation, and also prospect of its development.


Ключевые слова:
образовательный кредит; высшее образование; профессиональные стандарты; кадровые ресурсы; банковская система; кредитная система.

Keywords:
educational credit; higher education; professional standards; human resources; bank system; credit system.


УДК 33 

Проблема получения образования в нашей стране всегда была актуальной. Несмотря на то, что процент поступающих в университеты после школы заметно сокращается с каждым днем, те, кто всё же хотят поступить, ищут средства для этого, так как не все проходят на бюджет и не у всех достаточно платежеспособные родители. Так насколько доступным является образование и какими способами студенту можно оплатить своё обучение, если он не проходит на бюджетную основу?

Актуальность данной проблемы состоит в том, что высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадрос, а также развитии целостной, творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики страны. Но получение высшего образования влечёт за собой финансовые трудности, из-за недостаточно развитой связи финансовых учреждений и высших учебных заведений.

Цель работы – найти пути решения проблемы оплаты высшего образования для студентов в Российской Федерации, наиболее выгодные условия займов для студентов и доступность этих займов как таковых.

В исследовании ставятся следующие задачи: во-первых, рассмотреть основные источники негосударственного финансирования, во-вторых, выявить сущность образовательного кредита исходя из зарубежного опыта, в-третьих, рассмотреть условия взятия образовательного кредита в тех банках России, где его предоставляют.

Методы исследования, которые использовались в работе – анализ, сравнение, обобщение.

Существует несколько источников возможного негосударственного финансирования:[2.c.20]

1) Заработки студента во время учебы, но учитывая нестабильную ситуацию в стране и низкую мобильность рынка труда, студенту нужно будет посвятить всё свое время работе, чтобы оплачивать на университет, который он, по факту, посещать не будет.

2) Целевые взносы, какие, например, существуют в университетах при ОАО «РЖД» или компании «Роснефть».

3) Благотворительные пожертвования. Но поскольку система благотворительности в России неразвита, на этот источник финансирования уповать не стоит.

4) Будущие заработки студентов.

Именно последний источник финансирования, доступ к которым осуществляется посредством предоставления займов, является наиболее эффективным. Это, так называемая система предоставления образовательных кредитов.

Так, например, в Австралии можно получить беспроцентный кредит в размере до пяти тысяч евро в год как на очную, так и на заочную форму обучения, при этом срок погашения этого кредита не ограничен. В Голландии же есть ограничение по возрасту – «студенту» должно быть не более 30 лет; зато сумма кредита выше – до девяти тысяч евро в год. При этом при неспособности выплатить кредит, можно получить достаточно большую скидку. Подобная практика поддерживается и во многих других странах Европы.[1, с.19]

Преимуществ у данного вида кредита множество: возможность обучения для лиц из семей с низкими доходами, которые будут выплачивать кредит из своих будущих высоких доходов; снижение давление на государственный бюджет; более ответственное отношение студентов к процессу обучения, так как от того, за что платишь из своего кармана, требуешь и большего качества, что в свою очередь стимулирует ВУЗы к более качественному предоставлению образовательных услуг.

Но, как и у любого экономического явления, у образовательных кредитов есть отрицательные стороны. В России практически каждый студент – это работающий студент, даже если он обучается за счет средств бюджета, а долговые обязательства ещё более стимулируют студентов к работе. Поэтому в результате получится, что студент работает, чтобы оплатить учебу, на которую не успевает из-за работы. Но наиболее неблагоприятным фактором является вполне оправданное недоверие со стороны кредитора. Часто кредиты превращаются в дорогую форму гранта, и в результате сокращения расходов государства на высшее образование не происходит, напротив, появляются дополнительные обязательства.[5]

Из около девятисот существующих в России банков, лишь некоторые банки всё же решили внедрить образовательный кредит в свою систему. При этом в политике предоставления кредитов банки разделились. Одни предоставляют не больше фиксированной суммы. К ним относятся Сбербанк, Банк «Образование», Россельхозбанк, и Кредит Европа Банк. Как видно из таблицы, процентная ставка варьируется от 12 до 19%. [3][4]


Образовательные кредиты в банках Сбербанк,  

Рис. 1.Образовательные кредиты в банках, предоставляющих фиксированную сумму кредита

 

Другие банки дают студентам больше возможностей, так как выплачивают практически всю стоимость обучения, сколько бы она ни была, но при этом процентная ставка заметно выше, а сроки выплаты – ниже. [6]

 Образовательные кредиты в банках

Рис.2. Образовательные кредиты в банках, оплачивающие определенный процент от стоимости обучения.

 

Даже учитывая возможность взятия образовательного кредита, он не популярен в нашей стране. Из-за недоверия как банков к студентам, не выплачивающим кредит вовремя или не выплачивающих совсем, так и родителей студентов к банкам, считающим, что отдавать имущество под залог для обучения своего чада слишком рискованно. Учитывая, что за последнее время количество студентов в России сократилось на 12% и продолжает сокращаться, можно предположить, что спрос на образовательные кредиты не поднимется, а возможно даже сократится. Подражание системам образования Европы, Америки, Австралии и других стран привело российское качество предоставления образовательных услуг в упадок, поэтому практика образовательных кредитов в России, вероятнее всего окажется провальной.

Библиографический список:

1. Аналитический доклад «Кредитование образования» / Институт Восточной Европы. По заказу Фонда «Новая Евразия». Рук.проекта В. В. Анашвили. М., 2006. Режим доступа: http://www.neweurasia.ru/rus/attach/Ditchley.doc
2. Захаров Ю. А., Кабенюк М. И., Лавров А. М., Чеботаревский Ю. В. Привлечение финансовых ресурсов в образование: проблемы, модели, механизмы. Кемерово, 2002. С. 20.
3. Россельхозбанк. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rshb.ru
4. "Сбербанк России". Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sberbank.ru
5.Федеральный портал «Российское Образование». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru
6. "Regnum" - федеральное информационное агентство. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regnum.ru




Рецензии:

5.06.2015, 23:34 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья вызывает ряд уточняющих вопросов: 1) если автор заявляет статью в раздел "Образование", почему в УДК отражены только экономические науки? 2) некоторые утверждения, например, "процент поступающих в университеты после школы заметно сокращается с каждым днем" и "влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки" требуют ссылки на объективные данные, поскольку они не воспринимается как очевидный факт; 3)заявленная проблема - "Цель работы – найти пути решения проблемы оплаты высшего образования" относится скорее все же к экономическим наукам, чем к педагогическим (раздел "Образование") и вряд ли может быть отнесена к образовательной проблематике; 4) сам объект исследования - "образовательный кредит" также вряд ли можно отнести к современному разделу "Образование", соответствующему (в РФ во всяком случае) специальности 13.00.08 (педагогические науки). Таким образом, автору рекомендуется еще раз оценить целесообразность отнесения статьи в раздел "Образование". Для публикации же в разделе "Образование", на наш взгляд, статья не рекомендуется (однако это не затрагивает готовности статьи к публикации в разделе "Экономика"). Примечание: если автор сделает акцент (с опорой на соответствующие теории или концепции по теориям управления или теориям организации) на то, что "образовательный кредит" рассматривается как "инструмент управления образованием", возможно отнесение статьи в том числе (с разделом "Экономика") и к разделу "Управление. Организация". В любом случае в научной статье, предлагаемой в разных разделах, необходимо выделить авторскую позицию и базовую теоретическую основу, им применяемую в исследовании.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх