Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 03.06.2015.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности

Ямщикова Алёна Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

студент

Воронова Ксения Андреевна. Студент экономического факультета, группа БИ(Бизнес-Информатика)-113. Родионова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.


Аннотация:
В статье рассматриваются такие способы управления трудовой деятельностью как мотивация и стимулирование, а также доказывается их значимость в достижении успеха организации.


Abstract:
This article discusses such methods of work activities' management as a motivation and stimulation, and proves their importance to the success of the organization.


Ключевые слова:
мотивация; стимулирование; персонал; успех организации.

Keywords:
motivation; stimulation; staff; organisation's success.


УДК 33

Во все времена одной из важнейших составляющих успеха организации является качество деятельности его сотрудников. А качество их деятельности, в свою очередь, зависит от того, насколько эффективно менеджер выполняет функции управления персоналом своей организации:

  • прием на работу квалифицированных сотрудников;
  • повышение их квалификации, организация курсов, тренингов и др.;
  • грамотное распределение обязанностей между сотрудниками;
  • создание благоприятной атмосферы в коллективе;
  • поощрение качественного и результативного труда и др.

Мотивация сотрудников является одним способов улучшения качества и производительности труда и подразумевает под собой совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью [1]. Проще говоря, мотивация представляет собой процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения как их собственных потребностей и интересов, так и интересов организации с помощью различных методов стимулирования.

Стимулирование же является средством достижения необходимых результатов и представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей работника, по большей части материальных.

Следовательно, мотив – это некий импульс, вызывающий побуждение к действию ради достижения цели, не противоречащей внутренним установкам человека, а стимул – это вожделенный объект. А значит, мотивация – процесс внутренних побуждений, а стимулирование – процесс побуждений извне.

Прежде чем вести разговор о мотивации и стимулировании трудовой деятельности персонала, необходимо определить цели этих процессов. Здесь мы сталкиваемся с интересом сторон – работодателя и работника. Для работодателя целью является экономическая эффективность организации, достижение определенных результатов, в основном финансовых. Для работника – достижение определенных социальных и значимых для него благ.

Для того чтобы достичь определенных результатов и вывести организацию на более высокий уровень, менеджеру необходимо мотивировать своих подчиненных на упорную и качественную работу, что зачастую является сложным для выполнения. Одним из наиболее распространенных качеств современных сотрудников является лень и безынициативность. Мотивировать таких сотрудников очень сложно. И все же, квалифицированного менеджера данная задача не должна ставить в тупик. Прежде всего, необходимо выяснить, почему человек работает без отдачи. Возможно, его не интересует проект, которым он занимается в данный момент или же его мысли заняты другим: проблемы в семье, финансовое неблагополучие, предстоящий отпуск и др., что является отвлекающим фактором и способствует снижению внимания, появлению рассеяности.

После выяснения причины, менеджеру необходимо принять решение как действовать: «кнутом или пряником». Можно пригласить данного сотрудника побеседовать и дать ему понять, что за невыполнение или не грамотное выполнение своих обязанностей могут последовать штрафные санкции, выговор и, в крайнем случае, увольнение. Или, если данный сотрудник является ценным кадром в организации, предложить ему переход на должность, которая будет более интересна, или предоставить ему отпуск, если причины его рассеяности кроются в личных проблемах или банальном душевном и физическом истощении.

Также для достижения мобилизации самых безынициативных работников можно объявить о вознаграждении и поощрении в материальном выражении, ведь деньги для человека всегда были одним из сильнейших мотиваторов к действию.     

Управлять стимулированием и мотивацией сотрудников необходимо исходя из краткосрочной и долгосрочной перспективы сотрудничества работника и работодателя. Исходя из целей организации, целей руководства, работников необходимо выстраивать отношения, оптимальные для сторон, для чего применяются стимулы для сотрудников, а сотрудники, в свою очередь, имеют свои мотивы, обеспечивающие их труд, не противоречащий внутренним установкам.

Чтобы представить мотивацию и стимулирование на деле, приведем пример использования данных средств во всем известной косметической компании «Орифлейм». Работа данной компании основана на продаже косметики через консультантов. Им предоставляется серьезная скидка при покупке косметики – затем уже могут продавать её знакомым для своего заработка. Однако при подобной бизнес-модели необходима эффективная система мотивации. И такие примеры мотивации сотрудников существуют в данной компании.

В первую очередь, компании необходима организация сообщества друзей и единомышленников. Поэтому ежегодно проводятся определенные мероприятия – ведущие консультанты приглашаются в красивые города для участия в конференциях. Программа мероприятия представлена концертами знаменитостей, интересными экскурсиями, знакомством с топ-менеджерами и руководством, с последующим награждением за своих успехи. К примеру, в 2012-м году в Стокгольме на мероприятии собралось свыше 10 тыс. консультантов компании из различных уголков мира.

Другой важной целью становится постоянное привлечение новых консультантов для работы. Поэтому в компании ежегодно несколько раз проводятся мероприятия, направленные на привлечение специалистов с предоставлением уникальных подарков и для новичков, и для опытных сотрудников – включая телефоны, компьютеры, дизайнерские украшения и даже машины [3].

Анализируя мотивацию и стимулирование на деле можно сказать, что при правильном их использовании можно достичь необходимых результатов, направить в правильное русло деятельность и улучшить общее положение организации или любого другого субъекта.

Обратим внимание на современных студентов. Даже невооруженным глазом заметна незаинтересованность большинства из них в получении знаний. Главное, чтобы диплом выдали, а остальное не важно. Можно сказать, что у большинства современных студентов мотивация равна нулю. Конечно, причины такого отношения к обучению могут быть различными. Очень часто студенты поступают в высшее учебное заведение по требованию родителей без собственного желания, еще чаще встречаются ситуации, когда студент не поступил на желаемую специальность, поэтому пошел туда, куда взяли. Также, такой причиной можно назвать лень и нежелание учиться. Избалованные в детстве студенты-дети богатых родителей считают, что все в этом мире можно легко решить с помощью денег, а значит нет необходимости прилагать даже минимальные усилия на обучение и получение знаний.

Если сравнить, например, отношение российских и японских студентов к высшему образованию, мы столкнемся с пропастью. Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию [4]. В то время как российские студенты в большинстве своем учатся для получения «корочки», без которой будет сложно найти хорошую работу.

Чтобы исправить существующую ситуацию с российским высшим образованием, необходимо убедить студентов в том, что высшее образование необходимо не только потому, что так родители сказали, но и для того, чтобы получить необходимые для дельнейшей жизни и карьеры знания, стать грамотным и квалифицированным специалистом с разносторонними интересами и многообразным набором различных навыков и умений. Если студенты поймут важность развития личности и расширения круга интересов и навыков, то им самостоятельно захочется пополнять свои знания и развивать мозг.

Но так как такого добиться от современной молодежи практически невозможно, то на помощь приходят мотивация и стимулирование.

Для повышения интереса к обучению на «хорошо» и «отлично» руководство уже ввело систему стипендиального поощрения старательных студентов. Также, существует система стипендий за научную деятельность. Ведь деньги во все времена были одним из сильнейших стимулов для людей, а для студентов с их насыщенной жизнью деньги важны в любом случае.

Но деньги не должны быть единственным стимулом хорошей учебы. Можно было бы позаимствовать японскую систему «пожизненного найма» для наиболее успешных и старательных студентов.  Ведь любой студент не раз задумывался, куда он пойдет работать после окончания университета и, естественно, пугался этой неопределенности. А если студенты будут знать, что после окончания обучения при достижении хороших и отличных результатов они получат рабочее место с возможностью карьерного роста и личного развития, то их успеваемость точно увеличится в разы. Ведь когда есть цель, легче добиваться хороших результатов.

Также, хорошим стимулом увеличения успеваемости студентов могло бы быть предложение наиболее отличившимся участия в международных стажировках за счет ВУЗа для повышения квалификации и получения опыта. Повесь ректоры такое объявление в стенах университета, успеваемость резко увеличилась бы, многие студенты увидели бы в этом прекрасную возможность и другую страну посетить, и опыта набраться, и знания новые получить, и знакомствами новыми обзавестись. Ведь многие студенты – дети обычных рабочих, доход которых не позволяет посещать другие страны и уж тем более оплачивать дорогостоящие международные стажировки.

Таким образом, мотивация и стимулирование являются одними из важнейших средств достижения эффективности любой деятельности, как трудовой, так и любой другой. Используя различные способы и методы мотивации и стимулирования, можно добиться полной отдачи всех без исключения участников процесса от сотрудников организации до студентов ВУЗа. Главное знать, на какие точки нажать, за какие рычаги потянуть, чтобы те или иные участники деятельности работали в полную силу, но без принуждения. Ведь залог успешной деятельности – желание ее участников добиться результатов. В случае с организацией, грамотное использование мотивации и стимулирования принесет работникам удовлетворение своими результатами и их справедливой оценкой, и руководителю – процветание компании и стабильный высоких доход.

Библиографический список:

1. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. 2008. №3. С.53-59
2. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
3. Электронный ресурс: http://www.gd.ru/articles/3484-primery-motivatsii-personala
4. Электронный ресурс: http://itecgroup.ru/countries/yaponiya/




Рецензии:

3.06.2015, 16:39 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: по теме мотивации труда написано тысячи статей. эта отличается самобытностью, хотя стиль подачи популярно-публицистический а не научно-теоретичнеский. Если авторам удастся, то желательно учесть это в последующих исследованиях. Рекомендуется к публикованию.

4.06.2015, 10:20 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Считаю необходимым расширить обоснование актуальности темы и привести краткий анализ последних публикаций по исследуемой теме. После доработки рекомендуется к опубликованию.

19.07.2015, 18:06 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: С Андреем Олеговичем согласен. Статья хорошая, к стилю претензий у меня никаких нет, а что касается научно-теоретического стиля, так это напротив отлично, что автор пишет не для зануд из кабинетов, а для людей и для широкого спектра интересующихся проблемой как понять суть мотивации и как ее усовершенствовать. Молодцы. Но статью необходимо доработать. Особенно более серьезно подойти к списку литературы.

3.03.2016, 14:10 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Статья интересная, большим плюсом считаю наличие собственной точки зрения автора на исследовательскую проблему, проведение параллелей между различными моделями мотивации с их последующим критическим анализом. Четкие и логичные выводы позволяют судить о достаточном анализе исследуемой темы. Список литературы рекомендую расширить, оформить его правильно. После правок ,рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх