Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 02.06.2015. Последняя правка: 02.06.2015.

Социальное одиночество.

Федоров Алексей Александрович

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

студент 2 курса, Социология

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых


Аннотация:
В данной работе представлен краткий обзор такого современного социального феномена, как социальное одиночество, история философско-социологической мысли в представленной тематике, степень ее научной разработанности и влияние данного социального явления на индивида и общества в целом.


Abstract:
This paper presents an overview of the contemporary social phenomena, such as social isolation, the history of philosophical and sociological thought in the presented topics, the degree of elaboration of scientific and social impact of this phenomenon on the individual and society as a whole.


Ключевые слова:
социальное одиночество; духовное одиночество; процесс; десоциализация; феномен.

Keywords:
social loneliness; spiritual loneliness; a process; de-socialization; phenomenon.


УДК 159.9

Одиночество затрагивает предельную сущность человеческого существования. Одиночество - явление довольно распространенное и многостороннее, оно позволяет затронуть основания человеческого бытия, показывать себя одновременно в нескольких категориях: социальной, психологической и философской. Одиночество, которое можно рассмотреть в своем положительном значении, означает нечто естественное, происходящее из самой сути человека и его существования. Не поняв сути социального одиночества, как состояния «разъединения» социальных и духовных связей между индивидами и связанных с ними вытекающих последствий, очень трудно, а порой даже невозможно, создавать пути дальнейшего социально-духовного развития человека. На мой взгляд, всё же необходима такая концепция, которая должным образом раскрывает сущность человеческого одиночества и отчуждения индивида в современном сложном мире.

Во многих современных странах, такой феномен, как социальное одиночество, довольно широко распространен. Современный человек чувствует себя  все более отстраненным от других людей. Индивид все чаще ощущает себя ничтожной «деталью» огромной всевластной системы, частью глобальной политических и экономических отношений, в среде которых внутренний мир отдельного человека теряет свою первоначальную суть. Люди мало знают и понимают о природе социального одиночества, о его сущности, потому что предметом научных дискуссий и взысканий социальное одиночество стало относительно недавно.

Состояние одиночества испытывают не только индивиды, у  которых нет семьи и близких им людей. В реальной же жизни одиночество ощущает довольно большое количество людей. У них может быть семья и близкие люди т.д. то есть по факту они не являются одинокими.

Люди, ощущающие на себе состояние одиночества, со временем могут утрачивать свои хорошие человеческие качества, духовные установки и культурные ценности. С течением времени одиночество приобретает устойчивый характер и превращается в определенное духовное состояние, что в последствии приводит к различным душевным расстройствам, в итоге может наступить и прогрессировать социальная деградация индивида.

Научно-теоретическая актуальность проблемы социального одиночества обусловлена прежде всего тем, что одиночество является настоящей проблемой для современного общества. Необходимость исследования данной тематики необходима для изучения процесса идентификации личности, при помощи которого индивид понимает свою индивидуальность в отношении существующей реальности. Впоследствии, при наличии широкого взгляда на данную проблему, возможно определенное и точное понимание феномена социального одиночества в современном мире. Знания о формах его существования, трансформациях может дать возможность социального прогнозирования на общество в будущем.

Одиночество, как сложное социальное явление, стало тематикой научных дискуссий только в первой половине ХХ века. Однако тема одиночества прослеживалась в трудах еще древних мыслителей и философов.

 В ветхозаветной книге сказано: «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством» [2]. Данное художественно-философское раскрытие одиночества определяет острое отношение людей того времени к данному феномену.

Пожалуй, одним из наиболее знакомым для нас с вами является представление об одиночестве как о девиантном и нежелательном явлении. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» [1]. Во все эпохи в одиночестве наблюдали некоторую угрозу как для самого индивида, так и для общества в целом.

В размышлениях и работах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Конфуций, показывается восприятие феномена одиночества древними философами.

Мысль средневековья в отношении одиночества, в основном сформированная под влиянием религиозных взглядов мыслителя, наиболее ярко отражена в произведениях Августина Аврелия.

Ценностью данных произведений является то, что они, относясь к разным направлениям философской мысли и временным рамкам, содержат в себе как общие, определяющие свойства феномена одиночества, так и некие индивидуальности, сформированные под личным взглядом и жизненной позицией каждого мыслителя

Ф. Ницше, В. Дильтей и некоторые другие представители «жизненной философии» показывают одиночество как некий индивидуальный образ реализации жизни, но рассматривают его с разных точек зрения, которые зависят от субъектного мнения каждого из авторов.

Очень долгое время отечественные социальные, философские, психологические научные отрасли уделяли мало внимания к феномену социального одиночества. До 90-ых годов ХХ века практически все время делался уклон на коллективизм, а социальное одиночество, отчуждение человека объявлялось пережитками капиталистического строя. В связи с произошедшими преобразованиями в экономической, политической, образовательной сфере интерес к этой тематике резко возрос.

В заключение данной работы сделаем следующие выводы: социальное одиночество - сложный и многозначный феномен, прослеживающийся в жизни современного общества. Социальное одиночество есть специфический подтип других проявлений одиночества.

Социальное одиночество, как разновидность духовного, в настоящее время имеет огромную тенденцию к расширению и распространению, что, на мой взгляд, в основном связано с экономическими, духовными и социальными кризисами.

Исследование данной темы является перспективным, так как практически весь наш социум находится в состоянии глубочайшего духовного кризиса, что в свою очередь наносить огромный ущерб моральному и духовному состоянию индивидов. Вследствие этого я считаю необходимым исследования данного феномена и изучать пути его преодоления.

Библиографический список:

1. Библия, Ветхий Завет Быт.2:18
2. Гольман, Татьяна Ивановна «Социальное одиночество студенческой молодежи в транзитивном обществе: управленческий аспект» автореферат диссертации по социологии . 2008.
3. Екклесиаст (4:8)
4. Научный журнал Серия «Философия. Социология» № 3(46)/10
5. Нуреева Рида Курбангалиевна «Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования» (http://hpsy.ru/authors/x1286.htm)
6. Пузанова Ж.В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект). Автореф. дис. канд. философских наук. Ростовский ун-т дружбы народов. М., 1995. - 21 с.




Рецензии:

9.06.2015, 23:41 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Не определено операциональное понятие. устаревшая литература. Нет ссылок на современные концепции одиночества. Ну зайдите хотя бы в КиберЛенинку и наберите в поисковике слово "одиночество".... Требует доработки в соответствии с квалификационными требованиями



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх