Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 26.06.2015. Последняя правка: 25.06.2015.

Психодиагностические инструменты и зависимость их применения от практического запроса

Матюхин Игорь Викторович

магистрант

Московский Педагогический Государственный Университет

магистрант

Березина Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор, Московский Педагогический Государственный Университет, кафедра Обшей, возрастной и педагогической психологии


Аннотация:
Слово диагноз часто вызывает недоумение и интерпретируется как печать или ярлык, определяющие характер проявления некоторых жизненных образований. Понятие психодиагностики довольно новое в научном мире и сталкивается с сопротивлением взглядов устаревших и искаженных воззрений. В данной статье проясняется истинный смысл психологического распознавания, а также описывается актуальная в наше время интегральная система инструментальной психодиагностики, ее такие составляющие методики как психометрия, беседа, наблюдение, применение технических средств, обеспечивающих регистрацию психофизиологических параметров, а также специфические приемы распознавания. Подчеркивается ориентация диагностики и использования конкретного инструмента от области и специфики практического запросов из клинической, образовательной, кадровой и других сфер практики.


Abstract:
The word diagnosis is often puzzling and is interpreted as a seal or label, defining the nature of the existence of some living entities. The concept of psycho-diagnostics quite new in the scientific world and facing resistance looks outdated and distorted beliefs. This article clarifies the true meaning of psychological recognition, and describes relevant in our time, the integrated system of instrumental psycho, its components such techniques as psychometrics, interview, observation, use of technical means for ensuring registration of psychophysiological parameters as well as the specific methods of recognition. Emphasizes the orientation of the diagnosis and use of a particular instrument from the field and the specific requests of clinical, educational, personnel, and other areas of practice.


Ключевые слова:
инструментальная психодиагностика; инструмент; методики; психологическое распознавание; психометрика; запрос; психодиагностическая задача; психотерапевтическая диагностика;клиентоцентрированность

Keywords:
instrumental psychodiagnostics; tools; techniques; psychological recognition; psychometrika; query; psychodiagnostic task; psychotherapeutic diagnostics;person-centered


УДК 159.99

Инструментальная психодиагностика

Психодиагностика - это распознавание текущего психологического статуса в целом или отдельных индивидуально—психологических характеристик. Наличие диагностики предполагает, что существует и другое знание о читаемом феномене, но здесь и сейчас целесообразно применение именно определенного типичного выделения элемента реальности, диктующего наиболее верное направление  решения задачи.

Инструментальная психодиагностика—это психодиагностика вообще, то есть фундаментальный теоретический базис, включающий такие направления как клиническая диагностика, организационная, консультативная и т.д. Это изучение и измерение личности как системы психологических свойств и социально значимых черт, применительно к которой существует несколько уровней ведущих инструментов диагностики:

  1. беседа и наблюдение;
  2. применение психометрических методик (клинические шкалы, тесты, опросники, психосемантические тесты, патопсихологические пробы и др.);
  3. технические средства;
  4. специфические методики.

Что касается беседы и наблюдения, то данные методики позволяют качественно диагностировать личность целостно и в ее функциональном (динамическом) аспекте. Данный подход очень широко распространен, особенно в клинической, консультативной и психотерапевтической практиках.

Применение психометрических методик хорошо помогает измерять индивидуально—психологические характеристики как элементного состава, так и общего.

Технические средства эффективно «справляются» с практическим запросом конкретного характера. К таким инструментам относятся аппараты транскраниальной магнитной стимуляции, полиграф, айтрекеры из области окулографии, электроэнцефалограф, функциональный магнито—резонансный томограф и др. Допустим когда необходимо узнать насколько быстро человек обрабатывает контент, принимает правильные и точные решения, то тут очень хорошо подойдет айтрекер, фиксирующий движение глазных яблок. если нужно проверить реактивность вегетативной нервной системы в стрессогенной ситуации, то здесь целесообразно применение полиграфа—комплексного регистратора вегетативных реакций.

Специфические методики психодиагностики бывают актуальны из—за острой нужды частичного или полного распознавания в какой—либо области практики. 

Практический запрос  

Вышеизложенное описание определяет, что целесообразность применения того или иного инструмента психодиагностики личности зависит от практического запроса. Если человек идет на сессию к психологу—консультанту, чтобы преодолеть, например, неуверенность в себе, то специалист будет применять, разумеется, такие инструменты как наблюдение и беседа. Если необходимо распознать некоторые психологические качества, обладание которыми входит в перечень требований овладения определенной профессией, то здесь можно воспользоваться психометрическими шкалами целевого назначения. Например, при запросе оценки уровня тревожности в клинической практике используют диагностические шкалы.

Когда практический запрос требует оценить достоверность информации, то в данном случае лучше всего подойдет и опыт специалиста, проводящего скрининг (предварительная беседа и наблюдение), и такое техническое средство как полиграф. Что касается специфических инструментов диагностики, то к ним можно отнести фармацевтическое воздействие, например, в области психиатрии, для уточнения , а иногда и постановки диагноза, анализ продуктов деятельности, допустим, «почерк» преступника в криминалистике, чтение мимики  и жестов в области психологии лжи и профайлинга, средовое испытание в военно—полевой закалке и т.д. Специфические инструменты распознавания психологических особенностей требуют дополнительной ответственности, осторожности их применения, а также активного  согласования с этическими нормами и правовым обеспечением.

К основным общественным сферам применения психодиагностики относятся следующие:

  1. образовательная (педагогическая);
  2. организационная (кадровая);
  3. клиническая;
  4. консультативная;
  5. отдельно психотерапевтическая.

В образовательной среде запросы обычно связаны с отставанием в обучении и нарушениями поведения в различных возрастных категориях. Современные требования диктуют изучения возможности правильного формирования мышления, памяти, внимания, составления портрета личностных характеристик будущего исследователя, педагога, практика. На какие психические образования должна быть направлена информация для правильной ее интерпретации и возможности расширения. Также присутствуют вопросы продуктивности обучения, в частности, направления общего или целевого образования[1].

Организационная среда чаще всего связана с расстановкой кадров для наиболее конструктивного  и продуктивного производства, оценкой персонала по истечению некоторого срока работы. Каждая ответственная специализация формирует специфичные для нее профессиограммы, требованиям которой должен соответствовать личностный профиль работника.

Клиническая практика диктует запросы, связанная с оценкой и измерением врожденных и приобретенных психологических индикаторов, при неблагоприятном сочетании возможностью их коррекции для обеспечения оптимального качества жизни клиента. Международная статистика показывает, что в сфере здоровья присутствует наибольшее число обращений к психологам, причем часто эти обращения бывают не по профилю. Так люди боятся обращаться к соответствующим специалистам из—за негативной социальной оценки или предвзятости относительно некоторых явлений. Допустим, обращение к психиатрам иногда считается чем—то постыдным и накладыванием ярлыка душевнобольного, что приводит к тому, когда клиенты с тревожно—фобическими расстройствами обращаются к психологам общего профиля или вообще к знакомым психологам—исследователям, работа которых в данном случае не так целесообразна как клинически—ориентированного специалиста.

В пространстве  консультативного направления также существую типичные запросы, которые часто отражают элементы, лежащие на периферии личности и являющиеся обычно уже следствием сложившегося феномена. Необходимость поиска причины  отчасти сталкивает консультанта с решением поисковых задач.

Аналитический обзор типичных практических запросов и их диагностического инструментария.

Анализируя литературу Ануфриева, Бурлачука, Гуревича, а также некоторые современные источники можно представить краткий обзор типичных практических запросов [2].

Если весь диагностический инструментарий  обозначить соответствующими цифрами:

  1. непосредственное восприятие (беседа, наблюдение, интервью);
  2. психометрические методики;
  3. психофизиологические исследования;
  4. специфические методики,

то получим следующее. 

Образовательная сфера:

  • нарушение эмоционального состояния—1;
  • нарушения поведения—1;
  • отдельно девиантное поведение—1,2;
  • трудности в общении со сверстниками—1.

Основные виды деятельности практического психолога в образовании в значительной степени сходны с видами практической психологической работы в других сферах, однако, имеют специфику, связанную с особенностями объектов психологической работы (дети, родители, воспитатели, учителя) и соответствующими проблемами, с которыми они сталкиваются. Это — психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка. 

Организационная сфера:

  • оценка персонала—1,2;
  • экспертиза—1,2,3;
  • оценка достоверности информации—1,3;
  • обработка визуального контента—3;
  • скорость принятия решения—1,3;
  • поведенческая гибкость—1,3,4.

Психологические проблемы организации различаются в зависимости от того, на какой стадии развития она находится. Эти проблемы связаны, прежде всего, с формированием личности профессионала, обеспечение его адаптации в рынке труда, осознание путей повышения квалификации и карьерного роста. Важнейшим ориентиром в решении психологических проблем, возникающим в организации являются надежные методы психологической диагностики и способы коррекции и совершенствования профессиональной деятельности кадров. Среди такого рода методов наиболее эффективным является системное применение графических методов в сочетании с методами индивидуального планирования деятельности, методиками диагностики компетентности специалиста и т.д. Их детальная разработка применительно к профессии и, в частности, профессии кадрового менеджера, позволят наиболее эффективно решать проблемы кадрового обеспечения, сформировать необходимый уровень культуры кадровой деятельности.

Клиническая сфера:

  • тревожные расстройства—1,2,4;
  • аффективные расстройства—1,4;
  • расстройства когнитивных функций—1,2,3;
  • личностные расстройства—1;
  • психосоматические расстройства—1,4.

При изучении психологии болеющего человека врач и медицинский психолог обращают внимание на все многообразие явлений – нормальных и патологических, – связанных с влиянием соматического заболевания на психическую деятельность, эмоциональные переживания и преломленные в них особенности личности и социально-психологической ситуации больных. Задача клинического психолога состоит в дифференцированной оценке психического состояния соматического больного, то есть в определении степени выраженности, глубины и структуры эмоционально-аффектив­ных, мотивационных и поведенческих нарушений. В задачу психологической диагностики в этих случаях входит также выявление осознаваемых и неосознаваемых установок в отношении болезни и лечения, которые могут являться как следствием нарушений психического состояния больного, так и могут приводить к усилению аффективного напряжения[3]. 

Консультативная сфера:

  • беспокойство—1;
  • тяжесть утраты—1;
  • неуверенность в себе—1,2;
  • познавательное любопытство—1;
  • психологическая интоксикация—1,2;
  • нарушение межличностных взаимодействий—1,2;
  • уныние и тоска—1.

Основной метод консультирования—беседа, построенная определенным образом. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чувства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно короткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы клиента. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и включает одну или несколько консультаций. В отличие от психотерапии, ориентированной на длительные отношения пациента и психотерапевта, психологическое консультирование предполагает краткосрочные отношения.

Психотерапевтическая:

  • депрессия—1;
  • хроническая тревога—1;
  • личностная неудовлетворенность—1,4;
  • развод—1;
  • ангедония—1,4;
  • потеря смысла жизни—1,4;
  • смещение ценностей—1;
  • потеря себя—1,4.

Сложнее всего приходится заниматься диагностикой в психотерапевтической сфере, заслуживающей отдельного рассмотрения. Задачи психотерапии часто совпадают с консультативными, но не всегда. Последняя постоянно сталкивается с пограничными случаями, определенность которых очень относительна, но также очень важна.

Аккуратнее приходится заниматься диагностикой в гуманистическом направлении, так как структурирование и применение распознавания в данном случае должно отличаться тщательной коррекцией, осторожностью, «мягкостью» применения, но, в первую очередь, клиентоцентрированностью. То есть терапевт здесь диагностирует клиента не более, чем клиент диагностирует терапевта, что обеспечивает равноправие отношений, их доверительность и подлинность.

Особенно искусно вышеизложенное демонстрирует «роджерианский» подход в гуманистическом ключе, где техники безусловного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности обогащают отношения консультанта и клиента, и обеспечивают теплый, эмоциональный фон коммуникации[4].

 В терапевтическом процессе диагностика является «мягкой» и помогает больше всего определить направление работы, но диагностика тут же «улетучивается» или «корректируется» естественным образом, если доставляет хоть какое—то неудобство одной или обеим сторонам процесса.

Таким образом, в не директивных психотерапевтических системах психологическое распознавание отличается «текучестью», но стоит отметить, что направление «течения» во многом зависит от самого клиента. Терапевт «раскроет карты», если этого захочет клиент, «покажет одну или две карты», или вовсе не будет «класть карты на стол», а то и вовсе не будет играть в эту игру, так как специалист в клиентоцентрированном подходе это фасилитатор конструктивного роста и самоактуализации клиента.

Если подытожить вышеперечисленные запросы и применяемый психодиагностический инструментарий, то мы получим следующие результаты, приведенные в таблице 1. 

Таблица 1. Частота применения психодиагностического инструмента определенной группы.

И

ОБР

ОРГ

КЛ

КОН

ПТ

1

4

5

5

7

8

29

2

1

2

2

3

-

8

3

-

5

1

-

-

6

4

-

1

3

-

4

8

где «И»—психодиагностический инструментарий (1,2,3,4-группы соответственно), «ОБР»—частота применения психодиагностического иснтрумента в основных запросах сферы образования, соответственно «ОРГ»—организационной сферы, «КЛ»—клинической сферы, «КОН»—консультативной, «ПТ»—психотерапевтической,  ∑—общая частота. 

Итак, как мы можем видеть, во всех перечисленных в начале  аналитического обзора запросах присутствует эксплуатация инструментов группы 1, то есть инструментов непосредственного восприятия (беседа, наблюдение, интервью). Важно отметить, что ни один психодиагностический процесс и процедура без них не обходится. Общая частота находится в самом большом значении 29.Второе место по частоте применения разделили диагностические инструменты 2 и 4 групп с частотой равной 8. Причем чаще всего применение психометрических методик зафиксировано в консультативных запросах, но, именно как дополняющий способ психологического распознавания, а специфических—в психотерапевтических запросах. Последнее место по частоте применения занимают инструменты технической группы (полиграф, айтрекер,  мрт), практически все случаи использования данной диагностической аппаратуры приходятся на организационную сферу.

Что касается 2 группы инструментов, тот тут уместно представить основные категории психометрических методик [5]:

  1. клинические методики
  • клинико—психологические опросники;
  • клинические опросники;
  • клинические шкалы.
  1. опросники
  • личностные опросники;
  • опросники черт личности;
  • типологические опросники;
  • опросники ценностей;
  • социологические опросники.
  1. проективные методики;
  2. психосемантические методики;
  3. тесты. 

К классическим проективным методикам относят методику чернильных пятен Роршаха, цветовой тест Люшера, тематический аперцептивный тест, методика «нарисуй человека», методика «дом—дерево—человек», методика «незаконченные предложения», методика «несуществующее животное» и другие.

К классическим психосемантическим методикам относят методику предельных смыслов, методику семантического дифференциала, шкала позитивного аффекта и негативного аффекта и т.д.

К группе тестов часто относят методики на выявление степени развитости интеллекта. Например, культурно—свободный тест интеллекта Кеттела, тест Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, определение социального интеллекта по Гилфорду и др.

Как мы можем наблюдать, направление ответа на практический запрос хорошо отражено в названии психометрических методик, что облегчает их использование и не вызывает путаницы в определении стимульного материала.

Что касается 3 группы психодиагностических инструментов, являющихся аппаратными средствами, измеряющими психофизиологические параметры, то тут актуальным будет упомянуть популярный полиграф, использующийся во многих исследованиях как практического, так и теоретического характера.

Полиграф—это техническое средство  комплексной регистрации вегетативных реакций, являющееся психофизиологическим методом исследования («поли»— много, «графо»— писать). В народе данное изобретение именуется также детектором лжи. Но это название не совсем полно характеризует это инструментальное средство, так как причина реакции во время проверки не ложь, а эмоциональная значимость, истинная природа которой  неизвестна и всегда относительна. Полиграф регистрирует следующие физиологические показатели:

  1. кардиоканал (артериальное давление, фотоплетизмография, дополнительно—число сердечных сокращений);
  2. пневмоканал (верхнее—грудное и нижнее—диафрагмальное дыхание);
  3. кожно—гальванический рефлекс.

Что касается средств 4 группы, то это область отдельного изучения и последующего теоретического оформления. Можно лишь отметить как один из самых действующих на сегодня методов—это психофармакологический метод. В психотерапии часто применяются методы волевого преодоления, поведенческой игры, методики пластичного ответа, помогающие определить по результатам деятельности нормы реакции для данной личности. 

Заключение

Инструментальная психодиагностика отвечает всем требованиям обработки актуального запроса, по распознаванию индивидуально—психологических качеств или целостных характеристик  личности, коллектива, малой или большой группы, а также оценки ситуации, динамики взаимодействия человека в ней. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. Общественная практика диктует несколько направлений с акцентированными запросами на выяснение: клиническая практика, организационная, педагогическая, консультативная, образовательная, психотерапевтическая. Целесообразность применения того или иного инструмента психодиагностики личности зависит от практического запроса. В зависимости от сферы реализации ответа на сформированный запрос применяются различные средства психологического распознавания: беседа и наблюдение, психометрические методики, технические средства, обеспечивающие замер психофизиологических параметров и специфические методики. Отдельного рассмотрения заслуживают решения диагностических задач в психотерапии, ввиду необходимости аккуратного применения распознавания и коррекции. Таким образом, инструментальная диагностика является эффективным средством решения не только исследовательских, но и практических задач.

Библиографический список:

1. Ануфриев А.Ф. Схема описания случаев из практики в психолого-педагогической диагностике // NB: Психология и психотехника. — 2014. - № 3. - С.141-174.
2. Анастази А. Психологическое тестирование (под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского). – М. 1982.
3. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2000.
4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многосто-роннего исследования личности. – М. 1976. – 176 с
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.  СПб.: Питер Ком, 1999.  517 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.  СПб.: Питер, 2002.  352 с.
7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интел-лекта и личности. – К. 1978. – 140 с.
8. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М. 1981. – 232 с
9. Роджерс К.Р. Человекоцентрированный / клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, N 2.
10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд., доп. – СПб.: «Питер», 2004. – 319 с.
11. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Ланге Вита, 1995.
12. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л. 1984. – 215 с.
13. Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики
14. Общая психодиагностика: учебное пособие / Ред. Бодалев А.А., Столин В.В. – СПб.: Питер, 2001.
15. Психологическая диагностика: учебное пособие для вузов / Ред. Акимова П.К., Гуревич К.М., – СПб.: Питер, 2005. – 652 с.
16. Пишо П. Психологическое тестирование / Пер. с франц. — СПб.: Питер, 2003.
17. Психометрика: Введение / Р.Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова; Под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 445 с.
18. Практический интеллект / Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж.Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002 - 272 с.
19. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2005. – 400 с.
20. Шелкова О.Ю. Задачи психологической диагностики в клинической медицине. – M.2008.




Рецензии:

26.06.2015, 9:32 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Стать рекомендуется к публикации.Основания: 1/Психодиагностика развивается в поле психогенного компонента. 2/Интерпретация психодиагностических инструментов и методик всегда дает поле для експоненциального анализа их применения. 3/Психодиагностика в данном случае решает очень интересный диагностический конструкт-связь социометрический методики/в классических параметрах применения и психологическая пропедевтика клинических заболеваний/. 4/Типологизация психодиагностических инструментов по моему дана в нужном кореляционном порядке верификационного применения.

28.06.2015, 23:50 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует основным квалификационным требованиям и, кроме того, отличается подлинно научным стилем и проблематикой. Рекомендуется к публикации

31.08.2015, 13:28 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх