кандидат психологических наук
ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
доцент кафедры психологии
УДК 159.922.736.2
В современной России существенно изменился социокультурный контекст воспитания подрастающего поколения. Значительно возросли образовательная и самообразовательная функции в детских образовательных организациях и центрах раннего развития ребенка, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в развитии коммуникативных навыков общения. Содержание воспитательного процесса в детских образовательных организациях и центрах раннего развития определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности детей, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в культурной, бытовой и повседневной сферах [2].
Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления детьми различных видов деятельности (перцептивной, информационной, интерактивной); в основе развития коммуникативных навыков общения лежит идея личностно-ориентированного подхода (З.М. Богуславская, A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин).
Коммуникативные навыки общения детей в возрасте 2-3 лет развиваются в обществе с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их развития зависит от целенаправленной помощи со стороны педагогов и родителей [1, c. 58].
В Российском обществе постоянно растет потребность в людях, обладающих разносторонними знаниями. Современные дошкольные образовательные организации и центры раннего развития, с существующим в них набором форм и методов воспитания, обучения и развития, не в должной степени способствует развитию коммуникативных навыков общения у детей раннего возрастного периода.
Изменение отношения общества к раннему детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком [4].
Для подтверждения теоретических выводов, была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 5 и детского развивающего клуба «Пчелкин дом» г. Ставрополя с детьми раннего возраста (2-3 года). В эксперименте принимали участие две группы: воспитанники ДОО (10 человек) и дети, посещающие ЦРР (10 человек).
В ходе практической работы обнаружилась необходимость использования целого комплекса диагностических методов, так как преобладающе количество традиционно используемых методик исследования в области изучения коммуникативных навыков общения детей не являются специфическими.
Таким образом, была проведена оценка количественных и качественных показателей развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации и посещающих центр раннего развития (Таблица 1).
Таблица 1. – Показатели развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста
Уровень |
высокий |
средний |
низкий |
Экспрессивная речь |
|||
Объем активного и пассивного словаря |
|||
Дети из ЦРР |
20% |
60% |
20% |
Дети из ДОО |
60% |
40% |
|
Состояния фразовой речи |
|||
Дети из ЦРР |
50% |
50% |
|
Дети из ДОО |
30% |
40% |
30% |
Импрессивная речь |
|||
Восприятие речи взрослого |
|||
Дети из ЦРР |
40% |
50% |
10% |
Дети из ДОО |
70% |
20% |
10% |
Понимание сходных по звучанию слов |
|||
Дети из ЦРР |
40% |
40% |
20% |
Дети из ДОО |
10% |
50% |
40% |
Подбор слов-синонимов |
|||
Дети из ЦРР |
40% |
40% |
20% |
Дети из ДОО |
20% |
30% |
50% |
Использования предлогов |
|||
Дети из ЦРР |
10% |
40% |
50% |
Дети из ДОО |
20% |
30% |
50% |
Полученные результаты позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка в возрасте 2-3 лет, а именно: уровень восприятия и понимания речи воспитателя и родителей, умение действовать по инструкции взрослого, объем пассивного и активного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.
30% детей дошкольной образовательной организации и центра раннего развития ребенка показали высокий уровень развития экспрессивной речи: интонационная выразительность и активность ребенка в общении, развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильное употребление простых грамматических форм, объем активного словаря соответствует нормам возрастного развития.
Средний уровень развития экспрессивной речи был отмечен у 50% воспитанников ЦРР и 40% ДОО: активная речь - простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляют простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускают и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладают существительные.
Для 20% детей из центра раннего развития и 30% воспитанников из дошкольной образовательной организации характерны простая фраза, состоящая из 2-3 слов, простые конструкции предложений, высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, отмечается не сформированный грамматический строй речи, ограничен активный словарь, наблюдаются ошибки в употреблении действий и признаков, что соответствует низкому уровню развития экспрессивной речи детей раннего возраста.
40% и 30% испытуемых из ЦРР и ДОО соответственно показали высокий уровень развития импрессивной речи. Данная категория детей проявляет активность в общении, интерес, понимание инструкции с первого раза.
Группу детей со средним уровнем развития изучаемого вида речи составили 40% испытуемых из центра раннего развития и 30% детей дошкольной образовательной организации. Эти воспитанники нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, редко пользуется невербальными средствами общения, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, понимание инструкции при 2-3-х повторениях.
20% детей центра раннего развития и 40% испытуемых из дошкольной образовательной организации не проявляют активности и инициативности при общении, понимают инструкции при 2-3-х кратном повторении взрослых, отсутствует интерес к выполнению задания, и как следствие дети данной группы невнимательны. Перечисленные характеристики соответствуют низкому уровню развития импрессивного вида речи.
Анализируя и обобщая полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод об уровне развития коммуникативных навыков общения испытуемых, представленные в Таблице 2. Воспитанники дошкольной образовательной организации и центра раннего развития имеют одинаковый уровень развития коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Таблица 2. – Уровень развития коммуникативного навыка детей раннего возраста из ДОО и ЦРР
|
высокий |
средний |
низкий |
Дети из ЦРР |
40% |
40% |
20% |
Дети из ДОО |
30% |
40% |
30% |
На основе полученных результатов на констатирующем эатпе опытно-эмпирического исследования нами была разработана и апробирована программа реализации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста.
Цель программы: развитие коммуникативных навыков общения детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности.
Психолого-педагогические условия реализации развивающей программы:
• создание положительной эмоциональной атмосферы, обеспечение комфорта и защищенности;
• содействие применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях в ДОО и ЦРР, а также в повседневной жизни;
создание развивающей предметно-пространственной среды [5].
Развивающая работа состоит из двух взаимосвязанных последовательных блоков:
1. блок - В работе с детьми используем следующие формы совместной деятельности:
- игры на развитие мелкой моторики рук;
- дидактические игры и упражнения;
- наблюдение за явлениями в природе;
- бытовые и игровые ситуации;
- чтение художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
- сценарии активизирующего общения.
Наиболее эффективны, по нашему мнению, игры на развитие мелкой моторики рук и сценарии активизирующего общения.
Используем комплексный подход к построению развивающего процесса, способствующий возникновению у воспитанника потребности в общении, налаживанию устойчивых эмоциональных контактов с родителями (малыш проявляет интерес к взрослому, испытывает доверие к нему). У ребенка развивается привязанность к играющему с ним взрослому, формируется деловой и познавательный мотив общения в процессе взаимодействия.
Таким образом, произносительные компетенции, которые формируются у детей в совместной со взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игровой деятельности.
Для изучения эффективности авторской программы нами проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования развития коммуникативных навыков общения детей раннего возраста на базе центра раннего развития и в дошкольной образовательной организации.
Таблица 3. – Динамика развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста
Уровень |
высокий |
средний |
низкий |
|||
№ среза |
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
Экспрессивная речь |
||||||
Объем активного и пассивного словаря |
||||||
Дети из ЦРР |
20% |
40% |
60% |
60% |
20% |
|
Дети из ДОО |
60% |
80% |
40% |
20% |
|
|
Состояния фразовой речи |
||||||
Дети из ЦРР |
50% |
70% |
50% |
30% |
|
|
Дети из ДОО |
30% |
50% |
40% |
50% |
30% |
|
Импрессивная речь |
||||||
Восприятие речи взрослого |
||||||
Дети из ЦРР |
40% |
60% |
50% |
40% |
10% |
|
Дети из ДОО |
70% |
90% |
20% |
10% |
10% |
|
Понимание сходных по звучанию слов |
||||||
Дети из ЦРР |
40% |
70% |
40% |
30% |
20% |
|
Дети из ДОО |
10% |
40% |
50% |
50% |
40% |
10% |
Подбор слов-синонимов |
||||||
Дети из ЦРР |
40% |
60% |
40% |
30% |
20% |
10% |
Дети из ДОО |
20% |
40% |
30% |
40% |
50% |
20% |
Использования предлогов |
||||||
Дети из ЦРР |
10% |
60% |
40% |
30% |
50% |
10% |
Дети из ДОО |
20% |
60% |
30% |
40% |
50% |
|
Обобщив результаты исследования, представленные в Таблице 3, мы выделили уровень развития экспрессивной и импрессивной речи после формирующего эксперимента.
На 30% и 40% детей ДОО и ЦРР увеличилось с высоким уровнем развития экспрессивной речи. Средний уровень развития экспрессивной речи снизился на 10% в обеих группах испытуемых. Детей с низким уровнем развития экспрессивной речи не зафиксировано как в группе испытуемых центра раннего развития, так и дошкольной образовательной организации.
Более половины детей каждой группы относятся к высокому уровню развития импрессивной речи. Группа детей со средним уровнем развития изучаемого вида речи изменилась незначительно: 30% детей центра раннего развития и 40% воспитанников дошкольной образовательной организации.
Только 10% испытуемых из центра раннего развития ребенка не проявляют активности и инициативности при общении со взрослыми и детьми, отсутствует интерес к выполнению различных видов заданий, невнимательны, частично понимают инструкции при 2-3-х повторениях, что соответствует низкому уровню развития импрессивной речи.
Обобщая полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод о динамике развития уровня коммуникативного навыка общения испытуемых.
Таблица 4. – Динамика развития уровня коммуникативного навыка у детей раннего возраста
Уровень |
высокий |
средний |
низкий |
|||
№ среза |
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
Дети из ЦРР |
40% |
60% |
40% |
30% |
20% |
10% |
Дети из ДОО |
30% |
70% |
40% |
30% |
30% |
|
Таким образом, большинство воспитанников центра раннего развития и дошкольной образовательной организации имеют средний и высокий уровень развития коммуникативных навыков общения; наблюдается положительная динамика результатов опытно-экспериментального исследования.
Находясь временно в коллективе сверстников центра раннего развития, ребенок недостаточно полноценно учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности.
Данное обстоятельство мы можем объяснить следующими детерминантами: цель центра раннего развития ребенка - помочь раскрыть потенциал детей, не упустить время раннего развития ребенка и разнообразить его досуг; дети нерегулярно проводят время в группе сверстников;, в центре раннего развития ребенка не созданы специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей и в связи с этим развитие коммуникативных навыков общения не достигает 100% высокого уровня.
В группе воспитанников дошкольной образовательной организации увеличился высокий уровень развития с 30% до 60%, количество испытуемых на низком уровне сократилось на 20%. Достаточно высокий результаты нашего эксперимента обусловлены не только эффективностью разработанной и реализованной нами развивающей программы, но задачами и содержанием воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Педагоги данного учреждения создают оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного усвоения коммуникативного навыка общения детьми. Согласованность в действиях воспитателей ДОО, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию коммуникативного навыка общения воспитанников с максимальным учетом индивидуальных и гендерных особенностей каждого ребенка раннего возраста.
Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей раннего периода и провоцирующий речевую активность и, как следствие, развитие коммуникативных навыков общения.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения активного словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
На занятиях всех педагогов дошкольной образовательной организации большое внимание уделяется развитию активного и пассивного словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей дошкольной образовательной организации.
Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие коммуникативных навыков общения детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослыми и сверстниками.
Рецензии:
1.06.2015, 9:12 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема актуальна.Материал отличается хорошой логикой построения.Достоверность результатов не вызывает сомнения.Рекомендуется к публикации.