Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 01.07.2015. Последняя правка: 27.07.2015.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОРЫНКА СИБИРИ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Горбатенко Екатерина Олеговна

Байкальский государственный университет экономики и права

старший преподаватель

Перелыгина Кристина Алексеевна - студент финансово-экономического факультета, Байкальского государственного университета экономики и права


Аннотация:
В статье дается небольшой обзор того положения, в котором сегодня оказался автомобильный рынок Сибири. Также дается характеристика некоторым особенностям работы автодилерского центра (на примере автохолдинга Иркутской области), специфике формирования доходов подобного предприятия и факторам, которые влияют на их работу. Сделана попытка проанализировать партнеров автохолдинга в банковской и страховой сфере.


Abstract:
The author makes a review of the current state of the car market in Siberia. The article describes the features of work car dealership center (for example, auto holding Irkutsk region). The work contains the specifics income generation auto dealers and the factors affecting their work. Attempt was made to analyze the auto holding partners in the banking and insurance sector.


Ключевые слова:
автоцентры; авторынок; маржа и доходы автодилера; автомобильные холдинги Сибири.

Keywords:
auto centers; car market; car dealer margins and revenues; automobile holdings Siberia.


УДК 339.13.024 

В сложившихся условиях посткризисного развития экономики страны (имеется в виду период после 2008 года), автодилеры были вынуждены восстанавливать объемы продаж на рынке. Однако, как только компании  практически вышли на докризисные показатели, создали себе базу постоянных и лояльных клиентов, новые бренды начали выходить на российский рынок, создавая все более жесткую конкуренцию, снова наступает  неравная борьба бизнеса с кризисом, соответственно появились проблемы, как у производителей автомобилей, так и у российских автодилеров.  

Появление кризиса в основном было обусловлено макроэкономическими факторами, влияющими на развитие экономики России в целом. В том числе данная ситуация явилась «ручником» для развития и существования автодилерских компании во всей России.  Реальной проблемой автодилеров становится сокращение продаж автомобилей, начиная с первого полугодия 2014 года, во втором полугодии ситуация еще более усугубилась. Вспомним некоторые события, которые привели к обострению кризиса: с июня 2014 года снижаются цены на нефть, вводятся экономические санкции Запада против России и ответные санкции России. С января по март 2014 года следует ослабление рубля на 14,9%. Если вспомнить, что на начало 2014 года курс доллара США составлял 32,66 рублей, а евро – 45,06 рублей, то на конец декабря было отмечено максимально значение стоимости доллара США на ММВБ  более 80 рублей и евро более 100 рублей. Такое падание национальной валюты спровоцировало ЦБ поднять ключевую ставку до 17%, а значит, деньги становятся дорогими, но не только для биржевых спекулянтов, такими же они будут и для предприятий и для физических лиц.

Главной причиной беспокойства является заграничное производство большей части автомобилей, реализуемых  на российском рынке. Небольшая часть машин собирается в России, но из импортных комплектующих, даже АвтоВАЗ закупает в Европе часть деталей. Следовательно, при сложившемся курсе пар евро/рубль и доллар/рубль происходит постепенный рост рублевых цен на автомобили. В результате чего,  уже в октябре 2014 средняя цена за новый легковой автомобиль достигает 990 тыс. руб. – рост более чем на 9% по сравнению с 2013 году.

Подробнее нам бы хотелось рассмотреть автомобильный рынок Иркутской области. Всего в Иркутской области представлено 38 марок, из которых четверо: SEAT, Jeep, GAZ LCV и Chery зашли на Иркутский рынок только в 2014 году, а еще трое: Lexus, FAW, и Porsche в 2012. Однако уже в 2015 GM объявил об уходе с российского рынка, т.е. Jeep, Chevrolet, Opel и Cadillac закрывают свои центры, также об уходе объявил SsangYong.

Несмотря на рост количества дилерских центров в период 2012-2014 гг. (с 31 до  38 марок), наблюдается уменьшение продаж за 2013 года по сравнению с 2012 годом на 5,5 % и аналогичная тенденция в 2014 по сравнению с 2013 еще на 6%.

Обратим внимание на доли рынка, как известно, для производителей это зачастую важнейший показатель. Сделаем группировку с помощью АВС-метода и получим группу «А» 14 брендов: Toyota, Lada, Nissan, Hyundai, Renault, KIA, Mitsubishi, Chevrolet, VW, Ford, Honda, Skoda, GAZ LCV, Mazda, на них приходится около 80% продаж в Иркутской области. Первое место стабильно занимает Toyota, но при этом данный бренд притесняется другими, последние 3 года Toyota показывает постепенное падение доли рынка (сначала на полпроцента в 2013 и еще на 0,14% в 2014). Вторым идет отечественный бренд Lada, который также за последние 3 года показывает постепенное уменьшение доли рынка, особенно заметным было падение в 2013 – почти на 4%. Nissan показывает самый существенный рост в 2014 году, который правда легко объясняется: самое сильное падение в 2013 также показал этот японский производитель. Из остальных автодилеров группы А хочется отметить только успех еще одного отечественного бренда , GAZ LCV, который только в 2014 году появился на рынке Иркутской области и сразу занял долю в 2,5% и место в группе А.

Таблица 1. Доли рынка дилеров по продажам автомобилей в Иркутской области по первым полугодиям 2012-2014 гг. (%)*

Brand

2014

2013

отклонение

2013

2012

Отклонение

1

Toyota

14,20

14,33

-0,14

14,33

14,80

-0,47

2

Lada

9,54

10,21

-0,66

10,21

13,92

-3,71

3

Nissan

8,73

5,80

2,93

5,80

10,36

-4,56

4

Hyundai

8,21

8,49

-0,27

8,49

6,09

2,40

5

Renault

6,56

7,13

-0,57

7,13

6,57

0,56

6

KIA

6,19

7,28

-1,09

7,28

6,63

0,65

7

Mitsubishi

5,28

5,16

0,11

5,16

3,82

1,35

8

Chevrolet

4,20

5,96

-1,77

5,96

6,81

-0,84

9

VW

3,83

4,33

-0,49

4,33

1,85

2,48

10

Ford

2,83

3,64

-0,81

3,64

4,57

-0,93

11

Honda

2,66

2,91

-0,26

2,91

1,77

1,14

12

Skoda

2,66

2,44

0,22

2,44

2,61

-0,17

13

GAZ LCV

2,49

0,00

2,49

0,00

0,00

0,00

14

Mazda

2,49

1,73

0,76

1,73

1,92

-0,19

 

Итого группа А

79,87

79,41

 

79,41

81,72

 

* Составлено авторами по данным AEB

Однако в нашей работе хотелось бы подробней остановиться на анализе одного крупного автохолдинга Иркутской области, а именно ГК «Россо», данный холдинг объединяет такие бренды как: Hyundai, Mitsubishi, VW, Skoda, Peugeot, Audi. По данным AEB в 2014-ом эти автоцентры продали 4078 новых автомобилей, это практически четверть всего рынка новых автомобилей в Иркутске. В ТОП-10 рынка Иркутской области по итогам 2014-го года вошли три бренда анализируемого холдинга: Hyundai, Mitsubishi и Volkswagen. Первая десятка реализовала 70% всех новых автомобилей, на их многочисленных конкурентов пришлось только 30% продаж. Отметим также, что по сравнению с 2013-ым годом первая десятка брендов в 2014-ом продала всего на 173 автомобиля меньше. Значит, большая часть падения пришлась на менее сильных игроков, т.к. в целом снижение продаж составило около 6%. Самым успешным по продажам стал четвертый квартал 2014-го года. В Иркутске дилеры продали 4789 автомобилей – на 20% больше, чем в третьем квартале. Рекордным стал декабрь – 1826 автомобилей. Хотелось бы обратить внимание на то, что практически все крупные игроки на автомобильном рынке предпочитают объединяться в автохолдинги и иметь во главе управляющую компанию. Подобная структура позволяет экономить на персонале, который необходим в каждом центре (например, юристы, финансисты, кадровые специалисты, тренеры по продажам и т.д.), а также усиливать контроль за каждым центром в отдельности. Возможность выступать группой компаний дает преимущества при кредитовании, а также позволяет быть одним из крупнейших клиентов для рекламных агентств, и, как следствие, получать скидки на объеме и другие приятные бонусы. Все чаще автодилеры выступают в качестве объекта рассмотрения не как отдельные центры, а именно как холдинги. Анализируется общая финансовая устойчивость и общая доля рынка.

Авторитетное в СФО издания «Континент Сибирь» выявил 10 крупнейших автохолдингов Сибири и автохолдинг ГК «Россо» занял четвертое место. Интересно, что рынок Иркутской области более, чем на 40% занят двумя группами компаний, при этом практически такая же ситуация наблюдается в Красноярском крае и в Томской области. 

Таблица 2. ТОП-10 самых крупных автодилеров Сибири по доле рынка в основном регионе присутствия 2014 год 

Место

Название автохолдинга

Доля рынка в основном регионе присутствия, %

Основной регион присутствия

Представленные бренды

1

«АНТ»

33,34

Алтайский край

Lada, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Hyundai

2

ГК «Евразия-Моторс»

29,19

Омская область

Peugeot, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Renault, Volkswagen

3

ГК «МАКС Моторс»

24,41

Новосибирская область

Mitsubishi, Renault, Volkswagen, Jaguar, Land Rover, Audi, Jeep, Ford, Subaru, Mazda, Fiat, Skoda, UAZ, Lada, Русские автобусы

4

ГК «Россо»

22,9

Иркутская область

Mitsubishi,  Volkswagen, Audi, Skoda,  Hyundai, Peugeot

5

«Медведь -Холдинг»

21,52

Красноярский край

Mitsubishi,  Volkswagen, BMW, Skoda,  Hyundai, Peugeot

6

ГК «Автосан»

20,88

Томская область

Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Renault, Citroen, Great Wall

7

«Иркут БКТ» и «Сибавтоцентр»

20,46

Иркутская область

Toyota, Lexus, Jeep, Renault

8

«Арсенал ЛТД»

18,99

Томская область

Chevrolet, Opel, KIA

9

ГК «Сибинпэкс»

18,47

Кемеровская область

Chevrolet, Opel, Volkswagen, Audi, Mazda, Suzuki

10

ГК «Крепость»

17,73

Красноярский край

Toyota, Lexus, Volvo, Skoda

*Месаркишвили А. Закаленные опытом  [Электронный ресурс] / А. Месаркишвили. – Режим доступа: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3782/ – (1.05.2015)

Пиковой ситуацией для всей российской автомобильной индустрии был 4 квартал 2014 года, в частности ноябрь - декабрь. Дилерскими центрами был отмечен ажиотажный спрос на автомобили в салоне. В этот момент отмечались пиковые значения показателей по продажам автомобилей.

Однако, как отмечает вице-президент холдинга «РОССО» (включает дилерские центры: ДЦ Mitsubishi, ДЦ Audi, ДЦ Peugeot, ДЦ Hyundai и ДЦ Skoda) Дмитрий Лылов, в ноябре и начале декабря дилеры работали в штатном режиме, взрывной спрос на автомобили появился в середине декабря. Хотя в западных регионах России рост продаж начался значительно раньше. «У ряда дилеров за день было заключено до 20 контрактов, притом, что эта цифра является месячным планом», – сообщил Дмитрий Лылов [1].

Таким образом, для Иркутска пиковым месяцем стал именно декабрь. Рассматривая динамику, наблюдаем, что основной спрос населения Иркутской области пришёлся на автомобили дилерского центра ДЦ Hyundai - 139 законтрактованных автомобилей (на 27% больше, чем в ноябре 2014 года). С небольшим отставанием в спросе населения на автомобили марки Mitsubishi следует дилерский центр ДЦ MITSUBISHI в размере 113 автомобилей (на 28% больше, чем в октябре 2014 года). 

Однако самым успешным автодилером по Иркутской области  в динамике за 4 квартал 2014 года стал ДЦ SKODA.  Динамика его роста за последний квартал 2014 года составил 40%.

По результатам проведённых анализов Комитетом автопроизводителей АЕВ было установлено, что в 2014 году в России было продано в общей сложности 2,5 млн. новых автомобилей. Продажи 2014 года, тем не менее, отстали по динамике на 10,3% в сравнении с 2013 годом. Таким образом, сложившаяся ситуация достаточно тяжело сказывается на деятельности дилерских центров – состояние рынка постепенно обретает тенденцию спада.

Авторынок сейчас в кризисе, особенно это касается массового сегмента. На российском рынке уже прослеживается уход компаний. Как отмечает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Моисеев, производителям, которые имеют производство в России с высокой степенью локализации, будет проще. Тем, кто имеет производство, но с низкой степенью локализации, будет сложнее. Однако кто полностью завязан на импорт, будет сложнее всех – отмечает  Олег Моисеев.

На вопрос о том, что будет в 2015 году, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Моисеев ответил отчетливо: «…мы продали машины первого квартала 2015 года точно, а может быть и во второй квартал залезли». «Те ажиотажные продажи, которые были в ноябре-декабре 2014 года, - это прибежали люди, которые хотели купить машину в следующем году» - отмечает Олег Моисеев. Однако стоит сказать, что такие заявления слишком оптимистичны, большинство дилеров продали только автомобили первого квартала, а скорее всего первых 2 месяцев (январь-февраль).

Так же, анализируя изменение доллара США, можно сказать, что ситуация остается до сих пор нестабильной. Наблюдается скачкообразное изменения курса доллара и евро. Данная ситуация остается огромной проблемой для дилерских центров, реализующих автомобили  на российской территории, цены большинства марок еще не компенсировали падение курса рубля и следовательно говорить о падении цен даже при небольшой коррекции курса не приходится.

Помимо роста курсов валют существует огромное множество внешних негативных факторов, влияющих на изменение цен на автомобили, и соответственно на доходы, получаемые дилерскими центрами в итоге.

К одному из таких факторов можно отнести рост процентных ставок по автокредитованию в связи с бешеным ростом ключевой ставки ЦБ до 17% годовых. Рассмотрим основных партнеров дилерского центра ДЦ Hyundai по предоставлению банковских услуг  клиентам салона, таких как: ВТБ, Райффайзен банк, Cetelem Банк, РосБанк, РусФинанс, Союз, Уралсиб, Credit Europa Bank, ДВБ, и другие. Наиболее бюджетным вариантом автокредитования для клиента дилерского центра ДЦ Hyundai представленный маркой Hyundai является банк  ВТБ с программой, разработанной совместно с маркой Hyundai. У банка ВТБ есть преимущество в том, что банк разработал совместно с маркой  Hyundai программу автокредитования, предоставляя кредиты под ставку от 18,9% годовых,  при минимальном первоначальном взносе 20% и небольшом  пакете документов. Чего нельзя сказать про другие банки. Ставки других партнеров по автокредитованию взлетели в разы, и так, РусФинанс предоставляет кредит клиенту в среднем под ставку 31,5% (по состоянию на 25.02.2015 – под 30% годовых). В Райффайзен банке клиент может взять кредит на автомобиль марки Hyundai по особой программе в среднем под 25,5% годовых (по состоянию на 25.02.2015 – под 23,4% годовых). Многие банки в связи со сложившейся ситуацией были вынуждены даже приостановить работу по выдаче кредитов на автомобили. К таким банкам были отнесены: Credit Europa Bank, Сбербанк так же прекратил выдачу автокредитов, но оставив услугу на платформе своего дочернего банка Cetelem. Банк Cetelem, являясь даже одним из основных партнеров дилерского центра ДЦ Hyundai, предоставлял кредит на автомобиль марки  Hyundai по особой программе под ставку 25,5% годовых (по состоянию на 25.02.2015 – под 20% годовых). Однако рост кредитных ставок наблюдается не только для покупателей, но и для самих центров. Сегодня закредитованность бизнеса достигает 80%, а значит сами центры получат очень дорогие на деньги и, возможно, не смогут их обслуживать. Благодаря росту ставок по автокредитованию в среднем на 10 пунктов прогнозируется негативное влияние на реализацию автомобилей дилерскими центрами еще примерно на 20%. Данная ситуация еще более усугубляет и без того безрадостную картину перспектив текущего года.

Следующим негативным фактором, влияющим по получение дилерским центром дохода является удорожание закупки иностранных запасных частей в рублях. Рассматривая структуру доходов дилерских центров Иркутской области можно однозначно ответить, что доходы, связанные с реализацией  запасных частей являются немаловажным видом дохода.

Если проанализировать структуру доходов, можно отметить, что выручка от реализации запасных частей является менее значимой для дилерского центра, нежели выручка, полученная от реализации автомобилей. Однако на фоне остальных видов дохода выручка от реализации запасных частей является наиболее прибыльным видом дохода.

Следующий фактор, можно сказать в какой-то мере, вытекает из предыдущего. А именно из-за роста цен на запасные части, а также явное снижение объема рынка новых автомобилей страховые компании принимают решение о повышении тарифов. Таким образом, в 3-4 квартале 2014 года наблюдался рост обязательного страхования автогражданской ответственности  в среднем на 30%.

Если рассматривать конкретно г. Иркутск и дилерский центра ДЦ Hyundai, однозначно можно увидеть рост тарифов по страхованию и дальнейшее влияние на доход, получаемый дилерским центром. Основными партнерами данного дилерского цента выступают следующие страховые компании: «РЕСО-ГАРАНТИЯ», «Транснефть», «Энергогарант»,  «Согласие», «Уралсиб» и т.д. И во всех страховых наблюдался рост тарифов, в результате чего доход дилерского центра ДЦ Hyundai от предоставления услуг страхования своих клиентов был нестабилен.

Особенностью формирования  доходов дилерского центра является то, что основной доход может формироваться не за счет наценки на автомобили или запчасти. Существует несколько вариантов: формирование доходов через получения бонуса, премии от дистрибьютора или доход непосредственно с продажи автомобилей (маржа с продажи автомобиля). Исходя из этого, можно отметить, что дилерские центры, зависящие от получения бонусов от дистрибьютора, могут пострадать сильнее. Так как для получения необходимого размера бонуса от  дистрибьютора, что в дальнейшем приведет к получению наиболее высокого дохода дилерского центра, необходимо выполнить ряд конкретных условий. Такими условиями выступают: выполнение плана продаж по автомобилям и запчастям, маркетинг, выполнение плана по количеству заказанных опций, выполнение плана по обороту рекомендованных аксессуаров, повторные общения, и так далее. Невыполнение хоть одного условия приводит к потере части бонуса, а соответственно и потере своего дохода. В связи с получившимся кризисом, выполнение поставленных планов происходит все сложнее. Если рассматривать Иркутскую область, то однозначно можно сказать, что к дилерским центрам, формирующим свои доходы через получение бонуса от дистрибьютора, относятся:  ДЦ Mitsubishi, ДЦ Audi, ДЦ Peugeot, ДЦ Hyundai и ДЦ Skoda. Таким образом, анализируя доходную часть бюджетов перечисленных выше дилерских центров, необходимо сказать, что бонусы, получаемые салонами в структуре имеют весомое значение имеют. За 2014 год наибольший бонус был получен дилерской компанией ДЦ Mitsubishi, который имел удельный вес в размере 38,5% в структуре доходов данного салона. Далее с небольшим отставанием можно выделить дилерский центр ДЦ Skoda со значением доли дохода в виде бонуса от дистрибьютора в размере 21,2%. Затем можно отметить ДЦ Audi со значением 15,6% и дилерский центр ДЦ Hyundai - 15,0%. Наименьший бонус получил дилерский центр ДЦ Peugeot,  который не довыполнил ряд показателей за 2014 год,  и поэтому доля полученного бонуса составила 6,6% от общей суммы доходов. Формирование дохода через получение бонуса является рычагом управления для дистрибьютера: так стимулируется объем продаж, отношение к клиенту, поддержание сервиса в нужном виде и т.д.  

Однако, помимо бонусной системы, существует и обычная система получения дохода без бонуса, а именно получение дилерским центром маржинального дохода от реализации автомобилей. В городе Иркутске основным представителем данной системы является автосалон японской торговой марки Toyota.

Главная цель дилерских центров в 2015 году заключается в том, чтобы выжить. Реализация данной задачи будет зависеть от выбранной стратегии. К сожалению, часть игроков уйдут с рынка. Подтверждением тому является продолжение снижение продаж автомобилей в России на 48,6 %,что на 460,8 тыс. новых автомобилей меньше, чем за 5 месяцев 2014 года [5]. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», общий индекс падения продаж в российских регионах составляет 48,6% (487,1 тыс. новых автомобилей в 2015 году против 947,9 тыс. новых автомобилей в 2014 году).  В том числе, в регионах СФО прослеживается тенденция сокращения продаж на 48,5% по сравнению с уровнем прошлого года. Не смотря на кризисный спад продаж автомобилей за анализируемый период, как по России, так и по СФО, автомобильный рынок Иркутской области потерпел наименее резкий спад продаж и составил 46,2% (3,6 тыс. новых автомобилей) [2].

Нужно понимать, что темпы падения замедляются. Важным фактором стабилизации является то, что в июне прошлого 2014 года на рынке было сильное падение на 17% и это отчасти помогло улучшить результаты в 2015 году. Перспективой стабилизации автомобильного рынка становятся так же государственные программы стимулирования спроса, снижение цен на автомобили и активные промоакции. В результате чего, потребители стали более лояльно реагировать на новые цены после скачка цен в начале года. Поддержка со стороны государства в части, отмеченной выше,  сниженной ключевой ставки Центробанка, так и  продолжающейся правительственной поддержки покупателей новых автомобилей (недавно увеличенная), как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей [2].


Однако, новым «камнем преткновения» замедления темпов падения рынка продаж, а так же дальнейшего перспективного развития автомобильного рынка выступает искаженная информация, заявленная АЕВ. Как отмечает президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Владимир Моженков: « В июне AEB заявил о 140 тысячах проданных машин, но это с приписками. По экспертным оценкам, на 1 июля на дилерских предприятиях стоит 45-48 тысяч непроданных машин, о которых и дилеры и автопроизводители отчитались как о проданных. Эти машины накопились во втором квартале…» Таким образом, наблюдается некорректность учтенной информации. За первое полугодие были учтены автомобили, которые еще не проданы. Осенью падение резко увеличится, так как в прошлом году аналогичный период был успешен, в сентябре запустили программу обновления автопарка и рынок прекратил свое стремительное падение. Поэтому если летом будет наблюдаться то же стремительное падение продаж, то во втором полугодии  оно может достигнуть 50-60%. 

В результате чего такое развитие событий может привести к кризисной ситуации для автодилеров, около трети игроков должны будут уйти с рынка. Для рынка Сибири спасением может служить только отказ потребителей от подержанных японских «праворуких» автомобилей в пользу машин трейд-ин или самых доступных новых авто.

Библиографический список:

1. Головина Е. Машины съезжают с прилавков [Электронный ресурс] / Е. Головина. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2635994 – (30.04.2015) 2. Калюков Е. Падение продаж автомобилей в России замедлилось [Электронный ресурс] / Е.Калюков. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/business/08/07/2015/559d09be9a79479924be3af3 – (23.07.2015) 3. Лобода В. Рынок новых легковых автомобилей за 5 месяцев 2015 года. ТОП-50 регионов России [Электронный ресурс] / В. Лобода. – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/21792/ – (23.07.2015) 4. Месаркишвили А. Закаленные опытом [Электронный ресурс] / А. Месаркишвили. – Режим доступа: http//www.ksonline.ru/stats/-/id/3782/ – (1.05.2015) 5. Чупров. А Как автодилеры будут выживать в кризис [Электронный ресурс] / А. Чупров. – Режим доступа: http://www.zr.ru/content/articles/753666-kak-avtodilery-budut-vyzhivat-v-krizis/ – (30.04.2015) 6. Ягупов С. Продажи новых легковых автомобилей в СФО упали на 48,5% [Электронный ресурс] / С. Ягупов. – Режим доступа: http://www.ksonline.ru/178738/prodazhi-novyh-legkovyh-avtomobilej-v-sfo-upali-na-48-5/ – (22.07.2015)




Рецензии:

2.07.2015, 11:06 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: В статье есть наличие лишней информации, которая структуру статьи не шита. То есть говорится о том, суть чего не акцентирована ни выше ни в целях. Т таким образом получается наводнение лишней информацией перегружающей сознание читающего в том числе и специалиста. Существенный недостаток в том, что перспективы так и не сформированы. Статья оказалась незаконченной. Статью доработать поскольку нет итогового главного генерального вывода - Какая судьба, прогноз того что будет с автомобильным рынком и должен ли он быть. Статью не рекомендую к публикации в текущем виде! Доработать!

27.07.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Горбатенко Екатерина Олеговна:
Спасибо за критику и рекомендации, постаралась учесть ваши замечания.



Комментарии пользователей:

1.07.2015, 1:07 Котилко Валерий Валентинович
Отзыв: Статья может быть опубликована. в качестве совета автору на будущее. Надо в начале статьи вкратце изложить некоторые тенденции мирового авторынка, а закончить статью не только цитатой, но и самостоятельными выводами


5.08.2015, 6:43 Горбатенко Екатерина Олеговна
Отзыв: Спасибо, постараемся учесть и исправить


Оставить комментарий


 
 

Вверх