Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 27.06.2015. Последняя правка: 26.07.2015.
Просмотров - 5765

Обзор научных взглядов на содержание понятия «агрессия» в психологической литературе.

Арлаковская Юлия Александровна

соискатель

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Кафедра " Общая и социальная психология"

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой Общая и социальная психология, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского


Аннотация:
В историческом плане можно обнаружить различия высокой степени не только в проявлении агрессии между представителями каждой предыдущей эпохи и каждой последующей, но и в понимании ими «меры нормальности» этих агрессивных проявлений. Возможно, именно поэтому вопрос изучения агрессивных проявлений стоял остро во все времена.До сегодняшнего дня представители научного мира не могут предоставить обществу базового определения феномену агрессия. В статье предпринимается попытка обобщить и проанализировать исследовательский опыт и выделить основные взгляды на содержание понятия агрессии.


Abstract:
In historical terms it is possible to detect differences of a high degree not only in the manifestation of aggression among representatives of each of the previous epoch and each subsequent, but in the understanding of the "measures of normality" these aggressive manifestations. Perhaps this is why the study of aggressive manifestations stood sharply at all times. To date, representatives of the scientific world can't provide basic definitions of the phenomenon of aggression. The article attempts to summarize and analyze research experience and highlight the main views on the content of the notion of aggression.


Ключевые слова:
агрессия; агрессивность;агрессивное поведение

Keywords:
aggression; aggressiveness;aggressive behavior


УДК 316.4.066

Нынешняя эпоха, в которую мы живём, изобилует напряжением во многих областях: экономике, политике, экологии, что сказывается на эмоциональном состоянии общества. Специалистами различных областей знаний зафиксирован рост показателей агрессивных тенденций, как в индивидуальном плане, так и в групповом. Ситуация увеличения показателей агрессии волнует специалистов различных сфер деятельности, включая и научных деятелей.

Проблема изучения агрессии как феномена - сравнительно молода. Несмотря на это, многие психологи (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, А. А. Налчаджян, А. А. Реан, Л.М. Семенюк, З. Фрейд, И.А. Фурманов и др.) раскрывали и раскрывают малоизвестные аспекты данного явления. Однако заметные различия между авторами, изучающими данный феномен, обнаруживаются уже на этапе определения содержания самого термина «агрессия». Наряду с определением агрессии как деструктивного поведения, наносящего вред путём физического или морального оскорбления, встречается иная трактовка данного понятия: агрессия как неконформность, активность, личности. Общеизвестными определениями агрессии в психологической литературе можно считать следующие:
1) подчёркивающее в рассматриваемом феномене поведенческий аспект: Агрессия – деструктивное поведение, наносящее ущерб объекту нападения;
2) подчёркивающее в рассматриваемом феномене намерение: Агрессия – это мотивированное действие, имеющее своей целью нанести вред объекту нападения;

Важно обратить внимание на тот факт, что агрессия не всегда определяется только как поведение, или мотивированное действие (т.е. подчёркивается целенаправленность совершаемого деструктивного поступка), Н.Д. Левитов определяет данный феномен как психологическое явление, содержащее такие компоненты, как познавательный(осознание ситуации представляющей опасность), эмоциональный (проявление отрицательных чувств: злость, враждебность, ярость) и волевой (настойчивость, целеустремлённость в стремлении нанести вред обидчику) [2].
Зарубежные авторы, наравне с отечественными, также не могут прийти к единой точке зрения на содержание понятия «агрессия». При анализе психологической литературы можно встретить несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых имеет своё представление о сущности рассматриваемого феномена. Так, представители теорий инстинкта (К.Лоренц, 3.Фрейд) рассматривают агрессивные тенденции в поведении как свойство, присущее всем живым существам; Л.Берковиц, М. Зильман, Дж. Доллард и др.- психологи, считающие, что источником агрессии является позыв причинить вред другим, вызываемый внешними факторами; в когнитивной (познавательной) теории важное значение придавали интерпритациям, на основании которых действовал когнитивно-аффективного механизм; теория социального научения А.Бандуры, рассматривающая агрессивное поведение как комплекс ранее приобретённых моделей поведения.

Наряду с понятием "агрессия" можно встретить другое - "агрессивность", при чём часто их не дифференцируют. Однако, Т.Г. Румянцева подчёркивает, что важно различать агрессию как особенную форму поведения, и агрессивность как психическое свойство личности, которое проявляется в стабильной готовности совершить агрессивные действия. Разные люди имеют различные уровни агрессивности. Как указывает А.А. Налчаджян[3], агрессивность является результатом генерализации агрессивных действий, и может быть и приобретённой (посредством поощрения агрессивных действий), и прирождённой, где наследуется общая агрессивная тенденция, которая проявляется и связывается с объектом при его фрустрировании. Реагируя агрессивно на первые фрустрации, ещё будучи детьми некоторые приобретают такую агрессивную установку, которая превращается в предпочтительную форму самозащиты развивающейся личности. Затем недоверие, страх и агрессия обобщаются и распространяются на всех взрослых людей, которые воспринимаются как угнетатели и враги.

Исследователи подчёркивают тесную взаимосвязь агрессии и враждебности, уточняя, что в основе агрессии всегда находится враждебность. Более того, отмечается пассивность враждебного состояния, в отличии от активного действия, в котором проявляется агрессия. Другими словами, под агрессией понимается, в большей степени, внешняя реакция к конкретным лицам, а под враждебностью - скрытая реакция, содержащая негативную позицию по отношению ко всем окружающим(К. Изард).

Продолжая раскрывать содержание феномена агрессии, рассмотрим его функции и разновидности.

Функции:
1. Агрессия как способ социального воздействия (любые формы выражения агрессивных тенденций в поведении так или иначе оказывают влияние на других людей).
2. Агрессия как закреплённая модель поведения, механизм формирования которой обусловлен частым положительным подкреплением агрессивных реакций.
3. Агрессия как ответ на фрустрацию. Э.Фромм говорил о том, что «филогенетически запрограммированная агрессия, как она существует и у животных, и у человека, является биологически адаптивной, защитной реакцией»
4. Агрессия как средство управления впечатлением(ссылаясь на результаты своих исследований, Ганс Тох, утверждал наличие положительных корреляционных отношений между уровнем агрессии и значимостью производимого на других людей впечатлений).
5. Агрессия как защитный механизм на субъективно или объективно существующую угрозу.

В случае угрозы своему "Я" (субъективно или объективно существующей) человек защищает свою «Я – концепцию», используя агрессивные формы поведения (Р. Фельсон). Ещё одним вариантом выражения данной функции агрессивных проявлений является демонстративная агрессия (нарочитое проявление всевозможных видов и форм агрессии с целью скрыть тревожность в ситуации возможного несоответствия ожиданиям значимых окружающих). Налчаджян А. отмечает, что в подобных ситуациях защита «Я- концепции» осуществляется параллельно с другими механизмами(не только с помощью агрессии): проекцией, атрибуцией, рационализацией и др.

Исследователями предложены различные критерии классификации агрессивных форм поведения. Согласно А. Бассу, данное явление можно описать по трём шкалам:
· Физическая-вербальная
· Активная- пассивная
· Прямая - косвенная

Комбинируя эти шкалы, он получил различные категории возможных агрессивных действий.

Указанные выше критерии не являются исчерпывающими, т.к. основываются лишь на поведенческих особенностях проявления агрессии.

Позже, занимаясь разработкой диагностического инструментария для исследования агрессии и её форм, А. Басс вместе А. Дарки выделили следующие: физическая, косвенная, вербальная, подозрение, обида, раздражение.

К. Мойер, беря в качестве критерия топографию реакций и раздражителей, вызывающих агрессию, выделяет следующие классы агрессивных действий:
1. Хищническая агрессия;
2.Агрессия, вызываемая раздражением (аффективная агрессия);
3.Территориальная;
4.Родительская;
5.Инструментальная

К. Мойер указывает, что каждая из выше перечисленных видов агрессии имеет различные физиологические субстраты. Важно отметить, что большинство (1-4) из этих видов имеет защитный характер, а инструментальная – может играть роль адаптивного механизма незащищённого типа (т.е. не обязательно связанного с преодолением фрустрации).

По признаку принадлежности агрессии виду и этносу выделяют следующие её разновидности:
1.Внутривидовую и межвидовую;
2. Внутриэтническую и межэтническую.

По мотивам совершения агрессия подразделяется на следующие виды:
1. Агрессия как самоцель (эмоциональная) - характеризуется специфической целью: причинить ущерб и боль другому человеку; специфической мотивацией: силой враждебности, ненавистью, гневом, подталкивающими человека на агрессивные действия; специфическим временным параметром: эмоциональная агрессия может наступить сразу после возникновения мотива и выбора цели (т.е. импульсивно и несдержанно) или же с опозданием.

2. Инструментальная агрессия (функциональная) - является инструментом в деле достижения определённых целей. При данном виде агрессии, как указывает Налчаджян, у субъектов агрессии бывают иерархии целей, лишь в простейших случаях состоящие из одной главной неагрессивной цели и вторичной агрессивной цели. При подавлении и отсрочки инструментальной агрессии психосоматические нарушения не так значительны, но происходит активизация познавательных процессов потенциальных агрессоров.

3. Агрессия смешанного вида (эмоционально – инструментальная) - в таком случае наблюдается несколько равносильных мотивов. Эмоциональная цель может сочетаться с некоторыми важными инструментальными целями. Используя модель поведения, содержащую агрессивные тенденции, для достижения личных целей, человек одновременно выражает свой гнев и получает наслаждение.

Анализируя виды и формы агрессии, необходимо дать характеристику и такой форме агрессии, как альтруистическая (эксперименты, проведённые по методу А. Басса). В данной ситуации речь идёт о сложном феномене с двойственной мотивацией-альтруистической и агрессивной. В итоге таких действий «жертва» получает пользу, значительно превосходящую тот вред, который был ей нанесён этими же действиями как агрессивными.

В этой связи интересна классификация, изначально предложенная Э.Фроммом (он предложил посмотреть на агрессию с точки зрения положительного и отрицательного детерминирования, тем самым разделив её на "злокачественную" и "доброкачественную"), что послужило в последствии основой для дифференцирования агрессии на конструктивную и деструктивную. Первый вариант разновидности агрессии детерминирует успешную социально-психологическую адаптацию в силу того, что она представляет собой врождённый механизм, обеспечивающий "выживание", и стремление к победе в конкуренции с особями того же вида; это активная энергия, позволяющая защищать своё "Я", отстаивать свою позицию. Во втором случае -
агрессия направляется мотивами разрушения, что только усиливает вероятность возникновения дезадаптации личности.

Важно обратить внимание на тот факт, что в данной статье продемонстрирован только основной перечень из всех существующих критериев для дифференциации форм и видов агрессивных проявлений. При этом, надо отметить, что зачастую сами авторы смешивают эти два понятия.

Т.о., резюмируя выше написанное, ещё раз отметим неугасающий интерес в изучении многогранного феномена агрессии исследователями разного профиля во все времена. Особое место изучению агрессивных тенденций отведено наукам психологического сектора. Неоднозначность и многоплановость феномена агрессии определило появление широкого спектра теорий, предлагающих каждая по-своему увидеть природу агрессивных явлений, что, безусловно, отразилось на качестве знаний о феномене: по сей день наука не располагает базовым определением рассматриваемого термина, критерии классификации видов и форм агрессии перекликаются и накладываются друг на друга, при чём, как было уже указано, нет чёткого дифференцирования форм и видов агрессивных проявлений.

Подводя итог анализу   данных, полученных в ходе неоднократных попыток изучить феномен агрессии, со своей стороны определим агрессию следующим образом: Агрессия – ряд,  как осознанных, так и неосознаваемых,  целенаправленных действий, характеризующихся различной степенью детерминирования, и отправной точкой запуска которых является деструктивное намерение, реализуемое в нанесении морального или физического вреда другому объекту.

Библиографический список:

1. Бэрон Р.,Ридчардсон Д. Агрессия.–СПб:Питер,2001.
2. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Вопросы психологии–1972-№6–с.12-18.
3. Налчаджян А.А. Агрессивность человека.-СПб.:Питер,2007.
4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность //Психологический журнал. – М.,Т.17,№5.-1996.–с.3-16.




Рецензии:

27.06.2015, 10:12 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Основания: 1/В данном конструкте указано в полноте психологическое состояние агресивности. 2/Агресия и агресивность как модальные понятия имеют разную поведенческую природу. 3/Нужно одинако в интерпретационном плане показать группу социметрических методов для дальнейшей верификации данной ппоблематики...

27.06.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Спасибо за конструктивный комментарий.

28.06.2015, 23:53 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья отличается авторской новизной, логикой и соответствует квалификационным требованиям. Рекомендуется к публикации.
29.06.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Благодарю за высокую оценку.

2.07.2015, 10:03 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Есть только одно "НО", статья по всем критериям написания - научная. А потому для обычного простого слушателя недоступная. Российской науке пора сделать разворот в сторону людей и стараться писать науку языком простым и интересным не только для представителей сообщества, но и для людей, прочитав вашу работу которые возможно сумели, бы поняв суть агрессии и к чему она приводит, начать исправлять ее в себе. Тогда статья обретает живое состояние, чего крайне не хватает современной Российской науке. Ведь, если мы работы делаем не для того чтобы помогать людям в осознании явлений нашего бытия, тогда вся наша работа не имеет смысла. Удачи! Статью рекомендую к публикации. Оживлять статью или оставить в таком виде – на усмотрение автора!
02.07.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Игорь Николаевич, я Вас поняла. Спасибо!

4.07.2015, 18:17 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Юлия, почему бы вам, как ученому как раз и не дать определение агрессии в вашем понимании. А еще желательно бы затронуть причины ее - агрессии появления с учетом междисциплинарного подхода к исследованию объекта вашего исследования. Рекомендую все-таки доработать статью, вывести ее из плоскости реферата в пространство науки!
06.07.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Игорь Николаевич, благодарю за глубокий анализ. При всём моём уважении,считаю,тема статьи накладывает определённые границы в содержание и изложение материала.

6.07.2015, 14:13 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Юлия, все-таки чтобы статья имела новизну необходимо, чтобы в конце вы дали ваше собственное определение, которое будет уже характеризовать вас как ученого, а не реферативного работника!
09.07.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Игорь Николаевич, проведена соответствующая корректировка.

9.07.2015, 21:15 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Юлия, когда вы даете определение термину никогда не используйте скобки внутри термина. Иначе портится общее впечатление о профессионализме автора, поскольку это говорит о сложности для него скомпоновать много образов в единый СЛОЖНЫЙ - СЛОЖЕННЫЙ образ. Второе что я просто бы еще порекомендовал выделить ваш термин либо жирным либо курсивом, стилистически поиграйте. Но должно четко быть видно, что ваш термин определен и выделен - как последний аккорд музыкальной композиции. Предлагаю сделать что-то вроде этого и взять за воооружение, что термин должен быть отдельно выделен и идти локомотивом всей вашей работы, в данном случае вашего вывода. Авторская позиция: агрессия - это ряд как осознанных так и находящихся в состоянии безсознательного, выражающегося аффективными проявлениями действия, отправной точкой запуска которых является деструктивное намерение, реализуемое в нанесении морального физического психического энергетического информационного вреда в сторону которого эти действия направлены. Таким образом вы максимально расширяете границы вашего восприятия и открываете себе возможность погрузиться в многогранность вообще всех явлений, с которыми связана агрессия! Жду, уже насколько понимаю, последнюю редакцию. Осталось совсем немного! Удачи!
26.07.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Соответствующие исправления внесены.

12.07.2015, 11:09 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Рекомендунтся к печати.
26.07.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Арлаковская Юлия Александровна:
Спасибо.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх