Ученая степень отсутствует
Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Студент
Куваева Евгения Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства Поволжского Государственного Университета Телекоммуникаций и Информатики
УДК 338.001.36
Введение
Важнейшим результатом формирования рыночных отношений является конкуренция производителей товаров и услуг в борьбе за потребителя.
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной цели. Она является своеобразной силой, толкающей производителя на сокращение издержек и цен, на увеличение объема сбыта, борьбу за потребителя и улучшение качества.
Когда в Новокуйбышевске появился первый супермаркет – «Самара-продукт» - он вызывал большой интерес покупателей и был, безусловно, вне конкуренции, несмотря на расположение на окраине города. В городе Новокуйбышевске в последнее время наблюдается заметный рост количества продовольственных супермаркетов. Сейчас они географически покрывают почти все зоны шаговой доступности, а иногда и соседствуют друг с другом. Это означает обострение конкуренции: борьба за покупателя уже началась. Именно поэтому данная тема чрезвычайно актуальна.
Как супермаркеты города Новокуйбышевска конкурируют между собой, какие методы и стратегии они используют и что в конечном итоге это означает для покупателей – эти вопросы рассматриваются в работе.
Цель: выявить наличие ценовой и неценовой конкуренции среди супермаркетов города Новокуйбышевска, определить ее состояние и реальные выгоды для потребителя.
Задачи:
Объектом исследования являются сетевые супермаркеты города Новокуйбышевска.
Предметом исследования являются проявления конкуренции и потребительское поведение в условиях конкуренции.
Методы исследования
Теоретические (изучение литературы, публикаций, интернет-ресурсов), эмпирические (наблюдение, опрос), математические (статистические вычисления).
Ценовая конкуренция – вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на продукцию.
Методы ценовой конкуренции могут быть разделены на три группы:
1. Методы, основанные на понижении цен.
2. Методы, основанные на повышении цен.
3. Методы, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.
С помощью различных манипуляций с ценой продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка.
В целях выявления ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров города Новокуйбышевска было проведено исследование. Оно заключалось в определении и сравнении общей стоимости продуктов, входящих в состав потребительской корзины (определенной законодательно и действующей с 1 января 2013 года) супермаркетов города. Были взяты наиболее популярные среди горожан продукты, имеющие приемлемую (среднюю) цену, и составлена таблица, показывающая стоимость каждого товара в отдельности и их сумму:
|
Магазины: |
||||||||||
|
Объем потребления (в среднем на одного человека в месяц): |
Ближний |
Магнит |
Пятерочка + |
Перекресток |
Остап |
|||||
Наименование продукта питания потребительской корзины |
Цена за единицу |
Стоимость |
Цена за единицу |
Стоимость |
Цена за единицу |
Стоимость |
Цена за единицу |
Стоимость |
Цена за единицу |
Стоимость |
|
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
11 кг |
39,3 |
576,4 |
21,1 |
309,5 |
32,25 |
473,0 |
34,9 |
511,9 |
34,0 |
498,7 |
Картофель |
8 кг |
40,0 |
320,0 |
26,8 |
214,4 |
45,95 |
367,6 |
29,9 |
239,2 |
20,0 |
160,0 |
Овощи и бахчевые капуста) |
10 кг |
46,0 |
460,0 |
35,7 |
357,0 |
42,95 |
429,5 |
39,9 |
399,0 |
43,0 |
430,0 |
48,3 |
483,0 |
43,9 |
439,0 |
46,25 |
462,5 |
49,9 |
499,0 |
44,0 |
440,0 |
||
Фрукты свежие |
5 кг |
60,9 |
304,5 |
79,9 |
399,5 |
69,90 |
349,5 |
59,9 |
299,5 |
49,9 |
249,5 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
2 кг |
60,5 |
121,0 |
48,4 |
96,8 |
44,90 |
89,8 |
52,9 |
105,8 |
93,0 |
186,0 |
Мясопродукты |
5 кг |
103,2 |
516,0 |
108,2 |
541,0 |
124,90 |
624,5 |
121,9 |
609,5 |
124,0 |
620,0 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
24 кг |
37,9 |
909,6 |
35,9 |
861,6 |
39,95 |
958,8 |
41,0 |
984,0 |
37,0 |
888,0 |
Яйца |
18 штук |
10 шт. 65,6 |
118,1 |
10 шт. 56,5 |
101,7 |
10 шт. 54,45 |
98,0 |
10 шт. 59,0 |
106,2 |
10 шт. 45,1 |
81,2 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
1 кг |
82,9 |
82,9 |
95,0 |
95,0 |
105,00 |
105,0 |
113,0 |
113,0 |
91,0 |
91,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
0,3 кг |
9,8 |
2,9 |
12,8 |
3,8 |
12,95 |
3,9 |
15,6 |
4,7 |
18,2 |
5,5 |
Общая стоимость за месяц продуктов потребительской корзины |
3894,4 |
3419,3 |
3962,1 |
3871,8 |
3649,9 |
Исходя из результатов таблицы, можно сказать, что ценовая конкуренция действительно присутствует. Методы ценовой конкуренции основываются на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. В таблице мы видим явное различие цен на одинаковые товары, которое может доходить до пятидесяти рублей. Так же вышло и в общей стоимости всех необходимых гражданам продуктов. Это говорит о том, что все действующие в городе супермаркеты ведут активную ценовую борьбу, а также пользуются разными методами.
Ценовая конкуренция на данный момент уже прижилась в продовольственной среде, и ею довольно грамотно пользуется весь рынок продовольственных супермаркетов города.
В условиях неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Методами неценовой конкуренции являются:
5 - полностью соответствует, 4 - соответствует с замечаниями, 3 - скорее соответствует, чем нет; 2 - много замечаний, 1 - проблематично или невозможно воспользоваться услугой.
ТАБЛИЦА 2
|
Магазины: |
||||
Критерии оценки: |
Ближний |
Магнит |
Пятерочка+ |
Перекресток |
Остап |
Чистота и порядок в зале |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
Соответствие ценников реальной стоимости товаров |
5 |
2 |
2 |
5 |
3 |
Ассортимент |
4 |
2 |
3 |
5 |
4 |
Отсутствие испорченных и просроченных продуктов |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Удобные шкафчики для сумок |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
Соответствие расположения продуктов и ценников на них |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
Приветливость персонала |
3 |
2 |
5 |
5 |
4 |
Внешний вид персонала, опрятная униформа, бренд |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Дополнительный сервис (бонусы, акции и т.п.) |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
Достаточное количество работающих касс |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Средний балл |
3,9 |
3,3 |
3,4 |
4,4 |
3,2 |
По таблице видно, как оценивает потребитель положение дел в супермаркетах. Неуважительное отношение персонала к покупателям, наличие просроченных продуктов, грязь в торговом зале, к сожалению, ещё встречаются. Причиной тому является ложная мысль сотрудников магазинов о том, что покупателя интересуют лишь привлекательные цены и приобретение нужного ему, конкретного товара. На деле это далеко не так.
Таким образом, выяснилось, что неценовая конкуренция на рынке продовольственных товаров города присутствует, но только лишь начинает устанавливаться на нем, о чем говорит недовольство потребителей её главными факторами. Это значит, что неценовая конкуренция еще недостаточно развита и находится сейчас на самом раннем этапе своего развития - супермаркеты города Новокуйбышевска только делают первые шаги в её освоении.
Подведем итоги по ценовой и неценовой конкуренции между супермаркетами города Новокуйбышевска, распределив их по местам (Таблицы 3, 4):
ТАБЛИЦА 3
Ценовая конкуренция
Супермаркет: |
Ближний |
Магнит |
Пятерочка+ |
Перекресток |
Остап |
Место |
4 |
1 |
5 |
3 |
2 |
Итак, лидер ценовой конкуренции – сеть супермаркетов «Магнит»
Супермаркет: |
Ближний |
Магнит |
Пятерочка+ |
Перекресток |
Остап |
Место |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
Лидер неценовой конкуренции – супермаркет «Перекрёсток»
ТАБЛИЦА 5
Общие итоги (место по сумме баллов)
Супермаркет: |
Ближний |
Магнит |
Пятерочка+ |
Перекресток |
Остап |
Место |
3 |
2 |
5 |
1 |
4 |
Таким образом, супермаркеты обеспечивают себе более высокий рейтинг либо снижая цены (при этом экономятся издержки на комфортное обслуживание), либо обеспечивая более высокий уровень торговли (перекладывая при этом свои издержки на потребителя, устанавливая более высокие цены). Поэтому в результате нет абсолютного лидера: в рыночных условиях сложно обеспечивать и низкие цены, и низкие издержки.
В конечном итоге, можно сказать, что каждый супермаркет стремится к идеальной модели конкурентоспособного магазина, но ни один пока не соответствует этому идеалу. Правда, есть наиболее близкие к нему – это супермаркеты «Перекрёсток» и «Магнит». Супермаркеты, занявшие последние позиции по ценовой конкуренции, держатся на рынке за счет каких-либо факторов неценовой конкуренции, и наоборот, супермаркеты, находящиеся на последних местах по неценовой конкуренции, выживают за счет установления и поддержания низких цен.
Выводы
Исследование показало, что ценовая и неценовая конкуренция на рынке продовольственных товаров города Новокуйбышевска действительно присутствуют, причём ценовая имеет более выраженные формы и заметный результат для потребителя.
Заключение
Обычно наличие мощной неценовой конкуренции связывают с высоким уровнем развития рыночных отношений. На большинстве стабильных рынков экономически развитых стран неценовая конкуренция является наиболее распространенной формой конкурентной борьбы. Российский рынок же чаще характеризуется преимущественным развитием ценовой конкуренции. Низкая платежеспособность потребителей дает возможность эффективно конкурировать за счет более низких цен, а неценовая конкуренция обделена столь же пристальным вниманием. В городе Новокуйбышевске рынок продовольственных супермаркетов в точности отражает ситуацию в России: так же ценовая конкуренция гораздо более развита, чем неценовая. Город Новокуйбышевск находится только в начале пути по созданию сильной неценовой конкуренции.
Рецензии:
13.06.2015, 0:31 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, интересный материал. Просмотреть стиль изложения, заменить: "нашего" города - указать город, "моего" исследования, "Я составила". После исправления рекомендуется к печати