Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.06.2015. Последняя правка: 25.06.2015.

Принципы создания оптимальной организационной структуры управления

Матвиенко Татьяна Романовна

студентка

Ставропольский государственный аграрный университет

студентка

Белкина Елена Николаевна, доктор экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия и бизнес-технологии в АПК


Аннотация:
В данной статье были рассмотрены принципы построения оптимальной организационной структуры. Эта тема является актуальной, потому что от эффективного построения и дальнейшего функционирования организационной структуры зависит успех предприятия.


Abstract:
In this article the principles of creation of optimum organizational structure were considered. This subject is actual because the success of the enterprise depends on effective construction and further functioning of organizational structure.


Ключевые слова:
оптимальная организационная структура; структура управления; принципы и методы построения организационных структур

Keywords:
optimum organizational structure; structure of management; principles and methods of creation of organizational structures


УДК 338

Понятие «организационная структура управления» выступает одним из основных понятий управления, которое тесно связано с самим процессом управления, функциями, а также целями, которые ставит перед собой организация. Управленческий процесс, а именно движение потоков информации и принятие управленческих решений, протекает в рамках той организационной структуры, которая построена на предприятии. Структура управления строится для своевременного и качественного осуществления процесса управления. Можно сделать вывод, что принципам и методам построения организационной структуры управления уделяется особое внимание, потому что от эффективности функционирования структуры зависит производственная деятельность предприятия и его способность к конкуренции. Стратегия поведения при построении организационных структур направлена на выбор такого решения, которое будет наиболее оптимальным между централизацией и децентрализацией властных функций, что и определяет необходимость достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и устанавливать устойчивые связи между звеньями и структурными подразделениями на всех уровнях, уменьшить число ступеней в структуре управления и повысить эффективность принятия решений.

Под организационной структурой предприятия понимают состав и совокупность внутрихозяйственных подразделений производственного, вспомогательного, обслуживающего и культурно-бытового назначения, которые в определённой последовательности расположены на его территории, между ними установлены отношения, которые содержат характер  общественного разделения труда, производственной кооперации и интеграции. В современных условиях успех деятельности предприятия определяется тем, насколько эффективно процесс управления воздействует на факторы производства. В первую очередь выделяют проблему гибкости и способности адаптироваться к частым изменениям во внешней среде. К ним относят социальные факторы и условия, не оказывающие прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия.

При выборе организационной структуры для того или иного предприятия следует учитывать ряд факторов. Наиболее значимые из них следующие:

  • размер и степень разнообразия деятельности, соответствующие организации;
  • территориальное расположение организации;
  • технология;
  • отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников;
  • динамика внешней среды;
  • стратегия, которая реализуется организацией.

Организационная структура должна выбираться таким образом, чтобы она соответствовала размеру организации и не была более сложной, чем это требуется. В случае, если предприятие маленькое и руководитель один справится с управлением, то строится более простая структура управления. Но при значительном увеличении количества сотрудников в организации появляется промежуточный уровень в управлении и применяется функциональная структура. Так по мере возникновения новых уровней может применяться такая структура, как дивизиональная или матричная.

Если регионы достаточно изолированы, имеет место географическое размещение организаций, это приводит к появлению региональных подразделений. Если права у территориального подразделения небольшие, то применяется функциональная структура, но в случае если подразделение становится относительно самостоятельным, то строится дивизиональная структура управления.

Технологии также оказывают влияние на организационную структуру. Во-первых, организационная структура построена в соответствии с той технологией, которая применена в организации. Во-вторых, структура строится таким образом, чтобы было возможно технологическое обновление. Она должна давать возможность возникновению и распространению идеи технологического развития и проводить процессы обновления.

Организационная структура во многом зависит от отношения к ней менеджеров, какой тип им более предпочтителен и насколько она готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации. Также на формирование структуры оказывают влияние и отношение работников организации. Так высококвалифицированные работники предпочитают структуры, которые дают им больше свободы и самостоятельности.

Динамика внешней среды является очень сильным фактором при выборе организационной структуры предприятия. Если внешняя среда стабильна и в ней нечасто наблюдаются изменения, то организация с успехом применяет механические организационные структуры, которые обладают малой гибкостью и требующие больших усилий при изменении. Но в случае, если внешняя среда более динамична, структура должна быть органичной, гибкой и способной незамедлительно реагировать на внешние изменения. Такая структура должна предполагать высокий уровень децентрализации, что означает наличие у структурных подразделений больших прав в принятии решений.

Стратегия оказывает значительное влияние на выбор организационной структуры. Нет необходимости менять структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии. Однако, совершенно обязательным будет установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегиям.

Эффективной организационной структурой является та структура, которая наилучшим образом позволяет организации бесперебойно взаимодействовать с окружающей средой, управлять сотрудниками и тем самым достигать поставленных целей с наиболее высокой эффективностью.

Проблемы организационного структурирования в различных сферах экономики рассматривали в своих работах О.С. Вахниский, А.И. Наумов, Б.З. Мильнер и другие. Известны труды зарубежных учёных М. Вебера, Ф. Тейлора, Л. Гилберта и других учёных, заложивших теоретический фундамент для современного организационного проектирования.

Выделяют следующие элементы в структуре управления организацией:

  1. Звенья
  2. Уровни
  3. Связи

К звеньям принято относить структурные подразделения, а также отдельных специалистов, которые выполняют соответствующие функции управления и менеджеров, осуществляющих координацию и регулирование деятельности одновременно нескольких структурных подразделений. Связи, устанавливаемые между отделами, как правило, носят горизонтальный характер.

Уровень управления характеризуется совокупностью звеньев управления, которые занимают определённую ступень в системах управления организацией. Ступени подчиняются друг другу по иерархии.

Между элементами структуры управления отношения устанавливаются с помощью горизонтальных и вертикальных связей. Вертикальные связи характерны для передачи информации между руководителем и подчинённым. Вертикальные связи необходимы при наличии различных уровней управления, каждый из которых преследует свои цели.

Горизонтальные связи характерны при кооперации равноправных элементов, то есть элементов, находящихся на одном уровне управления.

Аппарат управления необходимо строить с учётом того, что его структура определяет содержание, обоснованность и скорость доведения до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность, получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей структурных подразделений. Из этого следует, что аппарат управления организацией должен быть построен с соблюдением следующих принципов:

  • оперативность. Это означает, что возложенные на него функции должны быть выполнены в срок;
  • надежность. Обеспечивает достоверное отражение фактического состояния производства и результатов принимаемых решений;
  • оптимальность. Он должен обеспечивать нахождение эффективных решений технико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • экономичность. С наименьшими затратами качественно выполнять возложенные на него функции, при этом одновременно обеспечивать снижение на производство и реализацию продукции административно-управленческих затрат[8];
  • устойчивость структуры управления. При различных внешних воздействиях целостность функционирования структуры управления должна оставаться неизменной. 

Достаточно проблематичным процессом для любой организации является создание и оптимизация организационной структуры, возникает необходимость одновременного сохранения устойчивого коллектива и введение новых работников. Правильно разработанная организационная структура даёт возможность бесперебойного взаимодействия всех отделов, служб, должностных лиц, в соответствии с планами, разработанными организацией, так и возможность самореализации всех работников, которые обеспечивают прогрессивное развитие организации. 

Библиографический список:

1. Виханский О.С. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2010. – 459 с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: Изд-во Банки и биржи ЮНИТИ, 2011. – 496 с.
3. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2012. — 415 с.
4. Кондратьев В.В. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя / Кондратьев В.В., ред. - 6-е изд., перераб. и доп. - М : Эксмо, 2012. - 832 с.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2012. - 365 с.
6. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию, 2-е издание – СПб.: «Питер», 2013.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх