студент III курса очного отделения
Уральский государственный педагогический университет, исторический факультет
Кафедра Истории России
Корнилов Геннадий Егорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Истории России
УДК 93
Изучение повседневности включает в себя исследование широкого круга вопросов, явлений и предметов. Становление истории повседневности как отдельной исследовательской проблемы связано с историко-антропологическим поворотом в гуманитарной мысли Запада, происходившим в 1960-80-х годах. Тема повседневности волновала историков и до этого времени: изучением и описанием, как самого явления, так и некоторых его структур занимались разные науки и научные школы. Термин «история повседневности» тогда еще не был введен в широкий научный оборот, однако, исходя из его современного понимания, труды этих историков в разной мере посвящены этой проблеме.
Еще во второй половине XIX – начале ХХ в. были опубликованы работы отечественных и французских авторов, посвященные различным вопросам повседневности [8, с. 592]. Среди отечественной историографии следует выделить труды А.В. Терещенко [9], И. Е. Забелина [5] и Н.И. Костомарова [6]. Большое внимание они уделяли описанию праздников, ритуалов, традиций и обрядов православной и древней языческой традиции. Детальное изучение этнографического материала и привязывание его к временным рамкам, делало их исследования по-настоящему историческими. Кроме того, эти авторы являлись первопроходцами в отечественной исторической науке, входя в новую плоскость повседневного быта народа.
Европейские исследователи примерно в это же время обратились к проблемам повседневного быта народов. Здесь особенно показательны труды французов Э. Виолле-ле-Дюка [4] и П. Гиро [3]. Э. Виолле-ле-Дюк в труде «Жизнь и развлечение в Средние века» утверждал, что материальная составляющая каждой эпохи очень важна, и, изучив ее, можно проникнуть в социальную и бытовую историю. П. Гиро придерживался мнения о том, что повседневная история является неотъемлемой частью исторического исследования, не менее важной, чем изложение фактов. Примечательно то, что в своих трудах он пытался проникнуть в быт не своего народа, а древних греков и римлян, осуществляя критику письменных источников, и привлекая доступные ему данные археологии. Итак, во второй половине XIX в. ряд историков разных стран и традиций обратились к проблеме бытовой жизни народа, и поиску «духа времени» через нее. Они не пытались создать своих концепций повседневности, их труды имели преимущественно описательный характер, впервые были обозначены и раскрыты темы, ставшие в дальнейшем традиционными для исследований повседневности.
Следующий этап изучения повседневной жизни имеет хронологиче-ские рамки 1920-1980-х годов и связан с трудами Й. Хёйзинги и представителями школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Э. Ле РуаЛадюри). В трудах этих историков меняется подход к изучению повседневности и разрабатывается концепция ее изучения. На этом этапе историки исследовали ментальные структуры повседневности, пытаясь проникнуть в сознание людей прошлого, используя для этого разные методы. Й. Хёйзинга исследовал духовную ситуацию среди высших слоев населения во Франции и Нидерландах XIV—XV вв. Он изучал позднее средневековье и его духовную жизнь не как «преддверие Ренессанса», а как «завершение Средневековья, его культуру и менталитет в последней жизненной фазе» [11, с. 18]. На несколько лет позже Л. Февр, один из основателей школы «Анналов», произведшей переворот в исторической методологии, в 1925 г. в статье «Главные аспекты одной цивилизации» [10] работал с определением слова «цивилизация» и основными чертами ее повседневной жизни на примере средневековой Франции XV-XVI вв. Он ввел в научный оборот понятие «ментальный инструментарий». Он понимал под этим термином все категории восприятия, концепции жизни, выражения и действия, формирующиеся в повседневной жизни, которые составляют и структурируют опыт как общий народа, так и отдельного индивида. М. Блок в своих трудах демонстрировал другой подход к пониманию ментальности и повседневной жизни как ее отражения. Дело в том, что он отдавал предпочтение не психологическим аспектам, а, скорее, социокультурным, предмет его исследования смещался от изучения «бесчеловечных» социальных структур к человеку как субъекту всех социальных процессов [7, с. 54]. Процесс складывания истории повседневности как отдельного объекта исторического исследования завершил Ф. Бродель, выпустив в 1979 г. труд «Материальная цивилизация и капитализм». В первом томе «Структуры повседневности» историк изучал сферу повседневной жизни людей, включая динамику населения различных регионов мира, системы питания, одежду, жилища, технику, транспорт, денежное обращение, роль городов, противоречия между богатыми и бедными, одним словом, все аспекты повседневной жизни народов [2].
Таким образом, постепенно история повседневности стала не только отдельной исторической проблемой, но и одной из фундаментальных в контексте историко-антропологического подхода. История повседневности в процессе разработки может стать серьезной альтернативой другим историческим концепциям (классов или государств), если представить ее как смену условий обыденного существования, влиявшую на все аспекты деятельности людей [1, с. 54]. Закончить хочется словами Ф. Броделя: «Повседневность — это мелкие факты, едва заметные во времени и в пространстве. Иной раз бывает достаточно нескольких забавных историй, для того чтобы разом высветить и показать образ жизни. Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество. И никогда не бывает безразлично, каким образом на разных его уровнях едят, одеваются, обставляют жилище. Эти «мимолетности» к тому же фиксируют от общества к обществу контрасты и несходства вовсе не поверхностные. Воссоздавать такие картинки — увлекательная игра, и я не считаю ее пустым занятием».
Рецензии:
8.06.2015, 23:37 Утягулов Марат Мирсаитович
Рецензия: Уважаемый Дмитрий Дмитриевич! Ваша статья вызывает большой интерес и является актуальной в связи малой её изученности и отсутствия детализации многих сторон жизни быта различных слоев и категорий населения. Обычно этот вопрос рассматривался обобщенно или же на повседневность не придавали большого внимания. Избранная тема требует анализа большого количества источников и литературы, при этом не только в отечественной историографии, но и зарубежной. Это выделено четко и даже в этом небольшом исследовании применяется сравнительный анализ.
К указанным вами работам Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина и других можно было добавить работу Б.Д. Грекова. Статья выполнена на достаточном научном уровне. Считаю, что статья может допущена к публикации. С пожеланием успехов Утягулов М.М.