бакалавр
Казанский национальный исследовательский технический университет имени Андрея Николаевича Туполева
студент
Научный руководитель: Бакеев Булат Вадутович, доцент кафедры Экономики и Управления на Предприятии Казанского Национально Исследовательского Технического Университета имени Андрея Николаевича Туполева
УДК 623.1/.7
Данная статья посвящена изучению проблемы построения бортового радиоэлектронного оборудования гражданских самолетов на основе принципов интегрированной модульной авионики.
Слово авионика образовано от сочетания слов – авиация и электроника, и представляет собой совокупность электронных систем, которые разработаны для использования в качестве бортовых устройств.
В авиационной промышленности РФ понятие бортовое оборудование летательных аппаратов (ЛА) давно разделено на авиационное оборудование (АО) и бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Большинство систем АО имеют в своем составе электронные компоненты и узлы, но во время эксплуатации не используют радиоволны, в то время как, БРЭО в своей работе использует прием и излучение радиоволн.
Проблема построения БРЭО на основе принципов ИМА очень актуальна, так как в настоящее время в России ведутся работы по созданию комплекса бортового радиоэлектронного оборудования перспективного семейства гражданских самолетов, обеспечивающего решение навигационно-пилотажных задач летным экипажем, состоящим из двух человек. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) предназначен для решения следующих задач:
— самолетовождения горизонтальной и вертикальной плоскости;
— связи с наземными службами управления воздушным движением;
— внутрисамолетной радиосвязи;
— внутреннего и наружного видеонаблюдения;
— регистрации полетной информации;
— контроля полета и формирования предупреждающей, уведомляющей, аварийной сигнализации и т.д.
Принципы интегрированной модульной авионики. В основе комплекса бортовой аппаратуры для разрабатываемых гражданских самолетов предполагается использовать информационно-управляющую среду (ИУС), создаваемую на основе принципов интегрированной модульной авионики (ИМА). Идеология интегрированной модульной авионики предусматривает использование при создании БРЭО единого набора аппаратных и программных ресурсов, которые легко настраиваются и адаптируются к многофункциональным задачам. Этот набор образует платформу, которая обеспечивает функционирование в соответствии с заданными требованиями по безопасности и по функциональности самолета.
Информационные потоки БРЭО. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета должно обеспечивать следующие функции:
Особенностью информационных потоков является разнородность информации, как по интерфейсам, так и по протоколам ее передачи (интерфейсы и протоколы определяются сопрягаемыми с ИУС системами).
Принципы организации архитектуры комплекса БРЭО:
— аппаратная и функциональная интеграция бортовых вычислительных систем и датчиков, автономных и радиотехнических систем навигации, систем связи;
— модульность построения основных вычислительных систем на основе единой сетевой ИУС с распределенными ресурсами и высокоскоростными шинами обмена;
— открытость архитектуры, обеспечивающей возможность наращивания и модернизации комплекса;
— использование новейших технических решений в области электроники и информационных технологий;
— внутрипроектная унификация как аппаратных средств, так и программного обеспечения.
Элементы ИМА унифицированы по конструктивному исполнению, электрическим и программным интерфейсам. В соответствии с принципами ИМА весь комплекс бортового оборудования (КБО) реализует следующие функции:
— экранной индикации;
— самолетовождения;
— управления полетом;
— управления тягой двигателей;
— диагностики и технического обслуживания;
— автоматизации и управления самолетным оборудованием;
— предупреждения экипажа в аварийных ситациях;
— бортовой связи.
Следование принципам интегрированной модульной авионики обеспечивает:
— высокую надежность комплекса БРЭО,
— удобство в эксплуатации и обслуживании ИУС,
— высокий уровень унификации аппаратной составляющей ИУС и программного обеспечения,
— простоту модернизации и наращивания решаемых комплексом БРЭО задач (также упрощается интеграция новых систем).
Реализацию задач пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) предлагается осуществлять на аппаратных средствах ИУС в рамках единого подхода к разработке программного обеспечения.
Разработка современных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования проводится в целях повышения надежности комплекса, а также минимизации затрат на разработку, сертификацию и эксплуатацию. Для достижения этих целей предусматривается:
— максимальная интеграция аппаратуры комплекса;
— открытая архитектура комплекса;
— минимизация количества связей (упрощение кабельной сети) и введение унифицированного канала передачи информации, допускающего простое масштабирование (наращивание количества абонентов) и реконфигурацию;
— централизация вычислительных ресурсов — создание вычислительного ядра комплекса;
— конструктивная и интерфейсная унификация вычислительных ресурсов.
На основе анализа состояния, тенденций и перспектив развития бортового оборудования (БО) ЛА в России и за рубежом, научно-технических исследований, выполненных в этой области, и опыта разработки бортовых комплексов гражданских самолетов всех классов предложена практическая методология интеграции БО.
Из анализа задач функционирования самолета, вычислительных процессов, процессов информационного обмена и опыта разработок бортовых комплексов предложена структура БРЭО, базирующаяся на отказоустойчивой бортовой локальной вычислительной сети на основе высокоскоростных мультиплексируемых и радиальных каналах со стандартизованными подключениями.
Реализация идеологии ИМА при проектировании БРЭО обеспечивает:
— минимизацию кабельных связей;
— высокую надежность (резервирование на борту самолета обеспечивается двухконтурностью системы обработки данных, вычислительного ядра и индикации);
— открытую архитектуру за счет использования сетевых технологий (на базе AFDX и Fiber Channel) путем оперативного перераспределения ресурсов и унификации модулей аппаратуры БРЭО и их конструктивного исполнения;
— масштабируемость, позволяющую без изменения структуры БРЭО модернизировать и/или адаптировать БРЭО к конкретному типу самолета.
Предлагаемый системный подход к обеспечению отказоустойчивости БРЭО — основа безопасности и точности полетов, повышения качества и снижения стоимости отработки и сертификации, а также уменьшения эксплуатационных расходов в течение жизненного цикла самолета.
Рецензии:
7.07.2015, 13:28 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: "Статья" скорее представляет собой констатацию и цитирование известных фактов, отражающих при этом весьма поверхностную (обывательскую) информацию. Про отсутствие ссылок на источники, иллюстративный материал и аналитический аппарат вообще молчу. Очередная "статья" на авось. Не рекомендуется к печати.
7.07.2015, 22:00 Лобанов Игорь Евгеньевич
Рецензия: Материал более похож на реферат. Нет научной ценности. Отсутствует личный вклад автора. Нет обоснованных выводов. Не рекомендуется к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий