Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 25.05.2015. Последняя правка: 13.06.2015.
Просмотров - 3353

Ценовая и неценовая конкуренция на рынке продовольственных супермаркетов города Новокуйбышевска.

Кузина Эльвира Андреевна

Ученая степень отсутствует

Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Студент

Куваева Евгения Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства Поволжского Государственного Университета Телекоммуникаций и Информатики


Аннотация:
Рост числа продовольственных супермаркетов в городе Новокуйбышевске Самарской области, как и во всех городах России, неизбежно ставит вопрос о конкурентной борьбе за покупателя. В этой борьбе, согласно законам рынка, в конечном счёте, должен выигрывать потребитель – не только от снижения цен, но и от повышения качества услуг. Как супермаркеты города Новокуйбышевска конкурируют между собой, какие методы и стратегии они используют и что в конечном итоге это означает для покупателей – эти вопросы рассматриваются в работе.


Abstract:
As in all Russian cities, the number of food supermarkets in Novokuibyshevsk is increasing. This fact inevitably raises the question of competition for consumers. According to the laws of the market, the consumer is to win - not only in lower prices, but also in quality of services. The ways supermarkets of Novokuibyshevsk competes, what methods and strategies they use and what it ultimately means for consumers - these issues are considered in the work.


Ключевые слова:
ценовая конкуренция; неценовая конкуренция; продовольственные супермаркеты; потребители; конкуренция; методы конкуренции.

Keywords:
price competition; non-price competition; food supermarkets; consumers; competition; competition methods.


УДК 338.001.36

Введение

Важнейшим результатом формирования рыночных отношений является конкуренция производителей товаров и услуг в борьбе за потребителя.                                                                                                                                    

Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной цели. Она является своеобразной силой, толкающей производителя на сокращение издержек и цен, на увеличение объема сбыта, борьбу за потребителя и улучшение качества.

Когда в Новокуйбышевске появился первый супермаркет – «Самара-продукт» - он вызывал большой интерес покупателей и был, безусловно, вне конкуренции, несмотря на расположение на окраине города. В городе Новокуйбышевске в последнее время наблюдается заметный  рост количества продовольственных супермаркетов. Сейчас они  географически покрывают почти все зоны шаговой доступности, а иногда и соседствуют друг с другом. Это означает обострение конкуренции: борьба за покупателя уже  началась. Именно поэтому данная тема чрезвычайно актуальна.

Как супермаркеты города Новокуйбышевска конкурируют между собой, какие методы и стратегии они используют и что в конечном итоге это означает для покупателей – эти вопросы рассматриваются в работе.

Цель: выявить наличие ценовой и неценовой конкуренции среди супермаркетов  города Новокуйбышевска, определить ее состояние и реальные выгоды для потребителя.

Задачи:

  1. Изучить экономическую теорию о конкуренции;
  2. Выявить наличие ценовой и неценовой конкуренции, основные их методы, существующие на рынке продовольственных супермаркетов в городе Новокуйбышевске;
  3. Определить эффективность действия ценовой и неценовой конкуренции.

Объектом исследования являются сетевые супермаркеты города Новокуйбышевска.

Предметом исследования являются проявления конкуренции и потребительское поведение в условиях конкуренции.

Методы исследования

Теоретические (изучение литературы, публикаций, интернет-ресурсов), эмпирические (наблюдение, опрос), математические (статистические вычисления).

Ценовая конкуренция – вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на продукцию.

Методы ценовой конкуренции могут быть разделены на три группы:

1.       Методы, основанные на понижении цен.

2.       Методы, основанные на повышении цен.

3.       Методы, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.

С помощью различных манипуляций с ценой продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка.

В целях выявления ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров города Новокуйбышевска было проведено исследование. Оно заключалось в определении и сравнении общей стоимости продуктов, входящих в состав потребительской корзины (определенной законодательно и действующей с 1 января 2013 года) супермаркетов города. Были взяты наиболее популярные среди горожан продукты, имеющие приемлемую (среднюю) цену, и составлена таблица, показывающая стоимость каждого товара в отдельности и их сумму:
ТАБЛИЦА 1

 

Магазины:

 

Объем потребления (в среднем на одного человека в месяц):

Ближний

Магнит

Пятерочка +

Перекресток

Остап

Наименование продукта питания потребительской корзины

Цена за единицу

Стоимость

Цена за единицу

Стоимость

Цена за единицу

Стоимость

Цена за единицу

Стоимость

Цена за единицу

Стоимость

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)
(хлеб «Дарницкий» - 750гр)

11 кг

39,3

576,4

21,1

309,5

32,25

473,0

34,9

511,9

34,0

498,7

Картофель

8 кг

40,0

320,0

26,8

214,4

45,95

367,6

29,9

239,2

20,0

160,0

Овощи и бахчевые
(лук/

капуста)

10 кг

46,0

460,0

35,7

357,0

42,95

429,5

39,9

399,0

43,0

430,0

48,3

483,0

43,9

439,0

46,25

462,5

49,9

499,0

44,0

440,0

Фрукты свежие
(яблоки Айдаред)

5 кг

60,9

304,5

79,9

399,5

69,90

349,5

59,9

299,5

49,9

249,5

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар
(сахар)

2 кг

60,5

121,0

48,4

96,8

44,90

89,8

52,9

105,8

93,0

186,0

Мясопродукты
(курица)

5 кг

103,2

516,0

108,2

541,0

124,90

624,5

121,9

609,5

124,0

620,0

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко
(молоко «Пестравка», 2,5%)

24 кг

37,9

909,6

35,9

861,6

39,95

958,8

41,0

984,0

37,0

888,0

Яйца
(С-1)

18 штук

10 шт.

65,6

118,1

10 шт.

56,5

101,7

10 шт.

54,45

98,0

10 шт.

59,0

106,2

10 шт.

45,1

81,2

Масло растительное, маргарин и другие жиры
(подсолнечное масло «Золотая семечка»)

1 кг

82,9

82,9

95,0

95,0

105,00

105,0

113,0

113,0

91,0

91,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)
(соль пищевая йодированная)

0,3 кг

9,8

2,9

12,8

3,8

12,95

3,9

15,6

4,7

18,2

5,5

Общая стоимость за месяц продуктов потребительской корзины

3894,4

3419,3

3962,1

3871,8

3649,9


Исходя из результатов таблицы, можно сказать, что ценовая конкуренция действительно присутствует. Методы ценовой конкуренции основываются на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам.  В таблице мы видим явное различие цен на одинаковые товары, которое может доходить до пятидесяти рублей. Так же вышло и в общей стоимости всех необходимых гражданам продуктов. Это говорит о том, что все действующие в городе супермаркеты ведут активную ценовую борьбу, а также пользуются разными методами.

Ценовая конкуренция на данный момент уже прижилась в продовольственной среде, и ею довольно грамотно пользуется весь рынок продовольственных супермаркетов города.

В условиях неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Методами неценовой конкуренции являются:

  1. Эффективность продуктового планирования;
  2. Взаимодействие с клиентами;
  3. Контроль качества обслуживания.
Для определения факторов неценовой конкуренции, имеющих место на рынке супермаркетов города Новокуйбышевска , среди покупателей был проведен опрос, в котором респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале присутствие критериев в каждом из супермаркетов:

5 - полностью соответствует, 4 - соответствует с замечаниями, 3 - скорее соответствует, чем нет; 2 - много замечаний, 1 - проблематично или невозможно воспользоваться услугой.
ТАБЛИЦА 2

 

Магазины:

 
Критерии оценки:

Ближний

Магнит

Пятерочка+

Перекресток

Остап

Чистота и порядок в зале
4
4
4
5

3

Соответствие ценников реальной стоимости товаров

5

2

2

5

3

Ассортимент

4

2

3

5

4

Отсутствие испорченных и просроченных продуктов

5

3

4

4

3

Удобные шкафчики для сумок

5

5

3

2

4

Соответствие расположения продуктов и ценников на них

5

5

3

5

3

Приветливость персонала

3

2

5

5

4

Внешний вид персонала, опрятная униформа, бренд

3

5

4

4

3

Дополнительный сервис (бонусы, акции и т.п.)
2
3
3
5

2

Достаточное количество работающих касс

 

3

 

2

 

3

 

4

 

3

Средний балл
3,9
3,3
3,4
4,4

3,2








































По таблице видно, как оценивает потребитель положение дел в супермаркетах. Неуважительное отношение персонала к покупателям, наличие просроченных продуктов, грязь в торговом зале, к сожалению, ещё встречаются. Причиной тому является ложная мысль сотрудников магазинов о том, что покупателя интересуют лишь привлекательные цены и приобретение нужного ему, конкретного товара. На деле это далеко не так.

Таким образом, выяснилось, что неценовая конкуренция на рынке продовольственных товаров города присутствует, но только лишь начинает устанавливаться на нем, о чем говорит недовольство потребителей её главными факторами. Это значит, что неценовая конкуренция еще недостаточно развита и находится сейчас на самом раннем этапе своего развития - супермаркеты города Новокуйбышевска только делают первые шаги в её освоении.

Подведем итоги по ценовой и неценовой конкуренции между супермаркетами города Новокуйбышевска, распределив их по местам (Таблицы 3, 4):

ТАБЛИЦА 3

Ценовая конкуренция

Супермаркет:

Ближний

Магнит

Пятерочка+

Перекресток

Остап

Место

4

1

5

3

2

Итак, лидер ценовой конкуренции – сеть супермаркетов «Магнит»

ТАБЛИЦА 4

Неценовая конкуренция

Супермаркет:

Ближний

Магнит

Пятерочка+

Перекресток

Остап

Место

2

4

3

1

5

Лидер неценовой конкуренции – супермаркет «Перекрёсток»

ТАБЛИЦА 5

Общие итоги (место по сумме баллов)

Супермаркет:

Ближний

Магнит

Пятерочка+

Перекресток

Остап

Место

3

2

5

1

4


Таким образом, супермаркеты обеспечивают себе более высокий рейтинг либо снижая цены (при этом экономятся издержки на комфортное обслуживание), либо обеспечивая более высокий уровень торговли (перекладывая при этом свои издержки на потребителя, устанавливая более высокие цены). Поэтому в результате нет абсолютного лидера: в рыночных условиях сложно  обеспечивать и низкие цены, и низкие издержки. 

В конечном итоге, можно сказать, что каждый супермаркет стремится к идеальной модели конкурентоспособного магазина, но ни один пока не соответствует этому идеалу. Правда, есть наиболее близкие к нему – это супермаркеты «Перекрёсток» и «Магнит». Супермаркеты, занявшие последние позиции по ценовой конкуренции, держатся на рынке за счет каких-либо факторов неценовой конкуренции, и наоборот, супермаркеты, находящиеся на последних местах по неценовой конкуренции, выживают за счет установления и поддержания низких цен.

Выводы

Исследование показало, что ценовая и неценовая конкуренция на рынке продовольственных товаров города Новокуйбышевска действительно присутствуют, причём ценовая имеет более выраженные формы и заметный результат для потребителя.

Заключение

Обычно наличие мощной неценовой конкуренции связывают с высоким уровнем развития рыночных отношений. На большинстве стабильных рынков экономически развитых стран неценовая конкуренция является наиболее распространенной формой конкурентной борьбы. Российский рынок же чаще характеризуется преимущественным развитием ценовой конкуренции. Низкая платежеспособность потребителей дает возможность эффективно конкурировать за счет более низких цен, а неценовая конкуренция обделена столь же пристальным вниманием. В городе Новокуйбышевске рынок продовольственных супермаркетов в точности отражает ситуацию в России: так же ценовая конкуренция гораздо более развита, чем неценовая. Город Новокуйбышевск находится только в начале пути по созданию сильной неценовой конкуренции.

Библиографический список:

1. Сайт «ГАРАНТ – информационно-правовой портал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70271718/ - Дата доступа: 27.04.2015




Рецензии:

13.06.2015, 0:31 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, интересный материал. Просмотреть стиль изложения, заменить: "нашего" города - указать город, "моего" исследования, "Я составила". После исправления рекомендуется к печати

13.06.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Кузина Эльвира Андреевна:
Спасибо Вам, Ольга Петровна, за положительную оценку статьи! Замечания по поводу стиля изложения учтены, текст исправлен.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх