Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 01.06.2015. Последняя правка: 02.06.2015.
Просмотров - 4034

Налогообложение в Российской Федерации: анализ проблем

Карева Светлана Алексеевна

студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

Кафедра журналистики

Данилова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Финансово-экономический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К, Аммосова


Аннотация:
В статье рассматривается система налогообложения Российской Федерации. Анализируются проблемы, мешающие в развитии рыночной экономики.


Abstract:
The article discusses the the taxation system of the Russian Federation. The problems hampering the development of a market economy.


Ключевые слова:
налоги; налогообложение; подоходный налог; система налогообложения

Keywords:
the taxes; taxation; income tax; the taxation system


УДК 336.22

По последним данным Риарейтинг за 2014 год Россия занимает 35 место в рейтинге стран по уровню ставок подоходного налога и в 2015 не повышает ставки.  13% говорит о том, что российское налогообложение одно из самых благоприятных в мире для предпринимательства, но верно ли это суждение?

Трехуровневая система налогообложения Российской Федерации является одной из сложнейших в мире. Разделение на федеральные, региональные и местные налоги влечет за собой множество проблем, что не показывает должной эффективности системы. Например: завышенная ставка совокупного налога на зарплату граждан. По оценкам РИА Рейтинг суммарная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет до 39% от суммарных затрат на оплату труда. [1]  С данной цифрой Россия находится в списке лидеров наравне с Италией.  Однако нет оснований для завышения цифры, так как для высоких налогов нужно иметь высокую зарплату, и, несомненно, высокий уровень жизни. Низкие зарплаты и завышенное налогообложение вызывает миграцию в страны с низким налогом или уклонение от уплаты и поиски разных лазеек, а также социальное расслоение общества.

Далее - отсутствие упрощенного процесса сбора налогов. Налогообложение является усложненным, так как насчитывает около ста различных налогов и сборов. В результате сбор налогов теряет эффективность, граждане прибегают к сокрытию и утаиванию доходов, и около 30 или 50 процентов налогов не попадает в бюджет Российской Федерации. Это тормозит развитие рыночных отношений. Несовершенное законодательство вкупе с неравными условиями для предприятий, а также неосведомленность населения о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит к нарушению законов.

Существующие неравноправие между люди с наименьшими и наивысшими уровнями доходов в ставках налогообложения – приблизительно 1:3 – ведет к тому, что основная налоговая нагрузка является грузом именно для малообеспеченных слоев населения. Хотя в развитых странах существует закономерность:  высокому доходу – высокий налог, а не наоборот. Причем в России параллельно этому растет высокая доля косвенных налогов, которая совершенно не помогает увеличению сбора налогов, а даже способствует их сокращению.

Немаловажна неэффективность существующих льгот для различных категорий плательщиков. Эти льготы не способствуют увеличению эффективности производства, а ведь их довольно большое количество. Сокращение ненужных льгот должно воспрепятствовать коррупции и расширить налогооблагаемую базу.

Система налоговой ответственности тоже обязана претерпеть совершенствование. Судебный порядок взыскания санкций порой приводит к росту объема судебных дел. Естественно,  говорить о качестве не приходится: рассмотрение дела в суде, зачастую, превращается в простую формальность, которая приводит к дополнительным государственным расходам.

Обратимся к развитым странам. По своей структуре налогообложения они делятся на страны преимущественно с прямым налогообложением и с косвенным (страны ЕС и другие). Например, для США характерно прямое налогообложение. Подоходный налог   является основным в системе федерального правительства, в штатах же действуют универсальные и специфические акцизы.  Подоходный налог является крупнейшим источником пополнения бюджета и составляет более 40%, но он также является частью всех ветвей власти и распределяется между ними.

Косвенное налогообложение характерно для стран Европейского Союза, например, Федеративной Республики Германии.  Подоходный налог является основным источником пополнения казны и составляет 43% по данным РиаРейтинга за 2014 год. Доля налогов на потребление, однако, больше доли подоходного налога. Система налогообложения основана на многочисленных налогах (около 50), причем каждый налог сопровождается специальным законом. Важнейшим налогом на потребление является налог на добавленную стоимость.

Также существуют специальные налоги для богатых граждан. Они используется пока лишь во Франции и Щвейцарии, но Франция является лидером в данном вопросе, так как налоги на доходы в этой стране практически превышают 70%. Однако чем меньше доход, тем меньше налог, хоть он  и не является самым низким среди других стран.

В США и странах Европейского союза не последнее место занимает налог на имущество. В последнее время обсуждается возможность введения повышенного налогообложения на частные дома, так как это сложилось исторически: налоги на землю всегда были сравнительно высоки. По крайней мере, в Великобритании и Бельгии. Однако принятие специального налога для богатых, как это сделали Франция и Швейцария, странами пока не рассматривается, так как это считается слишком затратным шагом. Тем не менее, налог на имущество, к примеру, зачастую требует намного больше усилий по сбору налогов. Нередко затрачиваемые средства оказываются приравненными к полученным.

Вернемся к Российской Федерации. В условиях технического прогресса изменение системы налогообложения является важнейшим фактором  для развития рыночной экономики. Налоговая система России в настоящее время не отвечает потребностям в инновационном развитии страны. Нестабильность является главной проблемой налогообложения.

  Соответствие мировому опыту важно, но подходить к этому вопросу стоит осторожно. Специальный налог на богатых, к примеру, не будет иметь должной эффективности. Напротив, он вызовет массу неудовольствия, и, как это происходит с Францией, граждане со внушительными доходами будут мигрировать в страны с более низким налогом на доход.

Таким образом, есть что совершенствовать. Трёхуровневая система налогов Российской Федерации не показала свою эффективность. Многочисленные минусы и недочеты тормозят рыночную экономику, и страна показывает себя отстающей в плане технического прогресса. Налоговая система требует совершенствования и максимального приближения к мировому опыту, ведь налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства. К тому же, как можно судить, бюджет Российской Федерации при условии всех принятых мер не спешит пополняться. Из этого всего следует, что дело не в налогах, а в системе.  

 

Библиографический список:

1. РИА Рейтинг // статья 12.08.2014 URL:http://riarating.ru/countries_rankings/20140812/610625725 (дата обращения 30.05.2015).




Рецензии:

5.07.2015, 15:07 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья поднимает самые актуальные проблемы налогообложения в РФ, написана грамотно. Сложность российской системы налогообложения и ее оптимизация, вопросы справедливости налогообложения и пр. волнуют и бизнес и конечных налогоплательщиков - физических лиц. Компетентность автора в исследуемой теме не вызывает сомнений. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх