Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Психология
Размещена 31.05.2015. Последняя правка: 30.05.2015.
Просмотров - 5494

Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста на базе центра раннего развития и в дошкольной образовательной организации

Кольцова Ирина Владимировна

кандидат психологических наук

ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"

доцент кафедры психологии

Аннотация:
В данной научной статье проанализирована актуальность развития «коммуникативных навыков общения» подрастающего поколения. Исследованы коммуникативные навыки общения у детей раннего возраста, посещающих центр раннего развития ребенка и дошкольную образовательную организацию. Подведены итоги внедрения авторской развивающей программы.


Abstract:
This article analyzes the scientific relevance of 'communication skills of communication, "the younger generation. Studied communication skills in young children attending the center of early childhood development and preschool educational organization. The results of the implementation of the author's developmental program.


Ключевые слова:
общение; коммуникативные навыки; Центр раннего развития ребенка; дошкольная образовательная организация; ранний возраст; речевая активность; словарный запас.

Keywords:
communication; communication skills; Center for Early Childhood Development; preschool educational organization; early age; speech activity; vocabulary.


 

УДК 159.922.736.2

В современной России существенно изменился социокультурный контекст воспитания подрастающего поколения. Значительно возросли образовательная и самообразовательная функции в детских образовательных организациях и центрах раннего развития ребенка, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в развитии коммуникативных навыков общения. Содержание воспитательного процесса в детских образовательных организациях и центрах раннего развития определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности детей, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в культурной, бытовой и повседневной сферах [2].

Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления детьми различных видов деятельности (перцептивной, информационной, интерактивной); в основе развития коммуникативных навыков общения лежит идея личностно-ориентированного подхода (З.М. Богуславская, A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин).

Коммуникативные навыки общения детей в возрасте 2-3 лет развиваются в обществе с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их развития зависит от целенаправленной помощи со стороны педагогов и родителей [1, c. 58].

В Российском обществе постоянно растет потребность в людях, обладающих разносторонними знаниями. Современные дошкольные образовательные организации и центры раннего развития, с существующим в них набором форм и методов воспитания, обучения и развития, не в должной степени способствует развитию коммуникативных навыков общения у детей раннего возрастного периода.

Изменение отношения общества к раннему детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком [4].

Для подтверждения теоретических выводов, была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 5 и детского развивающего клуба «Пчелкин дом» г. Ставрополя с детьми раннего возраста (2-3 года). В эксперименте принимали участие две группы: воспитанники ДОО (10 человек) и дети, посещающие ЦРР (10 человек).

В ходе практической работы обнаружилась необходимость использования целого комплекса диагностических методов, так как преобладающе количество традиционно используемых методик исследования в области изучения коммуникативных навыков общения детей не являются специфическими.

Таким образом, была проведена оценка количественных и качественных показателей развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации и посещающих центр раннего развития (Таблица 1).

Таблица 1. – Показатели развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста

Уровень

высокий

средний

низкий

Экспрессивная речь

Объем активного и пассивного словаря

Дети из ЦРР

20%

60%

20%

Дети из ДОО

60%

40%

 

Состояния фразовой речи

Дети из ЦРР

50%

50%

 

Дети из ДОО

30%

40%

30%

Импрессивная речь

Восприятие речи взрослого

Дети из ЦРР

40%

50%

10%

Дети из ДОО

70%

20%

10%

Понимание сходных по звучанию слов

Дети из ЦРР

40%

40%

20%

Дети из ДОО

10%

50%

40%

Подбор слов-синонимов

Дети из ЦРР

40%

40%

20%

Дети из ДОО

20%

30%

50%

Использования предлогов

Дети из ЦРР

10%

40%

50%

Дети из ДОО

20%

30%

50%

 

Полученные результаты позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка в возрасте 2-3 лет, а именно: уровень восприятия и понимания речи воспитателя и родителей, умение действовать по инструкции взрослого, объем пассивного и активного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.

30% детей дошкольной образовательной организации и центра раннего развития ребенка показали высокий уровень развития экспрессивной речи: интонационная выразительность и активность ребенка в общении, развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильное употребление простых грамматических форм, объем активного словаря соответствует нормам возрастного развития.

Средний уровень развития экспрессивной речи был отмечен у 50% воспитанников ЦРР и 40% ДОО: активная речь - простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляют простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускают и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладают существительные.

Для 20% детей из центра раннего развития и 30% воспитанников из дошкольной образовательной организации характерны простая фраза, состоящая из 2-3 слов, простые конструкции предложений, высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, отмечается не сформированный грамматический строй речи, ограничен активный словарь, наблюдаются ошибки в употреблении действий и признаков, что соответствует низкому уровню развития экспрессивной речи детей раннего возраста.

40% и 30% испытуемых из ЦРР и ДОО соответственно показали высокий уровень развития импрессивной речи. Данная категория детей проявляет активность в общении, интерес, понимание инструкции с первого раза.

Группу детей со средним уровнем развития изучаемого вида речи составили 40% испытуемых из центра раннего развития и 30% детей дошкольной образовательной организации. Эти воспитанники нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, редко пользуется невербальными средствами общения, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, понимание инструкции при 2-3-х повторениях.

20% детей центра раннего развития и 40% испытуемых из дошкольной образовательной организации не проявляют активности и инициативности при общении, понимают инструкции при 2-3-х кратном повторении взрослых, отсутствует интерес к выполнению задания, и как следствие дети данной группы невнимательны. Перечисленные характеристики соответствуют низкому уровню развития импрессивного вида речи.

Анализируя и обобщая полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод об уровне развития коммуникативных навыков общения испытуемых, представленные в Таблице 2. Воспитанники дошкольной образовательной организации и центра раннего развития имеют одинаковый уровень развития коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Таблица 2. – Уровень развития коммуникативного навыка детей раннего возраста из ДОО и ЦРР

 

высокий

средний

низкий

Дети из ЦРР

40%

40%

20%

Дети из ДОО

30%

40%

30%

 

На основе полученных результатов на констатирующем эатпе опытно-эмпирического исследования нами была разработана и апробирована программа реализации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста.

Цель программы: развитие коммуникативных навыков общения детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации развивающей программы:

  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах коммуникативного развития воспитанников;
  • участие родителей в коммуникативном развитии детей [3];   

• создание положительной эмоциональной атмосферы, обеспечение комфорта и защищенности;

  • обеспечение деловых и эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми;

• содействие применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях в ДОО и ЦРР, а также в повседневной жизни;

  • формирование способности устанавливать эмоциональный контакт со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта;
  • побуждение детей внимательно слушать, соблюдать очередность, пользоваться наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими;
  • использование методов, средств, приёмов, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у детей;

создание развивающей предметно-пространственной среды [5].

Развивающая работа состоит из двух взаимосвязанных последовательных блоков:

1. блок - В работе с детьми используем следующие формы совместной деятельности:

- игры на развитие мелкой моторики рук;

- дидактические игры и упражнения;

- наблюдение за явлениями в природе;

- бытовые и игровые ситуации;

- чтение художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

- сценарии активизирующего общения.

 Наиболее эффективны, по нашему мнению, игры на развитие мелкой моторики рук и сценарии активизирующего общения.

  1. блок – Взаимодействие родителей с детьми.

Используем комплексный подход к построению развивающего процесса, способствующий возникновению у воспитанника потребности в общении, налаживанию устойчивых эмоциональных контактов с родителями (малыш проявляет интерес к взрослому, испытывает доверие к нему). У ребенка развивается привязанность к играющему с ним взрослому, формируется деловой и познавательный мотив общения в процессе взаимодействия.

Таким образом, произносительные компетенции, которые формируются у детей в совместной со взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игровой деятельности.

Для изучения эффективности авторской программы нами проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования развития коммуникативных навыков общения детей раннего возраста на базе центра раннего развития и в дошкольной образовательной организации.

Таблица 3. – Динамика развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста

Уровень

высокий

средний

низкий

№ среза

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Экспрессивная речь

Объем активного и пассивного словаря

Дети из ЦРР

20%

40%

60%

60%

20%

 

Дети из ДОО

60%

80%

40%

20%

 

 

Состояния фразовой речи

Дети из ЦРР

50%

70%

50%

30%

 

 

Дети из ДОО

30%

50%

40%

50%

30%

 

Импрессивная речь

Восприятие речи взрослого

Дети из ЦРР

40%

60%

50%

40%

10%

 

Дети из ДОО

70%

90%

20%

10%

10%

 

Понимание сходных по звучанию слов

Дети из ЦРР

40%

70%

40%

30%

20%

 

Дети из ДОО

10%

40%

50%

50%

40%

10%

Подбор слов-синонимов

Дети из ЦРР

40%

60%

40%

30%

20%

10%

Дети из ДОО

20%

40%

30%

40%

50%

20%

Использования предлогов

Дети из ЦРР

10%

60%

40%

30%

50%

10%

Дети из ДОО

20%

60%

30%

40%

50%

 

Обобщив результаты исследования, представленные в Таблице 3, мы выделили уровень развития экспрессивной и импрессивной речи после формирующего эксперимента.

На 30% и 40% детей ДОО и ЦРР увеличилось с высоким уровнем развития экспрессивной речи. Средний уровень развития экспрессивной речи снизился на 10% в обеих группах испытуемых. Детей с низким уровнем развития экспрессивной речи не зафиксировано как в группе испытуемых центра раннего развития, так и дошкольной образовательной организации.

Более половины детей каждой группы относятся к высокому уровню развития импрессивной речи. Группа детей со средним уровнем развития изучаемого вида речи изменилась незначительно: 30% детей центра раннего развития и 40% воспитанников дошкольной образовательной организации.

Только 10% испытуемых из центра раннего развития ребенка не проявляют активности и инициативности при общении со взрослыми и детьми, отсутствует интерес к выполнению различных видов заданий, невнимательны, частично понимают инструкции при 2-3-х повторениях, что соответствует низкому уровню развития импрессивной речи.

Обобщая полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод о динамике развития уровня коммуникативного навыка общения испытуемых.

Таблица 4. – Динамика развития уровня коммуникативного навыка у детей раннего возраста

Уровень

высокий

средний

низкий

№ среза

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Дети из ЦРР

40%

60%

40%

30%

20%

10%

Дети из ДОО

30%

70%

40%

30%

30%

 

 

Таким образом, большинство воспитанников центра раннего развития и дошкольной образовательной организации имеют средний и высокий уровень развития коммуникативных навыков общения; наблюдается положительная динамика результатов опытно-экспериментального исследования.

Находясь временно в коллективе сверстников центра раннего развития, ребенок недостаточно полноценно учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности.

Данное обстоятельство мы можем объяснить следующими детерминантами: цель центра раннего развития ребенка - помочь раскрыть потенциал детей, не упустить время раннего развития ребенка и разнообразить его досуг; дети нерегулярно проводят время в группе сверстников;, в центре раннего развития ребенка не созданы специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей и в связи с этим развитие коммуникативных навыков общения не достигает 100% высокого уровня.

В группе воспитанников дошкольной образовательной организации увеличился высокий уровень развития с 30% до 60%, количество испытуемых на низком уровне сократилось на 20%. Достаточно высокий результаты нашего эксперимента обусловлены не только эффективностью разработанной и реализованной нами развивающей программы, но задачами и содержанием воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Педагоги данного учреждения создают оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного усвоения коммуникативного навыка общения детьми. Согласованность в действиях воспитателей ДОО, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию коммуникативного навыка общения воспитанников с максимальным учетом индивидуальных и гендерных особенностей каждого ребенка раннего возраста.

Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей раннего периода и провоцирующий речевую активность и, как следствие, развитие коммуникативных навыков общения.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения активного словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов дошкольной образовательной организации большое внимание уделяется развитию активного и пассивного словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей дошкольной образовательной организации.

Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие коммуникативных навыков общения детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослыми и сверстниками.

 

Библиографический список:

1. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте; 3 – издание, из серии «Детскому психологу». – СПб.: Питер, 2010.
2. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Горлова, О.А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста: автореф. к.пед.н. – М., 2012.
4. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребёнком, период раннего детства. – СПб.: «Речь», 2006.
5. Орлянская, Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как фактор их социализации и развития // Семья в России. - 2009. - №1.




Рецензии:

1.06.2015, 9:12 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема актуальна.Материал отличается хорошой логикой построения.Достоверность результатов не вызывает сомнения.Рекомендуется к публикации.

03.06.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Кольцова Ирина Владимировна:
Спасибо, Ризабек Агзамович .



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх